АРАРАТ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ВСЕМ, КОМУ ЗА 70!

Пишет balabanoff, 29.11.2009 18:31

Сборной командой, в которой более 20 восходителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Литвы и Украины, руководит Владимир Шатаев (72 года). Человек очень энергичный, по несколько раз в год он принимает участие в альпинистских экспедициях в различные горные района мира. Организацию многих поездок Владимир Николаевич берет на себя.
АРАРАТ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ВСЕМ, КОМУ ЗА 70! (Альпинизм, ван, ветераны альпинизма)

В начале сентября в Восточной Турции очень жарко. В небе ни облачка, кругом безжизненное «море» невысоких гор. С высоты летящего самолета рассматриваю «землю» курдов. Леса практически нет, кое-где видны небольшие селения с желтыми пятнами убранных полей. Отчетливо видны гребни и боковые отроги, средние высоты 2500-3000 м, снега нет. Цвет рельефа - желтовато-песчаный, выжженный солнцем. Как можно здесь жить – непонятно!..

Руководитель экспедиции Владимир Шатаев

Разгружаем два микроавтобуса на небольшой площадке (2200 м), где груз перемещается на спины лошадей. Караван доставит наши рюкзаки, продукты и кухню сначала в лагерь 1 (3300 м), а затем во второй - на высоте 4200 м.
Пыльная тропа серпантином взбирается по склонам, растительность давно высохла, кругом сушь и отсутствие жизни. Очень жарко, даже мухи не летают. Воды на подъеме нет, ее нужно нести с собой.

Через 3,5 ч подъема выходим к месту первого лагеря. На относительно ровных склонах с полувысохшей травой есть места под два десятка палаток. С двух сторон лагерь окружают крупные блоки лавовых извержений, в 150 м от лагеря в распадке по пластиковой трубке сверху подается вода.

Арарат перед нами стоит пологим конусом, на нашем пути подъема верхняя часть горы выше 4800 м покрыта снежной шапкой. Левее и правее маршрута снежно-ледовые склоны спускаются до отметки 4300 м.
От первого лагеря тропа идет вправо, пересекает пересохшее русло ручья и круто забирается вверх прямо к горе. Тропа неприятная, под ногами вулканическая крошка, которая пылит и местами ползет под ногами. У нас хороший темп. Вслед за проводником Джумой идет самый пожилой участник восхождения - Александр Покровский, чуть склонившись, он лихо переставляет ноги и задает приличный темп всему отряду. А ведь ему 77 лет, как ему удается идти быстрее молодых? На привалах он рассказывает о своих горных похождениях 50-летней давности. В начале каждого перехода – он в середине группы, проходит 5-10 минут и он снова на привычном месте – второй за проводником. Человек-мотор!

Александр Покровский

В группе ветераны альпинизма мастера спорта – Изольда Шагинян, это ее мечта прикоснуться к армянской святыне и Юрий Козлов. В этой экспедиции Юрий Евгеньевич 11 сентября отпраздновал свое 75-летие. Солидный юбилей и прекрасный выбор места для его проведения. Вверх идет экс-президент Федерации альпинистов и скалолазов Москвы – Юрий Тинин (72 года) и известный отечественный альпинист-высотник мастер спорта из С.-Петербурга – Олег Борисенок (72 года).

Изольда Шагинян

Юрий Козлов

Юрий Тинин

Олег Борисенок

Нам понадобились всего 2,5 ч чтобы подняться в верхний штурмовой лагерь. Здесь на пологом вулканическом склоне расчищены площадки под палатки. Место ветреное, налетают облака, скрывающие вершину. Сыпет крупа. Снизу поднимается смешанная группа, в ней восточные немцы, швейцарцы, австрийцы, восходители из Южной Кореи.

Выходим на штурм в 2 ч ночи. По широкому гребню-склону при свете налобных фонарей вереница альпинистов поднимается к вершине. В небе почти полная луна, ветер слабый, холодно. Вулканическая крошка неприятно ползет под ногами. Через некоторое время надеваю на себя все, что у меня было: на руки - пуховые рукавицы, на тело - 4 слоя одежды. Ноги без бахил мерзнут, на остановках усиленно ими взмахиваю. Группа растягивается на сотни метров, некоторые огоньки уже еле различимы внизу. Проводник указывает в сторону малого Арарата, он от нас в 15 км, и граница Ирана проходит через его вершину. Иранская сторона, как и долина Догубаязита залита огнями. Зрелище космического масштаба.
В 5 ч поднимаемся на заснеженный гребень, светает, солнце медленно восходит со стороны Ирана. Первые его лучи приносят немного тепла. С гребня короткий взлет выводит на вершину Арарата. Высшая точка Турции и пристанище Ноева ковчега, по библейской легенде, под нашими ногами.
Радуемся за ветеранов – в их жизни столько интересного!

Культурная программа включала посещение озера Ван, где водятся чудо живой природы – ванские кошки, которые умеют плавать и ловить под водой рыбу. И, кроме того, больше ни у кого нет таких глаз!

На острове Ахтамар (озеро Ван) знакомимся с сохранившейся армянской святыней - церковью Сурб Хач (Святого Креста).