Пишет Irina Morozova, 21.11.2009 12:51

В июле 2009 г. Мариша Коптева и Аня Ясинская прошли маршрут Мороза на пик Асан в Каравшине. Рассказ Маришиможно прочесть на Risk.ru

Номинанты "Стального Ангела-2009" Каравшин. Асан (маршрут Мороза). Коптева-Ясинская (Альпинизм, женский альпинизм, стальной ангел, grivel, фар)

Паспорт восхождения

1. Памиро-Алай, ущелье Каравшин.
2. пик Асан, маршрут Мороза по С.З. стене 6-А кат. сл.
3. характер маршрута: скальный
4. номер вершины по классификационной таблице 2001 года: 5.4.3.6
5. перепад высот маршрута: 880 м.
6. протяженность маршрута: 1100 м.
протяженность участков:
10. Выход на маршрут: 16:00, 05 июля 2009
Выход на вершину: 20:00, 10 июля 2009
Возвращение в БЛ: 21:00, 11 июля 2009

Описание маршрута по участкам.

0-1 По щели свободным лазанием прямо вверх 10м. затем влево в основание внутреннего угла и по нему до полочки 30м. 40м. 75º, V

1-2 От полочки вверх по отвесному внутреннему углу. Последние метров 10 угол начинает «подвисать». Лазание усложняется. 40м. 85º, V, 10м. 95º, VI

2-3 Угол переходит в щель. По ней 10м. 90º, VI. Далее опять по системе внутренних углов на полку 15м. 75º, V. Затем влево вверх по трещине 10м, и далее по плите 15м. до полочки. 50м. 85º, VI.

3-4 Далее по плите забирая вправо во внутренний уголок. 20м. 85º, VI Маршрут выполаживается, переходит в пологие плиты выводящие на удобную для ночевки полку «огурец». 20м. 40º, III. Здесь штатная ночевка.

4-5 От ночевки свободным лазанием 20м по щели в основание откола. 20м. 80º, V

5-6 Далее движение по плите справа от откола. В основном И.Т.О., местами участки свободного лазания. 40м. 80º, VI, A2

6-7 Через откол переход влево на широкие трещины. 30м. 85º, VI, A1-А2 Конец обработки. Спуск на ночевку.

7-8 По трещине вверх ИТО чередуется со свободным лазанием. Трещина выводит под карниз. 60м. 85º, VI, A2

8–9 Через карниз сложное лазание + ИТО и далее вправо вверх в основание трещины. 20м. 95º, VI, A1

9-10 Вверх по трещине ИТО. Через 40м. узкая полочка. Станция. 40м. 90º, VI, A1

10-11 Далее рельеф прежний. В верхней части 10м свободное лазание. 40м. 85º, VI, A1

11-12 Траверс влево вверх на ИТО (2 дырочных скайхука) и затем лазанием + ИТО по трещине до выполаживания. 40м. 85º, VI, A2

12-13 Затем влево по системе трещин до основания внутреннего угла переходящего в камин. В конце камина вправо выход на полку. Есть шлямбур. Выход на «Балкон» 50м.
75º, VI, A2 (погода испортилась, пошел сильный снег, скалы мокрые) Здесь штатная ночевка.

Достаточно широкая полка для организации бивуака. (10 метров вправо от выхода на полку). Метеоусловия резко ухудшились. Пошел снег. Движение по скалам значительно усложнилось.

13-14 Правее ночевки по трещине выход на полку 10м. 85º, III , а затем траверс в основание отвесного внутреннего угла 10м. II.

14-15 По системе внутренних углов и трещин вертикально вверх. ИТО + свободное лазание. Скалы мокрые. Местами обледенелые. Движение крайне затруднено. 40м. 75º, VI, A2

15-16 Небольшой камин переходит во внутренний угол и далее превращается в большой камин. Натечный лед. ИТО. 40м. 80º, VI, A2

16-17 Вверх по системе каминов. ИТО. Все время идет снег. В камине течет ручей. 40м. 90º, VI, A2-A3 Конец обработки. Спуск на ночевку «Балкон».
17-18 Камин сужается и переходит в трещину. Движение вправо вверх. Выход из камина через нависание. Свободное лазание. Местами ИТО. 30м. 90-95º, VI, A2

18-19 Далее по щели. В основном ИТО. Местами свободное лазание. Идет снег. 40м. 85º, VI, A1

19-20 Из трещины переход к системе внутренних углов. Свободное лазание. 40м.75º, V

20-21 По гладкой плите во внутренний угол 20м. 90º, VI, A2

Погода сильно ухудшилась. Град. По стене идут потоки воды со снежной кашей. Командой принято решение организовать висячую ночевку.

21-22 Вверх по щели через нависание выход под карниз. 20м. 75º, 5м. 92º (аккуратно ставить ноги и ждать большие ручки:)), V+. Траверс под карнизом 10м. 75º, VI. A2. Выход на «крышу».

Окончание стенной части маршрута.

22-23 По правому склону перегиба свободным лазанием по разрушенным скалам под карниз «Клюв». 80м. 50º, IV

23-24 Карниз обходить по плитам справа. 70м. 50º, IV

24-25 Далее горизонтальный траверс до полки под вершинным бастионом. 50м. IV

25-26 От полки свободным лазанием по системе трещин и полок. 50м.70º, V

26-27 По простым скалам выход на вершину. 30м.60º, IV
Ночевка на вершине.

Ключевые участки маршрута
Маршрут условно можно разделить на четыре части: «огурец» R 0- R 4, скальный бастион R 4- R 13, верхняя часть стены R 13- R 22, «крыша» R 16- R 27.
«Огурец» весь проходится лазанием. Лазание сложное, почти равномерное на всем участке. Просто только на выходе на полку на вершине «огурца». Первый шёл на двух динамических веревках 10 мм. Второй по перильной веревке поднимался вместе с грузом.
Наибольшую сложность имеет скальный бастион R4-R11 и верхняя часть стены. За небольшим исключением эти участки имеют VI -ю категорию сложности. Трудное свободное лазание сменяется ИТО. Для страховки и ИТО использовались стационарные шлямбуры, стоппера, френды, якорные крючья. Первый шёл на двух динамических веревках 10мм, вешал перила для второго – одна из веревок 10мм, второй по перильной веревке поднимался вместе с грузом.
«Крыша» пройдена полностью свободным лазанием. Страховка в основном крючевая. Движение двойки с использованием перил. Первый работал на двойной веревке.

Тактические действия команды

Команда прошла маршрут в полном соответствии с тактическим планом и раскладкой по времени. Техническая сложность и погодные условия позволяли планировать прохождение маршрута без предварительной обработки.
Практически весь маршрут двойка двигалась с использованием перил и только на гребне движение было попеременным.
В основном первый шел свободным лазанием либо с использованием искусственных точек опоры со страховкой через «реверсо».
Связка двигалась на двойной веревке с клеймом УИАА. Снаряжение передавалось на станциях.
Проблем при прохождении маршрута не возникало. У команды имелось достаточно технических средств для прохождения любого рельефа.
На маршрут команда взяла шлямбурные, скальные крючья, закладные элементы, френды.
Пункты страховки (станции) были организованы на сблокированных закладных элементах или шлямбурах по возможности в стороне от вероятного падения камней.
На маршрут был взят необходимый запас воды из расчета 2 литра на человека в день.
На протяжении всего маршрута команда имела радиосвязь с базовым лагерем, а также с группой г. Харькова под руководством Е.Полтавца совершающую восхождение на СЗ стену в.Асан по м-ту Горбенко.
Согласно тактическому плану команда спустилась с вершины по пути подъема.

График движения команды по участкам

05.07.2009 16:00 выход на маршрут
19:00 выход на штатную ночевку (участки R0-R4)

06.07.2009 10:00 – 16:30 работа на маршруте. (участки R4-R7)
17:00 спуск на штатную ночевку «огурец».

07.07.2009 с 09:00 до 17:00 работа на стене.
Выход на штатную ночевку «Балкон». (участки R7-R13)
с 15:00 погода испортилась. Снег с дождем
08.07.2009 с 10:00 до 16:00 пройдены участки R13-R17
Погодные условия отвратительны. Снег с градом. Скалы мокрые, местами заснежены.
Спуск на ночевку «Балкон»

09.07.2009 с 10:00 до 20:00 пройдены участки R17-R21
Погода сильно ухудшилась. Град. По стене идут потоки воды со
снежной кашей. Командой принято решение организовать висячую ночевку.

10.07.2009 с 08:00 до 20:00 пройдены участки R21-R27
Погодные условия улучшились. Солнце, но скалы по-прежнему мокрые.
На пологой части маршрута снег. Движение затруднено.
20:00 ВЫХОД НА ВЕРШИНУ.

Спуск осуществлялся по пути подъема команды.

Список используемого снаряжения:
• Веревки – 2 шт.
• Закладки стоппер – 15 шт.
• Френды большого размера – 2 шт.
• Камалоты Black Diamond – 10 шт.
• Крючья – 7 шт.
• Якорные крючья – 10 шт.
• Топорики Black Diamond – 2 шт.
• Скайхуки – 2 шт.
• Съемные шлямбура – 2 шт.
• Скальный молоток – 2 шт.
• Шлямбурный набор – пробойник и 5 спитов с ушами (на экстренный случай).
• Выдерга*.
• Оттяжки – 30 шт.
• Карабины муфт. – 10 шт.
• Хаулер Petzl ProTraxion – 1 шт.
• Жумары – 3 шт.
• Крюконоги – 2 комплекта.
• Палатка 2-х мест.– 1 шт.
• Спальник – 1 шт.
• Каремат – 1 шт.
• Кухня – (горелка, газ, посуда)
• Баул – 140 л..
• Рюкзак – 45 л.
• Рация – 1 шт.
* ВЫДЕРГА – трос (стальной), крепящийся к молотку и используемый для выдергивания крючьев.