Чукотско-колымские зарисовки

Пишет Forest, 02.09.2009 23:20

Этим летом снова удалось посетить Арктику, а точнее территорию Колымской низменности. Основной целью было проведение буровых работ по изучению жизнеспособных бактериальных сообществ самых древних мёрзлых толщ Арктики. Попутно решались задачи мониторинга температурного поля мерзлоты на данной территории и её реакция на изменения климата.
Чукотско-колымские зарисовки (Путешествия, мерзлота, колыма, чукотка)

Заброска осуществлялась из Билибино, ближе вертолёта не нашлось. Различные козни вертолётчиков задержали нас на чукотской земле на две недели. За это время мы успели познакомиться с парапланерным клубом Стриж и полетать в Билибинском небе. Оказалось что окрестности города неплохо приспособлены для различных видов спортивной активноости. Летать можно с сопок, окружающих город, подъём на сопку любви занимает полчаса. Можно проехать на машине в сторону перевала Безымянного (где расположен рудник), там есть и коротенький бугельный подъёмник. Самые спелые ягоды же - на склонах сопок вокруг атомной электростанции:-)

В дальнейшем экспедицию ожидали некоторые технические проблемы, бурение древних мёрзлых толщ, неделя жаркой погоды (несмотря на то. что это лето стало самым холодным за последние 10 лет), купание в термокарстовых озёрах, рыбалка и прочие радости жизни:-)

В результате установлено, что:
Мерзлота, появившаяся здесь более миллиона лет назад пока не растаяла, но температуры медленно идут вверх (с конца 90-х на глубине 15 метров потеплело на полтора градуса).
Чукотско-колымские зарисовки (Путешествия, мерзлота, колыма, чукотка)

Морозобойное растрескивание до сих пор продолжает украшать поверхность тундры полигональным узором.

Некоторое смягчение климата не мешает местной флоре и фауне

хотя мухи к зиме обрастают мехом:-)
Чукотско-колымские зарисовки (Путешествия, мерзлота, колыма, чукотка)

Закаты и восходы всё так же прекрасны

Вокруг царит умиротворение и покой

Есть где найти приключений
Чукотско-колымские зарисовки (Путешествия, мерзлота, колыма, чукотка)

Жители посёлка Черский порой просто запенивают стены домов для теплоизоляции

А у местных собак ушки "домиком"

И за всем этим наблюдает миниатюрный ленин:-)
Чукотско-колымские зарисовки (Путешествия, мерзлота, колыма, чукотка)

А с востока уже надвигается зима...

Исследования проводили учёные сурки Шура Кузмицкий и Андрей Абрамов при поддержке РФФИ, МНТЦ, РАН и международных проектов CALM и TSP. Традиционно научным изысканиям помогала компания Mountech.

Фото Абрамов А.А., Кузмицкий А.В., Шмакова Л.А.