Памир, длинною в 35 дней: вырванные страницы дневника

Пишет Valery Semenov, 08.12.2009 22:20

Памир, длинною в 35 дней: вырванные страницы дневника (Альпинизм, горный поход)

В. Памир, хр. Музкол, начало августа, h4200.
Машина добрасывала нас до этой высоты 2-ое суток и вот мы в долине р.Заруткол, и вот я акклиматезируюсь: блюю в тамбур палатки.

Звёзды в кулак и ночь, как мрак
И рвота, как знак
Давай дружок,
Мы уже в горах...

Вот... вроде акклиматезировались. Наберём-ка высоту, сегодня на 4500, а завтра неожиданный первопроход 1А-1Б на 5200. Назвали перевал "Семерего одного не ждут" - так вроде и было...
Что-то здесь не так. Я вроде чего-то не досказал... А! Колбасимся!
Нет, нет, надо вот так: Колбасимся, колбасимся, блюём? Рано?! Ну тогда продолжаем колбасится: 10 шагов вверх и икры вырабатывают свой ресурс, 3 минуты стоячего отдыха; последние 50 метров обычного снега поднимались полтора часа, если не два; высота ломит; это пиз*** какой-то, жру адоптогены пачками, так плохо мне ешо никогда не было.
Андрюхе пришлось возвращатся на перевал - фотик оставил...ну дела... На след. день у многих температура 38 - 40, рюкзаки под 40 кг.

«Удар боксёра по голове, когда её поднимаешь» - Димон Прокоп

В последствии Андрюхе пришлось отказаться от 4х дневного кольца, он не мог даже говорить, только шёпотом.
Ну, то дела акклиматизационные.

День 6ой

На обед мне "удалось" приготовить бензиновый чай, растопив снег, с пролитым на него бензином. Все были довольны...

Дикие горы, пустынные горы,
Памиром обьяты просторы.

Холодные ветра,
Ледниковая вода,
Черепам архаров нет конца,
Край хаоса и ледяного сна.

Всего одна веревка осталась до перевала, но какая! Почти зимний лёд, покрытый 50 -70 см слоем снега, который совсем не держит меня, приходится рыть траншею, чтобы удержаться на 60 - 70 градусном склоне, из-за этого мой длинный ледоруб очень плохо рубился, а мягкие тупые кошки не могли воткнуться в лёд, порой повисал на одном инструменте. Сам конечно виноват, надо было брать 2 инструмента и кошки точить..
Роем траншею, зарубаемся, роем, зарубаемся, роем... Руки в мокрых перчатках плохо чувствую, работа на износ, последние метры, ещё не много, мокро, холодно, дрожь и усталость по телу… ПЕРЕВАЛ, СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ ПРИЯТНО жгёт кожу лица, я как ящерица греюсь в его лучах.
h5300. Стою на "закопанном" в снег ледорубе и вот уже минут 10 не могу унять одышку.

День 9ый, полуднёвка

«Это Азия, здесь не спешат...» - Димон Прокоп

Утром вся долина в первоснеге, предвестнике зимы, h4200.
Мутные воды Зартошкола, полуднёвка (лето, тепло, трава) закончилась, мы уходим в зиму.

День 12ый

Ветер в спину и в лицо,
А он матом, хоть бы что.

Траверс на вершину 5900(3Б), с хождением по лезвию гребня, про тыканье карнизов ледорубами, встречая ветер лицом и закат на 5900. По классификатору это вроде как 3А, но делали мы этот траверс два с половиной дня, все время на веревках...
Вон там Китай, а здесь Афган, а у нас Таджикистан - Юра всё тыкал пальцем в горизонт.

День 15ый, пер. Восточных Офицеров 3Б

Предпоследняя станция: на стене только я и 3 рюкзака. Надо просто зацепить рюкзак за брошенную веревку и его поднимут. Итак, я цепляю.
Но, постойте! Куда он цепляет?! Да за обыкновенную ручку рюкзака, молодой человек.
Этого следовало ожидать... Юрин рюкзак уже практически был в руках, прошёл перегиб стены, ещё один рывок и...
Ручка рвется,
Рюкзак задевает меня и летит дальше...
Я только слышал удары о 200 метровую стену...

К слову сказать, Юра всё порывался жумарить вверх с рюкзаком, но его пыл остудили... поднять будет лучше, сказали тогда... В общем, как всегда...
Спустились в холодильник, ледник кажется бесконечным, лучи солнца даже не греют глаза, пробиваясь сквозь облака, а снег как осенняя слякоть, порой утопаешь по колено в подснежно-ледовых ручьях.

День 16ый, Солнце! Накрой нас!

Блестящие камни под ногами,
Люди под рюкзаками.

Река уходящая под лёд,
Морена по которой человек идёт.

Массив Гор, Ветер, Стон,
И я в горы влюблён.

«Хождение по курумнику — это медитация, голова отключается полностью, это как танец» - Андрей Громов

День 18ый, Не взятый рубеж

Дежурный поднялся в 4 утра, готовил завтрак и раздал каждому обед: сухофрукты и снигерс, сухарь и колбаса, ну и кусочек сыра. Всё. Обедать будем на верёвках.
Утомительная работа до заката, 15 верёвок 50 - 70 градусного льда, бутылочного льда, фирна и снега, которые упирались в 40 метровую скальную стену. Когда до неё "довешались", солнце уже село.
Чижик и я было рванулись к ней, щас успеем, провесим веревку...

Я видел эту стену только с 30 летней черно-белой фотографии, и казалось тогда, что на стене полно прекрасных зацепов, мы ее легко пролезем. Также я думал и стоя в 50ти метрах от стены... Полезем, прям по центру, так мы решили.
Но то, что мы увидели, подойдя вплотную, остудило нас: сплошные нависающие карнизы, практически везде, камень крошится. Я попытался было чуток пролезть, но блин... Я слишком "мал" для неё.
Вон там, правее есть кулуар, который не выглядит на 90 град. Ещё одна иллюзия.
Утром решили попробовать его. Вырубили место под пик, под нашуже палатку удалось вырубить только около 1 метра во льду — ночевали на этой полке, улегвшись на рюкзаки, накрывшись тентом.
Утро. Стена. Не стена, а сплошное недоразумение, ни одной твердой зацепы, даже стоишь на живье и все это при 90 градусах. Лезу траверсом, обходя карнизы и отрицаловки, сплошная русская рулетка: выдержит ли тебя камень?
Несмей долго стоять на зацепе, он вот вот выскользнет!! А ну ка, столкнем легким движением ноги этот шифонер, мож под ним будет за что ухватиться. Ах, какая жалость, скала прогнила насквозь.
Чудом добрался до сосульки, по пути скидывая ворох каменных чемоданов, устраивая камнепады; под сосулькой 45 градусная полочка из натечного льда, осталось ешо немного, метров 6 — 10 до вершины. Вкрутил буры - единственная точка, в надежности которой я был уверен.

Я простоял на этой полке минут 10, время как то странно текло тогда у меня в голове, надо было решать: лезть дальше, либо начать спуск, пока это еще можно сделать безопасным способом. Тогда я дрожал от смеси холода и нервного напряжения, мои надежды пролезьте по сосульке лопнули, как только я попытался это сделать: инструмент только откалывал её куски, но не врубался, значит по скалам, значит играем в русскую рулетку.
Камень вплавленный в лёд держит одну руку, ну ни как... за что не схвачусь правой рукой, все крошится, а время идет, рука устает... Нагружаю этот камень обеими руками, подтягиваюсь...
На автомате вскрик: Срыв!!!
Ворох камней вместе со мной.
4 – 6 метра свободы в воздухе.
Удар о стену, камешки стучат по каске, словно дождь; болит нога...
Дальше решили судьбу не испытывать, пусть другие первопроходят, мы в этом районе первые за 21 год. Итак, не пройденный перевал Саук Сай Верхний (3Б), который вроде в 1988 году насквозь с той на эту сторону прошли, но не наоборот...

День 22ой, пустынный

Иссушенные губы, прищурины глаза
Под ногами, выженная солнцем земля
Пустыня, высокогорная страна, 4000 высота

Пересохшее русло Ауильтек, сухо в горле, вода у всех закончилась.
Валяемся на потрескавшейся от солнца земле, на краю высокогорной пустыни, уперевшись головами в рюкзаки.
2750 метров до заброски, 1 ходка до арбуза. Безжизненные просторы...

Дневка, день 23ий

Отварная картошка, лук, ломтик кеты и лосося, печень трески, жирное масло, парное молоко и айран, банка пива и чипсы - это наш сегодняшний обед, плюс пищевые ферменты, чтобы меньше дристать... Вах! Скоро будет арбуз!

Лечь чтоль, полежать,
Границы бытия пораздвигать,
Арбуза живота полна,
Ещё б айрану бы глотка.

Вечером принесут еще свежих лепешек, мяса у них нет пока, муж охотится на архаров.
Первые люди, которых мы встретили за время наших блужданий, первые и последние, следующие 15 дней только мы и Горы снега.

День 25ый, Броды

Непроходимая чаща дикой облепихи, а ну её в спирт! Да, настоять как следует!
Мутный, разлившийся Танымас. Ну и дела! 4 раза бродили р. Танымас! Вот достало! Поначалу еще свежачок от ледяной воды, а дальше так не пошло... Особенно 4ый брод, полный ахтунг! Вода по пояс, даже выше порой, ноги настолько замерзли, что я шел по камням, как в тапочках, не особо ощущая их остроту.
Чижик и Прокоп пошли бродить прям в пластиках, не разуваясь, видно броды их совсем достали. Метров 20 вдоль скального прижима и на лево к основному течению, там вроде легче всего перейти... Они смогли, порою барахтаясь по шею, мы же... какой - там! Дело к вечеру, вода подымается. Пытались вчетвером, сцепившись в локтях.
На счет 3 ставим ногу! Три!
- Твою же мать, ****, ***
- Сносит!
- Назад, назад!

Танымас сошла с ума,
Воду взболомутила, подняла!
С ног сбивала, силою брала.
Вот здесь, была борьба!
Мне бы отступить пора,
Пока не перемолола она меня,
Доброго морлодца! :)

Не... Ну, в принципе можно было перейти, обвязавшись веревкой и барахтаться по шею, но оно того не стоит, уходим вверх, над скалами обходя прижимы реки.

День 27ой, Грум...

Чижик, как индикатор подледовых луж, проваливается порой по колено, извергая очередной поток мата. Весь ледник в этих лужах, покрытых снегом, идем как по минному полю: если не проваливается Чижик, то обычно проваливается Антон или я, к обеду ноги были мокрые практически у всех.

Разрывы льда под ногами,
Сераки над головами,
И мы среди ледника,
Рвём когти, уходить отсюда пора

Гигантская ночь Памира, в сердце ледника Грум-грыжмайло, h5350.
Огромные ледопады и ледники впадают в Грум при свете полной луны, смотришь на эту сказку не отрывая глаз и только ночной мороз загоняет в палатку.

День 30ый

Смакуешь каждый кусочек шоколада, растягивая удовольствие, собирая упавшие крошки, облизывая упаковку, стараешься продлить её вкус на своих губах. Маленький кусочек сыра в прикуску с сахаром (запивая обжигающим , настоянном на душистом чебреце, чае) — ещё одна утренняя радость.

Стоим и ждем погоды на плато перевала Вертикаль(3А), под пиком Революция, колючий ветер, окончательная зима.
Так и не дождались, ветер порою сбивает с ног…

День 33ий

Идешь в связке первым, тяжело тропя, чувствуя себя космонавтом в этом белом безмолвии; периодически по колено, по пояс проваливаясь в трещины; дышать, дышать тяжело...

«Кажется за горизонтом ничего нет..» - Аня Конышева

Голубое небо, штиль, солнце жарит, я как вареный, а мы всё тропим и тропим...
И вот крайний перевал, Ребро (3А), Ё-моё!, сброс в 1500 метров, где лёд и снег, где скалы...
ледник Федченко
Памир, длинною в 35 дней: вырванные страницы дневника (Альпинизм, горный поход)

Закат и Земля. Земля! Земля! Я же говорю, здесь земля!!

Земля, камень и трава! Земля, камень и трава! Твою мать! Мы спустились с ледника! Нету снега, нету льда. Теперь тепло и вода. 4000 наша высота,
Тепло и вода! Не надо топить снега и льда, Мёрзнуть ночами без сна,
Тропить без конца...

Земля под тобой, земля подомной. А вон там, даже река! Даже есть трава, следы человека, Ура! Скоро цивилизация. В кармане абдукогорского ледника, ставим палатку пока. Ща будет Еда, о Да! Тепло костра согревает меня, сушит носки для меня, а миска рисом полна, моя живота переполнена...

Улетаем туда, где синие горы,
Жестокие горы, поры ветров,
Скалы, тропежка, ледопады, каньоны,
Священное царство вечных снегов.

Войдём в это храм красоты и молчанья,
Горняшка, забъёт по вискам пустота,
Восемь верёвок, бергшрунда кривая,
Пять тысячь, тошнит и болит голова.

Замёрзшие ноги, ослабшее тело,
Но всё же с Ребра, мы спуститься смогли.
Скореё убегаем, домой захотелось,
Но как же печальны все эти шаги.

Антон Морозов

P.S. О там как не полезно быть похожим на боевика...

Едем значит на машинке с больших гор, останавились в каком-то городе-селе(сейчас уж не при помню), Прокоп значит вылез босиком , в шортиках на улицу, как оказалось в самом центре городка, центрее уже не куда. Гуляет себе...
Серебристая волга, за рулем кто-то в спортивной форме. И состоявшийся обмен мнениями:

-Давай(показывай) документы!
-А ты кто???
-Полковник милиции, документы!
-Покажи свои сначала!

Ну, что-то типа такого было, полковник уехал, так и не показав документы, и через минут 10 — 15 вся наша дружная команда сидела в отделении милиции. А на улице такая жара,уф, а у них так прохладненько, чистенько, белые стены кругом, хорошо...
Побеседовали, часа 3 наверное, по разному велась наша дружеская встреча, порой дерзости так и сыпались с обоих сторон(нам даже обещали найти у нас наркотики), порою все улыбались и были довольны друг другом(полковник, сняв шлепанцы, залез обоими ногами на стул и дал свой мобильник, что бы Аня позвонила родственникам — первая связь с Россией).
Внешне, мы напоминали боевиков, спустившихся с гор, тем паче недавно, как сказал полковник, у них там, что-то где-то произошло, и ищут... боевиков.
В основном мне понравилась ихняя милиция, как говорится расстались друзьями...

Ну и так, нитка маршрута для справки :
р. Чик-Су - пер. Зарташкол (пп) 1Б - река Зарташ-Кол - акклиматизационное кольцо(пер. Сасык Вост 2А - пер. Сасык Зап 2Б )-р. Зар таш кол - пер Узбекистан+тр.г. 5900+пер. Музкольский (3А-3Б ?) - пер. Сов Офицеров (3Б) - р. БазБай Тал - пер. Саук Сай Верхни (3А-3Б?)- р. БазБай Тал р. Кукуйбель - пер. Аульутек(нк) - р. Танымас - ледник Грум-гржимайло - пер. Вертикаль (3А) - пер. Юбилейный(3А) - пер Омар-Хайама (2Б) - лед Федченко - пер. Ребро ( 3А)- лед Абдукагор - пос. Поймазар.