Сорок девять очков вперед: В Петербурге впервые прошли соревнования в олимпийском классе – 49er.
Фото предоставил Алексей Орешкин
В яхтенном порту «Геркулес» (Санкт-Петербург, Лахта) в минувшие выходные завершилась рейтинговая регата «Геркулес» в классе 49-er или, говоря по-русски, «фотинайнер». Таким образом, в Петербурге впервые в истории этого города проходили соревнования яхт олимпийского класса. До 2009 это было невозможно по причине полного их отсутствия в Петербурге – наличие всего двух яхт класса 470, тоже олимпийского, не позволяло устраивать гонки, потому как состязаться двум яхтам – это как двум концам ножниц спорить о том, кто из них важнее.
В яхтенном порту «Геркулес» (Санкт-Петербург, Лахта) в минувшие выходные завершилась рейтинговая регата «Геркулес» в классе 49-er или, говоря по-русски, «фотинайнер». Таким образом, в Петербурге впервые в истории этого города проходили соревнования яхт олимпийского класса. До 2009 это было невозможно по причине полного их отсутствия в Петербурге – наличие всего двух яхт класса 470, тоже олимпийского, не позволяло устраивать гонки, потому как состязаться двум яхтам – это как двум концам ножниц спорить о том, кто из них важнее.
«Фотинайнер» или 49er - яхта с очень маленьким корпусом (16 футов или чуть менее 4900 мм, откуда и происходит ее название), огромной площадью парусов (59,2 м2) и специальными крыльями, на которые перемещаются яхтсмены для откренивания в процессе гонки. При скорости ветра 8 узлов, «фотинайнер» идет под 10-13 узлов, при ветре в 20 узлов – еще быстрее.
Фото предоставил Алексей Орешкин
Класс 49er стал олимпийским в 2000 году. Одна из целей, которой руководствовались члены МОК, принимая такое решение, была популяризация парусного спорта. Гонки на всех прочих яхтах проходят достаточно далеко от берега. Зрители на берегу мало что видят и мало что понимают, хотя в последнее время на крупных соревнованиях в Европе, на каждого спортсмена установлен датчик GPS, идет трансляция на большие экраны, работают комментаторы. На яхтах, участвующих в таких гонках, как Volvo Ocean Race, установлены видеокамеры и идет трансляция в интернет. И все же зрители-болельщики лишены возможности наблюдать гонки вживую, разве что на старте или на финише. Гонки на «фотинайнерах» проходят по специальной дистанции вблизи берега и необычайно зрелищны из-за высокой скорости и потому, что управление такой яхтой – почти акробатическое занятие.
История развития самого скоростного из олимпийских классов «фотинайнер» в Петербурге – прекрасная иллюстрация к почти вечному вопросу, каким должен быть спорт: массовый и любительский или профессиональный, спорт высоких достижений.
Фото предоставил Алексей Орешкин
Флот яхт «фотинайнер» появился в Петербурге в этом году благодаря спортсменам-любителям. Все они занимались парусным спортом с детства и не перестали гоняться, получив другую, не связанную с парусным спортом работу, но уже на досуге. Многие выступают на соревнованиях в Европе. Пионерами класса 49er в Петербурге стали Стас Пупышев и Александр Лебедев.
* Я занимаюсь парусным спортом уже 15 лет, с 10-летнего возраста, сразу сел на яхту класса 420, тренировался каждый день и только так через 4 года выиграл Чемпионат Санкт-Петербурга, - рассказывает Александр Лебедев, спорстмен-любитель и владелец фирмы, занимающееся производством яхт и катеров. – В 2003 году, выступая на гонках в Европе с одним шведом, я впервые попробовал прокатиться на «фотинайнере», влюбился в эту лодку, в 2007 году купил свою и с тех пор другой парусный спорт перестал существовать для меня. Не слезаю, гоняюсь на 49er c апреля по по середину октября. Привлекает фантастическая скорость и динамика, не смущает сложность в управлении. При ветре всего 4 м/с яхта выходит в режим глиссирования, когда нужно кренить ее в две трапеции. Яхта очень динамичная, нужно быстро принимать решения, не прощает ошибок, ошибается один, купаемся оба.
Олимпийским чемпионом в Сиднее в 2000 году, когда «фотинайнеры» впервые участвовали в олимпиаде, стал финн Микки Ярви, тоже любитель – Микки занимается медицинским бизнесом, в свободное время тренирует на яхтах детей, проводит соревнования, в частности Гран-при Финляндии по «фотинайнерам», возглавляет Международную ассоциацию класса 49-er. Микки – пример классической европейской системы жизненных ценностей, по которой на первом месте семья, на втором – работа, на третьем – увлечение, спорт. Такой подход к спорту становится популярным и в Петербурге.
На рейтинговой регате «Геркулес» в классе 49-er выступали 10 яхтсменов и, соответственно 5 экипажей. 9 из них – любители, гоняются на собственных яхтах, как правило, б.у., приобретенных в Европе (у Александра Лебедева - яхта собственного изготовления), и только один профессионал – Артем Басалкин, номер 1 Cборной России по парусному спорту в олимпийском классе 470. В этому году Артем стал чемпионом России в 470, благодаря чему и получил N 1 на парус, но уже 2 месяца не выступает в этом классе, т.к. 1,5 месяца назад пересел на «фотинайнер». Яхту для него во Франции приобрела Санкт-Петербургская Школа высшего спортивного мастерства. Появившись только в этом году в Петербурге, флот «фотинайнеров» - 7 экипажей, на сегодня самый большой в стране. Все они базируются в яхтенном порту «Геркулес», открывшемся 5 июня 2009, здесь же тренируются.
Фото предоставил Алексей Орешкин
- Наш порт – единственный в России, где так много экипажей на «фотинайнерах», - рассказывает Кирилл Воногов, заместитель директора яхтенного порта «Геркулес» и президент Санкт-Петербургской Федерации виндсерфинга. - Это связано с тем, что прилегающая к порту акватория очень удобна для тренировок в этом классе: практически все направления ветра дуют ровно без порывов, нет большой волны (критичной для 49er). К тому же мы стареемся культивировать как наиболее массовые (такие как детский класс «Оптимист» или классы виндсерфинга), так и наиболее зрелищные и элитные классы парусного спорта (такие как 49er или Дракон).
И вот, наконец, в минувший уик-энд в «Геркулесе» прошли первые соревнования на «фотинайнерах». За два дня, 22 и 23 августа, проведено 8 гонок. Первое место занял экипаж рулевого Артема Басалкина (шкотовый –Егор Игнатенко) , второе – экипаж Дмитрия Арсеньева, третье – экипаж Михаила Дементьева. Еще одну рейтинговую регату в классе 49-er, спортивный клуб «Парусник» (главный организатор этих соревнований) и яхтенный порт «Геркулес» планируют провести через неделю после завершения Чемпионата Санкт-Петербурга по парусному спорту (проходит 5-6 и 12-13 сентября), где выступают другие классы яхт – крейсерские, «Драконы» и FARR 30. По результатам рейтинговых регат в каждом из классов (рейтинговые регаты проходят теперь в порту «Геркулес» теперь каждый месяц, а то и каждую неделю, так 29-30 августа пройдет рейтинговая регата в классе FARR 30), спортсмены будут расставляться в рейтинге на соответствующие места и определятся победители года.
C 1 по 10 октября в Анапе пройдет Чемпионат России, где также выступят «фотинайнеры», по прогнозам – 13-15 яхт со всей страны. Как рассказал Артем Басалкин, он планирует подготовиться и выступить в классе 49er на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году.
Алексей Орешкин,
пресс-секретарь яхтенного порта «Геркулес»
29
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий