И НИКАКОГО РИСКА (РАЗОЧАРОВАТЬСЯ)

Пишет gggavriel, 26.10.2009 20:53

Треккинг в Высоких Татрах
И НИКАКОГО РИСКА (РАЗОЧАРОВАТЬСЯ, Горный туризм, словакия, высокие татры, треккинг)

Наш сын женился и произошло это в Праге. Потом молодые на автобусе уехали в свадебное путешествие, а что делать нам, родителям? Мы выбрали Высокие Татры. Все спланированное осуществилось в самом лучшем виде. Нереализованным оставалось пока лишь одно желание – поделиться опытом.

Начнем с главных выводов:
- Народный заповедник «Высокие Татры» это идеальное место для проведения путешествий едва ли не всех видов. Здесь нет разве только высотных и полярных маршрутов))).
- Организовать путешествие в ВТ несложно уже потому, что практически любая точка этого массива общей протяженностью около 20 км доступна из любой другой точки в течение одного дня – пешком и(или) на общественном транспорте.
- Затраты относительно остальной Европы значительно меньше.

Какие есть проблемы:
- Очень много людей. Но даже от этого есть спасение – подняться повыше в горы. У нас в сентябре бывало, что по нескольку часов не встречали ни одного человека. Зато на подходах от потока туристов на тропе буквально рябило в глазах.
- Нельзя ставить палатки. Но если зимой непогода не позволила вам вернуться в хижину (здесь, «хата») и вы заночевали в палатке, никто не придет, чтобы выписать вам штраф.

Теперь подробнее о деталях.

РЕЛЬЕФ альпийский, но без ледников. Многолетние лавинные снежники часто. Все климатические зоны нормальных гор, начиная с хвойных лесов, заканчивая горной тундрой. От хижин до вершин перепад высот достигает километра, а протяженность стен – до 500 метров. Наивысшая точка – Ломницкий штит, 2634 м. Городки, откуда начинаются все маршруты, находятся на высотах: Татранска Ломница – 850 м, Старый Смоковец – 1000 м. Короче, горы маленькие, но настоящие.

ТРАНСПОРТ. Наиболее удобный – железная дорога. Трех уровней. Первый, обычные равнинные поезда, например, из Праги до Попрад, 7 часов в спальном вагоне, 50 евро туда и обратно. Из Попрад до Старый Смоковец, электричка на 2-3 вагона, 20 минут, за копейки. Такая же электричка, курсирующая вдоль гор. Наземные вагончики из Татранской Ломницы до первой станции канатки. Далее вагончики канатной дороги до самой вершины Ломницкого штита.

ТРОПЫ. Пронизывают горы вдоль и поперек. Главная и самая популярная тропа проходит вдоль всей южной и юго-западной оконечности гор на высоте 1500-1700 метров и связывает все долины и поднимающиеся по ним тропы. Тропы буквально вымощены и отлично маркированы. Время прохождения отдельных участков можно прочесть на указателях и оно нисколько не завышено. Выше хат тропы также поддерживаются в хорошем состоянии и только на полях крупных осыпей или курумников нужно следить за маркировкой.

ДОЛИНЫ. Ось ВТ вытянута с ЮЗ на СВ и таким образом северозападный склон обращен в сторону польской границы, а юго-восточный - к Словакии. Наиболее интересна именно эта юго-восточная часть, административным центром которой является город Попрад (670 м). Три городка следующего уровня: Штребске Плесо, Старый Смоковец, Татранска Ломница. К ним спускаются долины: При Зеленом Плесе, Скальната, Мала Студена, Велика Студена, Велика, Батизовска. Протяженность долин 3-7 км. Перепад высот 1300-2600. Граница высоких хвойных лесов – 1500, хвойного стланника – 1800.

ХАТЫ. Мы жили в трех хатах: «При Зеленом Плесе», «Терио», «Збойницка». Самая комфортабельная из них первая, она же незначительно дороже других. Цены за ночь от 11 до 14 евро (включая или исключая завтрак и постельное белье). Во всех хатах три типа размещения:
- двухярусные кровати с матрасами, одеялами и подушками (12-20 чел в комнате),
- тоже самое просто на полу,
- на полу в кают-компании (столовой) – это если хата переполнена, тогда в 22 часа из столовой выгоняют всех и туристы располагаются там на полу на своих ковриках и в своих спальниках.
Примечательно, что цены на все эти виды размещения одинаковы!
Обед (ужин) в ресторане хаты будет стоить почти столько же как и размещение .
Места в хатах желательно бронировать заранее, по телефону или через интернет.

ТРЕККИНГ. Большинство туристов в ВТ поднимаются только до главной тропы на 1500 и траверсируют по ней вдоль гор в течение дня. Другие, также за один день, поднимаются по долинам до хат, где попив пива, спускаются вниз. Часть из них остается в хатах, откуда делают радиальные выходы к перевалам.
Мы спланировали и провели 5-дневный треккинг почти через весь массив: Татранска Ломница – Скальната долина – перевал в долину Зеленого Плеса (1980) – хата при Зеленом Плесе – перевал Баранне седло (2483) – хата Терио - перевал Причне седло (2352) - хата Збойницка – перевал Приелом (2288) – перевал Польский гребень – Хребинок – Старый Смоковец.
Наименее популярен из названного – перевал Баранне седло (он же самый трудный – перепад высот от хаты почти 1 км), но даже на этот перевал скальный выход оборудован перилами из цепей. На всех участках маршрута мы встречали людей, однако таких как мы, которые переходили от хаты к хате, было немного.
Еще не зная наверняка насколько общепринято не ставить палатки, мы все-таки взяли ее с собой и проносили зря. А вот газ, горелка и некоторый запас продуктов позволил значительно сэкономить на питании в хатах. Выяснилось, что в каждой хате можно готовить самим, для чего там есть специально отведенные места. И только в Терио хате нас попросили готовить на улице в метре от хаты))).

СКАЛЫ. Мы взяли с собой также веревку, обвязки и набор железа, однако так и не использовали это – недостаток опыта и времени. Был отведен день на траверс гребня Выходна Высока – Брадавика, в результате же мы убедились насколько наивны были эти планы, так как гребень унизан стенками и башнями и, не пробитый болтами для спуска, сгоряча не проходится.
Гораздо ценнее иная информация. В Высоких Татрах десятки, точнее сотни пройденных и описанных маршрутов стенных восхождений разной степени сложности. Описания, схемы, карты и фото на сайте татранских гидов: http://www.tatry.nfo.sk/.

Спасибо авторам за статью, хотелось бы поправить некоторые концептуальные неточности: если Вы не дошли до хижины и поставили палатку- то при ее обнаружении Вам будет мало места: в Татрах запрещен как кемпинг так и бивак. Более того, лично нас, когда мы засиделись возле хижины предупредили: или мы немедленно валим вниз, или они вызывают спасателей (естественно, небесплатно!) За сбор ягод и грибов- тоже официальное отрубание головы в области шеи :-)
Наши товарищи имеют бОльший опыт партизанских действий- они переночевали в кустах на очень длинном треке, и в 10 утра прошли мимо лесников. Были остановлены и допрошены с пристрастием, где ночевали, тк из любой хижины дойти до лесников до 10 утра невозможно. На вопрос, что делать, это все-таки горы а не бродвей- был дан ответ: ночуйте на коврике без палатки сидя на тропе!
Официально с троп сходить нельзя: можно только альпинистам, совершающим восхождения (или разведывающим подходы, там черт ногу сломит, маршруты находятся весьма непросто) Нелишним будет поэтому наличие какого-нибудь членского билета. Этот же билет дает скидку процентов 10 на ночевки в некоторых хатах. Книжка альпиниста тоже проканывала. Описания в инете не очень хорошие- лучше купить гайдбук в том же Попраде- там много альпинистских магазинчиков . НИКАКИХ ОПИСАНИЙ В ХИЖИНАХ НЕТ!!!
В тн "средних" хижинах есть душ, но отдыхать от восхождений лучше и дешевле в кемпингах возле Ломницы- там душ бесплатный и все дешевле чем ночевка в хижинах. Опять же: лично я устаю от длительного пребывания в одном помещении с кучей народу (это ночевка в хижине), поэтому раз в 3-4 ночи лучше спускаться в кемпинг и жить в палатке. Из хавчика- классные щи дают в хижине под Рысями, а так, можно вполне обойтись собственной готовкой.
Маршруты: мы ходили на Малый лядовый штит- по лазанию уровень хорошей крымской 3Б или средней кавказской 4А. Есть несколько очень стильных гребневых маршрутов- например, Жабий Кон ("внений вид- "жабтавр") возле Рысей - чистый крутой гребень-нож на 3 веревки!
В принципе горы "игрушечные" но интересные. Неплохое начало, чтобы почуствовать принципы альпинистской и трекинговой жизни в Европе.
Еще из минусов- цены что-то стали не детские: 14 Евро- это ДОРОГАЯ хижина в Австрии (естественно, для членов профсоюза)

очень познавательно, коментарий поможет в планировании вылазки на лето 2013. может случайно есть електронный вариант путеводителя по В. Татрам?

Очень познавательно, спасибо.

вдогонку: весной подъем в верхние хижины запрещен- типа брачный период у животных. вроде бы можно ходить альпинистам, но если вы не здешний, найти начало маршрута по гайдбуку будет очень непросто.
из красот- Татры- страна озер. Ледники там стаяли пару тысяч лет назад, но в моренных карманах и в долинах имеет место быть множество прекрасных озер- даже те, которые там называются типа "жабьи лужи" на Кавказе горда бы именовались "местными Турьими озерами" и к ним бы не заросла народная тропа :-))

да ладно вам - все находится - гайдбук - узенькая книжечка вполне разумен. Ходили на Рыси, широкую, острый
по книжке альпиниста и правда скидка около 10 %

и вот похвалюсь :) http://picasaweb.google.ru/sVedenin/NTQiFE#

Всем бывалым спасибо за поправки и дополнения! Просьба писать всем у кого есть собственный опыт в ВТ.

В Высокие Татры езжу с 2002 года. но только несколько лет назад начал рассматривать как альпинистский район(как в горы ачал ходить %) ). в этом году даже собирались ехать уже куда-нибудь лезть, но планы пришлось перенести и съездить в очередной раз погулять.
высшая точка, все-таки, не Ломницкий штит, а Герлаховский. Ломницкий второй по высоте.
по району, как уже писали, есть гайд. к тому же, можно проконсультироваться в горной службе, в Старом Смоковце.

а так горы чудесные. жаль, что осенью 2004 пострадали от урагана - теперь целые проплешины на склонах :( а какой там лес был...
Этим летом мы 3 дня жили в поселке Штрба, что ниже в 10 км от Штребске плесо. жили в двухместной комнате за 8 евро.
кстати в Словакии распространен автостоп, которым мы не замедлили воспользоваться.
з.ы. снег там не каждый год. все зависит от температуры ))
з.ы.ы. а еще можно притащить наверх в хату мешок угля и получить бесплатно чашку чая %) например, в начале тропы на Rysy от Попрадского плесо стоит небольшой деревянный навес, в котором стоят мешки и связки дров. мы, помню, один раз относили.

цвты рвать нельзя. как и купаться %) национальный парк... голову, конечно, не оторвут, но счет выставят. на моей практике прецеденты были, поскольку работаю там летом в детском лагере, а дети... любят цветы %)

я пару раз ходил скитур на Новый Год - просто замечательный район, в январе народа мало, никаких проблем. В прошлом году еще и с погодой везло, так просто пеСТня. :)
некоторые фоты я выкладывал на форуме Тупизма:
и еще в галерее турклуба Университета: http://ktu.pu.ru/photo/thumbnails.php?album=91

Без палатки в кустах в бивачном мешке нормально было там ночевать. Правда однажды ночью пришли волки (западнее Криваня было, довольно низко - 1200-1700, в лесу). Небольшие такие, поменьше овчарки, гремели ложкой в тарелке. Со сна подумал, что собаки, прогнал и опять заснул. Теперь думаю, что таки волки. Выше зоны леса находил места в сыпухах под большими камнями. От грозы спасло, но молнии как-то очень ярко сверкали - полночи невозможно было заснуть. Погода была карпатская (да это и есть Карпаты, только западные) - дожди через день (июль). Чтобы ходить вне маркированных троп должен быть альпинистский документ ("преУказ") у каждого члена группы, напр. альпкнижка, членская карточка клуба и т.д. Если гид с удостоверением гида, то клиентам можно и без преуказа. Всегда смотрели, если попадался вне троп, но отпускали без проблем.

Ребята с рамами на спине (последнее фото) носят расходные материалы в хаты, большие баллоны с газом например. Нередко несут больше своего веса, рекорд сильно за 100кг, конкретное число не помню.

Добрый день,

А российская альпинисткая книжка, в которой я для себя заполняю восхождения/маршруты и т.д. без официальных подписей т.к. гражданин Литвы, пойдёт словацким "проверятелям"?
И ещё, слышал, что только на некоторые вершины можно взойти. Это на какие? И как попадать на другие?