Ношак, прощай мечта!

Пишет OlegNovitsky, 28.10.2009 18:39

Нитка маршрута:
Томск – Новосибирск – Душанбе – Хорог – Икашим - Султан Ишкашим (Афган.) – Казидех (Афган)-Базовый лагерь Ношак 4648м-ледник Казидех 5100м – Казидех(Афган) - Султан Ишкашим – Ишкашим – Лангар - Гарм-Чашма – Хорог – Душанбе -Новосибирск-Томск.
Участники: Новицкий Олег гТомск., Юсуф Едгоров- таджик и семеро отказавшихся ехать.
Цели экспедиции:
1.Подняться на высшую точку Афганского Гиндукуша вершину Ношак 7495м.
2.Организовать и провести экспедицию в стране, в которой на протяжении 30-ти лет ведутся боевые действия.
3.Сделать фотоотчет о жизни, быте и традициях народов Ваханского коридора.
4.Экспедиция посвящалась 90-летию установления дипломатических отношений между Россией и Афганистаном.
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)

Так как пришлось ехать одному, было принято решение взять в Хороге двух переводчиков, которые говорят на фарси и дари. Решение оказалось правильным, так как один сразу заболел и сошел с маршрута.
Перешли границу в пятницу. Несмотря на выходной день, нас на той стороне встретил Дэвид через него я делал пермит на восхождение. Мы доехали на джипе до афганского поселка Султан Ишкашим. Сославшись на выходной день и невозможность выписать бумагу-разрешение на фарси для начальника полиции следующего поселка Казидех (старт пешеходной части маршрута в базовый лагерь), нам любезно предложили переночевать в гест-хаусе за 25 долларов в сутки с человека.
Наши вещи, лежащие в пикапе машины, можно не беспокоиться. Здесь не воруют: по местным обычаем, если поймают на краже, то отрубят руку.
Местному командиру полиции понадобились копии наших паспортов. Пришлось сходить в дукан (магазин). Местный аксакал завел дизель-агрегат для подачи электроэнергии, включил ксерокс, через пару минут мы получили наши долгожданные копии, а он не отказался от афгани (местные деньги).
Вернувшись с документами, мы уже который раз убедились, что на Востоке никто не торопится: настало время молитвы. Под призыв муэдзина правоверные мусульмане разложили коврики, строго сориентировав их на Мекку, а нам ничего не оставалось, как сесть и ждать…
Сегодня я был полон решимости доехать до Казидеха, там переночевать и встретиться с французской экспедицией. В течение двух лет французы готовила четверых афганцев для восхождения на Ношак, и в этом году впервые в истории своей страны двое афганцев взошли на высшую точку Афганского Гидукуша, вершину Ношак 7492м.
До чего тесен мир: Человек, который выписал нам пропуск-разрешение, в 1986 году закончил Новосибирское Высшее Военное Командное Училище! Он даже знал где находиться Томск!
Расстояние от Султан Ишкашима до Казидеха – всего 18-20км по грунтовой дороге, а за джип с нас взяли 80 долларов!
Приехав в афганский поселок Казидех, я зашел к французам, которые остановились в гест-хаусе «Маланг». Поздравил их, как полагается, с успешным восхождением и стал расспрашивать о маршруте. Они сказали, что на высоте 6200 метров есть сложный участок: стена высотой около 3 метров, которую в одиночку не пролезть. Обойти тоже никак не получится: справа – скалы, слева – сераки. Я захватил с собой на встречу карту, скачанную из Google, на ней французы подробно обозначили свой маршрут экспедиции и пометили промежуточные лагеря. Кстати, один из членов французской команды, по имени Симон, ходил с Валерием Якубовским на Белуху на Алтае.
Проехав вверх по р.Казидех до моста, откуда по руслу реки начинается подход в базовый лагерь Ношак, мы разгрузились под взглядами местных зевак. Я принял решение пройти сегодня часа три и встать на ночлег в палатках. Времени было около17 вечера. Пройдя около 3х километров, мы остановились на хорошей зеленой лужайке. Пока я снимал окрестные красоты, пришел старейшина и еще пара человек. Старейшина расположился на моей синей бочке. Положив ногу на ногу, он стал нам объяснять, что мы должны обязательно заночевать в деревне в гест-хаусе за 5долларов с человека иначе он за нас не отвечает! Ведь это - Афганистан и нам могут перерезать горло! Про горло было показано особо смачным жестом!
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)
После 30-минутной беседы, проходившей в «теплой дружественной обстановке», мы решили согласиться на их гостеприимство, что, как оказалось, и хорошо: ведь в сумму 5 долларов входил плов с мясом и чай.
Вечером за ужином при посредничестве старейшины велись переговоры с носильщиками. Споры были еще горячее, чем прежде, и острее, чем сам плов. Я, досконально изучив карту и снимки с космоса, настаивал на прохождении в базовый лагерь за два дня. Старейшина, как настоящий восточный торговец, цену сбрасывать не хотел, настаивал на трех днях, аргументирую тем, что французы шли три дня.
Как потом оказалось, оптимально все-таки планировать на подходы три дня. Я не учел, что придется бродить довольно бурную реку Казидех, пересекать небольшой водопад и обходить минные поля, поднимаясь круто вверх по осыпям и курумникам с набором высоты около 300 метров. Ведь минные поля на спутниковых картах не обозначены!
Вверх по р.Казидех тропы нет, весь путь вдоль русла реки - по опасным осыпям. Безопасные переправы через реки обычно знают местные жители. Но хитрые афганцы специально тянули время, затягивали переправу, чтобы в этот день мы не смогли пройти дальше.
Перед переправой обнаружил древние наскальные рисунки. Запечатлел на фото.
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)
В этом районе проходил Великий Шелковый путь. Но Казидех стоит в стороне, в соседней долине, поэтому здесь прятались разбойники, грабившие караваны. Неизвестно сколько сокровищ зарыто в окрестных пещерах… Но это только версия.
К вечеру второго дня, порядком уставшие, мы все-таки добрались до базового лагеря на 4648 м. по GPS.
координаты файла трека в спец. кодировке высота в м координаты местоположение
2491,4 36 44,9656 71 34,8388 мост, граница
2682,5 36 42,3095 71 34,3672 Султан Ишкашим афганский
2519,8 36 42,2722 71 37,3030 едем вверх по Пянжду,
2559,7 36 39,7666 71 46,0225 деревня Казидех мост есть фото
2844,7 36 36,1205 71 46,0681 долина реки Каз., "Разв", устье правого притока
3225,4 36 34,0656 71 46,7461 выс. "3222"
3308,9 36 33,8766 71 46,8901 рядом поднялись по пр. притоку
3571 36 31,8258 71 46,2013 р. Иштрог, выше буквы И впадает приток слева
3748,7 36 30,8203 71 45,6199 ниж. Конец ледника, по карте
4133,4 36 29,5933 71 45,4231 правая выпуклость языка рядом с квадратом 44/48
4648,2 36 27,0211 71 45,7986 Базовый Лагерь, там ночевали
4755,8 36 26,7883 71 46,1472 у поворота на правый язык
4925,9 36 26,8057 71 46,6158 спуск с морены на правый язык у второй перемычки по карте
5062,4 36 26,7733 71 47,1174 ночевка на правом языке
5126,7 36 26,6899 71 47,1258 высшая точка подъема
3950 36 30,5569 71 45,9253 на спуске в конца большого языка ушли вверх вправо
2484,1 36 44,8060 71 34,6468 у моста через границу
2545,7 36 43,4152 71 36,9202 Ишкашим

На следующий день 27 июля с утра поднялся выше по леднику Казидех, подойдя под начало маршрута, осмотрелся, провел разведку, сделал фото и спустился в базовый лагерь. На сегодня хватит, организм привыкает к высоте.
28 июля вместе с Юсуфом подошли под начало маршрута. На Востоке никто никуда не торопится: попили чайку, или, как говорил Юсуф: почайковали. Я провесил перила, предварительно проведя с Юсуфом теоретические занятия по применению альпинистского снаряжения. Юсуф без кошек (сверху льда был снег) прошел по перилам веревку на жумаре, а когда спустился, очень был рад приобретенным навыкам альпиниста. Сегодня мы поднялись до высоты 5126м.
Погода была отличная, гора просто притягивала и манила. Но я принял решение не продолжать восхождение, так как восхождение на семитысячники в одиночку - это рисковое мероприятие. Очень жаль, что другие участники не смогли поехать.
29 июля с утра выпал небольшой снежок, потом появилось солнышко. И я отпраздновал свое 41ое день рожденье. Фотографию назвал «сорок один - ем один».
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)

В этот же день решил спускаться вниз. Спуск был нелегким: много груза и река разлилась широко. Местами так называемую тропу размыло, и приходилось делать обходы верхами по осыпям и курумникам, поэтому спуск занял два дня.
Переночевав на афганской стороне, в Султан-Ишкашиме за 25 долларов с человека, на следующий день мы перешли границу, и я продолжил путешествие по таджикской части Ваханского коридора до городка Лангар. Эта часть Горного Бадахшана хорошо известна российским путешественникам. Очень интересные и красивые места: старинные развалины крепостей, пещеры зороастрийцев, прямо из скал выходят нарзанные источники с минеральной водой. А чуть в стороне, в боковой долине, расположился всемирно известный курорт Гарм-Чашма с термальной водой и белоснежными террасами, аналог турецкой Памук-Кале и еще много-много всего интересного.
Еще рекомендую посетить Афганский базар - очень интересное мероприятие. Каждую субботу на нейтральной территории собираются торговцы из Афганистана (все - мужчины) и Таджикистана (в основном, - женщины). Идет бойкая беспошлинная торговля, кажется, что попал вглубь веков…. Интересно, что на этом базарчике расположились афганские гадальщики-мужчины, а к ним выстраивается очередь в основном из женщин, желающих узнать будущие коллизии судьбы.
Хочется особо отметить очень доброе и радушное отношение к русским в Ваханском коридоре Афганистана и Горном Бадахшане.

Девиз экспедиции – слова, написанные на заборе в городе Новосибирск «Да здравствует то, благодаря чему, мы несмотря ни на что!»

Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)изготовление ножей
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Симон -француз
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Карта Ваханского коридора и путь до базового лагеря Ношак
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)гадание на Афганском базаре
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Пуштун
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Старый базар в Искашиме
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Афганский пограничник
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Утренний Ношак
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Базовый лагерь
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)на маршруте
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Северная стена Ношак
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Вершина Гиндукуш -за ними Пакистан
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)"тропа"
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Дехканин
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)ГестХаус в СултанИшкашиме за 25 долларов в сутки
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Гиндукуш
Ношак, прощай мечта! (Альпинизм, гиндукуш, афганистан, горы, экспедиция, фото)Мост через Пяндж