Синий цветок жизни. Сага о примусе.

Пишет nomade, 25.11.2009 12:42

Синий цветок жизни. Сага о примусе. (Путешествия, снаряжение, путешествия, вертикаль, донецк)

Примус достался мне по наследству, как семейная реликвия путешествий по Кавказу. Документации на него не сохранилось, но достоверно известен год покупки – 1971. Ну что ж, 37 лет безотказной службы не так уж и мало. Порой, вообще столько не живут...

«Шмель» попал ко мне из отцовского гаража, в конце 90-х. Отстояв без дела несколько лет, он был в отличном состоянии. Запустился сразу и без проблем, на оставшемся в нем бензине. Так я стал его новым постоянным хозяином. Первый «Шмель» - точная копия австрийского “Phoebus” 50-х годов. Мощность 2,5 кВт. Литр воды закипает за 3,5 минуты. Далеко не каждая газовая горелка может похвастаться такой производительностью. Примус служил верой и правдой. Был всегда «козырным тузом» в спорах, сокрушая любые аргументы сомневающихся. Справедливости ради скажу, что недостаток в нем все же был, но только один - готовка на открытом воздухе. Продукты горения вредны для здоровья. Лично меня, это никогда не смущало, ведь жизнь туриста сплошной открытый воздух. А дождь и ветер - лишь атрибут приключений и путешествий. Но всё рано или поздно ломается - такова «се ля ви». За год путешествий с газом я стал забывать о бензине...

Этой осенью в Крыму я познакомился с приятной парой из Приднестровья. У них был... армейский “Juwel-33”. Подумать только, рабочий немецкий примус 1934 года! Я был просто сражен состоянием живого раритета. Находил малейший повод прийти в гости на утреннюю готовку кофе. Хозяин ювеля, человек радушный и компанейский, отдававший отчет ценности девайса, мог часами крутить тему «Как хорош мой бензиновый примус». В общем, приехав домой, думал только об «энтом чуде». Перерыв интернет, и собрав доступную информацию, я начал замечать, что почти в каждый разговор с друзьями умудрялся вплетать нить о примусе. В перерывах между восхищенными рассказами я пополнял знания из отдаленных уголков Сети. «...оказывается, в 1927 году у шведов уже был патент!», «...почему так долго работают? Так нечему ломаться!», «...гудит? В этом весь смысл. Аэродинамическая тяга головки. Верх инженерной мысли!».

«Слушай, мне кажется, ты знаешь о примусе всё, даже больше создателей» - сказал, шутя один из моих друзей. Комплимент из его уст был вдвойне приятен, он участник сложнейших экспедиций, включая Эверест.

Как известно, мысль материальна. Через два дня зазвонил телефон: «Мне сказали, что вас интересует примус. Советский, восьмидесятые, состояние не очень, 12 долларов». Этим же вечером примус был у меня. Состояние было и впрямь не очень: весь в саже и копоти, с припаленной ручкой регулировки. Он напоминал мне дворнягу, прошедшую ужасы улиц, впервые почувствовавшую тепло родного дома. Мне не терпелось его проверить. К моему удивлению примус заработал. Сначала робко и неуверенно. Постепенно он набирал обороты. Раскаленная до красна горелка, фыркнув, рассталась с остатками копоти. Выйдя на полную мощность, примус распустил свой прекрасный синий цветок. Я был на седьмом небе!

Попробовав потереть старую сажу на корпусе, не смог остановиться. «Не шалю, ни кого не трогаю. Починяю примус...». Разобрал до последнего винтика. Все отчистил. Собрал. Проверил. Работает. Да, мне пришлось с ним изрядно повозиться.

Кухонное окно залил утренний свет. На подоконнике стоял сияющий примус. Я пил у окна кофе, сваренный на новой горелке. Я радовался новому дню, размышляя о будущих путешествиях...

Источник: http://indfilm.livejournal.com

84


Комментарии:
0
Вы очень бережливый и внимательный хозяин!))
У нас за время различных походов(начиная с 1984 года) и экспедиций столько этих примусов и "шмелей" взорвалось и вышло из строя!))) Весёлые и не очень истории закончились с переходом на газ)))

0
А я своего Шмеля-50 в стенчестве пропил. Продал и пропил.

0
примус на фото, насколько я помню, не шмель а пионер.

1
И не Пионер, а Турист. А делали их в городе Павлодаре. В 60-х они в небольших количествах выпускали цельнотянутый Ювель.

0
а почему примусы взрываются? )) что с ними нужно не так сделать, чтобы отправить в воздух?))

0
Я видел как в жару примус "Шмель" рвануло, наверное от перегрева, хотя у "Шмеля" клапан на случай повышенного давления есть. Чтобы испортить "Шмель", нужно его закрыть в другую сторону, а когда он остынет, открыть, и зубья сорваны. Примус с фотографии лет тридцать назад можно было купить в спорттоварах, но он настолько несерьёзный был, что смысла не имело, для кастрюльки максимум 1 литр, да и дорогой. В Ала-Арче в 80 году вместо примусов нам выдавали паяльные лампы, вот это действительно ракета была.

3
клапан, конечно хорошо, сбрасывает давление, вот только если пользуешься стеклотканью или еще чем прикрываешь примус то эти пары выходящие через клапан тутже загораются и если не углядеть - БАХ!))

А про маленький примус зря так резко) на 10рых человек за 15-20 минут чай обеспечивал, пока на примусе варилась каша))

А от себя про "Шмель" еще добавлю) Как в этом году на "Спартаковских Ночевках" в Адыл-су перегрелся примус ( в нашем отделении решили мне поручить с ними возиться). Снял кастрюлю, нужно сбросить давление. Открутил немного насос... жду.. Давление никак не спадает) решил открутить посильнее... еще немного сильнее... и тут насос вылетает и мне прямо в лобешник со струей бензина)))))))) пока я лицо отмывал ужин уже был готов))))


1
Это происходит от перегрева(особенно, когда несколько примусов ставят рядом и накрывают каким-нибудь экраном).
Случай из жизни пионерлагеря: взрослого пионера попросили поставить кастрюлю на 2 примуса. Пионер подошёл к решению вопроса творчески - чтобы увеличить интенсивность огня, он поставил один примус на другой и сверху кастрюлю. Результат: кастрюлю после недельного поиска нашли, а вот от примусов ничего не осталось...)))(пионеры не пострадали, к счастью)))

0
Проще всего накрыть стеклотканью или фольгой, для эффективности.

0
И от этого тоже......взрывались
Но чаще умирали от плохого бензина. Хотя, для этоих случаев были и специалисты-реаниматоры, которые находили способы таки заставить их работать.
Эх, интересно было. В том числе и от этой.......ррромантики.
Но всё же с газом - лучше

1
Так скажите точно как модель называется?
Шмель, Турист, Пионер?

Есть ли у кого паспортик завалялся, отсканируйте!

3
На фото- примус Турист.
Я купил такого зверя в 88 году в Алма-Ате, в Спорттоварах рядом с парком 28 Панфиловцев, за 12 рублей.
Пашет до сих пор, без проблем и забот- техника на века.
Интересная конструктивная особенность этого примуса- отсутствие насоса.
Давление создается при разогреве бачка- потом опускаешь специальный отражатель, чтоб не перегревался.

И немного история в тему- в родном ЦСКА на выездах вечно была проблема со Шмелями.
То не горели, ты "фыркали" фонтаном пламени, то еще что...
В связи с этим, в экспедицию с нами всегда ездили два абалаковских рюкзака с запчастями.
Так вот однажды, на Бивачном, после очередной жалобы на примус, Ильинский заглянул в эти рюкзаки и за полчаса собрал безотказно работающий оригинальный (импортный) Фебус.
После этого за несколько дней в темпе вальса мы, солдаты, перебрали все оставшееся оборудование и собрали несколько абсолютно рабочих Шмелей.
Несколько лет после этой истории я мог перебрать примус с закрытыми глазами- разобрать, прокалить, собрать, протянуть, настроить и заставить работать.
Армия- школа жизни...

1
На фото - "Смерть Туриста". Прекрасный примус, сам таким несколько лет пользовался. Сейчас в гараже живет, ждет своего часа занять достойное место на полке домашнего музея - надеюсь, он таки будет :-)
----

5. ЗАВОДСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИМУСА "ТУРИСТ"

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Эту инструкцию отсканировал и пропустил через "распознавалку" Антон Щербаков, за что ему еще раз СПАСИБО!

Оригинал с картинками лежит по адресу: http://tavrich.ru/pages/scher/Stove/Review/tourist/man.htm



1. ПРИМУС туристский

Туристский примус служит для приготовления пищи и кипячения воды в полевых условиях и предназначен для туристов, рыболовов. охотников, автомобилистов, дачников и т.п. Примус работает на чистом автомобильном бензине. Одна заправка обеспечивает горение примуса в течение 50—60 мин. Два литра воды закипают через 16 мин.



2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Примус состоит из коробки со стойками, бензинового бачка с клапаном, корпуса горелки 1 с регулировочной иглой 2, штуцера 3, рейки 4, жиклера 5, сальника 6, шайбы 7, чашки 8, горелки 9 и регулировочной ручки. Для очистки бензина и подачи его в жиклер в трубку корпуса горелки вставлен марлевый фильтр. Свободные концы фильтра должны находиться в бачке. В коробке имеется гаечный ключ для разборки регулирующего устройства горелки, и для поджатия штуцера 3 в случае нарушения герметичности сальника (отвинчивание штуцера, соединяющего горелку с бачком, не допускается). При замене сальника 6 необходимо отвернуть горелку 9 и жиклер 5, вынуть рейку 4, затем вывернуть штуцер 3 и регулировочную иглу. После замены сальника ввернуть регулировочную иглу 2 до отказа, затем отвернуть ее на пол-оборота и вставить рейку. После чего поставить шайбу 7 и завернуть жиклер, горелку и штуцер.



3. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ

Установить примус на ровном месте. Открыть коробку, откинуть боковую стенку с закрепленным на ней бачком. При этом горелка располагается между стойками. Надеть ручку на квадрат регулирующего устройства и поворотом ручки по стрелке "Прочистить" до отказа прочистить отверстие в горелке, затем поворотом ручки по стрелке "Зажечь" открыть доступ бензину на чашку горелки, одновременно подогревая бачок руками. Затем повернуть ручку до отказа вправо и поднести горящую спичку к чашке горелки, когда бензин почти выгорит, необходимо повернуть регулирующую ручку немного влево, позволяя парам бензина проходить через жиклер, и после достаточного прогрева корпуса горелки поворотом ручки добиться ровного горения примуса бледно-голубым пламенем. Оптимальным режимом горения является работа примуса с высотой пламени 25-30мм. Появление бензина в жидком виде в начале горения, копоти и пульсации пламени вызывается недостаточным прогревом корпуса горелки во время розжига. Во избежание пульсаций пламени, рекомендуется, не гася примус, очистить внутренние поверхности жиклера 5 и горелки 9 с отражателем от налета копоти. Для сокращения времени розжига примуса и при зажигании в холодную погоду разрешается налить немного бензина на чашку горелки. Не допускается скапливание большого количества бензина в чашке горелки во избежание сильной вспышки и копоти. В случае слабого горения примуса рекомендуется проверить, нет ли просачивания паров бензина по резьбе штуцера 3 и крышки бачка зажженной спичкой. При появлении венчика пламени по резьбе штуцера 3 необходимо подвернуть штуцер ключом и, если пламя не исчезнет, заменить сальник. При замене сальника, во избежание поломки регулировочной иглы 2, допускается извлечение изношенного сальника из корпуса горелки по частям путем скалывания. Для стравливания избыточного давления паров бензина в крышке бачка расположен клапан. В случае появления огонька на клапане бачка необходимо вращением регулировочной ручки уменьшить пламя и огонек погасить. Выключается примус поворотом ручки по стрелке "Зажечь" до отказа. После пользования примусом необходимо дать ему остыть, затем принести его в первоначальное положение.



4. ЗАПОМНИТЕ

1. Заправка и доливка бензином горящего примуса не допускается.

2. Каждый раз перед зажиганием необходимо отвернуть крышку бачка и дать возможность воздуху пройти в бачок. Затем плотно завернуть крышку.

3. После заправки крышка бачка должна быть завернута до отказа. Отвинчивание крышки бачка с момента зажигания не допускается.

4. Пламя не должно регулироваться в крайнем левом положении регулировочной ручки, т. е. в положении чистки жиклера иглой.

5. Если пламя при горении касается клапана, рекомендуется прикрыть клапан закрепленным на бачке защитным экраном.

6. Необходимо следить за чистотой примуса.

7. При переносе примуса с заправленным бачком, во избежание вытекания бензина, убедитесь, выключен ли примус.

8. Включение и выключение примуса детям категорически запрещается.

9. Извлечение марлевого фильтра из бачка не допускается.



В комплект туристского примуса входят: 1. Ключ гаечный — 1 шт. 2. Регулировочная ручка — 1 шт. 3. Сальник запасной — 1 шт. 4. Инструкция по эксплуатации — 1 шт.

По всем вопросам эксплуатации туристского примуса обращаться по адресу: Москва. Д-424, Сходненский тупик, 1, КБО. Телефон 491-49-83. Проезд: от станции метро "Сокол" автобусом № 62 до остановки "Поликлиника". Завод гарантирует работу туристского примуса, при условии его эксплуатации в соответствии с правилами пользования, в течение 12 месяцев со дня продажи магазином.



-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1
Из личных наблюдений: по инструкции не хочет разжигаться и гаснуть. Пришлось делать так: прогрев в закрытом состоянии(игла торчит наружу), при открытии происходит выход бензиновых паров и переход рабочий режим сопровождающийся завидным тарахтением, выключение - закрытием клапана, а не полным открытием как в инструкции.
Примус у меня с неизвестным сроком эксплуатации и видимо забит. 1л за 12минут это в два раза медленнее чем положено. Общее впечатление положительное, хорош для одиночек и очень маленьких компаний.
P.S. Как проверить на годность клапан в крышке бачка, как его разобрать?

2

0
Чет этот ни разу не из СССР...

1
Это Хантер. С него Туриста и отксерили...


3
Да шут с ним с примусом, но написанно то как! Прелесть.

0
Спасибо что заценили. Заходите http://indfilm.livejournal.com/
Буду рад. indfilm

0
Добрый день!
Спасибо за коментарии и развитие темы публикации.
Удачных походов, экспедиций и путешествий.
С уважением, indfilm

1
Hunter красивый примус!
Тоже захотел.

0
Был еще молдавский "Огонек".Горелка,ручка и пробка бачка один к одному с "Туриста".Проверено.Переделанным "Огоньком"(из родного только горелка и бачок.А кожух,экран и стойки титановые) пользовался несколько лет для одиночных выходов.Сейчас у друга еще служит.

1
Во времена пользования этим примусом (85-88) он назывался "взрывпакет". В феврале на "Рацека" нагревали палатку перед сном.

1
Недавно видел японскую копию такого туриста , только современный и японский. 160 баксов стоил. Не раз ходил с ним в поход на двух человек. зимой на литр пищи пол часа требовалось и ровно одна полная заправка. чайник на литр - пять минут. зимой после готовки пищи нужно обязательно заправить что бы вскипятить чайник. летом без проблем на одной заправке 2 литра.
Очень привык к этому примусу. какойто душевный.
В последнем зимнем походе использовал Шмель (не знаю какую модель) - зверь оказался еще тот. 500 мг заправки хватило на 6-7 литров (еда + чай). еда естественно дольше готовится чем чай. ЗИМОЙ !!!!....+ еще на два часа оставили включенным после последней трапезы что бы оставший бензин выгорел!! Я оболдел О_о.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru