Норильск – город отпетых романтиков. Таймыр – мечта черного ихтиолога

Пишет DELETED, 22.01.2010 00:22

Норильск – город отпетых романтиков. Таймыр – мечта черного ихтиолога (Путешествия, котуйкан, дайвинг, рыбалка на таймень)
Совсем не хочется переписывать из энциклопедии утомительные географические характеристики края нашей давней мечты. Взглянув на карту, любой и так поймет, что человеческий ботинок здесь почти не наследил, имеется в виду не карта, а сам полуостров. Таймыр – край суровый, а потому мало исследованный, чем, в общем-то, и привлекателен для таких чудаков, как мы.

Только с помощью наших родственников из Норильска, после долгих переписок и пересылок смешных документов, мы все-таки получили официальное разрешение властей на въезд в этот по-совдеповски засекреченный город. Граждане Украины не могут просто так, без специального разрешения, залететь в Норильск, потому как иностранцы, а, следовательно, могут ему чем-то навредить. Чем, мы так и не разобрались. Не было на это времени.
Успешно пройдя все проверки документов по прилету в Норильск, мы очень быстро расслабились, но слегка напрягли при этом наших родственников и их многочисленных друзей. Именно они, потратив кучу времени и бензина, забросили нас на моторных лодках, пройдя через многочисленные и небезопасные перекаты, в глубь системы озер загадочного плато Путорана. Вот здесь и началось осознание того, что мы действительно там, куда так долго собирались. Не будем долго злоупотреблять терпением читателей и признаемся, что приехали сюда, конечно же, половить рыбу. Здесь стоит отметить, что мы себя рыбаками не считаем, рыбу ловить не умеем, но можем. А в этих краях уметь ее ловить совсем нет необходимости, она ловится вне зависимости от ваших умений, чем и радует. На снасти она тоже не сильно обращает внимания, по нашим меркам, но вот местные рыбаки, увидев наши спиннинги, долго смеялись. Поначалу нам причина такого веселья была непонятна, но когда мы увидели их снасти, посмеялись сами.
Мы, конечно же, спортсмены и потому занимались исключительно спортивной рыбалкой.
Ловили десятикилограммовых гольцов, целовали их в холодные губы и отпускали. Целовать нужно аккуратно, так как у гольцов имеются совсем не мелкие, но острые зубы. Кроме гольцов, попадались сиги, хариусы, чиры, налимы, окуни. Мы их тоже отпускали, но не целовали, всех не обцелуешь.
Потом уже у других рыбаков – совсем не спортсменов, которые варварски едят красную и другую рыбу, мы узнали, что местный озерный гигантский голец совсем не похож на других своих мелких сибирских собратьев по отсутствию чешуи. Он ничуть не хуже семги и другой лососевой элиты, а может быть даже и лучше. Рыбаки – совсем не спортсмены засаливали буквально на день эту волшебную рыбу, а потом нарезали её тонкими ломтиками и клали на черный хлебушек с маслицем. И закусывали они этими сказочными бутербродами на первый взгляд банальную, но в удалении от цивилизации приобретающую особый вкус украинскую водку. А еще говорят, что у гольцов бывает икра, она красная, крупнозернистая и после слабой засолки также представляет собой прекрасную закуску к украинской или, когда заканчивается оная, норильской водке.
Вообще говоря, человеку, который имеет аллергию на красную и белую рыбу, есть чем позаниматься на этих озерах, кроме рыбалки. Мы, например, частенько делали радиальные однодневные выходы, поднимаясь пешком по многочисленным ручьям и целым рекам, которые спускаются вниз с плато Путорана. Вот где действительно можно насладиться видами шикарных водопадов. Фотоохота в этих краях замечательная. Под этими же водопадами мы занимались дайвингом и ихтиологическими наблюдением за гигантскими гольцами, балдеющими в пузырях воздуха, образующихся в "бочках" и водоворотах. Говорят, что некоторые неспортивные подводные охотники даже стреляют по ним из подводных ружей. Чего
не коснись, всё получается про рыбу, видимо край такой. Кстати грибов там и ягод столько, что их сбор превращается в нудную работу, искать не надо, только собирать. А потом чистить, варить, жарить, сушить и т.д. Тот, кого когда-нибудь заносило на “Кольский” или в другие северные края, понимает, о чем здесь ведется речь.
Длилось все это безобразие около десяти дней, а потом дикую тишину нарушили лодочные моторы наших родственников и их друзей. Вместе с суматохой пришельцы с большой земли привезли огненную воду и другие блага цивилизации, чем слегка уменьшили степень нашего расстройства по поводу окончания процесса дикого созерцания первозданности мира.
Пришло время возвращаться в Норильск, где нас ждали погружения с аквалангом, катание на доске по городскому озеру и бело-ночные посиделки под оленьи шашлыки с местными искателями приключений, среди которых, в том числе, и многократные покорители северного полюса. Здесь хочется отметить особую “крутость” местных братьев-туристов. Они ежегодно совершают спортивные лыжные и водные походы таких категорий сложности, за которые у нас “выдают медали”. Простых маршрутов в этих краях практически нет. Для примера, на счету скромного местного мастера спорта по лыжному туризму – более тридцати руководств лыжными “пятерками” по плато Путорана и Саянам. Можно слегка призадуматься, не правда ли.
Именно местный экстремальный бомонд на нас произвел наибольшее впечатление в Норильске. Все дело в том, что каждый житель Норильска, который никогда не принимал участия ни в одном опасном мероприятии, все равно – экстремал. Это понимаешь сразу, когда попадаешь в город, даже летом. Как в Норильске живут зимой, можно только себе представить, да и то не сильно хочется. Таймыр, действительно, край отпетых романтиков. Мы всего Таймыра, конечно же, не увидели, да и не могли увидеть. Но будем к этому стремиться. В следующем 2010 году планируем спортивно – рыболовную экспедицию на известную реку Котуйкан, которая по сведениям рыболовов – спортсменов из Хатанги кишит трофейными тайменями. Мы, вообще, не рыбаки, но поймать и поцеловать царь - рыбу, почему-то очень хочется.

Андрей Афанасов, Марина Рябых.