Вот такое хреновое лето или восхождение к Мечте!

Пишет Goodboy, 19.08.2009 08:41

Хан был давней мечтой! Сложно не влюбится в эту гору, увидев ее. Так случилось и со мной, мечта зародилась лет пять назад, и всегда была чем-то святым для меня.
Вот такое хреновое лето или восхождение к Мечте! (хан-тенгри, тянь-шань)

Альпинизм - это когда у тебя в жизни все есть,
а тебя все равно, зачем то тянет в горы...
подслушанная у кого-то фраза

Мое восхождение началось еще в Тюмени, задолго до сезона. Созваниваясь и списываясь с друзьями, мы обговаривали, когда и как мы будем заезжать. Как обычно перед сезоном выясняется, что работы вагон, и делать ее нужно именно сейчас. Но всему есть конец, и работе тоже. И вот долгожданный поезд Свердловск - Бишкек, предчувствие встречи с горами, с друзьями и снежным летом. Планировалось, что мы 6 июля залетаем на ледник, но как говорится, человек предполагает... выехать в Каркару мы смогли 9 числа, но и там пришлось задержаться, погода не давала вылететь и на ледник мы попали 11 июля.
Первые пару дней мы акклемывались и строили лагерь. Бессменным начальником лагеря был Дима Греков, альпинист экстра класса и просто классный дядька. Димка всегда находил шутку, к месту и просто, чтобы разрядить обстановку. С погодой в этом году явно, что-то случилось, стабильно шел снег. И в первый акклиматизационный выход мы на этом попались. Планировалось, что мы за 3-4 дня дойдем с базы (4000) до высоты 5800 провесив, где нужно перила. Первая часть пути до лагеря 4400 идет по леднику Южный Инильчек, ледник весь был закрыт свежим снегом, и поиск пути занял изрядную долю времени. Тот, кто шел первый напоминал чем-то взрывника и игру сапер, идя вслепую и прощупывая снег Дядя Федор (в миру Андрей Федоров) искал проход.
Вот такое хреновое лето или восхождение к Мечте! (хан-тенгри, тянь-шань)

На пол пути окончательно испортилась погода видимость стала метров 50. Пошел снег. Но мы особо не отчаивались, шлось легко, и идти по прикидкам оставалось час-два, а потом - теплый спальник. Весело прыгая через трещины, мы не сразу заметили, что единственная девушка, шедшая с нами вдруг, куда-то сквозонула. Не заметив трещины, Юля спокойно сделала очередной шаг и по пояс ушла в ледовую лужу. Решение принято было негласно и в ту же минуту, бросив рюкзаки, мы спешно стали ставить палатку. И надо сказать очень во время, погода испортилась окончательно.
Планы изменились. Рус Раджапов ровно за 5 мин до связи расписал наше будущее, которые по связи слово в слово подтвердил Греков. Планировалось, что на след день мы доходим спокойно до лагеря на 4400, и налегке идем топтать и вешать опасные участки ледника Семеновского. Так и поступили, закинув веревки и часть барахла под выход в Бутылку, к вечеру мы вернулись в палатки. Выйдя в четыре утра, мы без проблем проскочили до нашей заброски, погода вновь начала портится, пошел снег. Кинув несколько веревок, через самые большие трещины в Бутылке, мы начали искать проход. В этом году мы были первопроходимцами и искать проход нам приходилось все так же «играя в сапера» - проверяя снежные мосты. Погода ухудшилась окончательно, видимость стала метров 20. Стало просто опасно, что на нас может поехать лавина. Зайдя в очередной тупик на леднике, нам перегородила путь 2 метровая трещина. Время поджимало и, было решено разворачиваться, по связи мы узнали, что такая погода будет держаться пару дней. Оставив заброску, мы через 2 часа были в первом лагере, и еще через 3 в базе.

Через день вышли еще раз штурмовать высоту 5800. Погода уже была веселее, дойдя на следующий день до нашей заброски, оставленной в «Бутылке», мы довольно быстро нашли проход по леднику, повесили, где требовалось веревки. И уже в 9,00 были в лагере 2 (5300м). Подгоняло нас не только желание поскорее оказаться в теплой палатке и горячий чай, но и большое количество снега. Страшновато все-таки ходить в «бутылке». Было решено, что часть группы на следующий день вернется в базовый лагерь, а часть продолжит подъем на 5800, выроет пещеру, переночует и спустится в базу. НА этом хорошая погода в тот день закончилась, снова пошел снег.

Вот такое хреновое лето или восхождение к Мечте! (хан-тенгри, тянь-шань)

Путь из лагеря 5300 до лагеря 5800 по-хорошему идется часа 2, ледник закрытый, идти одно удовольствие, особенно если выходишь пораньше и проскакиваешь до палящего солнца. В лагере, вдоволь наевшись и напившись горячего чая, мы стали строить пещеру. Скажу честно, пещеры я никогда не строил, даже не жил в них. И надо сказать был настроен несколько против, мне казалось, что пещера обязательно должна на нас обвалиться или в ней обязательно должно быть жутко холодно. И то и другое как показал первый опыт глубокое заблуждение, в пещере довольно надежно, и гораздо теплее, чем в палатке. Под чутким руководством Николая Тотмянина, мы смогли довольно быстро ее построить

Утром пошел снег, но нас это особо не беспокоило, в голове только одна мысль - скорее в лагерь, к вкусной еде, относительной цивилизации, в виде спутниковой связи и ноутбука (хотя его владелец Тимка Раджапов, всегда нас поправлял, что это не ноутбук, а лэптоп!), и просто к друзьям! Быстро проскочив бутылку, мы удивились огромной лавине, которая видимо, сошла накануне, и радовались, что нас не было рядом. В обед мы были в лагере. По плану - отдых и снова отдых!

Как назло все дни пока мы отдыхали, погода просто звенела, на небе не было ни облачка. А на горе не было никого, ни наших, ни соседей Северян (Северный Инильчек). И в тоже время мы прекрасно понимали, что если не отдохнем, то на гору тоже не зайдем. Оставалось только молиться, что погода простоит еще немножко.

Выйдя на штурм, мы за день дошли с 4400 до пещеры на седле (5800). В бутылке сошла лавина и ланшафт поменялся довольно сильно, там, где до этого вешали веревки они уже не были нужны. Зато открылись несколько других крутых участков. Мы быстро повесили недостающие веревки! На 5300 задерживаться мы не стали и, уже в обед были на 5800! Всю ночь держали пальцы скрещенными и молились, чтобы погода дала еще один день. Утром мы протянули с выходом, и вышли только в 5 утра. Погода была отличная, морозная! Я по глупости начал сначала быстро идти, но Федор Лябин мудро меня предостерег, что идти долго и лучше бы не бежать. Самочувствие было отличное, хотя высота конечно чувствовалась. Спокойно и уверенно мы двигались к мечте! Единственное что омрачило восхождение - в прошлом году в самом конце сезона погиб поляк, и его тело так и лежало недалеко от тропы и перил.
Вот такое хреновое лето или восхождение к Мечте! (хан-тенгри, тянь-шань)

Чем ближе к вершине, тем медленнее был наш темп, и тут я вовсю убедился в мудрости моего напарника. Спасибо Федь! Желания развернуться не было ни разу, в голове крутилось только, что нас могут развернуть, по окончании контрольного времени. Но идти быстрее уже не могли. На предвершинный взлет мы выбрались уже в начале второго, а в два мы должны были разворачиваться, это было бы самое обидное, но опять же нам повезло - в два мы были в 100 метрах от вершины и разворачивать нас не стали. Погода в горах живет своей жизнью и буквально за пол часа из солнечной и безветренной она превратилась в штормовой ветер и снегопад. На вершине мы стояли в 14,30 в полнейшую непогоду. Традиционные фотки, хотя из за погоды видно было только нас и треногу ))) И скорее вниз! На 6400 мы встретили наших друзей, которые на утро собирались выходить на гору. Но погода так и не дала им сходить. Мы радовались, что нам повезло, что мы успели!!! Начнись непогода часом раньше и вершины нам не видать, но видимо удача была на нашей стороне, и повелитель Неба к нам благоволил (Хан-Тенгри в переводе - Повелитель неба)! К палаткам и пещере мы спустились около 19.00. Вымотанные мы просто завалились спать.

За ночь снега выпало сантиметров 20 снега. И он продолжал идти. Собравшись наскоро, мы побежали вниз, нужно было, как можно раньше пройти лавиноопасные участки. Пробегая мимо лагеря 5300, мы встретили группу Пучинина-Селиверстова. Они тоже торопились вниз. Несколько лавин сошло за нашей спиной, мы вовремя успели пройти эти участки. Вновь пришлось искать проход по леднику, в бутылке мы догнали группу Тотмянина. Снег засыпал все следы и все веревки. Дойдя до лагеря 4400 мы вздохнули с облегчением, теперь можно было поздравлять друг друга, с успешным восхождением! А снег все шел...

Спасибо всем друзьям - узбекам за совместное восхождение!
Спасибо всей команде лагеря Ак-Сай Тревел - за теплое и дружеское отношение!
Спасибо Диме Грекову и Елене Калашниковой за то, что восхождение стало возможным!
Благодарю Тюменскую Региональную Федерацию Альпинизма и ГК ТЮМБИТ за информационную и техническую поддержку!