Эльбрус. Чехи. Владимир Ворожищев. Осень 1958. Пал Палыч Захаров

Пишет liana, 08.06.2009 14:40

Прочитал весь материал по последней беде на Эльбрусе, и почему то захотелось вспомнить в какую переделку мы с Володей Ворожищевым (светлая ему память!) попали на Эльбрусе. Может кое что из старого, будет полезным и будущим восходителям на Эльбрус.
Эльбрус. Чехи. Владимир Ворожищев. Осень 1958. Пал Палыч Захаров (Альпинизм)

Эльбрус. Фото:Л. Даренская

Итак. Осень 1958 года. В альплагерь «Белалакаю» приехала большая группа из Чехословакии (ЧССР). Единственная и главная цель – Эльбрус. После цикла занятий и тренировочного восхождения (ох, как чехи противились всему этому!) мы приехали на «Ворошиловские коши», что в ущ. Уллу-Кам. Уходя с перевала Хотю-Тау в сторону «Приюта 11-ти», мы заставили всех связаться в связки. Сопротивление было ужасным, но мы то понимали, что в это время на подходах к Приюту скорее лед, чем снег, а наши гости были обуты в легкие вибрамчики (по другому и не назвать эту их обувь).

П.П.Захаров. Фото:Л.Даренская.

А разговор о кошках как то был быстро потушен – что это мол такое – на подходах, да в кошках! Ну, Татранские гуляки и не более того! Именно здесь у нас с Володей состоялось первое методическое совещание на два голоса – как быть? – поворачивать назад или… Приняли решение «или»: Ворожищев - пристегиваясь по очереди к различным связкам, движется вдоль колонны, помогая (подстраховывая) там, где возникнет необходимость, а Захаров – выбирает путь и ведет колонну к Приюту. Когда подошло время выхода на восхождение, гости были предупреждены о том, что на группу в 16 человек, следует взять как минимум – четыре веревки. И вот тут то мы допустили оплошность – поверили их заверениям, что все в порядке, а рюкзаки не проверили. Чехи веревок не взяли. Каким то чутьем, или сработала практика спасателя, но я положил на дно своего рюкзака, взятую потихоньку у чехов 80-метровую «восьмерку». Так, на всякий случай.

Ночной поход в сторону вершины не предвещал никаких сложностей. Погода была прекрасной от края и до края. На вершине группа попала в плотное облако, а начав спуск получила «прекрасную» метель. На седловине мы объяснили группе все, что надо исполнять, чтобы не потеряться и т.д. Понимая, что в условиях усиливающейся непогоды наши гости долго не выдержат - одеты они были чисто по – татрански: ничего теплого и защитного, нам надо по возможности организовать скорый спуск вниз. Именно в это время была отдана команда – «надеть кошки»! О, ужас! – они и кошки не взяли выходя ночью из Приюта. На наши вопросы ответ был один – зачем? – это ведь Эльбрус и маршрут по вашей классификации всего 2А! Вот так вот!

Для того, чтобы они не «рассыпались» по склонам и не потеряли друг друга в тумане и метели, приняли решение: связать их на имевшуюся 80—ку и вести эту «кишку» по возможности быстро вниз. А чтобы, кто то не проявил самодеятельности и не отстегнулся от этой связки, Захаров прошел вдоль связки и пассатижами намертво затянул муфты карабинов. (Такой опыт у него был на примере работы с польской группой, когда на Домбае по маршруту 3Б один из группы отвязался от связки руководителя и, усевшись на полочку, печатал на машинке путевые впечатления!)

Но не тут то было! Подойдя к началу траверса-косого спуска, группа попала в жестокий и жесткий ветер с хорошим морозом.
Видимость сократилась настолько, что «голова» связки» не видела свой «хвост». И снова нашелся выход – мы подтянули «хвост» к «голове и такой подковой начали движение вниз. И снова мы попали в сложную ситуацию – чехи никак не хотели понять, почему нельзя отворачиваться от ветра, дующего здесь с правой стороны и по возможности следовать ьпути определенному ведущим, в данном случае - Ворожищевым. И вот наша группа не желая само того, начала на спуске активно забирать влево, уходя от шквального ветра, бьющего в правую часть лица. Даже то, что оба ведущих изо всех сил старались не допустить сползания группы влево – не привело к желаемому результату – движение в сторону ледника Терскол-Ак продолжалось. Поскольку участники группы были очень разного возраста (от 22 до 68), то темп движения равнялся на самых старших в группе. Вскоре кое, кто из них начала падать на снег и стонать, что дальше он идти не может, были даже две просьбы – «Бросьте меня здесь, я готов!».
Подтягивая каждого такого веревкой вниз, создавалась иллюзия общего движения. Но через какое то время в разрывах тумана впереди начали мелькать ледниковые разрывы. Чтобы сказать, что мы не поняли куда пришли и что надо сделать в первую очередь – это не так, мы поняли что для того, чтобы как то людям дать отдохнуть, надо найти защиту от ветра. Повели группу в ближайший разрыв и спрятавшись под снежным нависом, сбились в плотную кучу. Мы с Володей ходили вокруг них, активно будя засыпающих.

У Володи Ворожищева, уже имелся определенный опыт Памирских восхождений, я был знаком с зимним Эльбрусом, то оба понимали, чтобы спасти группу надо продолжить движение и, как следствие этого, не допустить потерь в группе. Как мы понимали, самая большая наша проблема заключалась в том, чтобы вернуться ближе к линии скальной гряды, в конце которой стоит Приют. Но – туман есть туман! Жгучий ветер не давал трезво мыслить. Для того, чтобы начать движение в нужном направлении, два инструктора ставят эту связку-подкову ровно поперек склона и начанают, условно говоря, тянуть всех навстречу ветру. Это была та еще работа! Даже сейчас самому не понятно – откуда брались силы на все эти упражнения! Может, хотелось самим остаться в живых, может, и ответственность за иностранцев давила – кто знает!? А ответственность в те времена была серьезная – советские инструктора, которых ставили к иностранным группам (а выбирали лучших), обязаны были давать подписку (для КГБ), что несут уголовную ответственность за жизнь и здоровье гостей страны.

Продолжая движение вперед и поперек склона, Захаров в какой то момент увидел яростный танец индейца из племени Гуронов в исполнении Володи Ворожищева! При этом он, что-то пытался кричать, махал руками и подносил ладони к лицу. Остановившаяся группа в недоумении остановилась и молча наблюдала, мол, все понятно – сдвинулся!
Оказалось не так – Володя держал в руках кусок камня, и чуть не целовал его!
Что такое в подобной ситуации находка камня в бескрайнем море льда и снега!? – только одно – где - то близко должно быть много камней, а это в свою очередь – путь к гряде, на которой стоит Приют. Отсюда, поставив связку вертикально вверх по склону, мы начали движение такими огромными галсами поперек склона, чтобы не пропустить очередной каменной находки. Так и получилось. К Приюту мы вышли чуть ниже точки его стояния на скальной гряде.

Зимовщики Приюта (Юра Арутюнов и К˚ уже не верили в наше возвращение). Взглянув на большие настенные часы, Арутюнов с сомнением оглядел нашу поморожено-замороженную компанию и торжественно объявил, что наш поход: Приют-Восточная вершина-Приют продолжался чуть больше суток!

Всякое изложение требует определенного заключения/финала. Чехи живыми (но далеко не совсем здоровыми) уехали домой, инструктора приступили к своей повседневной работе, а осенью в Москве им были вручены золоченые почетные жетоны Горской Службы за спасение граждан ЧССР на Эльбрусе.

П.П.Захаров

Спасибо! Особенно понравились пассатижи :-)

да, это решительный ход... :)

Кто работал в советские времена с чехами хорошо знал, что два чеха сразу выходят на три маршрута (т.е. выпустившись официально на какой-нибудь один маршрут, их разрозненные группочки можно было найти на 3-х маршрутах)

Как то в Узенколе Римма Владимировна (2002 или 2003гг) отговаривала чехов идти сразу на 5ку, а сходить сначала какую-нибудь тройку. В итоге чехи подулись-подулись и сходили тройку вместо нескольких часов занесколько дней (может конечно слега преувеличил) и вернувшись в лагер еще пару дней отдыхали а потом уехали, сказав что в следующий приезд пойдут на четверку.

а еще есть легенда что в ал Эльбрус один чех(а можнт немец)очень захотел ВЦСПСовских пуховых штанов(были такие) и ему их подарили написав "акт о списании пуховых штанов утеряных при прыжке через ледовую трещину"

Не пуховые, а зелёные брезентовые. И это не легенда. Это был немец из ФРГ.А предистория такова. Он на каждый выход одевался во всё другое и яркое, чем на фоне брезентово-зелёных советских альпинистов выгодно отличался. Это стало вызывать некоторую неловкость в среде советских граждан. После очередного такого капиталистического демарша, было решено пригласить его на угощение, где и обьяснить ему его некорректное поведение. Во время застолья , на просьбу вести себя с пониманием советской специфике, он ответил-Ну так, б..., дайте мне ваши зелёные штаны и я их надену. Подарили ему эти штаны и он в них разок прогулялся до Вольной Испании. Вот так всё было.

Как-то раз я набился в гиды к приятелю, с которым немало ходили в горы. У приятеля неплохо получалось водить европейцев на Эльбрус и на Северный полюс, и это составляло неплохую долю его доходов. У меня лето не складывалось, отпуск небольшой, все знакомые группы уже с планами, а ему был нужен помощник.
Очередная его группа состояла из одного опытного альпиниста, выполнявшего программу восхождений на высшие точки континентов - Мак-Кинли в Северной Америке, Аконкагуа в Южной Америке, Эребус в Антарктиде, Килиманджаро в Африке, Эверест в Азии...вот и нужно было ему восхождение на Эльбрус, который на протяжении многих лет соперничает с Монбланом за звание высшей точки Европы (дело тут, конечно не в измерении высоты - Эльбрус выше Монблана примерно на 800 м - а в том, как провести граничную линию между Азией и Европой - споры все не утихают).
Все остальные члены группы с горы не ходили никогда, и собрались на Кавказ, получив деньги на съемку фильма этнографической направленности. Ну и заодно, почему бы не зайти на Эльбрус?
По замыслу моего приятеля, он будет опекать опытного альпиниста, а я - всех остальных. На объяснения, что надо клиентам готовить, как их опекать и развлекать, и вообще, что клиентам надо готовить пищу - времени у него не хватило. Встреча была назначена в "бочках" (приют на высоте 3380м, бочки - 4-хместные хижины без удобств в виде разрезанных пополам цистерн), поскольку эта группа выезжала на Кавказ неделей раньше, чтобы снимать фильм. Поднимаюсь к "бочкам", встреча, меня представляют. Назначаем на завтра "акклиматизацию" - примерно до 4000м. Приготовление пищи Серега им сократил до минимума - он обеспечивает их кипятком, а наши клиенты самостоятельно(!) заваривают чай и кофе и каши быстрого приготовления, а также отрезают сыр и колбасу. Зато милое общение, даже песни...
Назавтра непогода... никуда не идем, продолжается милое общение, клиент вроде бы доволен. Еще через день погода не улучшилась, и "гималаец" начинает проявлять беспокойство - ему нужна вершина в актив программы. Под вечер погода улучшается, и начинаются киносъемки. Снега, как набирают воду из ручья в леднике. Про акклиматизацию никто не вспоминает. Клиент вроде бы доволен.
"Сергей, наклонись с ведром к ручью пониже. Теперь выпрямись, а теперь задумчиво посмотри на вершину! Давай-ка повторим кадр!" - гид, записанный в киноактеры, терпит, клиент вроде бы доволен.
Наутро назначили выход, точнее выезд, поскольку до скал Пастухова за определенную плату везет "ратрак" - вездеход для снежных полей. Встаем, собираемся. Чай и каши быстрого приготовления.
"Сергей, а ну как возьми эту бутылку с водой к себе в рюкзак, а то вдруг мне пить захочется", - слышали б это инструктора альпинизма в 80-х годах! Но собрались, рассаживаемся, едем. По дороге промерзаем, поскольку холодно, ветер, а мы без движения. Высадились. Задувает сильный ветер, руки промерзают моментально. Серега со своим гималайцем быстро убегают вверх по "косой", а мне первый сюрприз - кошки у моих клиентов не подогнаны настолько, что просто не держатся на ботинках (и это после 3-х дней валяния дурака, а ведь кругом был лед - можно было хоть попробовать!) Мне в голову не приходило, что мои клиенты настолько ничего не понимают. Пальцы на моих руках почти не шевелятся, тут двигаться надо! Предлагаю пока идти без кошек (которые в тот момент вообще не были нужны - их надевают в этом месте, чтобы потом не думать и не нести их в рюкзаке). Клиенты растеряны - гид отказался делать так, чтобы кошки держались у них на ногах! Смолчали. Пошли, но затаили. Уже и воду из моего рюкзака пьют с подозрением.
Под ногами снег слегка проскальзывает. Это даже проскальзыванием назвать нельзя. Снег иногда перемещается под ногами на 5-10 см - на склоне с уклоном 20о это совершенно не опасно. Как выяснилось потом, один из клиентов решил, что гид пренебрегает их безопасностью, и решил выйти на скалы, раз кошки гид ему закрепить отказался. Ну может ли придти в голову сойти с хорошо пробитой снежной тропы наверх на довольно крутые скалы, набирая 300 м высоты? Оказывается, может, да только понял я это поздно. Кричу на всех языках, которыми владею. Бесполезно. Побежал вдогонку, думал - сердце выпрыгнет. Догнал у самых скал... и опять прокол - не имеет права гид на всех языках высказывать все, что думает. Слава богу, оставшиеся клиенты мирно ждали на тропе. Дошли до седловины, можно и кошки надевать, если наверх идти - но опять незадача. Один клиент говорит, что ему надо на гору, другой (которого я догонял), что он больше не пойдет на гору (раз его ведет такой вредный гид). Ну а мне-то что делать? Отправить этого камикадзе вниз одного? Так ведь и не такие дураки пропадали на спуске с Эльбруса...
По счастью к тому моменту с вершины появился Серега со своим гималайцем, оценил ситуацию, и скоренько побежал опять на западную вершину с тем, который желал наверх. А мы втроем пошли вниз. М-да...нелегкое оно, это ремесло гида...

ИМХО - очевидное отсутствие организации. Если клиент не знает правил - виноват гид.

Занятные байки , а вот Душарин обещает подготовить настоящих гидов!

На Хане ночью нашли чеха (Чехия),спустили вниз.Когда он оклемался-предложил вымпел.Даже спасибо не сказал.
чехи-они и есть чехи.
А вообще на клиентов надо внизу смотреть.

сталкивались с чехами на восхождении.. отличная подготовкаи физуха и техника...
может они разные все таки :)