Попытка восхождения на Эльбрус в начале июня - 2009

Пишет Stavros, 23.06.2009 09:00

Помню, было мне лет пять и ехали мы с отцом к дедушке в деревню. Отец показал на большую белую гору – это Эльбрус. Я сказал, что как выросту залезу на него, отец посмеялся.

В хорошую погоду восхождение на Эльбрус не составляет особых технических сложностей. При достаточной акклиматизации, хорошей погоде и должной организации мероприятия на него способен подняться практически любой здоровый человек. У нас же не было ни погоды, ни, собственно, какой-либо организации, да и шел на Гору я первый раз. Поэтому и хочу поделиться своими впечатлениями такого вроде бы и не ландуха, а вроде бы и…

К концу мая проблем накопилось немало, нужно было увольняться с одной работы, искать другую, на майские сборы поехать не получилось, а душа рвется в горы – померзнуть надо, понапрягаться. Разгреб проблемы, разрулил все с женой, даже уговорил ее теще ничего про горы не говорить – по понятным причинам, ну классическая тещенька у меня – «любит» меня сильно, и горы мои как кость в ее горлышке. Решил поехать в начале июня на какие-нибудь другие сборы – не обязательно ставропольские. Покопался в интернете – ничего не нашел. Начал подумывать попробовать на Эльбрус сходить, а одному не хочется – не мое это одному в горах шариться. В то же время, не очень то хотелось ехать большой кампанией - горы для меня это личное, тем более Эльбрус – мечта. Тут попадается мне Роман, и быстренько так соглашается. Я обрадовался, ведь Ромчик то у нас второразрядник, не то, что я – заслуженный третьеразрядник, ну да черт с ними с альпинистскими книжками, говорю же – в горы для души хожу, а не ля клеточек, не хочет мне Ильич мои тройки писать, которые я с Питерцами сходил – пусть не пишет. А Ромчик то конем должен быть – был то уже на Эльбрусе, правда, с запада, но там вообще мега-страшный маршрут по его рассказам, одни перила. Решили – через неделю едем. Подходим к Ильичу (тренеру нашему) по поводу снаряги – пинок под зад, друзья, а не кошки с горелкой вам. Ну, ладно - поищем по друзьям. Нашли. Закупили продукты и в 2 часа ночи 8 июня выехали из Ставрополя.
8.08.09
Эльбрус во всем своем утреннем великолепии открылся перед нами около Пятигорска.
Попытка восхождения на Эльбрус в начале июня - 2009 (Альпинизм, горы, кавказ, июнь - 2009)
Пофоткали и поехали дальше – через границу КБР и Ставропольского края. О «заграничных» гаишниках нам рассказали много историй, суть которых заключается в том, что если тебе говорят «плати» - плати, споришь – плати в два раза больше, еще споришь – еще в два и т.д. Границу проехали нормально, хотя поволновались – номера то Ставропольские, т.е. мы не местные. После въезда в Баксанское ущелье дождались – тормознули, у вас, говорит, фары не включены.
- Как не включены, – а это что?
- Не знаю, давай документы и пойдем.
- Пойдем.
- Вы от куда едете?
- Из Ставрополя.
- Зачем?
- На Эльбрус лезть.
- Красоту значит любите?
- Ну в общем то любим.
- Красивый у нас край, но ведь он то наш. Так что хочешь на горы лезть либо смотреть – плати таксу.
Спорить не стали – и поехали дальше.
Приехали в Терскол, любуемся. Красиво, тем более что в первый раз здесь. Бросили машину на платной автостоянке и пошли на Азау.
Смотрю, а Ромчик ведь хлюповатым кажется, сдает потихоньку, то жарко ему, то еще что-нибудь. Ну, да ладно. На Азау канатка не работала – оно и к лучшему. Естественная активная акклиматизация. Пошли наверх. Мне идется нормально, а Ромчик отстает. Я еще переживал, что у него акклимуха лучше после майских сборов. Пришел, значит, на Кругозор (3000 метров) сижу, жду, не горы окружающие смотрю – красота!!! Вспоминаю видео про забег на Эльбрус, когда Денис Урубко за пять или шесть часов дошел от Азау до вершины. Монстр. Ничего не могу понять, в голове не укладывается.
Через час приходит Рома и начинает рассказывать, как он не выспался и как ему тяжело, и вообще жесть какая-то… Мне аж страшно за него стало. Что ж творится то со второразрядником, бедный парень, елки-палки. Дальше говорит не пойду давай ночевать здесь, поуговаривал меня и я согласился. Поставили палатку. Эльбруса не видно. К вечеру нашел туман и пошел дождь. Горы. Хорошо.
9.06.09
Утром проснулись и увидели Гору.
Кажется не такая крутая, как пишут про нее. Погода хорошая. Тут Ромчик начинает выкладывать шмотки из рюкзака и пытается оставить их сторожу на Кругозоре. Делает он это просто стоя на месте. А время то идет. Ну, я не выдержал – взял пакет и пошел спокойно отдал, на обратном пути заберем. Собрались. Здесь надо сказать, что мы еще в Ставрополе договорились канатками не пользоваться. Заныл Ромчик, типа не пойду, горняшка, сука, рюкзак тяжелый, спал не на своем месте, рано я его разбудил и т.д. Ну, ладно, поехали на Мир (3500 м). Зашли в кабинку, ждем. Начал подтягиваться народ, появился запах перегара – отдыхающие. Немного пообщался с англичанином. Прикольно.
Приехали на Мир, Ромчику понравилось – говорит, типа, на Бочки (3800 м) тоже поедем. Я говорю, что в любом случае иду пешком. И… О слава богам – не работает канатка на Бочки. Идем!!! А то альпинизм – канатки, ратраки… Пообнаглели. Бери «ветролет» и лети хоть на Западную, хоть на Восточную. Дошли за час, снег раскисший, еще и ратраки месят его. Мы сначала сами шли, потом запарились, подождали коммерческую группу из Магнитогорска и пошли по их следам. Их вели два гида.
На бочках чайка попили, сухофрукты покушали и двинули вверх на Приют (4100 м).
Сверху попадается много народу – все с акклиматизационного выхода до скал Пастухова (4700 - 4900 м). Эльбрус затянуло часа в три. Пообщались с людьми – говорят, типа погода сегодня почти идеальная.
Дошли нормально, правда опять Рома отставал, типа темп у меня не правильный или просто не его темп, короче, по моим меркам хлюповатым Ромчик оказался. Начали искать площадку под палатку. Решили останавливаться в фундаменте для нового строящегося Приюта. Защита от ветра не особо, но все-таки не на снегу, бетон, ровненько все.
К вечеру позалезали в палатку и спать. Я читал, что сон на таких высотах не особо. Это - правда, спать блин, хочется, но не можется, а если и спишь – то не крепко, часто просыпаешься, отдохнуть толком не получается. Ночевка на такой высоте, да в принципе и пребывание – в первый раз.
Здесь, на Приюте 11 приятно удивило присутствие сотовой связи – мегафон, билайн, МТС и штуки четыре каких-то зарубежных. Периодически звоню в Ставрополь, Невинномысск. Еще понравился туалет, дверь которого кто-то не прикрыл на зиму:

10.06.09

Встали, снежку натопили, поели, попили и двинули на скалы. Ночью пока спали мимо нас проезжали ратраки - 3 или 4 штуки. Думаем, нафига они шарятся тут по ночам… Потом поняли.
Но это потом. Дошли до нижней части скал Пастухова – меня не колбасит, хотя я жду - не дождусь. Ромчик говорит, ботинки мокрые – я дальше не пойду. Бедный мальчик. Ну и пошел я один. Иду, иду. Скалы как таковые пытаюсь найти, ищу, ищу. Короче, как выяснилось скалы Пастухова – это россыпь камней, моренка какая-то. Ну, иду я вверх, кошки в рюкзаке. Пока иду – нормально не холодно. В верхней части скал начал лед попадаться, я его, значит, по скалкам облезаю, но запыхиваюсь слишком быстро – высота, не хватает кислорода, хорошо. Ладно, кошки одену и пойду еще метров на 200 по вертикали вверх.

Снял, значит, рюкзак и рукавицы, кошки достал и… передумал. Пальцы, закочанели, не чувствую их уашпе, как говорил Равшан. Блин, надел рукавицы, согрел пальцы, положил кошки в рюкзак и пошел вниз. Растыка, ведь читал, что в холод одеть кошки тяжело, заметка на будущее.
Внизу совещаемся - Ромчик готов крест идти, мне чего-то это кажется тяжким делом и я говорю, что там посмотрим. Самочувствие у всех бодрое и решаем завтра выходить в час ночи. Легли спать. Часов в 11 просыпаюсь от того, что в спальнике дует. Проснулся, начал дивиться тому, что моя палатка Nordway еще целая. На улице ветер, аж бетон под нами дрожит. О выходе не может быть и речи. Ветер закончился часов в шесть утром.
11.06.09
Проснулись, на улицу высунулись - красота, растяжки на палатке порваны, дуги немного погнуты, под нами ковер из облаков, Горы тоже не видно.
Устраиваем дневку. Я в обед сходил к сторожу старого приюта, точнее котельной старого приюта, так он говорит, типа англичанин (тот, с которым я общался во время подъема на канатке) сегодня в 2 выдвигался на Гору, потом пришел – ветер сильный, потом в 6.30 вышел и ушел наверх. Дятел. Короче не пришел англичанин с Горы.

12.06.09
Погода опять хлам. Опять дневка. Опять отдых. В четырех квадратных метрах. Вдвоем. Нашел себе очень интересное занятие – полирую лезвием ножа горелку, а что делать то еще. Жалею, что не взял Кинга, хорошие вещи пишет, между прочим.
13.06.09
Всю ночь не мог заснуть, блин, лезут всякие мысли – разнообразная тематика, различные направления. Так часто бывает, когда надо выспаться – всякая чушь в голову лезет, как перед экзаменом. До 12 ночи так и не заснул. Слушал тихонько транс в плеере. Погода – полная противоположность той, что была сутки назад. Слабенький ветерок, чуть колышущий тент палатки и чистое небо, усеянное миллионами звезд. В горах всегда на небе звезд много, но столько звезд, как на Эльбрусе я никогда не видел.
В 12 разбудил Ромчика и начали собираться, спокойно оделись, достали перекус, поставили горелку. Рыбные консервы, сука, оказались полным отстоем, но я съел, о чем потом неоднократно жалел. Одели кошки, высунулись из палатки. Наши соседи – парни из Москвы тоже выходят в час ночи. Их четверо и двоим нужно акклиматизация перед июльской пятеркой туристической на Памире с заходом на Коммунизма и Корженевской. Быки – Эльбрус в качестве акклиматизации, сильно, и для меня пока рано. Тут перед Эльбрусом четыре дня акклиматизируешься и переживаешь – достаточно или нет. Хотя, конечно, достаточно, наоборот, я считаю, что последняя ночевка здесь на Приюте на 4200 сил особо нам не прибавила.
Роман взял веревку – 60 метров, многовато, конечно, на двоих, но жало резать – новая хорошая веревка. Я взял перекус, термос с осточертевшим каркаде и 3 ледобура, ну, понятно, что у каждого по системе и по ледорубу. Вышли, идется хорошо, я бы сказал даже отлично, двое москвичей, по-видимому, те, кто туристы, убежали вперед, другие два идут сзади нас. Начинает опять Рома отставать, говорит, что сердце колотится. На такой высоте. Советую ему идти в палатку. Темп упал, и москвичи нас обошли. Медленно идет Рома, начинаю ругаться – не за тем я сюда ехал, чтобы темпами недомогающих на Эльбрусе ходить. Плохо – иди в палатку, пей чай, кушай витамины. Ладно, идем вместе.
Когда Ромчик начал останавливаться через каждые 5 шагов стало понятно, что горы ему не видать. Такой расколбас на 4300… Говорю ему в десятый раз чтобы шел в палатку, а сам, пока силы есть и не слишком высоко – бегом догонять москвичей. Догнал их на верху скал Пастухова. Угостили меня чаем. Первых двух уже не видно – ни их, ни света от фонариков. При подъеме, уже когда крутизна склона увеличилась хорошо помогали вешки, оставшиеся от Elbrus Race: от вешки до вешки, потом 30 вдохов-выдохов и нормально. Вообще вешки это тема, даже в тумане заблудиться ну очень тяжело. По крайней мере, при той частоте, с которой они там сейчас стоят – метров 20 от одной до одной. Такая картина начинается еще с Бочек.
Когда смотришь с Приюта или с Бочек на гору, то особенной крутизны не замечаешь, на самом деле с верха Пастухова начинается ровный склон крутизной градусов 35-40. Я, если честно, такого не ожидал. Думал 20-25, но не больше. Ну, ничего страшного, просто неожиданность. Ледовые занятия на сборах в Узунколе и инструктор Кот (Костя Новиков) сделали свое дело, и я иду вполне уверенно.
Начинает светать. Достаю фотик, а он не включается, сука, - замерз!!! Такие виды… Ушба, Донгуз-Орун, видна даже Безенгийская стена, чуть левее еще одна громада – наверное, Дыхтау. И все это в красках рассвета. Слева внизу на пол Сванетии раскинулась остроконечная тень великана Эльбруса. Ветер гонит по склону снизу вверх поземку, ну как поземку, метра полтора, наверное, высотой такая поземочка. Такого я не видел за 23 года ни разу… Хотя бы ради этого стоит здесь быть сейчас.
Начинается косой траверс (косая пока). Внизу еще от Бочек наблюдал движущийся довольно мощный фонарь. Ратрак. И вправду, подъезжает, гад под скалы Пастухова, где-то до середины их, высаживает буржуев и – вниз. Вот это альпинизм в чистейшем проявлении. Позже на спуске я общался с алпинюгами этими (на английском). Говорят, мы тут позавчера были, пешком приходили, чего по два раза одно и то же ходить – глупо. Такие дела. Интересно посмотреть на что идет коммерческие гиды в Альпах.
Тропа уходит чуть влево. Читал, что длинный сильно он, траверс этот. Не верьте – он нереально длинный, просто нереальнее нереального. Выматывает именно он. Где-то на 5200 меня наконец-таки накрыло. А-а-а, сразу вспоминаются и проводы Санька Свистухина в армию 7-го числа, за 8 часов до отъезда, и то, что побегать бы не мешало перед Эльбрусом. Ну я то «здоровый конь», да… Ну так вот, накрыло, все-таки, сука, меня, накрыло!!! Читал, пишут «тут меня накрыло» и дальше. А как накрыло - никто не пишет. Попытаюсь передать свои ощущения. В общем, они складываются из двух составляющих: 1) Состояние убийственного похмелья, когда не просто болит голова, а имеет место конкретная интоксикация организма – ломит все кости, нет сил, мутит по страшному, лень что-то делать; 2) Когда пробегаешь кросс километров в 5 или минимум в 3 и выкладываешься по полной, то после финиша дышишь всей грудью и первые секунд десять не можешь надышаться, а в голову бьет пульс, и кажется, что она сейчас лопнет, и голова и грудь. Сложите это воедино и примерно получите ощущения, когда именно «накрывает», только при этом нужно еще и вверх идти, и холодно очень.
Глупый этот косой траверс, сначала, сволочь вверх прет, а потом на седловину спускается, где логика. Хотя, конечно, логика есть – тропа идет в обход трещин и по наиболее безопасному маршруту с точки зрения возможного падения камней со склонов Восточной вершины. Вот и седловина, каркас старого приюта. Посмотрел в сторону Карачаево-Черкесии, а там тучка, такая, гадина, черная и быстро двигающаяся, большая к нам несется.
Ну, попил чайка, вроде бы полегчало, радует хоть одно – до вершины час ходьбы. Минут пять, думаю, посижу и пойду. А тучка то уже и не тучка, а тучище. Москвичи ломанулись наверх. Я думаю – идти – не идти. Пальцы то на ногах и так не особо комфортно себя чувствуют, а если похолодает… Вспомнил фотку из «Риска», где мужик улыбается с отрезанными пальцами. Еще вспомнил монстра Дениса Урубко. Как он так за пять часов с Азау, не пойму. Тут с Приюта - да не особо чувствуешь себя, ну, да ладно. Что делать, идти или не идти. Эльбрус – мечта. И попустило уже, самочувствие нормальное. Час и я на самой высокой горе Европы. Погода портится. Сильно похолодало, ветер усилился порядочно так. Видимость метров 40-50, как мне показалось. Решаю идти вниз. Еще Месснер говорил «Лучше семь раз вернуться, чем один раз остаться». Ну, может, не останусь я там, но пальцы на ногах по такой холодине точно оставлю. Пацанам-москвичам кричу «пойдем вниз», они отвечают, что попробуют. Ну… пробуйте. Конечно, спускаться одному это не хорошо с точки зрения безопасности, но не ждать же мне их на седловине, тогда точно замерзну, лучше тогда уже вверх идти. В общем, решил я спускаться. Нелегко далось мне это решение, не очень то я привык отступать, тем более, при достижении таких целей, но в горах не может быть ни принципов, ни тупого «надо вверх, и все». Блин, ну, специально вышел же не в 2 или 3, а в час ночи, все равно не успел. В 6 утра такая непогода. Ничего не поделаешь – горы. Немного расстроенный иду обратно. Поначалу опять немного вставило, но потом по мере сброса высоты потихоничку отпускать начало. Да, погода испортилась не по детски, блин, аж чуть страшновато стало, один все-таки. Иду в тумане снегом облепленный. Понимаю, почему люди гибнут на Эльбрусе в непогоду. Меня спасают только частые вешки – молодцы организаторы гонки Elbrus Race, красавчики, надеюсь, не одну жизнь спасли и спасут ваши вешки. Так, потихоньку, спускаюсь до Пастухова, видимость улучшилась.
Здесь встречаю итальянских альпинистов – о разговоре уже говорил.
Ждут ратрак. По такой погоде не пойдут на гору. Приедет ратрак и их заберет. Нормальный вариант. Деньги. Да что деньги, это просто люди… До палатки еле дошел, спуск выматывает почти также как и подъем. Залез в палатку, Ромчик проснулся, я ботинки снял, а пальчики то на ногах синие. Укутали, отогрели. Только какие-то они и до сих пор полунемые. Ладно, отойдут. Лег спать. Проснулся через 40 минут – москвичи шумят. Спрашиваю «можно их поздравить»?, - «нет», говорят, порубились еще минут 15 как я ушел и вниз ушли, нереально холодно и ветер сильный. Ну, немного полегчало, хоть не зря уходил. Вообще, в тот день на Гору шли только мы, и на спуске я встретил мужичка какого-то, подымался он, медленно так.
Подумали мы и решили сегодня вниз валить. А погода то плохая, здесь, на Приюте, хоть и не так холодно, как на верху, но зато снег идет хороший. Собрались, все мокрое. Ну, побежали вниз – до Бочек за 20 минут, до Мира еще за 25, до Кругозора – за час. Идем и удивляемся – на станциях (канатки) людей вообще нет, ни сторожей, ни туристов – хрень какая-то. По пути на Кругозор увидели ручеек, о Счастье, можно пить и не топить снег!!! Набулькались не кисло так мы на этом ручейке. На Кругозоре встречаю англичанина – подымается пешком, говорю ему:
- Ты че, с дуба рухнул, чего пешком идешь? Ты же англичанин. Много мани.
- Забастовка внизу. – Говорит.
Во, блин, дорогу перекрыли, за поселок Эльбрус не выехать. А мы спешили. Ну, ничего, что ж теперь здесь оставаться, что ли. Спустились в Терскол – работает только один продуктовый магазин, все закрыто. Вот и купили сувенирчиков. Снялись с учета у спасателей, поехали на Чегет – тоже все закрыто. Короче часов до 8 вечера просидели в машине на митинге, потом приехал полномочный представитель президента в ЮФО и все разрулил. Открыли дорогу, мы пристроились за автобусами с ОМОНом и нас никто не трогал, даже те гаишники, которые таксу брали. Проехали – чуть ли не рукой им помахали.

Ну, что ж, получается в июне на Эльбрусе погода не очень, и ладно, не одолели мы Эльбрус в этот раз – надо еще ехать. Вот и есть уже повод вернуться.

За помощь в организации мероприятия благодарность: Антону Хашабаеву, Косте Новикову, Саньку Торикову, жене, сестре, родителям и всем, кто переживал.

Долгов Евгений. Невинномысск-Ставрополь

Мне понравился Ваш рассказ. Спасибо. Кста, Урубко поднялся за 3-55.
ДОбавлю ссылку на еще один хороший рассказ о восхождении на Эльбрус. Фролов, кстати, - восходитель на Эверест в 1997

Отличный рассказ. Сам собираюсь туда в июле. Надеюсь, то, что про здесь прочел, пригодится.
Единственное, что не понравилось в рассказе - так это позиция рассказчика "Смотрите, какой я лось, а товарищ, с которым я решил гору идти, ушлепок". По-моему, думать, с кем идти, нужно в начале, а не гнобить напарника по факту.

не вижу там такой позиции....

Не гнобил я никого, каждому свое. Внизу поговорили, высказали свои позиции друг другу. Здесь я выкладываю свою точку зрения. Слабее меня Ромчик оказался, так что ж. А то, что не знал как он ходит - учту на будущее. Наверное каждый оказывался в моей ситуации. Хоть одно плохое слово в его сторону есть? Вот то-то.

Показать комментарий

Понравилось описание, как накрывает на Эльбрусе. Я в деталях уже не помню, был там в 2001 году, но очень похоже. Если кому интересно можно почитать наши байки с того похода.
Дмитрий Субботин. Восхождение на Эльбрус или лучше бы я умер вчера.
Геннадий Иванов. Двойка.

Интересный рассказ, направляюсь туда в середине августа с друзьями.

Был неделей раньше - и покатался и на гору сходил - погода была отличная, т.к. ехали под прогноз. См фотоальбом тут

Поднимался, был на вершине, спускался, загибался... потом пил пиво... все так!
Всем спасибо за хорошие рассказы!

на самом деле с верха Пастухова начинается ровный склон крутизной градусов 35-40. - неужели так вытаяло?

Спасибо за честный рассказ :)

Хорошо,что есть вешки сейчас.
Была ситуация.несколько компаний вышли на Эльбрус.Первыми получилось идти швейцарцам.Погода была хорошая,но они свои вешки все равно оставляли.Через некоторое время пошли туристы из Питера.Вешки-то хорошие-пластик,флажки...И по пути наверх все поснимали.Как бывает-погода испортилась,видимость минимальная.А вешек-то нет!Покувыркались ребята,и без помощи снизу дорогу не смогли найти.
А помощь была такая-я с другом колотили по пирамидке наверху скал ледорубами.

А были это Майские праздники 1991 года
Привет и спасибо за помощь.
Там человек 40 не могли спуститься и вы нас спасали
Абрамов

Если не ошибаюсь-46.Хорошо,что Андреев не дал никому разбрестись.

Много глупых ошибок. первая - самоуверенность, ещё одна снаряжение. с Нордвеем наверх ходить нельзя, это не дом, а гроб для альпинистов. В крайнем случае баск можно признать альпинёрской палаткой, например модель Hurp2.
Ещё: акклиматизация в три-четыре дня для большинства ночвичков - гарантированный провал. с хорошей аклимухой дойдёшь до верха без особого недомогания, но потратить нужно минимум 7-10 дней с плавным набором высоты по 600-700 метров и ночёвками, а не дерзкими вылазками на 2 километра.
Ещё одна ошибка: пошёл один незнамо куда и ночью бросил одого напарника. Благо ничего не случилось, никто не поскользнулся и не сломал себе ноги, не улетел в трупосборник, не упал на голову камень, не случился коллапс артерий или инфаркт. Способов умереть наверху, простите, до жопы! Выбирай на вкус. И те же англичашки или немцы при всей своей лени, гораздо продуманней и предусмотрительней относятся к восхождениям. Даже к классической двушке.
Мой вердикт - за попытку восхождения автору двойка! А теперь наставте мне минусов и назовите лузером.

Показать комментарий

Я вчера вернулся оттуда. Правда пошли через Ирикчат и залезли с востока. Тяжеловато было. Снега полно ещё и между камнями лёд везде.

Зелёный, пишите ещё пожалуйста, в жизни так мало смешного

Хороший рассказ, спасибо.

хороший рассказ, Эльбрус - гора серьезная, имел там, как-то зимой, серьезные приключения.

Спасибо за интересный и честный рассказ. :)

Честно написано и нечего за Ромчика пинать, а вообще то Ромчик (2-й р-д!) сам должен был-бы тормознуться. Суровая гора, ничего не скажешь, сам там был

Был на горе несколько раз. В самый первый раз отстал от своего напартника, который физически мне казался слабее меня. Но отстал не на много, минут на 20. Это было дополнительным стимулом идти вперед. Тогда много восходителей было и баек мы слышали много. а в целом к восхождению готовились и знали больше о маршруте перед его выходом. Надеюсь, в следующий раз автор обязательно дойдёт вместе с Ромчиком до вершины или сделает крест, как это сделал я со своим другом Лёхой Ульяником!

С Зеленым согласна почти во всем! Хорошо, хоть зарегистрировались! И что ума хватило назад пойти... Зеленый, по поводу палатки хочу добавить: если бы посильнее дунуло, то два альпиниста стали бы парапланеристами! Аффтару совет на будущее: если в палатке накрывает ЖОПОЙ, валите на Приют! Поверь, тебя оттуда никто не выставит! Все люди на горе нормальные!
От себя ооочень хочу добавить еще про несколько косяков... в виде вопросов в основном:
1. аптечка с собой была?
2. а что так плохо у вас с наличием при себе рации?
3. а нельзя было изначально в кошках выйти? Сразу предвижу ответ, что налипает. Дык, по-старинке! Надень на кошки-ботинки пакеты целлофановые! Мне самой такое подсказали, когда мучилась))) Не на долго, но спасает)))
4. Ну как можно было сразу с человеком, с которым ты еще не сходился на высоте и темпа его не знаешь, переть наверх?!!!! У каждого свой темп и горняшкой накрывает на разной высоте! А про то, что Рому бросил... я считаю, что чувака с гоняшкой одного вниз отпускать... ну, блин! Хоть сообщил бы кому, что чел один вниз идет!
5. А слабо было дня три пожить в Терсколе и акклиматизироваться погуляв на пик Терскол, на Чегет, в Терсколак, наконец?!!!
6. Еще более слабо было тебе (тем более, что из Ставрополя) запросить в МЧС Терскольском сводки погоды? На будущее: 8 866 38 71 489 (дежурка)
7. Горняшка описана оч верно... но бывает и хуже. Я када в первый раз ходила, пардон, блевала всю косую. Еще бывают вообще кривые случаи, когда понос прошибает и глюки конкретные случаются... Вот из-за глюков, конкретно, народ частенько начинает плутать. И тут никакие вешки не спасают!
8. Лучше скопите денег, возьмите гида. Поверь, Аффтар, жизнь и счастье от восхождения во много раз дороже цены за гида! И еще палатку оставь для тусника в лесу под Ставрополем. А живи в приюте. Любом! Их там до Ж! Дешевле нормальной палатки обойдется!
9. Биппер тож не помешает. Так тебя или то, что твои родители хоронить потом будут спасам легче искать будет! Жестко, но ФАКТ! Мой бывший муж Терскольский спасатель!
10. Вообще не поняла, почему все в таком восторге от истории...
9. Как ноги-то в итоге?

Рассказ написан очень живо, спасибо автору. Что ж до самого восхождения на Эльбрус, то предыдущие критики уже все сказали.