Путешествие команды «Горностаи» (Алма-Ата) к Аксайским озерам (Заилийский Алатау). (29/08 - 1/09/2009)

Пишет mkay, 03.09.2009 18:38

Путешествие команды «Горностаи» (Алма-Ата) к Аксайским озерам (Заилийский Алатау). (29/08 - 1/09/2009, Горный туризм)

Ярослав Андриянов. «Осенняя миграция «ГорноСТаев» или хождение за 3 перевала»

Заилийский Алатау... Еще Семенов-Тяньшанский восхищался величественной картиной стены этого хребта. И так уж сложилось исторически, что прям у его подножья основали семиреченские казаки крепость, которая впоследствии стала городом Алматы.В наших горах есть ущелья и вершины, сплошь улепленные туристами, альпинистами и прочими любителями поискать приключения не вдалеке от города. А есть такие, до которых добираться можно лишь на своих двух и то по горам. Одним из таких ущелий стало Аксайское.Целью нашего похода было посещение 2-х озер в верховьях Аксая,и изучение троп "закрытого" Аксайского ущелья.

Т.о. ранним утром, 29 августа, белый джип нашего друга - Илюхи Кинга уносил нас в сторону гор. В составе: Ярослав Андриянов (он же DiffuZor), Казановский Юрий (Ykon), Каймирасов Михаил (Mkay) и Владимир Король (king Старший), мы начали поход в Проходном ущелье.
Погодные сайты не пророчили ничего хорошего, и надо сказать - их предвещания благополучно сбылись. В первый день погода нас, надо сказать, относительно побаловала мягким солнышком, и легкими облачками, которые в последствии оказались мрачным и густым туманом)))) Поскольку в последнее время наши достопочтимые органы организовали "охрану" гор от нарушителей и террористов (читать: от обыкновенных горных туристов и альпинистов), мы, вооруженные информацией о наличии логова эцилопов у Алешкинова моста (дабы не разъяснять в 128734187й раз, кто мы/откуда/зачем), свернули с тропы чуть ранее, на поляну Терра.

После непродолжительной обжираловки и поедания Мкаевких помидоров, взяли курс в сторону чуть юго-западней вершины Пила.

На подъеме ввиду наличия внизу стойбища доблестных стражей границы и лая собаки снизу, насторожились... и через некоторое время увидели одинокого странника, который при приближении оказался вовсе не пограничником, а завсегдатаем горной ветки bb.ct.
kz - человеком под ником gornyak. Товарищ уже хорошо загорел, оброс опытом общения с горами и их фауной в виде эфемеров под термином "страж границы" (как выяснилось, в брачный сезон, они водятся в большом кол-ве в районе пер.Туристов, БАО, подходы к пер.Озерному). После непродолжительной нашей с ним дружеской беседы, Горняк взял курс на подозрительный перевал (хотя его предупреждали о том, что он выходит в то же ущелье, откуда он вышел) и ввиду опустившегося тумана скрылся из виду.
Ключевая точка первого дня - пер.Беркут-Тас был взят нами без потерь=), после чего было предложено заночевать там же, ибо туманы и дожди нынче в горах запутывают дороги для простых туристов, и могут стать причинами всевозможных приключений. Но, как известно из книг, Горноцтаи - народец горный, а посему и крепкий, от предложений ночевать отказался и двинулся дальше - в сторону второго перевала в одном хребте... Туман, видимость 10 м, гипотетические камнепады сверху, вполне реальные сбросы вниз, и добродушный и назойливый лай собаки Горняка где-то внизу... Через полчаса туман разошелся и мы стали свидетелями великих картин природы. Ей Богу, так и остался бы на склоне в состоянии глубокой созерцательной медитации... Правда, боюсь, что мои спутники не поняли бы сего акта. )

Второй перевал после траверcа был покорен отчаянными грызунами в 8 вечера, после чего они благополучно залегли на спячку до утра. Ночью шел дождь и выли ветра)))

Следующее утро под перевалом между Каменским и Каргалинским пиками нас встретило тучами и потенциальным дождем. Конечно, через некоторое время немного растянуло, появилось солнце, горностаи расслабились, давай валяться на сооолнышке, сушить шерсть, грызть конфеты и т.д. после чего обнаружилось, что судьба их загнала уже к пер.Каргалинскому-высокому, подъем на который составил 40 мин. Кстати, в том же хребте имеется еще один перевал, на первый взгляд чуть выше, уходящий в верховья ущелья Правый Аксай, причем даж со снегом (чтоб не сомневались что он выше), однако имеющий меньшую высоту, и более дальний подход (имя перевалу - Каргалинский Низкий).

С перевала Каргалинский-Высокий на юг уходит гребень п.10летия Независимости РК с пафосным флагом на вершине, и как я думаю, не менее пафосной прошедшей экспедицией в далеком 2001г.
Восхождение на перевал для ног тов.Диффузора оказалось испытанием, поскольку недавно купленные ботинки затачивали пятки, а наклон склона давал возможности очень эффективно накачать мышцы ног. Мкай и Юкон после недолгого совещания решили все ж штурмануть вершину наших патриотов, а мы с Кингом старшим (который из-за больного колена тоже отказался идти на верх) ринулись вниз с перевала.

Снизу, приняв небольшую дозу сна, китайской лапши и чая в ожидании старших особей горностаев стали свидетелями и участниками разбоя под названием "мокрый горный снег". Пережидали это безобразие под полиэтиленовой пленкой в течении часа, периодически поглядывая на седловину перевала. После непродолжительной грозы, хорошего ветра и снега наверху показались фигуры восходителей:

Спустились, мужественно пожали руки друг другу. И ринулись вниз, к великому слиянию великих Аксайских рек. Надо сказать, что предыдущие прохожане данного ущелья поделились несколько неверными данными поэтому, после непродолжительного раздумия маршрут через пер.Осыпной был отменен и заменен на отличную тропу вниз (без прижимов и скальных сбросов.) Выше указанные препятствия, несомненно, имели место быть, однако все были легко обходимы.

Спуск к слиянию был прекращен из-за быстроналетевшего плотного тумана, в котором не то что тропа вниз, даже силуэты участников были трудноразличимы. Ввиду полученного опыта, и возможного рассеивания этой пелены, остановились, присели на рюкзаки. А не тут-то было)))) Сильный ветер по ущелью вверх за компанию к туману пригнал еще и проливной дождь. Ветерок был дай Бог - прижимало горизонтально горное разнотравье. Пришлось горностаем срочно искать укрытие, поскольку перспектива оказаться с промокшей насквозь шерстью была не совсем привлекательна. Миша Каймирасов и в этот раз отличился как вожак стаи=))) Быстро сумел найти яму с выступающей скалой, куда все особи прижали свои спины с целью спастись от осадков и жуткого ветра. Дальнейший анализ ситуации показал, что необходимо ставить палатки. Это и сделали, однако какого было удивление, когда мы растянув последний тент, и положив в палатку последний каремат, увидели чистое небо и отчистившееся ущелье.
Стоянка оказалась под красивейшей скалой с крутыми непреступными стенами пика, отделяющего одно ущелье от другого. Имя его подскажет точнее Мкай. Поэтому я продолжу описывать эмоциональную часть похода.

След.день, а именно понедельник, нас встретил достаточно приветливо. Облака на небе были, однако не столь агрессивные ,как день назад. Поэтому мы, откушав завтраку (надо сказать, что Миша просто мастер походной кухни, потому как мы всегда были сыты и довольны. Спасибо Мкаю ;) ), поспешили вниз, к слиянию... Опущу подробности форсирования 2-х речек. Скажу, что после непродолжительного подъема мы очутились на чудесной поляне, которая нас согревала солнышком и прекрасными горными панорамами. Дальнейшая цепь событий состояла из солнечных ванн, продолжительной трапезы и движения к непосредственной цели экспедиции - Аксайским озерам.

Что такое озера высоко в горах??? Стихия, стиснутая между скал, огороженная навалом морен, раздираемая внутренним давлением, стонущая от грохота падающих вниз камней... - слова ничто перед созерцанием великих картин. И следующие несколько фото тому подтверждение:

Озер два - нижнее поменьше и более синее, второе - более раскидистое, широкое, словно пожирающее склоны. На первом озере сложен достаточно большой тур, в котором Мкай вместо записки нашел стопку мп3 дисков с Алисой, Воскресеньем и т.д.
Тогда у нас было подозрение, что это тень Рича и Ко, который должен был быть примерно в то же время в том же месте. Позже, выяснилось, что нет) Пожав плечами и вложив записку о пребывании на озере, Горностаи разбрелись с целью заснять/записать/запомнить подробности и ключевые особенности местности. Сошлись на одном - от кого закрыто ущелье??? и с какой целью, поскольку обилия зверья не наблюдалось. Птицы - заблудившиеся соколы, козлы - давно по соседним ущельям разбрелись, всякие каменные грызуны - только Горностаи да пара сурков))) т.е. сплошные эмигранты да проезжие, с аборигенами все сложней.

Долго ожидали, когда пройдет туман, чтобы заснять непройденную 600-метровую стену п.Мира. Затем Кинг старший совершил подвиг, искупавшись в ледяной воде верхнего Аксайского озера. (безбашенность - это, видимо, семейная черта Королей), после чего присел с нами на камни с целью пристального созерцания Великих Картин.

На спуске нас окутал туман с дождем, от которых мы как истинные горностаи, прятались под огромные камни, лежа на холодной земле, вдыхая ароматы низких облаков и слушая оглушительные раскаты близкого грома.
Гром - это отдельная тема. Никогда я не слышал такого жуткого и одновременно очаровывающего натурального ревера. Страшно, красиво и страшно красиво это все...

А что было дальше???? Спуск, ужин, коньяк, сон в тесной палатке, ночной дождь, перешедший в снег и кристально чистое утро, которое не оставило сомнений в том, что необходимо сделать восхождение на п.Пограничник. Оставили рюкзаки в БЛ и налегке двинулись к вершине. На подходе, под горой есть интересное озерко, которое зимой не замерзает, причиной являются горячие источники. На ощупь вода в озере не теплее Аксайской... посему, я пожал плечами, чтобы не раздумывать долго над судьбой озера двинулся вверх по гребню к вершине.

Путь к вершине лежит через С-В гребень, на котором есть немного жандармов и пара несложных скальных участков. Сама вершина - кусок скалы, достаточно узкая для проведения массовых просмотров панорам. Надо сказать, что последнее для нас оказалось недоступно ввиду вездесущего тумана, который через 10 мин нас начал поливать снегом, а еще через несколько минут пугать грозой. И, надо сказать - весьма эффективно. Спасаясь от оглушительного грохота грозы, что грохочет не над головой, а справа или слева, мы затаились под скалой, выкинув палочки и втянув головы поглубже в плечи. Ибо начался самый драйвовый момент всего данного мероприятия. А именно - близкие удары молнии и оглушительный грохот грозы. Ну еще чуть-чуть горизонтально падающего снега - и картина маслом готова. Снег - пенопласт, стеной, засыпает так отчаянно, вокруг грохочет гром, сверкают молнии, холодает (очень уж стало походить на то, что экстрим закончился, добро пожаловать в п...ец!!!) На вопрос: "Дядь Юра, а тут, под скалой насколько безопасно??" получил ответ "Да, в общем-то нельзя сказать... Возможно все..." После чего стайка нехороших мыслей пробежала мимо, однако, их пришлось отогнать, дабы продолжить спуск, ибо гроза вроде как отступила. Стоило только перелезть гребень, как прям перед глазами сверкнула молния, и от оглушительного грохота Диффузорка с благим матом выбросил палки и прижался к скале. Эмоций, кроме отчаянно-матерных не наблюдалось))) пришлось пошевелить конечностями, чтобы поспешить вниз, свеженьким, незажаренным и неионизированным. Вздохнул с облегчением на плато под вершиной, откуда Мкай уже вышел в асю, и отчаянно просил Галочку пожарить свеженьких котлет))

А я связался с Большой землей, дабы сообщить, что не смотря на прошедшую мимо нас (_._) мы живые, здоровые и еще пока не разучились пользоваться средствами связи. (сотовый ловит с перевала Каргаулды (?) и гребня на Пограничник). Ну а дальше время сдвинулось и мы попали в Зиму, которая сначала нам дарила легкий предновогодний снег, а затем мерзкую липкую гадость, что с большим энтузиазмом усыпала нас по дороге до БЛ. Надо сказать, что намеренной "программы максимум" мы решили не выполнять (как оказалось - не зря), и не выходить на гребень с Монаховой горой, с целью траверса и спуска к Аксайскому скиту, поскольку нехватало времени, и весь гребень основательно простреливался грозой. Поэтому мы решили спускаться прям по ущелью в лапы доблестного лесника (конечно, подкрепились идеологически). Природа мудра, но однако от нее можно ожидать несколько предсказуемых ситуаций, и в каждой отдельной ситуации действовать соответственно. Встреча же с лесником была для нас некоторой задачей, над которой мы размышляли в течении 2-х дней.

Но, лесник - чуть позже. А пока что Аксайское ущелье... Широченные верховья реки, которая впитывает в себя русла аж 5ти более мелких рек, первозданная тишина и редкая красота. Туристических троп почти нет. Огромные душистые ели, поваленные стволы, целые грибные поля... Языческие леса. И в каждой лапе ели, в каждом движении ветра слышу:

Ледниками гор недоступными опоясался,
Пухом солнечным тропы высмотрел заповедные.
Повелел укор опоить Луной груди вольные,
Воевать в набег неподкупное имя светлое.
Звоном одинок, весело гулял-
Кто-то мудрый гнал.
Видели уста Неувядою цвет осиновый.
Смех ужалит явь
Волить вёснами сны веткой неземной.
В белые края обещаньями
Лихо грёз напрясть.
Пропадать молвой ветер вольный звал,
Пыльный голос мой опьяняя.
Помнят плёсы тепло дождей
Поздней осенью.
Как настиг грозой
Целовать тебя я,
Песней огненной затуманить
Взгляд непуганый,
Алые щёки греть радостью.
Поминать росой,
Косы плесть венкам целомудрия.
Перья вещие обречённо смять...

Но вернемся в реальности, а именно к отсутствию троп, скользкой траве и граду величиной с крупную спелую вишню (!), который кстати, тоже шел стеной и очень так неслабо стучал по голове и бросался за шиворот. Подобное безобразие сопровождало нас в течении двух часов и в последствие превратилось в обыкновенный ливень)). На "тропах" мы разминулись и пошли тремя разными группами. Мкай снизу, мы с Кингом по какой-то тропе, Юкон - сверху по склону. Интуиция во время подсказала нам спуститься вниз к реке (искупались в еловых иголках, мхе и земле), где главный Сталкер - Мкай уже обнаружил мост через Великую Реку Аксай (а в том месте она представляет собой очень агрессивное создание, 20-ти метровой ширины). Дальнейший спуск - по дороге, мимо стоянок чабанов, заброшенного пионер-лагеря и пресловутого лесника, который в нашем случае оказался приятной женщиной средних лет, которая просто спросила откуда мы идем в закрытое ущелье и кто мы такие... После четких и ясных ответов,открыла дверь и мы, провожаемые хриплым лаем местного зверья, двинулись к месту, откуда нас мог бы забрать Кинг младший. Все остальные подробности не столь интересны. Отмечу только, что по р.Акжар снова сошел сель (после такого кол-ва осадков не мудрено) и размыло дорогу. По дороге на т.н. полянах для отдыха - кучи мусора и причин данного мусора - псевдозолотой молодежи и прочих паразитов...

Кинг-сын нас встретил уже в низовьях ущелья, и уставших и промокших повез в сторону города, предварительно угостив по бутылочке пива...

Резюме:
Маршрут отличный. Технически очень простой. Эстетический момент маршрута - на высшем уровне. Аксайские озера - невероятные по красоте. П.Пограничник - несложен, открывается очень красивая панорама, обратный отход возможен по ущелью Каргаулды. В Аксае не совсем адекватный лесник может попортить отдых. В верховьях Аксайского ущелья много нехоженных маршрутов. Очень мало зверей. Вода есть практически везде. При прохождении ключевых моментов желательно подробное описание (особенно в районе ущ.Проходного)

Ярослав Андриянов. 2 сентября 2009г.

фото: Ярослав Андриянов, Михаил Каймирасов.