Пишет Irina Morozova, 21.12.2009 14:39

Оставить след в веках (Альпинизм, самара, скотников, морозова, крук, волонтеры)

Самарская команда. Дмитрий Скотников, Александр Редькин, Павел Крук, Андрей Глебов

2007 год. После Чемпионата в Цее я переехала в свой любимый Уллутау, чтобы походить там что-то для себя. И тут Юрий Иванович начинает меня уговаривать поработать с новичками, которые должны скоро заехать на смену, потому что у него нет инструктора. Отказываюсь. Абсолютно не хочется ни с кем работать, тем более с новичками. Я с ними никогда практически не работала за все 15 лет инструкторской практики. Скучно. С разрядниками, у которых уже есть серьезная мотивация, работать гораздо интереснее.
Но Юрий Иванович день за днем продолжает меня уговаривать. Говоря, что это конечно хорошо, что я спортсменка, что стремлюсь ходить сама на спортивные маршруты, но «посмотри, – говорит, на доску в учебной части. Эти все люди оставили в веках свой след. Они передали свой опыт своим ученикам». И продолжает уверять меня, что надо растить молодое поколение, молодых спортсменов, передавать свой опыт.
Да, да, я все понимаю. Века – это конечно, хорошо. Но я пока еще не в веках, а здесь и сейчас.
Но часто наступает момент, когда мозг вдруг мгновенно принимает какое-то решение.
Часто ты встречаешься с чьим-то взглядом и в этот момент чувствуешь ту связь, которая свяжет надолго. Ты оборачиваешься и твой взгляд упирается в чужой взгляд. Вокруг шум, люди, все что-то говорят, все движется, суета. Но ты видишь только глаза перед собой и внутри этого перекрещения взглядов время замерло и остановилось. «Привет». «Привет, я…». «Я знаю кто ты. Проходи, садись». И вот время снова двинулось и завертелось в общем ритме шума и гама.
Я спустилась по лестнице из свой комнаты, идя не то в столовую, не то в учебную часть, не то еще по каким-то делам. И проходя по плацу увидела их, грустно и покинуто сидящих на бревнышке. В это мгновение мой взгляд по очереди заглянул в каждую из четырех пар глаз. А может в этот момент он расширился и увидел одновременно один общий взгляд этих четырех пар. Я сразу поняла, что это и есть те самые неприкаянные новички и тут же приняла решение.
Что я прочла тогда в этом взгляде? Мотивацию, ожидание, интеллект. А может это просто была та самая случайная встреча, когда пути людей должны пересечься. И именно это я прочла в том перекрестном взгляде?

2007 год. Самарские новички

Так я начала работать со своей самарской командой.
С самого первого дня я не чувствовала, что работаю со скучными новичками. Какая там скука? Мне не приходилось с ними скучать ни днем ни ночью. Потому что Паша, например, мог подойти ко мне после ужина и спросить: «А какие занятия у нас на сегодня еще по плану?»
В общем такой мотивации не часто бывает даже у самых продвинутых разрядников.

Оставить след в веках (Альпинизм, самара, скотников, морозова, крук, волонтеры)

Хибины. Вечер. Самоспасы стула в двойке.

Но сильнее всего мне импонировало совсем другое. В горах рано или поздно ты понимаешь, что самое главное не профессионализм человека, не его технический уровень. А то, насколько можно довериться этому человеку в любой ситуации, какая бы не произошла. Были в моей жизни моменты, когда своему врагу я доверяла на маршруте абсолютно, даже не задумываясь. А идя на гору с можно сказать приятелями, иногда не знала чего ожидать от них, не скажут ли они в любой момент, что все надоело, возьмут одну веревку и начнут дюльферять со стены вниз, оставив остальных в шоковом недоумении (это не гипотетический пример, это ситуация из реальной жизни, правда не у меня в группе, а у моих друзей).
Так вот, в парнях мне импонировало именно это качество надежности и уверенности. И то, что несмотря на все их спортивные амбиции и мотивации, они готовы думать в первую очередь о других, а не об этих самых своих амбициях. И их искренность. И то, что я называю внутренней правдивостью.
В отделении были две девочки. Одна посильнее и поспортивнее. А вторая очень слабенькая, типичная девочка-новичок.
На всех подходах и занятиях я ставила ее позади себя и подстраивалась под ее безумно медленный темп. Но я то привыкла ходить с разными клиентами, с дамами с детьми, с паломниками и прочими. Но парни терпеливо шли сзади и ни разу даже не высказали ни малейших признаков недовольства.
Сейчас принято сразу выполнять значок и третий разряд за две недели. И вот первая двойка – Тютю баши 2-я Западная по западному гребню, 2А. Маршрут несложный, но длиннющий и гора высокая. Помню как сама, будучи в новичках, ловила там горняшку. Говорю парням, что если мы пойдем всем составом, то пойдем очень медленно. И что выйти надо очень рано и спустимся на ночевки очень поздно.
– Я доведу до вершины всех, но решение за вами. Если скажете, что мы не берем Катю, то она останется в лагере. Значок она и так уже выполнила, третий разряд ей и не нужен.
– Ирин, ну мы этот вариант даже не рассматривали. Мы же приехали все вместе, значит все и пойдем вместе на все восхождения.
– Хорошо.
Парни до сих пор, думаю, даже не знали, что именно в тот момент они навсегда стали для своего инструктора одними из тех немногих людей, за которых я готова бороться как тигрица.

Тютю и Катя

Виатау, 2Б. Нам Порохня нагрузил еще каких-то двоих парней из другого отделения, которые сходили 2А, после чего их инструктор сказал, что сводит их еще на одну 2А и все.
Поднимаемся на ночевки, ливень гроза, непогода. На гребне Виатау сверкают молнии. Залезаю в свою инструкторскую палатку и пытаюсь подремать. Вдруг парни стучатся:
– Ирина, там те двое пришли, которые завтра с нами пойдут. У них кто-то ногу в отделении подвернул и поэтому все спускаются медленно, а эти прибежали вперед, чтобы отдохнуть, потому что им завтра с нами идти. Можно мы на встречу остальным выйдем, вдруг помочь надо – они уже на морене появились.
Без комментариев.
На следующий день вместо 2Б мы помогали спускаться в лагерь этому парню с травмированной ногой. Хотя там не было смертельно критичной ситуации. Но парни сдали второй экзамен. Экзамен на расстановку приоритетов.
Но другого я от них и не ждала и уже не жду.

Я сама предложила парням поехать в Хибины. После чего позвала их волонтерами в Узункол. Потом были снова Хибины. Доломиты и помощь на Dolomites Women, где они регулярно выходили ночью встречать на ночных спусках девушек. Потом Уллутау и пробивка трасс на скале Никита.
Кто-то был из парней слабее, кто-то сильнее. Те кто сильнее, спокойно нахаживали маршруты для тех, кто слабее, хотя давным-давно могли убежать вперед и поназакрывать свои личные клеточки.
И с самого начала я почувствовала в них этот дух команды. И постепенно поняла про тот самый след в веках.

2009 год. на 5А Рыжикова Тютю-баши

Я поняла, что мне интересно стало не просто работать с разными участниками, а вырастить хорошую сильную команду.

Поэтому и стала привлекать их активно к волонтерству на разных фестивалях – в Узунколе, в Доломитах. Чтобы они могли общаться и впитывать опыт хороших сильных спортсменов и альпинистов, таких как Одинцов, Кошеленко, Хвостенко, помогая им в подготовке трасс.
Потому что я считаю, что хороший спортсмен должен впитывать опыт не только одного своего постоянного инструктора и тренера. А перенимать опыт разных спортсменов.

Оставить след в веках (Альпинизм, самара, скотников, морозова, крук, волонтеры)

И поэтому я стала искать возможность экипировать их в командную экипировку.
Потому что, еще работая в театре, я поняла, что одежда очень многое значит.
Когда-то мне пришлось играть в спектакле Клеопатру. Я изучила всю историю Египта. Я часами просиживала в Эрмитаже перед бюстом Цезаря. Я пыталась вживаться в образ. Но никак на репетиции не могла почувствовать себя величественной царицей Египта. И вот, наконец, на одной из репетиций я надела вместо репетиционного трико шелковые одежды, в которых предстояло играть Клеопатру в спектакле. И в этот момент внутри все изменилось. Тело, почувствовав, как струится по нему шелк само выпрямилось гордой струной. И стало двигаться с грацией царицы. А через тело и душе передались все эмоции. Я вжилась в образ.
Именно поэтому я сейчас так активно договариваюсь об общей экипировке для девушек на все фестивали. Потому что эта общая одежда очень сильно передает людям энергетику общего действа. И именно поэтому я договорилась об экипировке для парней, чтобы они чувствовали общую энергетику команды и общую ответственность, которую команда налагает.
И я очень благодарна ОЗОНу, что они вместе со мной поверили в перспективность этой молодой и малоизвестной всем команды.

Потому что я верю в ребят. И готова всячески за них бороться и поддерживать.

С наступающим Новым годом, короче, парни! Мы еще много сходим сильных маршрутов с вами в следующем году и в последующих за ним.

Ира и ребята, удачи вам!

Ну да хорошо!! Удачи!

Название статьи пафосное :) но по смыслу я Иру поддержу: хорошо бы хоть некоторые из наших элитных альпинистов занимались подготовкой молодых команд.
Оглянитесь на наших гуру: никого не вырастил ни Ручкин, ни Соколов, ни Дэви, ни Одинцов, ни Болотов, ни Шабалин (перечислять можно долго). Ни у кого из них нет своей молодой команды. А ведь они в свое время росли не на пустом месте.
Ребятам нужны опытные лидеры-наставники. а в проекты гуру нужны свежие вливания. и хорошо, когда это не случайные люди, а собственноручно выращенные спортсмены.

Успеха, Ира! И респект Юрию Ивановичу.

То, чем занимаются вышеперечисленные люди, именуемые гуру, - есть спорт высших достижений. А , как показывает практика, на тренерскую работу из этого спорта уходят тогда, когда закрывают свою спортивную карьеру. Но , насколько я знаю, из них пока никто не собирается это делать.
А что касается Шабалина, так тот, не просто вырастил пару-тройку чемпионов, а во многом благодаря его энергии и вере, наше спортивное ледолазание доросло до олимпийских планов.

Иру всячески поддерживаю. Она, одна из немногих, кто не только пишет, но и дела делает.

я про альпинизм, а не ледолазание говорю

важно, не альпинизм или ледолазание, а суть...

Согласен, во всех сферах есть такая фишка, что хороший профи - не всегда хороший учитель.

хороший профи всегда думает о смене. другое дело, что не у всех получается.
но хотя бы попытаться...
а так за нашими гуру - пустыня...

Поражает нетерпение иных читателей сайта даже положительный пост превращать в предмет спора... :-(

Ирина, ты умница! Дай Бог ребятам из Самары, кстати, они мои земляки по юности (и может быть - соседи, если из Кировского района!) продолжать твоё подвижничество!

За статью спасибо!

не совсем имхо так.
человек же просто поделился своими мыслями - в контексте данной статьи.
а уж из его мыслей возникло обсуждение\спор.

значит, мысль того заслуживала.

по мне так, это лучше, чем "набор первоклассника" - "клёвотакдержатьуряуря!!!!"
_____________________
а по поводу реплики Л.Л. напрашивается вопрос: если за спиной у ряда товарищей нет никаких тренерских достижений в плане подготовки спортсменов-альпинистов "высшей лиги", почему они состоят в тренерском (альпинистском) совете ФАР и определяют во многом спортивную политику федерации и судьбу этих самых спортсменов?
это странно, по крайней мере.

Вообще то большинство из нашей элиты альпинизма воспитали не одну команду мастеров или передало свои навыки молодежи. Тот же А. Кленов, В. Володин или А.И. Мошников, Да и Ручкин и Одинцов ездят инструкторами на сборы со своими клубами. А то, что они не выставляют напоказ, как достижение, то что сходили с молодежью тройку или пятерку, так им есть чем гордиться и без этого.
Как говорится каждому свое:
Кесарю-кесарево, а слесарю-слесарево.

Интересно, членами какого клуба являются Мошников или Ручкин? И с какими сборами они куда ездят?
И к тому же речь не об инструкторстве вообще.
О выращивании молодых команд. Об организации проектов, в которых может участвовать молодежь. О передаче своего опыта серьезных восхождений.
Про Володина у меня вопросов нет - Виктор много сделал.

Мошников ездил на сборы с Цска им. Демченко, делал мастер -классы по работе с железом. К тому же он всегда готов помочь информацией и советами. Ручкин ездил с Горняком.
Проблема не только в этом. У нас зачастую второразрядники ничему учится не хотят, только пальцы загибатьь умеют.

to lalena:
не стоит придираться к словам и конкретным фамилиям, которые Гриша для примера привел.
в данном формате это получаются просто сплетни, не более.

как я понимаю, он умел ввиду, что молодые команды растят многие люди: и гуру, и не гуру,
помогая им как морально, так и деньгами, причем на более высоком уровне, чем проект Ирины.

Просто большинство не считают нужным-важным-не имеют времени-не умеют писать общественности про стандартные горовосхождения, называя это оставлением следов в веках.

надеюсь, что эта фраза не вызовет личной обиды у Иры и не заденет ее гордости, я просто не знаю, как сказать более мягко.

Ирина молодец, как и все энтузиасты, и не более того.
Можно говорить спасибо и морально поддерживать, помогать чем можешь.
НО не стоит кидаться в крайность, называть человека "гуру" за достаточно стандартную работу с молодежью и принижать при этом остальных..

Ирин, ребята, если опять занесет в Альпы - я в вашем распоряжении в плане консультаций и посильной организационной помощи :)

спасибо за хорошую статью, думаю у многих спортсменов(альпинистов) часто встаёт вопрос - научить кого-то чему-то или заняться чем-то более интересным

зачОт :)

Ирина, удачи Вам и Вашей команде.

спасибо за комменты.

Всех так же с наступающим Новым годом!

Пусть у всех все новые планы, идеи и проекты реализуются!

Ирина, с наступающим Новым сезоном!

Ирина, не надорви пуповину...! Надо вовремя остановиться - Ты же женщина...!!!
Но всё равно - с Новым Годом и наилучших тебе пожеланий...!

...Ну вот пропала дрожь в руках, теперь навек,
Ну вот оставлен след в веках, теперь наверх...

Просто слушаю эту песню, и ваш загаловок дюже чудно ложится