Первая российская МТБ экспедиция на турецкий Олимп!
11 января – был для нас необычным днем. Нам предстояла интереснейшее событие – покорение олимпа Турции, место обитания богов – величественной и неповторимой горы Тахталы!
Экспедиция:
1. Сергей Мальцев (идеолог и вожак экспедиции, команда Stark)
2. Андрей Зверев (PR директор экспедиции, команда Disco)
3. Тимур Замалиев (команда Disco)
4. Савилова Виктория (команда Disco)
5. Константин Павлов (команда Korolev Riders)
6. Денис Кузнецов
7. Дмитрий Сунцев
8. Антон Малиновский
Тахталы? О_о…
Тахталы (Tahtali) – это величественнейшая гора вблизи Кемера, приморского курорта Турции. И расположена она в 50 км по дороге из Антальи в Финике. При высоте в 2365 м над уровнем моря Тахталы является наивысшей горой в непосредственной близости от побережья Южной Турции. Она является второй наивысшей в зоне Олимпос – Бейдаглары – Национальный парк и как господствующая вершина в горной цепи Бейдаглары.
Сказ о том, что было…
Ровно год назад наша компания байкеров отправилась встречать новый 2009 год в Турцию и изучать горы Кемера на предмет наличия фрирайда. Тогда никто даже не догадывался, что Сергей Мальцев (идеолог поездки) давно загорелся целью спуститься с горы Тахталы на велосипеде. И буквально в первый день прибытия Сергей подорвался осуществлять план по покорению горы вместе с Григорием Антоновым. Однако же нашу компанию смутило, что гора велосипедистами не изучена, она дикая, покрыта толщами снега… Это просто может оказаться очень опасно! Тем более 31го декабря – канун нового года! Но огонь в глазах Сержа не угасал: рано утром их с Гришей отвезли к подъемнику. И больше мы их не видели, по крайней мере в тот день… В середине дня начинали волноваться, а за несколько часов до нового года уже началась неподдельная паника! За 2 часа до полуночи Серж с Гришей ввалились в гостиницу полуживые, но их глаза излучали радость: они сделали ЭТО… и остались живы. Это была настоящая авантюра! По рассказам товарищей были сделаны выводы о том, что гора Тахталы не представляет для нас интереса с точки зрения спуска на велосипедах. Примерно половину спуска с горы им пришлось спускаться пешком. Мы поставили крест на этой горе и рыскали по менее величественным горным лазейкам Кемера.
Назад в будующее!
С тех пор прошёл год. И по иронии судьбы наша компания опять оказалась в Кемере на Новый год. В нашем распоряжении было целых 11 дней, но мы уже примерно осознавали на что их потратим – отнюдь не на матрасный отдых! Мы спускались на байках по старым фрирайдным трассам, искали новые тропы. У нас был и даунхилл (спуск с горы), и эндуро (спуск и подъем), и фрирайд (свободное катание)! Но было и ещё кое-что – то, что, пожалуй, стало ключевым в нашей поездке. Серж предложил снова покорить Тахталы! Мы всё восторженно поддержали эту идею, но откладывали на потом… Пока наконец уже 10го января не осознали, что у нас остался последний день пребывания в Турции. Серж рекомендовал мне откровенно не участвовать в этом, основываясь на прошлогоднем опыте спуска с Тахталы. Но, я решила, что стоит рискнуть – мне безумно хотелось подняться выше облаков на место, где по приданию обитали боги Олимпа, и спуститься вниз на велосипеде. Я верила, что это был бы незабываемый спуск!
Администрация подъемника, узнав о наших планах, очень заинтересовалась и организовала нам практически бесплатный подъем.
Покорение горы Тахталы.
На следующий день по совету Сержа мы одели на себя все свои тёплые вещи, взяли рации, небольшие запасы воды, целый рюкзак отваги ну и конечно велосипеды. Погрузившись в арендованный на время всей нашей поездки микроавтобус Ford Transit, мы направились к станции подъемника на Тахталы.
К слову о канатной дороге: она была построена сравнительно недавно – в 2007 году и считается второй в мире по протяжённости (4350м). Нижняя станция фуникулёра расположена на высоте 726м над уровнем моря, верхняя – 2365м. Как оказалось, канатная дорога на вершину Тахталы – это швейцарский проект. Всё оборудование – швейцарское, в отличном состоянии.
Нас поразил местный зоопарк – необыкновенной красоты горные козы (судя по колокольчикам – домашние) умиротворённо пасутся у станции. Меня лично поразили их глаза, имеющие прямоугольные зрачки.
С каждой секундой подъёма к небу – перед нами открывались неописуемо чарующие пейзажи… Сзади волшебные побережья и море, а впереди белоснежная и величественная Тахталы.
Чем ближе мы приближались к вершине горы, тем все больше нашему взору открывались отвесные и дикие скалы.
Каждый из нас изучал причудливый рельеф и бегло искал глазами возможные линии спуска. Я даже пару раз задалась вопросом – “а может не стоит?…”. Время подъёма заняло минут 10. И за это время мы проехали всего 4 опоры! Немыслимо себе даже представить всю трудоёмкость процесса строительства этой канатной дороги, потому что опоры расположены на отвесных скалах.
И вот мы наверху! Облака томно кочевали под нами, солнце радовало и вдохновляло на предстоящий спуск, а хребты со снежными шапками ослепляли бликами солнечного света… Нас окружали живописные панорамы гор – диких, турецких гор. В воздухе плавал аромат свободы и непокорности: каждый ощутил себя на фоне гор могучим как Бог и одновременно ничтожным как муравей. Словно на ладони можно было лицезреть Кемер и ближайшие деревеньки Текирова. Несмотря на солнечную погоду – здесь на вершине было очень холодно: у подножья температура воздуха достигала +16, а здесь – около нуля. В куртках и тёплых перчатках мы быстро замерзали, ледяной ветер не щадил никого.
Но вот, наконец, пришло время для спуска.
Сперва по камням мы спустились от станции к хребту, присыпанном снегом.
Снег оказался очень плотный с небольшой ледяной коркой. И мы по одному стали спускаться по этому снежному мостику на другую сторону. Я отпустила тормоза и поехала по этому хребту, но меня стало разгонять моментально. Примерно на середине спуска я слегка зажала задний тормоз в надежде снизить скорость, но велосипед моментально ушёл из-под меня влево. Я же, удерживая его левой рукой за руль, продолжала скользить на пятой точке, пока меня не остановил торчащий из снега камешек.
Было больно, но он меня остановил. Я пребывала в лёгкой панике. Справа в неизвестность падал отвесный снежный склон, слева склон был значительно положе, но уходил также в бесконечность. Я встала и пешком завершила свою переправу. Серж, понаблюдав за моим трюком и указывая пальцем на отвесную пропасть, изрек: “туда падать нельзя!”, и указав на более пологую бесконечность: “лучше туда”. Мы немного спустили покрышки для лучшего сцепления.
Дальше снег уже не был настолько скован коркой льда, и покрышки врезались в него – появилось сцепление с поверхностью. Мы двигались по снежным пустыням вперёд, проезжая по косым снежно-ледяным склонам и оставляя лёгкие колеи.
Порой косой уклон был настолько велик, что приходилось спешиваться и аккуратно ступать по снегу, предварительно выбивая ступнями микро ступеньки.
Из снега озорно торчали скалы. Мы намеренно выбирали снежные тропы, так как каменные участки представляли собой непроезжаемые скопища живых булыжников.
Серж восторженно удивлялся и восхищался, ведь в прошлом году здесь на Тахталы царили снежные сугробы, глубиной более метра, ехать по которому не представлялось возможным.
Горная снежная пустыня меняла свой рельеф и появлялись забавные спуски и подъёмы.
Я визжала от восторга! Начались небольшие подъёмы, которые преимущественно преодолевались пешком. Мы уже спустились до уровня облаков, и перед нами открывались потрясающие виды на цепи гор, снежные шапки, облака… Тишина оглушала…
Постепенно снежные участки начали сменяться каменными.
И вот, после спуска по камням, мы встретили двух пеших туристов, облачённых в походные рюкзаки. Кажется, это были поляки. Они показали нам направление пешеходной тропы и мы поспешили вперёд. Очень полезным ориентиром по нахождению пешеходной тропы служили сложенные из камней пирамидки, которые в столь большом каменном поле можно было без труда разглядеть.
Ориентируясь на них, мы двинулись дальше и оказались в русле пересохшего ручья. Здесь пришлось преодолевать различные препятствия пешком: камни, брёвна, размытые овраги и толщи подтаявшего снега. У нас начались невероятные подъёмы, а затем, местами, проезжаемые спуски. Здесь пешая туристическая тропа была отчётливо различима, так как на более высоких камнях была отмечена белыми и красными полосками. Начались уже интересные и техничные спуски!
После продолжительного виляния по каменистой тропе, мы оказались на сосновых просторах – это очень напомнило Крым. Моим эмоциям не было предела для восторга!
Мы ещё долго фрирайдили уже вне троп по просторам низин Тахталы, пока не выехали на знакомый нам горный серпантин. О как приятно!
И вот в скором времени нас встретили на одной из серпантинных дорог. Мы были восторженные и уставшие! Моё лицо пылало от жары – все тёплые вещи, который насоветовал Серж по сути не пригодились, т.к. всё же большую часть спуска с Тахталы мы осуществили вне снега и холода. Я не чувствовала пальцы рук. Четырехчасовой спуск довольно серьёзная нагрузка на суставы. Но радости не было границ!
Мы принялись отдыхать, а четверо ребят повторили спуск) Но уже не полтора часа!
схема нашего спуска
Вердикт.
Собственно, мы воплотили в жизнь мечту нашей поездки в Турцию – покорили Тахталы, и эти невероятные впечатления навсегда останутся в нашей памяти. Здесь обязательно должен побывать уважающий себя фрирайдер! Перспективы у этого места бесспорно есть.
Плюсы… Невероятные панорамы, фрирайд по снегу, живым камням, булыжникам, тропинкам, сосновом бору, подъемы для любителей эндуро, доброе отношение администрации подъемника, дешевизна и доступность туров в Турцию.
Минусы… Непредсказуемость погоды: очень важно понять, в каких условиях вам предстоит спуск. С января по апрель здесь обычно лежит много снега (не в этот раз), а летом его почти нет. Когда пробовать свои силы – решать вам.
Сложность: не каждый байкер технически и психологически готов осуществить подобный спуск.
Наши советы:
- непродуваемая и теплая одежда!
- команда: советуем спускаться группой, чтобы при необходимости оказать помощь.
- идеальный велосипед – эндуро байк! (часть маршрута придется преодолевать пешком)
- связь с внешним миром (рации, телефон)
- GPS координаты: нижняя станция (N36 32’27.0, E030 29’12.2), вершина (N36 32’12.4, E030 26’32.2)
- максимально проявлять внимательность на снежных и каменных спусках
- у подножья водятся кабаны
- изучить официальный сайт www.tahtali.com
- оценить свои силы и изучить карту
Благодарности.
Наша дружная команда выражает глубокую благодарность администрации канатной дороги проекта TAHTALI 2365 “Sea to Sky” за техническую поддержку первой российской велосипедной экспедиции. Наш спуск осуществлён и оказался незабываем благодаря в частности очаровательной Марине Тимер (Marina Timer) – сотруднице офиса канатной дороги.
Мнения членов экспедиции
Сергей Мальцев
(идеолог экспедиции, команда Stark)
- Как в прошлом году зародилась идея свершить спуск с Тахталы?
Мой товарищ отдыхал в 2008 году в Турции и написал у себя в блоге, как поднимался на новеньком фуникулере на гору Тахтали рядом с Кемером, естественно меня это заинтересовало как перспективное место для катания на велосипеде зимой, и я начал собирать информацию о горе, параллельно подыскивая туры в Текирова или Кемер на Новый год. В Турцию собралась компания из 10 человек и 31 декабря мы с Гришей, проснувшись очень рано, поднялись на нижнюю станцию подъемника.
- Что ты на тот момент знал о маршруте, погоде? Была какая-либо предварительная подготовка к столь суровому спуску?
В момент подъема в вагончике я знал, что на вершине лежит снег, поэтому одел ветровку. Также знал, что существуют тропы, по которым туристы ходят летом. Поднявшись наверх, мы с Гришей были огорошены холодом, пронизывающим ветром и сугробами наверху, но сдаваться мы не привыкли, и через 5 часов барахтанья в снегу вышли на пологий участок. К 22 часам спустились к гостиницу, успев таким образом к празднованию Нового года.
- Какие впечатления от спуска в этом году?
В этом году, вспоминая все пережитое нами, я подготовил нашу группу, заставив одеть все теплые вещи, которые у нас были. Представьте мое удивление, когда на вершине в то же самое время года мы увидели кучу камней, слегка присыпанных утрамбованным снегом. Верхнюю часть горы мы проехали за час, потратив больше времени на фотосессию, а ниже мы нашли промаркированную туристическую тропу, которая идеально подходила для наших целей.
Андрей Зверев
(PR директор экспедиции, команда DISCO)
- Впечатления от спуска. Оправдались ли твои ожидания?
Мои впечатления были смешанными, и все, в основном, из за усталости. Предыдущий день катания на вейкборде вытянул из меня все силы. Я ожидал большого количества опасных участков, связанных со снегом, наледью и обрывами, но все оказалось гораздо безопаснее, чем я предполагал. Более теплая погода в этом году и меньшее количество снега, сделали свое дело.
Удивила и впечатлила красота, как банально бы это не звучало. Очень красиво и романтично было наблюдать закат в горах. Когда мы останавливались, окружающая тишина просто оглушала. Картинка и ощущения до сих пор в памяти. Кроме этого, поразила длина спуска и общий перепад высот, пригодные для прохождения на велосипеде. Это было похоже на бесконечный даунхил с элементами фрирайда. В 90% мест можно ехать, обладая достаточной техникой. Спуск чем-то напомнил катание в Крыму.
- Почему ты не решился на прошлогодний спуск с Сержом?
В прошлом году Серж и Гриша уже совершали спуск с Тахталы, но в другом направлении. По их рассказам это было больше похоже на выживание, чем на спуск с велосипедами. Они провели разведку боем, стало понятно чего примерно можно ожидать от спуска. В этом году я уже решился на нечто подобное, но все оказалось гораздо проще, чем я предполагал.
- Перспективы Тахталы?
Место действительно довольно перспективное в плане фрирайда на велосипедах. Плюсы Турции российскому туристу объяснять не нужно. Относительно дешевые туры в Кемер, включающие перелет, проживание и питание, могут сделать это место достаточно популярным среди байкеров. Однако все это возможно лишь при адекватной ценовой политике администрации подъемника, которая, к слову сказать, оказалась очень приветлива и проявила большую заинтересованность в развитии вело направления.
Тимур Замалиев
(фрирайдер, команда Disco)
- Что ты ожидал от спуска и что получил? впечатления?
Думал, что будем копаться в снегу, но повезло с погодой. Очень круто было катить по жесткому снегу.
- Какой спуск понравился больше: первый или второй?
Оба, второй более динамичный получился: при закате.
- Может ещё разок?
Да!
текст: Виктория Савилова (victoria5000)
фото: Виктория Савилова, Сергей Мальцев, Тимур Замалиев, Андрей Зверев, tahtali.com
22
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Надо и себе запланировать такое мероприятие.
Спасибо за отчет и фото.
Идеолог - молодец.:))
Экстримальные ребята.
____________________________________________________________
Галатея