Макалу там, Макалу здесь... Уэли Штек в Гималаях

Пишет гоген, 01.10.2009 02:03

Макалу там, Макалу здесь... Уэли Штек в Гималаях (Альпинизм, швейцария, непал, гималаи, соло, альпийский стиль)

Человек предполагает, а Бог располагает. Старая как мир мудрость вновь показала свою актуальность Швейцарской Гималайской экспедиции находящейся в Непале с конца августа. Пять дней назад Уэли Штек стоял на вершине своей мечты - Макалу 8463 метра. Чувство удовлетворения - это основное чувство, которое он испытал поднявшись на ее по "классике". Радости и воодушевления не было, для самого себя этот выезд Уэли считает, пока что, не удавшимся.

20 августа Уэли Штек, коллега по гидовской работе Анди Вельхли и фотограф Роберт Бёш отправились в Непал. Проект Макалу запад должен был продлиться до окончания октября. Макалу, со своей высотой в 8463 метра является пятой по высте вершиной мира и лежит на границе Непала и Тибета. Первовосхождение было совершено в далеком 1955 году французской экспедицией под руководством Jean Franco. Это была первая экспедиция, в рамках которой, на вершину поднялись все участники спортивного состава.

Jean Franco на левой и Jean Couzy на правой фотографии

Первовосходителями традиционно считаются Lionel Terray и Jean Couzy, поднявшиеся как первая связка на вершину 15 мая 55 года. Но на следующий день на вершину поднялись Jean Franco, Guido Magnone и шерпа Gyalzen Norbu, а 17 мая еще и Jean Bouvier, Serge Coupé, Pierre Leroux и André Vialatte. Это был грандиозный успех французского экспедиционного альпинизма поры "великих завоеваний", а линию до сих пор называют "французским маршрутом".

Следующей знаковой экспедицией на эту гору была опять французская в 1971 году. На этот раз, впервые на такой высоте (около 7500), были преодалены технические сложности VI/A2 категории. Yannick Seigneur и Bernard Mellet первыми поднялись на вершину, а "Ребро Параго" стало одной из вех истории всемирного альпинизма.

Первым человеком, поднявшимся на вершину без дополнительного кислорода стал Marjan Manfreda в 1975 году.

Но вернемся к Западной Стене. На сегодняшний день эта стена считается основной "проблемой альпинизма" XXI века. Она была пройдена русской экспедицией, прочертившей линию по правому ее краю, но нерешенной проблемой как был, так и остается "директ западной стены". Высота. холод и штормовой ветер делают прохождение этой стены очень и очень не простым.

Не удивительно, что Уэли посвятил осенний сезон этой стороне горы. Но на этот раз в планах швейцарца была не стена, а соло-прохождение ребра Параго. Это ребро один из самых красивых и логичных маршрутов на "восемь тысяч". Пролезть такой маршрут соло, без какой либо поддержки и предобработки - очень мужественный поступок. Причем мужество необходимо ужа не стадии принятия решения, альпинист класса Штека не может разбрасываться шансами на успех, тем более когда речь идет о экспедиции. На сегодняшний день не много альпинистов смогли взойти на 8000 в абсолютно автономном соло. Имена тех, кому это удалось на слуху: Pierre Béghin, Tomasz Humar и конечно же Reinhold Messner. Выше 6000 метров на таком маршруте ты абсолютно одинок. В нашу эпоху спутниковых телефонов и тотального интернета любой путешественник одиночка идущий к полюсу может вызвать вертолет и спастись таким образом из белого ада. В горах, выше 6000 спасение вертолетом почти невозможно, а выше 6500 абсолютно невозможно. Спасти альпиниста с Западного ребра нет никакой возможности, соответственно наличие спутникового телефона так-же бессмысленно.

Уэли пишет на своей страничке:
1 сентября- сегодня мы добрались до базового лагеря на высоте 5250 метров. Часть нашего груза осталась на 4745. Последний переход проходит через ледник и носильщики, как это водится, забастовали. Только 7 шерпов остались с нами и порядка 10 баулов, каждый по 25 кг должны быть принесены в лагерь.

Реби, Анди и я начинаем акклиматизационную фазу. Мои друзья хотят подняться на Макалу по пути перво-проходцев. Мой план незыблем - соло по ребру Параго в альпийском стиле. Многое будет зависеть от погоды и условий на маршруте. Если не повезет - то я буду не первым, кто сдался перед этим маршрутом. Наша мотивация перехлестывает через край. Предстоящие дни тяжелой работы на горе раздразнивают аппетит. Но для начала нам нужно обустроиться в базовом лагере и пару дней отдохнуть на непривычной высоте. Наш повар Кайи превратил эти дни в сплошной праздник.

4 сентября - я на 6700 на западном ребре. Первую ночь я провел довольно комфортабельно на высоте 6000. Моя мотивация на высоте, форменным образом рву копытами землю. Воспользовавшись возможностью изучаю ребро с близкого расстояния. Маршрут выглядит не просто. Сложные скалы, микст и лед на высоте 7500 метров. Радость бурлит в крови и распространяется по венам до кончиков пальцев. Погода прекрасна а снег в великолепном состоянии. В этот же день, в пятницу, спускаюсь вниз с твердым намерением через пару дней предпринять попытку штурма.

Воскресенье 6 сентября, падает снег. Он падал всю ночь и с утра не переставая продолжает падать. Мы все в палатка в базовом лагере. Прогноз очень и очень плохой, по видимому мы прокляты и в наказанее всю следующую неделю будем вынуждены просидеть в базовом лагере. Распорядок дня прост: пить чай, читать книги, стараться не растерять мотивацию. Сквозь туман слышны регулярные вздохи сошедших лавин. Но вера в улучшение условий непоколебима. А пока нужно просто убить время.

9 сентября- лагерная рутина начинает пожирать нас, точнее нашу мотивацию. Мы сидим по палаткам и с нетерпением ожидаем улучшения погоды. Ждем прогноз, а за бортом палатки безысходное белое молоко. Нас форменным образом погребает под массами свежего снега. Вчера на несколько минут через облака и клочья тумана пробилось солнце. На короткое время температура внутри палатки выросла до 40°C. На такое высоте редко комфортно, как правило тут либо жуть как холодно, либо ужас как жарко. Время проходит за чтением, поеданием поварского искусства и бесконечной чередой эспрессо self made. Я очень надеюсь, что на высоте не выпала та же уйма снега, что и внизу - ведь пару дней назад на "Параго" были идеальные условия, а теперь...

В субботу,
13 сентября, я стартую в направлении западного ребра. Я поднялся до площадки на 6700 где ночевал в прошлый раз в палатке. Поднялся - не очень верное определение. Путь туда ведет через 2 вершинки называемые Jumeaux. Первая высотой в 6220, за тем спуск на седловину и снова подъем на 6462 метра. И только после начинается собственно Макалу. Довольно не близкий путь с тяжелым, за 20 килограммов, рюкзаком. Для выхода к моей предыдущей ночевки я потратил битых девять часов.

Палатку замело. После недельного снегопада я не был уверен, что вообще ее найду, тем более была велика радость от найденного клочка уюта в этом безрадостном мире. В воскресенье, в 3 утра я начал готовить свой завтрак. Кофе и мюсли. В 4 утра я продолжил подъем. Я хотел подняться на 7600, но примерно на 6900 количество нового снега начало меня сильно беспокоить. Бездонная пудра, даже на крутых участках скалы были залеплены толстым слоем снега. Мне приходилось разгребать до метра снега, прежде чем почувствовать твердую поверхность. На полках и в кулуарах я снова и снова сползал с массами нового снега обратно к исходной точке траншеи. Очень нервное занятие, поскольку я никогда не был уверен, что на этот раз снежный оползень, как всегда, прекратит свое движение до начала пропасти. На 7200 я сдался. Перспектива долезть до вершины равно нулю. Я должен вернуться. Спускаюсь обратно на 6700. Сначала я был раздавлен ситуацией, усталый, разбитый и де-мотивированный. На 500 метров перепада я потратил больше четырех часов. Я готов был сбежать. Снять лагерь, спуститься вниз и просто улететь домой! Но я справился с эмоциями и решил подождать. Сейчас на всех маршрутах, вне зависимости от сложности, нечего делать. Они все непроходимы. Но ведь ситуация может измениться!

По пути вниз я связался с Реби и Анди. Они были на "классике" и имели трудности такого же характера. Сегодня понедельник
14 сентября, после 12-ти-часового сна я в 8 утра еле выполз из палатки. Желания куда-то лезть нет никакого. Да и условия на стене вряд ли позволят хоть что то предпринять. Я снова приговорен к безделью. Приятные мелочи вроде теплого душа и равиолли из сухого мяса отвлекают от нудного ожидания хорошей погоды. Я понятия не имею как мне поступить в этой ситуации.

На следующее утро в лагерь спустился Анди, а на утро следующего дня Роберт. Мы держим военный совет. Мы приходим к выводу, что при таких условиях шансы на успех стремятся к нулю. Но погода не плохая, солнце в пол неба и никаких осадков. Ситуация невыносимая, при чистом небе мы вынуждены сидеть в лагере и заниматься ничегонеделанием. Ночью я не могу заснуть, всякие мысли и рассуждения не дают мне покоя. Вся история альпинизма говорит о том, что для успешного восхождения на 8000-ник должны быть идеальные кондиции на горе. А сейчас на горе нет ни одного аспекта хотя бы приближенного к нормальному, не говоря уже о идеальных! Моя психика то-же уже на грани. Я размышляю о всех возможных опциях. Может по южной стене? Она сильней освещается сонцем, снег на ней быстрей зафирнуется, я мог бы просто свернуть с западного ребра на нее. Но в конце концов и эта идея отметается. Если уж по ребре не лезется, то по стене уж точно не полезется вовсе. В конце концов я решаю еще раз подняться к своей палатке на 6700, опять развлекуха с траверсом двух шеститысячников.

Анди идет на этот раз со мной. Уже среда,
16 сентября. В 6 утра. без рюкзаков, мы уже наверху. Следы на снегу выше палатки не подтаяли не разу, значит снег не просел ни на сантиметр. Я оставляю палатку, еду и горелку на месте, но забираю с собой вниз пуховое снаряжение. Я смирился - успешное восхождение по "Параго" в этих условиях невозможно! Остается попытаться "классику". Но я оставляю на ребре палатку, еду, горелку - одним словом я прощаюсь с ним не навсегда. Мы спускаемся обратно в лагерь.

Я снова сижу в базовом лагере. Я рад, что спустил вниз пух. Теперь у меня не связаны руки, я могу предпринимать все, что душе угодно. Восхождение по западному ребру при актуальных условиях - иллюзия. Мечта. Сейчас у нас есть шанс только на "классике". Залезть по ней мы успеем при любых условиях. Перед нами еще минимум 3 недели сносной погоды. Главное, что мы вернемся домой живыми и здоровыми. А опыт, полученный на западном ребре дорогого стоит. Там наверху я осознал свои личные границы возможного.

Уже воскресенье
20 сентября. Мы с нетерпением отзваниваемся в Швейцарию и проясняем прогноз на ближайшие дни. Вообще мы хотели стартовать уже в субботу, но прогноз был отвратительный, плохая погода. В ожидании проходят воскресенье, понедельник и вторник - все три дня ничего не происходит, светит солнце, на небе ни облачка. Верить нам прогнозу или нет? В сводке снова ничего хорошего. Если рискнуть, а погода испортится, то мы будем в западне, лавинная обстановка не позволит нам спуститься. Короче нет, лучше дождаться надежного прогноза.

НОВОСТЬ ОТ 21 сентября:
"Роберт, Анди и я все-таки решили выйти на "классику". Мы поднялись в лагерь I на 6000 метрах. Завтра пойдем дальше

НОВОСТЬ ОТ 25 сентября:
Вчера, в четверг 24 сентября, Уэли Штек поднялся на вершину Макалу по "классическому маршруту". Он вышел из лагеря III вместе с Робертом Бешем в 3 часа утра. На маршруте очень много снега. Роберт Беш повернул обратно на высоте 7900. В 15 часов Уэли стоял на высоте 8463 метра над уровнем моря и в этот же день спустился обратно в лагерь III. Сегодня, 25 сентября, они спустились обратно в базовый лагерь.