Alpindonna & “Комичи” test equipment

Пишет Irina Morozova, 14.07.2009 10:56

Рассчитано не на крутышей, а на среднестатистических альпинистов. А крутыши – все к Тиму :)

Alpindonna & “Комичи” test equipment (Альпинизм, екатерина матюшевская, komichi, rock empire, dav club russland, tre cime di lavaredo, ирина морозова, red fox, лаваредо, ред фокс, доломиты)

Первая веревка на марщруте Желтый кант. Фото Лены Дмитренко

Вспомнила, что меня просили написать свой субъктивный обзор по используемому мной зимнему снаряжению, но из-за поездок не нашлось тогда времени, а сейчас вроде бы пока о зиме не актуально. Так что о зимнем снаряжении я выложу свой обзор осенью, а пока о том, что мы с Катюхой использовали на стенных маршрутах и на Комичи в частности.

О железе. Как о самом актуальном

Фрэнды Rock Empair RE-FLEX
– Ну и как фрэнды? Не поизогнулись все тросиками во все стороны? – спросил меня в Москве друг после моего возвращения из Доломит.
Нет, не изогнулись, не деформировались, не растопырились. Какими были изначально, такими и остались и после Арко и после Доломит.
Или фрэнды хорошие или все дело в том, что Катюха настолько грамотно закладывала, как фрэнды, так и стопера, что я редко встречаю сейчас кого-то из молодых альпинистов, кто бы так технично это делал.

Мастер-класс "соло". Фото Лены Дмитренко

Основной показатель грамотно заложенной закладки – это когда она работает при нагрузке, но при этом без проблем вынимается. Все стопера и фрэнды, заложенные Катюхой, сидели в щели, как будто там родились, но при этом, чтобы достать их, я вообще не использовала экстрактор, не говоря уже о том, чтобы по полчаса мучиться с их доставанием – достаточно было только взглянуть на сидящую в трещине закладку, оценить как она там сидит и легко и нежно начать подталкивать ее пальцами в нужном направлении. Когда я еще в Арко сделала Катюхе на этот счет комплимент, то она спокойно ответила: «Балезинская школа. Он нас гонял». Правда, единственный раз из-за этого на Маленьком Кассине я прокололась. Привыкнув в Арко, что экстрактор с Катюхой не нужен, то чтобы он не мешался на поясе, я его перестала доставать из рюкзака, и когда один из стоперов все-таки не захотел нежно выниматься, то пришлось зависать посреди веревки, снимать рюкзак и доставать экстрактор.

Но в целом все фрэнды у нас нормально расклинивались и нормально доставались, никаких проблем с ними не было.
Единственное, Катюха сразу из комплекта, состоящего из 12 номеров, откинула первые три и последние два номера. Первые три по причине, что они абсолютно не надежны в качестве точки страховки, а ИТОшить мы не собирались. Ну а последние два, хоть и круто, что можно засунуть их в любую здоровую щелюку, но все же для женской талии тяжеловато на себя такую дуру нацеплять – это лишнее утяжеление для первого, которое не оправдывает возможность использования такой большой бандуры.

Стопера
Стопера у нас были новочеркасские, с которыми я уже лет 10 хожу. Писать о них нет смысла, так как их уже давным давно не делают.

Карабины
Карабины на оттяжках не муфтованные не помню чьи. Оттяжки Катюхины, а я даже не посмотрела чьи они. В общем стандартные обычные оттяжки с карабинами.
Муфтованные карабины, которые как раз, на мой взгляд, более важная деталь, чем промежуточные карабины, были сборной солянкой из Петцелей, Конгов, Lyki, LoveAlpine и пр. А так же десяток Редфоксовских муфтованных карабинов, которые в последнее время стали тут притчей во языцех.
Короче, пока народ теоретизирует и ломает копья на форуме, мы с этими карабинами просто ходим уже с марта месяца, начиная с Хибин, потом в Арко и сейчас в Доломитах.
Карабины как карабины.
Сразу оговорюсь, что захватывающих дух, как в крутых фильмах, полетов по 40 метров у нас не было. Но нагрузка на карабины была и сильная.
А вообще я лично считаю, что на себе лучше не проверять надежность того или иного девайса и что срыв – это должен быть нонсенс, что-то вообще из ряда вон выходящее. Для меня показатель профессионализма альпиниста – это когда он проходил лет 20 в горах вообще без единого срыва. Не можешь пролезть без срыва – ИТОшь или не лезь вообще первым – дай это делать другим, кто может лезть свободным лазанием надежно и без срывов. Это моя концепция, без комментариев и без полемики. Теоретизировать не хочу и не буду.

Поэтому опять же могу написать свои личные впечатления о карабинах РедФокс, не вдаваясь в теории выдержат ли они или нет 40-метровые полеты.
Они мне понравились в работе. У них хорошая рабочая поверхность. Удобны в качестве основного станционного карабина, когда в него до дури всякого напихивается и вщелкивается. И еще этот карабин оказался удобнее всех имеющихся у меня карабинов для вщелкивания в него страховочного устройства и восьмерки на спуске. За счет округлой поверхности он не переворачивается в страховочном устройстве боком, в результате чего не клинится ни страховочное устройство, ни веревка, какие бы случайные манипуляции на стене не происходили. А манипуляции там бывали разные и не всегда было все удобно и методично, как на уроке по классике страховки, а зачастую страховать приходилось в разных висяче-ракообразных положениях, перешагивая друг через друга, и через все вщелкнутые в станцию веревки, страховки, самостраховки.
Ну и еще, на стене Комичи я обратила внимание, что именно эти рыжие редфоксовские карабины у нас и использовались постоянно на всех станциях, как станционные. Хотя многие тут зимой посмеялись и поприкалывались над «восторгами Морозовой по поводу уси-пуси рыженьких карабинчиков», но на самом деле могу смело заявить, что ЦВЕТ карабина может играть сильную роль на безопасность.
Среди кучи всего, вщелкнутого на станции, сразу было видно и понятно где основной станционный карабин. И даже когда мы были уже подзатраханные после всего этого ледового балета во второй части маршрута, то не было риска, что мы случайно можем выщелкнуть или размуфтовать что-нибудь не то. Потому что мозг, даже будучи на автопилоте, просто не задумываясь улавливает рыжий карабин, понимает что он основной и автоматом дальше вщелкивает все что надо и куда надо.

О прочем снаряжении

Веревка
У нас на Лаваредо было две веревки. Одна половинка Маммут и вторая – основная десятка Rock Empire.
Маммутовская половинка мне не сильно понравилась. Конечно, она классная – тонкая, легкая и компактная. И поначалу была мягкой и динамичной. Но после дюльферов по мокрым каньонам с Торре Пройса вытянулась и полностью потеряла свою динамичность, стала как старые шнурки от ботинок – такая же жесткая и неэластичная. Короче после Доломит я уже не рискну использовать ее на серьезных маршрутах, кроме как в качестве вспомогательной. Мои личные выводы – веревка хорошая, но срок службы у нее маленький.
А вот Rock Empire наоборот порадовала. Я вначале переживала, что она не будет нормально работать в моем страховочном устройстве, которое рассчитано под половинки. Основные веревки хоть и можно в него впихнуть, но они тяжело идут и клинятся, соответственно работать не возможно и не безопасно. Но другой альтернативы этой веревке у нас не было – то есть не было второй рабочей целой половинки.
Но как выяснилось, эта рокэмпайровская десятка очень даже нормально работала в моем страховочном Транго. За счет того, что у нее очень гладкая оплетка, она нормально скользила и не клинила. Но при этом эта оплетка не настолько гладкая, как есть веревки с очень гладкой оплеткой, на которых восьмерка развязывается, и в которые лучше ввязываться не восьмеркой, а или двойным булинем или проводником с контролькой, которые как показывает практика лучше держат на скользких веревках.
Плюс эта рокэмпайровская веревка даже после намоканий и протягиваний через дюльфера и после прочих трансформаций и нагрузок не потеряла свои динамические свойства.

Обвязки

Обвязки тоже мы с Катей обе использовали Rock Empire, специальную женскую модель VESPER QB. И мне и ей обвязка просто супер понравилась. Я не могу сравнить с аналогичными женскими моделями других фирм, потому что в наших магазинах они еще редкость, и я до этого ходила и лазала или в нашей старой ВЦСПСовкой обвязке, или в обычных классических обвязках. Больше всего из того что мне довелось использовать, мне когда-то нравилась обвязка у Петцеля – была лет 15 назад модель целиковая, в которой и верх и низ все вместе по принципу парашютной системы. Потом эту модель перестали выпускать, видимо из-за того, что весь мир перешел на использование одной беседки, без грудной обвязки. Поэтому у Петцеля остались такие модели только детская и для промальпа.
Когда я несколько лет назад, решила сменить свою старую ВЦСПСовскую обвязку на что-то более современное, то перемеряла во всех магазинах города все имеющиеся в них обвязки, при этом прямо в магазине подвешивалась в этих обвязках и висела в них. И во всех, если расслабить пресс и мышцы ног, то начинало откидывать назад.
В итоге мне удалось выбрать модель, в которой меньше всего откидывало, но все равно во время восхождения, как бы я ни затягивала пояс, она сидела где-то на бедрах.
И я вспоминаю, как Стариков во время своих заключений по НС с Леной Наговициной, пытался сделать сильный акцент на том, что якобы на ней не правильно была надета обвязка и пояс был на бедрах. Эти выводы он сделал по фотографиям со сборов на Жетон.
Как я понимаю проблема была не в том, что Лена не правильно одевала обвязку, проблема в том, что мужские модели обвязок в принципе не правильно сидят на женщинах, и обвязка должна быть сконструирована специально под женскую анатомию.

Петли и самостраховки

Вместе с фрэндами и обвязками нам были выданы рокэмпайровские петли из динемы разной длинны и калибра и дейзи-чейны.
Но вот тут я как раз таки и не смогла пересилить свой мозг и заставить его доверять динеме свою жизнь. Особенно после небезызвестной детективной истории Гоги по поводу петель из этой самой динемы. Она как и кевлар, конечно, классное новое изобретение. Но рассчитана все же исключительно на статическую нагрузку. А произойти может в реальности всякое и не всегда можно предотвратить жесткий рывок на станцию – 5% что где-то будет косяк. А даже 5% риска для собственной любимой шкурки как-то не хочется допускать. Лучше уж старые добрые надежные петли. Видимо я консерватор. Поэтому эти динемовские петли шли чаще для вспомогательных целей – подвесить фотоаппарат или рюкзак, или в качестве оттяжки под восьмерку (на отвесных дюльферах я спускаюсь с помощью восьмерки на оттяжке, а под ней прусик), ну и пр. А на станциях, по моему категорическому настоянию, мы везде использовали обычные петли. Динемовская петля допускалась только когда станция была на четырех точках и блокировалась разными вариациями с использованием двух петель.
Что касается дейзи-чейна. Вот это как раз классная вещь для стенных маршрутов. Для классических комбинированных троечно-пятерочных маршрутов он не подходит по причине, которые уже тут писали в статьях про дейзи-чейны из динемы. На классических групповых маршрутах, где часто приходится вывязываться из веревки и перещелкиваться то на перила, то на страховку, где не проконтролируешь насколько высоко ты в какой момент оказался от станции, там все же лучше использовать обычную классическую самостраховку с двумя усами из основной веревки.
Но на стенном маршруте в двойке, дейзи-чейн просто конфетка. На станции основную самостраховку делаешь себе прямо со своего конца основной веревки, завязав на ней стремя. А два уса дейзика для разных вспомогательных нужд – когда надо вщелкнуться в промежуточную точку и передохнуть или подИТОшить с точки на точку, что особенно актуально для сложных участков траверсов, или когда надо подгрузить собой станцию или подтянуть себя на висячей станции, чтобы удобнее на ней зависнуть и пр.

О шмотках

Про мужские игрушки поговорили. Теперь перейдем к бабской любимой теме – тряпки.

Гортексовые куртки и штаны
Новые редфоксовские куртки и штаны из гортекса, которые мы там протестировали, вполне обычные нормальные хорошие куртки и штаны.
Модель куртки собственно классическая. Взята похоже за основу модель куртки К2, только капюшон мне показался более удобным. И как-то более удобно сделана выкройка в нижней части, там где пояс и юбка.

Материал. Могу уверенно сказать, что у этой партии гортекс качественный. Мягкий и поэтому в куртке было удобно работать. У меня когда-то была английская гортексовая куртка, но она мне не нравилась, т.к. гортекс был очень жесткий и ощущение, как в скафандре – чувствуешь себя скованной и неповоротливой. Этот материал хороший. Плюс он прочный, что очень существенно, так как цена куртки недешевая. Когда на Комичах приходилось расклиниваться телом в разных обледенелых углах и каминах, то я думала, что изотру эту куртку вдрызг. Но внизу глянула – она вся оказалась целой и даже не было вообще заметно, чтобы ее как-то активно юзали по скалам.
А вот штаны, я все-таки поняла, мне больше нравятся с молнией сзади на заднице. Потому что почки это серьезная проблема для альпинистов. И когда приходится снимать штаны под обвязкой, то потом очень проблематично обратно заправить под обвязку все куртки и штаны так, чтобы снова, как надо, прикрыть поясницу и почки. Реально на стене, особенно когда висишь, на эти манипуляции теряется очень много времени. Поэтому придется мне видимо все же специально заказать у РедФокса штаны с молнией на заднице.

Основная одежда
Катюха одевала зеленую софтшелловскую курку Dolomites Women, а под нее теплое термобелье из сотого полара.
Мне же для работы на маршруте еще в прошлом году очень понравилась куртка, которая была пошита для Узункольского женского кубка из рыжего виндстопера. С тех пор я в ней ходила на маршруты и в Узунколе и потом в Уллутау и осенью на Тхаче и в Арко и сейчас в Доломитах. Под нее я, на более теплых южных маршрутах Желтый кант и Маленький Кассин, одевала термомайку, которые вместе с куртками выдали для Dolomites Women, а на Комичи обычное (не зимнее) термобелье с длинным рукавом.

Пуховая жилетка
Кроме основной одежды я еще брала отдельно свою пуховую жилетку РедФокс. Качество – пух, материал как и у пуховой куртки West Face Extreme, о которой я уже писала после Хибин. В общем жилетка такая же зашибенная как и эта куртка – весит еще меньше пуховки, т.е. практически ничего не весит – грамм 200 всего, уминается в маленький сверток, который помещается чуть ли не в клапан рюкзака или в каску. Зато спасает когда начинается реально дубняк.
В общем экстремальная вещь. Именно ее я и брала с собой на Комичи в расчете на сидячую ночевку.

Об обуви Zamberlan
О-о-о… вот тут сейчас начну радостно визжать и пусть сколько угодно в комментах пишут об «уси-пуси и визгах Морозовой…» :)

Ненавижу всех конструкторов, конструирующих женскую обувь. Они почему-то считают, что у всех женщин ножка должна быть, как у китаянок. Короче, вся женская спортивная обувь почему-то идет с узкой колодкой. В итоге мне с большим трудом удается подобрать себе кроссовки. Поэтому в последнее время я покупала обувь в питерской Трамонтане, где настолько терпеливые продавцы, что готовы были целый день носить мне коробки с кроссовками и так же терпеливо ждать, пока я по полчаса нарезаю круги по магазину в каждой из этих моделей.
Но так и просится сейчас дальше банальная фраза из рекламы: «Когда я впервые одела кроссовки Замберлан…» и далее по тексту. В общем, если без рекламы, то все модели замберлановских кроссовок, которые я одевала во время примерки, абсолютно все мне подходили, это просто какой-то нонсенс. В итоге я выбрала те, которые лучше всего сидели на ноге – то есть лучшее из удобных. Плюс они еще оказались гортексовые. Правда, Вася Волошин уговаривал взять другие, которые не из гортекса, потому что, по его словам, в гортексовых кроссовках в Италии будет жарко. Эх… где же та знойная жара, которую все предрекали в Доломитах. Но короче выбор Васи не проканал, потому что он пытался меня одеть в какие-то серо-розовые кроссовки. А я страсть как ненавижу этот гламурный розовый поросячий цвет. Поэтому и выбрала кирпичную модель, ну и фиг с ним, что в горексе жарко. Но в гортексе не то что не было жарко, но оказалось, что он как раз в тему, когда после каждого очередного заряда ливня с грозой наши палатки плавали, как в маленькой Венеции и приходилось бегать вокруг них и выгребать лопатой воду. Правда, когда на Монте Поппена нас накрыла типичная такая для Доломит гроза с ливнем, и мы спустились вниз мокрые насквозь до трусов, то даже гортекс не устоял и носки тоже можно было отжимать. Но во всех остальных случаях гортесовые кроссовки – это вещь.
Причем, как я сделала вывод, Замберлановская обувь качественная. Может быть потому, что еще до сих пор шьется на родных заводах, а не в Китае? Не буду называть фирмы, чтобы не делать антирекламу, но например у меня есть любимая фирма, чью обувь я считала эталоном качества и ботинки уже лет пять ношу, но сейчас многие жалуются, что те же ботинки летят за сезон. И так со многими известными фирмами. Видимо китайский пошив становится все хуже и хуже. А в этих замберлановских кроссовках я и под ливнями на Монте Поппена и в Мизурине ходила, и с Торре Пройса и с Чимы Пикколы спускалась по фирновым снежникам и осыпям, а по мелкой осыпи вообще ехала в них вниз, как в обычных горных ботинках. И нигде на них не заметно ничего, чтобы им это как-то повредило – все цело и даже внешний вид почти как у новеньких.

Ботинки Zamberlan 636 BAFFIN GT RR. Протестировав эти ботинки заранее, в окрестностях Питера, я взяла их в Доломиты вместо своих обычных горных ассоловских «гранитов» по причине, что эти ботинки существенно компактнее и легче. И в них и ходила на Комичи. Колодка такая же удобная, как и все колодки Замберлана. Более того, во всех ботинках, которые я носила, начиная с вибрамов и кончая пластиком и Гранитом, я заклеиваю пластырем косточки и пятки каждый раз перед тем, как одеваю их. Это у меня уже утренний ритуал – перед выходом на подход или на маршрут, заклеить пятки. Иначе я тут же через пол часа сотру все ноги. Специфика такая у ног. Даже женские туфли не люблю – тоже приходится все заклеивать пластырем.
Но в этих замберлановских ботинках я в первые не заклеивала себе пластырем ничего и прошла весь подход под Комичи, потом частично на маршруте и затем весь ночной спуск. Немного наминало косточки, но уже когда я это почувствовала, то было неудобно и некогда начинать их заклеивать. И при этом я все равно так и не стерла эти косточки, даже не заклеенные.
Единственное, конечно, этот ботинок для технического альпинизма не предназначен. Он супер идеально держал на снегу, даже на жестком фирне, когда пришлось и траверсировать и подниматься в лоб на носках, хотя было сильное желание, чтобы на ногах были кошки, но ботинок при этом держал. А вот когда я попробовала еще на первой самой нижней четверочной веревке маршрута полезть, в ботинках, не переобуваясь еще в скальные туфли, как обычно в горах по четверочным скалам, то выяснилось, что для лазания по таким скалам он не приспособлен – закругленный носок абсолютно не держит на мизерных зацепках, как держат ботинки для технического альпинизма. В принципе пролезть-то я пролезла, но усилий при этом затратила больше.
В общем отличная легкая и удобная модель для тяжелого трекинга.

Про Катюхины пристрастия к обуви ничего сказать не могу, потому как это факультативно уже. Поэтому про обувь написала только про свою.

Подстраховочное бивачное снаряжение

Коврик Termarest
Самая клевая вещь, из всего что было изобретено за последние годы – это термарестовский надувной коврик. С тех пор, как прошлой осенью в Трамонтане мне показали его, и после того как я стала с ним ходить, я просто всем друзьям и знакомым постоянно рекомендую. И как я обратила внимание в Доломитах, такие же коврики были и у Юры Кошеленко и у Сергея Ефимова.
Только мой коврик еще как раз очень универсальная вещь - подходит и для базового лагеря и потом для экстремальных условий. Это самая компактная и маленькая по размеру модель. Весит всего 350гр. Внизу я его использую в комплекте со складным термарестовским ковриком, который нормальный по длине – во весь мой рост. А на маршрут на случай экстремальной ночевки или отсидки он как раз вполне оптимален по соотношению вес-размер-теплоизоляция.

От моего любимого Джетбойла пришлось отказаться по причине его веса. Поэтому я взяла очень маленькую, супермаленькую горелочку, которая у меня служит для экстренных случаев и для того, чтобы сварить с утра чашечку кофе. Джетбойл вещь классная, он у меня любимый и для зимы и для лета на все случаи жизни. И тут, если бы нам пришлось заночевать полусидя- полувися на полочке на стене, то конечно джейтбойл был бы лучше, т.к. его можно держать прямо в руках.
Но все же для женской двойки на стенном маршруте вес очень существенен. Поэтому из двух зол пришлось выбирать наименьшее. Тем более, что нам хотелось пройти стену в легком стиле, и обойтись без вытаскивания рюкзаков, что в принципе нам и удалось в итоге. Рюкзак получился вполне приемлемым по весу, чтобы не приходилось его вытаскивать.

На первой веревке желтого канта. Фото Лены Дмитренко

Выводы

В целом могу сказать, что все снаряжение у нас было подобрано достаточно оптимально. В этом большая благодарность, Ред Фоксу, основному нашему экипировщику, и непосредственно Ольге Мороз и Васе Волошину, которые всю весну это снаряжение нам подбирали.

Были конечно уже наши личные косяки. Хоть и знали еще в России, что маршруты могут быть обледенелы и думали даже, стоит ли брать кошки, но решили ограничиться фифами. А потом как-то расслабились на южных маршрутах и даже фифы, оставили внизу. А с ними получилось бы реально проще и быстрее.
Потом, я специально заказывала, чтобы привезли из Штатов EVOLVовские скальные туфли для стенных маршрутов (модель Maximum), но получилась накладка с размерами, так как померять заранее не было возможности. Отсутствие таких стенных туфель тоже вызвало свои сложности потом на маршруте.

PS. Да, и еще пара штрихов. Это не совсем уже equipment, но к весу рюкзака имеет отношение

Еда

Ну про еду я уже все практически написала в основной статье про наши восхождения на Лаваредо.
Утром перед выходом мы завтракали тухлым сыром с плесенью с хлебом и кофе. И на целый день нам хватало его питательности. Катюха вообще не переставала каждый маршрут восхищаться какой в Италии классный тухлый сыр и как с него лезется круто. Думаю благодаря этому итальянскому тухлому сыру мы таки замочили по Комичам :)
Я же как правило обычный наш сыр рано утром в 4 утра перед выходом в горах не могу есть – он как будто комом ложится в желудке и тяжело идти. А этот достаточно мягкий, но жирный сыр с плесенью оказалось очень в тему – никакой тяжести, как будто творог поел, только более питательный и калорийный. Так что всем кто будет в Альпах ходить и кто любит подобные тухлые сыры – рекомендуем :)

А на маршруте собственно мы практически ничего не ели. На кассина взяли энергетические шоколадки, которые там в супер-маркете продавались, но катюхе больше понравилось обычный шоколад, а я не могу без горячего чая и на голодный желудок шоколад есть, поэтому в следующие выходы мы ели факультативно – Катька обычный шоколад, а я кусочек этой энергетической шоколадки.
С вечера я наливала 250мл бутылочку воды, но делали мы из нее по два глотка только уже на вершине перед спуском.
На Комичи взяли еще 100гр вакуумную упаковку сушеных салями. Но там вообще нчиего не ели, даже шоколадки, только по одному глотку сделали пока звонили Гогену на террасе. Когда ребята нас встретили внизу на спуске, то напоили горячим чаем из термоса. Мы с таким наслаждением его пили, что последовал тут же вопрос:
– Вы что, воду с собой не брали?
– Брали. Но не пили.

Не знаю почему. Я в общем и так на маршруте могу отключать эти функции у организма и долгое время не пить и не есть. Но с мужиками мы все-таки как-то побольше обычно чего-то съедали и выпивали. А тут видимо в женской двойке все-таки какое то более сильное психологическое напряжение, что мозг вообще настолько целиком и полностью мобилизуется на работу, что не может даже отвлекаться на еду и питье. И испытывает временами только одно желание – спуститься вниз и напиться красного вина.
Что мы регулярно внизу и проделывали, восстанавливая силы и нервные клетки :)
Способствует. Рекомендуем. Особенно итальянское.