Dolomites Women. Сергей Ефимов о стиле восхождения

Пишет Irina Morozova, 02.06.2009 09:40

Что касается оценки стиля, то он может оказаться тем инструментом, который и определит стратегию участниц фестиваля женских связок.

Двадцать лет назад были попытки создать женский альпинизм. Несколько лет у нас в Свердловской области развивался женский альпинизм, была женская сборная.
Все рухнуло в конце концов. Потому что это была копия мужского альпинизма в исполнении женщин. Женщина отличается от мужчины тем, что ее качество - сохранение и стабильность. У мужчины - созидание и разрушение.
Женщина проявляется во вне гибкостью, грацией и красотой, внутри стремлением к гармонии.
Когда женщина в лазании доходит до предела своих возможностей (физических, технических, психологических), то неизбежно появляется внутреннее напряжение в виде страха. Страх ставит блокировку на движение. Появляется борьба с собой. Понятие красоты и внутренней гармонии исчезает. Появляется пространство борьбы, требующее мужских качеств. Это не является естественным для женщины. Я говорю в этом случае о женщине не как о члене социального общества, а имею в виду женщину по своей сути.

В чем выражается гармония и красота при лазании? В моем понимании, в абсолютной внутренней свободе при перемещении по вертикальному рельефу. В возможности проявить свою внутреннюю суть, себя, через движение по скале. Это как танец на вертикали. Медленный или быстрый не важно, но свободно идущий изнутри. Движение, которое рождает радость.
Я думаю, что каждый альпинист испытывал это ощущение наслаждения от возможности легко и свободно передвигаться по скале, чувствуя и понимая рельеф, который приносит радость, а не борьбу или страх.
Такое состояние определяется зрителем со стороны, как красота. Красота и гармония перемещения. Очень наглядно это проявляется при наблюдением за движением обезьян. У них нет понятий стиля лазания, у них нет моды на стиль перемещение в пространстве, нет ограничений по использованию точек опоры, типа за то, что создано человеком браться не этично, что это уже дурной тон-)). Они просто живут в движении. В движении в трехмерном пространстве, где нет для них никаких ограничений. И это создает такое впечатление, что они летают по воздуху. Дух захватывает от совершенства их движений. Я им всегда готов ставить за стиль лазания 10 баллов. И ведь видно разницу в том, как передвигается самка, а как самец. Самка – это Грация и самец – это Агрессия. И в обоих случаях это красиво, потому как отражает внутреннюю суть.

В случае восхождения женских связок на вершины это возможно, только если технические и физические возможности альпинисток будут выше, чем сложность выбранного маршрута.
Если наши девушки поймут, что главное проявить свободное красивое лазание, а не преодолеть большую сложность, то возможно само собой проявится соответствие между уровнем сложности маршрута и подготовки пары.
И если бы можно было наблюдать все женские связки всем судьям, то оценкой за стиль можно бы было сформировать особый подход к женскому стилю. Где важно проявить красоту и легкость при движении по рельефу, красоту и легкость при работе со снаряжением, красоту и легкость при взаимодействии с партнером по связке.

А дальше уже не далеко и до оценки работы смешанных пар, где мужчина ведет свой рисунок, а женщина свой. Этакий конкурс танцев на скале.
Ну, это так, импровизация по ходу -)),

На данном фестивале можно попытаться сделать шаг к формированию мышления женских связок в направлении соответствия своих технических возможностей для показа красивого лазания. Где отсутствует страх, неуверенность, стремление пройти заявленный маршрут любой ценой. Где присутствует только красота, радость и внутренняя свобода.

Not Free climbing but free Mental climbing, или по другому dancing climbing

красиво изложено ! браво !

Ну, мой вопрос ожидаемый:
А как это все в цифрах? )))
Обнародуйте формулу...

А в цифрах должно быть все? ;)

Мы же говорили об этом - если фестиваль, то цифры не нужны - только коллективное мнение жюри.
Если "чемпионатский" подход - без формулы не обойтись.
Причем, формула должна быть известна до старта.

формулаЛучшая команда определяется с помощью формулы, в которую включается рейтинг маршрута, скорректированный на стиль прохождения маршрута командой и время, затраченное на маршрут.

Итоговая формула: J=RxK-T,
где J- итоговая оценка за маршрут,
R - рейтинг маршрута,
К - коэффициент стиля
T - чистое время в условных днях прохождения маршрута

Еще раз повторюсь. Этап восхождений в Dolomites Women будет оцениваться по соревновательной формуле. И формула эта уже опубликована.
К сожалению по технчиеским причинам о которых Гоген уже выше написал, мы не можем опубликовать заранее рейтинги маршрутов, как это должно в идеале делаться перед соревнованиями. Потому что эти рейтинги нужно по возможности максимально выверить с экспертами по району. Это будет возможным на месте пока будет проходить Школа когда там будет присутствовать Кристофер Хайнц.

так же в этой формуле есть такой параметр, как коэффициент стиля. Именно он будет некоей экспертной оценкой в рамках математической формулы. Да это вносит долю субъективизма в математический расчет.

Но альпинизм - это не стипль-чез. Тут даже фото-финиш не решит проблему :))
Любая формула в альпинизме не будет полностью объективной какой бы жесткой ни была сама формула.
И даже если оставить только время и только рейтинг, как например было в том же Цее, то все равно например разные погодные условия и состояние маршрута уже дадут в итоге разное время. Т.е. одна и та же команда например один и тот же маршрут но в разных погодных условиях пройдет за разное время. Это уже полностью рушит весь математический расчет и объективность любой формули априори.

Формула Dolomites Women уже опубликована. А параметры коэфициента стиля будут так же определены на месте вместе с рейтингами маршрутов. Интернет там у нас обещает быть. Поэтому как только будут утверждены четкие коэффициэнты, это все будет опубликовано. И можно будет следить за развитием событий ОН-ЛАЙН.

PS. Ну и вообще. Если подходить к любой новой и сложной задачи с позиции, что это не получится, потому что до этого у кого-то где-то это не получилось. То не было бы в жизни прогресса и человек до сих пор еще не нашел бы даже способа, как забить мамонта :)

Приведенная в посте статья С.Ефимова - чистая поэзия. А поэзию я люблю.
Но когда участвую в соревнованиях по альпинизму, ставлю себе цель честно выиграть, или сравнить свой уровень относительно лидеров, причем результат этого сравнения доверяю судьям. Каждому спортсмену хочется соревноваться, а не участвовать в конкурсе "кто больше похож на обезьянку" )))
Так вот ключевой в тексте я считаю фразу:

Я просто на минутку поставил себя на место участницы соревнований и задал себе вопрос - если я буду лезть "красиво и свободно" 4-ки или 5-ки, а мои соперницы пройдут, некрасиво напрягаясь "Беллависту", использовав весь арсенал ИТО и пр., кто победит?

Соревноваться можно только по утвержденным заранее правилам... В картах туз всегда старший, но можно договориться, что семерка бъет туза, только это уже другая игра. Ведь понятно же, что красоты, легкости и внутренней свободы будет больше на простом маршруте, чем на экстремальном.
Если сложность маршрута - не главный критерий, формула должна однозначно это отражать, т.е. "четкие коэффициенты" должны определять приоритеты - в чем соревнуетесь? Только тогда можно придумать "как забить мамонта" по-новому.
P.S.
В эту дисскусию я вступил только потому, что тема "стиля" меня самого давно волнует и очень хочется, чтоб эксперимент ваш удался!!!
Не воспринимайте, как критику... только частное мнение постороннего человека.

Павел, после долгих и немного даже жарких дискуссий по этому поводу с Сергеем Борисовичем и с Юрой, мы пришли к компромисному решению.

Мы просто разнесем проявление разных качеств. Красота, легкость и женская грация смогут быть проявлены на Школе. То есть в Школе будет убрано время прохождения трассы. и судейство ее будет проходить по правилам фигурного катания. Две оценки жюри - за технику и за стиль прохождения. Кстати, любой срыв при прохождении трассы будет сразу же давать очень большой минус в оценке и за технику и за стиль. Что как раз является основополагающим именно альпинизма в отличие от скалолазания - в альпинизме срывов не должно быть по определению. Ни на каких точках - ни на своих, ни на судейских.
То есть при таком подходе, уйдя от времени в пользу техники, мы даже больше приблизим Школу к реальному альпинизму, а не к скалолазанию.

А вот в восхождениях останется спортивная и жесткая мужская соревновательная схема, но с внесением в нее коэффициента стиля. Как этот коэффициент скажется в реальности на математике, пока предсказывать сложно. Но все-таки этот коэффициент стиля не будет в ввосхождениях определяющим фактором, скорее дополнительным. Потому что отследить его на маршрутах объективно судьям достаточно проблематично.

И Павел, я понимаю вашу заинтересованность и что это не критика. Мне понятен ваш интерес, могу сказать что он сейчас не только у вас. т.к. если у нас удастся задуманная схема, то потом ее можно будет использовать в дальнейшем.
И Юра кстати сейчас занят подробным изучением опыта украинских Чемионатов, о которых вы говорили. Вернее как я поняла он уже подробно все изучил и проанализировал.

Написано блестяще. Никогда не думала о психологии альпизма. Конечно, о преодолении себя я понимала, это как в любом спорте. Но на самом деле, спасибо за такие интересные размышления. Хотелось бы узнать где будет все это просимходить. Потому что в этот период я буду как раз в Долмитовых Альпах на озере Мольвено.

Восхождения будут в районе массива Tre Cime di Laveredo
основное место базирования Фестиваля - Мизурина.

Да, блестяще написано. Так думают и сами альпинистки. Например, вот выдержка из беседы.

"Мне нравится лазить. Моему телу нравится лазить. Нравится чувствовать каждую мышцу, нравится плавно перетекать по стенке. Танцевать. Ты живешь здесь и сейчас, мыслей просто нет, тебя ничего не беспокоит, кроме страха сорваться, да и тот уходит куда-то..."