Лед в Баксанском ущелье или история одной не очень удачной поездки.

Пишет Shurup, 17.03.2007 17:30

22 февраля в 6.30 утра паровоз привез нас в Нальчик, и мы сразу отправились в Терскол, высматривая по дороге ледовые каскады. А потом началось….
Неудачи сразу стали преследовать нас одна за другой.
Сначала нас подвели с жильем, и первые 4 дня мы ютились в маленьком сарайчике, на площади 4 кв. м. Несмотря на отсутствие снега, горнолыжный сезон был в самом разгаре и снять квартиру даже за 1000 рублей в день, было очень проблематично.
Следующий прокол случился с погодой. Весна на Кавказе началась раньше чем обычно. Мягкий лед под кошками превращался в кашу, а буры очень быстро начинали вытаивать. Гуляющий по Чегету и Терсколу, грипп существенно подкосил наши и без того малочисленные ряды
Следующим неприятным известием стало расширение пограничной территории с начала этого года и не компетентная работа сотрудников «Alpindustria TOUR», не сделавших во время пропуска в погранзону. Из запланированного на эту поездку, нам удалось только размяться в Долине нарзанов и полазить в ущелье Грабаши.
А 6 марта паровоз увозил нас обратно в Москву.

И так, кое-что мы пролезли и кое-что посмотрели.

Гарабаши.
По дороге из Терскола, немного не доходя до Азау, справа находиться гостиница «Логово». Пройти через неё насквозь и углубиться в ущелье Гарабаши. Справа по ущелью будет ступенчатый каскад льда. Время подхода от дороги около 20 минут. Протяженность 3 верёвки. Лазание простое.

Гарабаши
N 43 16.148’
E042 29.320’
Alt 2474
Лед в Баксанском ущелье или история одной не очень удачной поездки. (Альпинизм, инструмент, кошки, баксанское ущелье, тест снаряжения, ледолазание)

Долина Нарзанов
По дороге в Терскол, недоезжая примерно 5км, слева находится, известное всем местным и не только, место, Долина Нарзанов. С поляны видны все три сосульки. Подход под среднюю и крайнюю правую через тропинку к источнику, а там подъем около 30минут под лёд. Льда мало, протяженность пол верёвки и менее, сложность минимальна.

N 43 14.642’
E042 33.609’
Alt 2057

Тегенекли
По дороге в Терскол, приблизительно через километр после ущелья АДЫЛ-СУ. Слева за заправкой вы увидите на горе большёй каскад. Подход под него около часа.

Тырныауз
Проехав насквозь Тырнауз, слева через километр, приличный ледяной массив. Подход около часа.

Азау
Пройти в ущелье под новой канаткой и там и повернуть направо, в сторону Эльбруса.

Так же слышал про лед в Адыр-Су и Адыл-Су, но подробностями не располагаю.

Впечатление о снаряжении, которое использовалось там и не только.

По Молоткам:
Весь инструмент был либо новый, либо хорошо заточенный, или с новыми клювами.

Petzl Nomic
+ Хорошо сбалансированный инструмент.
+ Можно утяжелить «голову» специальными грузиками из комплекта.
+ Ручка инструмента подгоняется по размеру.
+- Это спортивный инструмент, со спортивной рукоятью без штычка.

Petzl Quark
+ Пожалуй, самый универсальный инструмент Petzl. , хорош для «экстремального альпинизма».
+- Во время прохождения маршрута отпустился один из болтов крепления клюва. Появился сильный люфт. По возвращению вниз, всё подтянул мультитулом, люфт исчез.
Не думаю что это вина производителя, скорее мой недосмотр.

Grivel Top Machine
Это мой, пожалуй, любимый инструмент. Во всяком случаи, пока.
- Стоящие на инструментах клювы «mixt» (T) на 1мм толще стандартных клювов «cascade» (B). Это существенная разница, в зимний лёд эти клювы входили значительно хуже.
P.S. Используйте клювы по их прямому назначению ;)

Simond cayote
+ Входил в лед хорошо.
+- Это исключительно спортивный инструмент.
- Рукоять не очень понятна, удобна только под большую руку.

Cassin X-Files 187
+ Входил в лед как в масло,
+- Несъемная гарда, защищающая руку, не позволяет пользоваться штычком в плотном снегу.
- Тяжеловат.
В общем и целом инструмент понравился.
Но это уже вторая его жизнь, год назад распресовалась голова. Инструмент был отлично отремонтирован на авиационном заводе и пока все хорошо .

По Бурам:
Мы пользовались бурами Simond, Petzl, Black Diamond, Grivel. Сразу хочу отметить, что все они входили в лед отлично, и приблизительно все на одном уровне.

Grivel 360grad 17см
+ Компактность при транспортировке.
- Неудобно размещать на обвязке несколько буров на одном карабине.

Grivel Helix 20см
+ Удобно располагать на обвязке на одном карабине
+ Благодаря своей форме уха и рычага удобно заворачивать, особенно первые обороты.
- Не компактны при транспортировке. Приходиться играть в «лего»

Black Diamond Turbo express
+ Удобная откидная ручка, для завинчивания бура.
- Одно очень маленькое отверстие под карабин.

Simond Tornado 21см
+ Два нормальных отверстия под карабины.
- На одном из двух имевшихся буров, проволочная скоба проскальзывала через опорный стопор, что очень раздражало. На втором нечего подобного не происходило.

Petzl Laser sonic 10см, 13см
+ Удобное вращающееся ухо. Идея нравиться. Удобно «чистить» веревку, выкручивая бур прямо за карабин оттяжки.
- Из-за этого же уха, буры пытаются проткнуть брюки зубами, вися на обвязке.

Alvo и буры сходного уровня, никаких положительных эмоций не вызвали. Для зимы, я думаю, не применимы.

О кошках:
Использовали Petzl SARKEN и Grivel G14. Все с лягушкой. Другие варианты, что-то не нравиться.
К кошкам претензий нет, за исключением одного. Складывается впечатление, что у Grivel зубы мягче и хуже держат заточку. При возможности, проведу определение марок стали и твердости.

Благодарность:
Виктору Савельеву PETZL
Яськову Андрею BASK, Simond
Косте Alpex, Grivel
Оганову Артёму «Ледниковый Период»
Отдельное спасибо за посильную помощь, дельный совет и хорошую компанию.
Сергею Веденину КСП «Шхельда»
Бара КСC «Адыр-Су»
Спасателям КСC «Терскол»
Даниле Тимофееву «Альп Индустрия Терскол»
А так же всем нашим друзьям, которые помогли нам железом и прочим снаряжением.