ЖЕТОН ВЗГЛЯДОМ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ
На работу курса «Жетон «Спасение в горах» мне удалось посмотреть в несколько последних дней и застать пиковый момент – групповые соревнования по транспортировке пострадавшего.
Приятно было увидеть добрых знакомых, товарищей и друзей – Андрея Швырева и Николая Киселева, с которыми вместе работали на разных альпмероприятиях, Сашу Уварова – моего курсанта Школы инструкторов 2007 г, и его товарища Нила Журавлева, Дениса Севостьянова и Игоря Журавлева – питерских ребят, занимавшихся у меня в «Штурме» еще в 90-е, и многих других… Народ съехался со всей страны – от Питера до Иркутска, а присутствие единственной девушки – Эли Ибрагимовой из Нижнего Новгорода - в рядах обучающихся послужило поводам к обсуждению проблемы «Женщины в спасотряде»…
Центр МЧС в Цее принимает уже третий сбор альпинистов-спасателей. Центр прекрасно оборудован – учебный класс, снаряжение, тренажеры, Интернет. Однако центр рассчитан на 25 (максимум 30) курсантов. «А заявок в этом году пришло – шестьдесят, - пояснил Исполнительный директор ФАР Алексей Овчинников. – Мы смогли договориться, чтобы обучение прошли 42 курсанта, а четверти заявившимся вынуждены были отказать».
42 вместо 25 – это, безусловно, сказалось на бытовых условиях. Но к чести ребят, они не стали педалировать тему бытовых неудобств, когда в конце жетона состоялся откровенный разговор с начальством по итогам курса.
А отказать пришлось мастерам спорта и кмс, чтобы получить жетон, в первую очередь, смогли те, кому – по правилам – без жетона невозможно выйти на первую «шестерку». «Обидно все-таки, - добавил Алексей, - ведь это надо только приветствовать, когда люди хотят повысить свой профессиональный уровень, уровень навыков и знаний в такой важной для нас теме, как безопасность и помощь, а мы вынуждены им отказать, потому что койко-мест не хватает».
Впрочем, эту проблему ФАР собирается решать как можно скорее. Ведь по прогнозам, очередь желающих пройти курс жетона в ближайшие годы не уменьшится. Сейчас Правление ФАР возлагает большие надежды на новый центр, который построен для МЧС Карачаево-Черкессии в Домбае.
Он, правда, еще не столь качественно оснащен и нет тех наработок, что появились в Цее, но это дело наживное. «Придется проводить по два сбора в год, - говорит Овчинников, - деться некуда». При этом выясняется еще одна проблема – отсутствие кадров тренеров-инструкторов, способных на должном современном уровне проводить обучение. Да, не секрет, что среди нас есть товарищи, у которых по 170 с лишним звездочек на фезюляже, но ветеранам 1-й мировой войны вряд ли по силам тягаться с современными специалистами.
Да и любят, что их греха таить, ветераны провести веселую минутку в приятной компании, пусть и с небогатой закуской.
А с этим у нынешнего старшего тренера сборов Андрея Глебовича Швырева строго. Сам не употребляет и не поощряет ни разу.
У Глебыча вообще все четко, почти по-военному. На информационном стенде аккуратно висят списки, темы, распоряжения. Протоколы появляются в течение часа после окончания соревнований. Подъем – зарядка - занятия – итоги дня – отбой 23 часа… Не забалуешь.
Глебыч в строгости своих педагогических принципов не сомневается: «Приехал учиться – так учись; времени очень мало, а тусоваться будешь там, внизу, когда если вернешься…».
Чем-то это напоминает классическо-голливудские сцены про американскую армию, бизона-сержанта, которого не берут даже бронебойные снаряды, и уж если он небрежно оборонил «Молодец, сынок», это воспринимается сынком, как Медаль Конгресса - высшая награда американской страны.
И Швырев, и его коллеги-тренеры, рассказывая о жетоне, в один голос говорили об одном и том же – о наболевшем – о слабой подготовке участников. Прежде всего, в техническом плане, хотя и физподготовка у некоторых будущих специалистов по спасению оставляется желать лучшего.
«Нам приплачивать надо, - невесело шутят тренеры. – Мы ведь ребят должны основам спасения в горах и организации спасмероприятий учить, а мы вынуждены им ставить основы альпинистской техники». По словам инструкторского состава, подготовка примерно 25% участников жетона не соответствует квалификационным требованиям их 1 разряда, и даже кмс. «Закрывают 1 разряд за три года – всё в теплых горах, Фаны, Узункол, Крым; лед только в кино про горы видели. На «кошках» стоят ребром, ледобур винтить – без понятия, по каким принципам организуется станция на льду – не знают. Полистпаст – абстрактное понятие. Да, что, полистпаст – узлов не знают. Человек лет 8 отходил – и не в курсе организации самоспасения в двойке. Что такое узел Гарда, как жумар можно использовать вместо схватывающего – все, как в 3-м разряде объяснять надо…».
Я поначалу подумал, не сгущают ли товарищи краски, но на установочном совещании перед соревнованиями услышал от участников такие вот вопросы:
Можно ли вязать схватывающий из стропы? Действительно ли на горизонтальных перилах допустимо использование скользящего карабина? На самостраховке обязательно ли иметь два уса?
По поводу схватывающего из стропы ответственный за безопасность Сергей Егорин с иронией ответил так: «Предвосхищая следующий вопрос, отвечаю сразу: из тросика вязать схватывающий тоже нельзя…».
Слушая это всё, невольно вспоминались споры, отголоски которых слышны до сих пор – уровень 1 или 2 разряда считать критерием готовности современного альпиниста к таким ролям, как инструктор или спасатель. Практически все, кто непосредственно на практике сталкивается с данным контингентом молодых альпинистов, отмечают заметное и ощутимое падение уровня технической, тактической и физической подготовки; выступают за изменения в разрядной сетке и уверены, что планку 1 разряда в подготовке кадров опускать нельзя.
Соревнования заключались в следующем: группа в штатном снаряжении должна преодолеть скальный участок рельефа, поднять спустить пострадавшего (с имитацией травмы ноги) в акье, перенести его к участку спуска, после которого найти биппер на снежном участке. Работы – на 2-3 часа. Старт с базы по жеребъевке – остальные команды в изоляции – на группу дается три веревки. Штрафных баллов нет, при нарушениях судья останавливает действия команды до исправления ситуации.
И еще участников предупредили – язык идеоматически не распускать.
Вместе с судьями, я семь часов - с первой до последней группы - не уходил с трассы.
Соревнования прошли с азартом. И без идеоматических выражений.
Да, у кого-то что-то не ладилось, кто промахивался в тактике, кто в технике. Но нельзя было не заметить очевидного: на склоне работали команды. Даже если действия выполнялись небыстро, они выполнялись осознанно, согласованно, по какому-то определенному заранее плану. И поэтому ни у кого не было нужды в нервах, эмоциях и выражениях.
Следующий отбор будет жестче. К этому призывали и тренеры жетона, и склоняются руководители ФАР.
Что ж, пора. Пора переходить на очередную стадию развития.
Следующим курсантам будет потруднее, хотя льготы по оплате обучения останутся те же.
Следующий жетон - будет…
Сергей Шибаев
(полный текст и интервью Андрея Швырева – в 58-м номере журнала «ЭКС»)
99
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Про ветеранов 1й мировой - это в неком контексте :-)
Что ж, пора. Пора переходить на очередную стадию развития.
Следующим курсантам будет потруднее, хотя льготы по оплате обучения останутся те же.
Следующий жетон - будет"
Звучит заманчиво... Это как понять жестче?! По старой схеме, при выходе на первую 4А - пролезть в ботинках, с рюкзаком 10 кг?
Да и тестировать где на базе будут, приедет 60 человек с разрядом : 1, КМС, МС в итоге отсеять 50%... Прикольно.
В отдельных случаях, прямо скажем, руководство и тренеры жалели своих подопечных.
Если физнормативы для претендентов есть и известны заранее, и будущие спасатели\инструкторы по приезде на учебу не могут их сдать, то винить за то, что тебя списали в первый же день, некого.
Как и в том случае, когда на выпускных экзаменах курсант не может объяснить, чем гребень отличается от ребра, и под каким углом грамотно завинчивается в лед ледобур.
Безусловно, без этого сакрального знания человек не может являться спасателем.
SSh> и под каким углом грамотно завинчивается в лед ледобур.
Очень удивлюсь, если Вы знаете правильный ответ...
Безусловно, без этого сакрального знания человек не может являться спасателем.
Это пример из выпускных экзаменов Школы инструкторов. И таких могу десяток-другой вспомнить.
Очень удивлюсь, если Вы знаете правильный ответ...
Ну, понятно, что правильные ответы во всем российском альпинизме знает только Константин из Иркутска :)
Вы почитайте учебники - я в одном из них участвовал в качестве автора - полагаю, у вас найдется замечаний и критики на написать свой учебник, из которого мы все узнаем, какие правильные ответы знаете Вы.
Успехов!
SSh> Вы почитайте учебники - я в одном из них участвовал в качестве автора...
Проблема в том, что в учебной литературе рекомендации на сей счет сильно разнятся. Так, в тех же захаровских школах в одном месте можно прочесть рекомендацию об угле в 100 градусов, а в другом месте о том, что "при любой крутизне склона угол оси ледобура по отношению к склону должен находиться в пределах 60 гр.". Серьезные исследования также не дают однозначного ответа. Так Black Diamond рекомендует на хорошем льду угол 70-80 гр. (т.е. наклонять ледобур в сторону нагрузки). Лабораторные исследования же специалистов из Кембриджа и Массачусеца показывают, что наилучший угол – это 90 гр. В общем, Сергей, не томите - сообщите уже наконец правильный ответ, ответ от тренера Центральной школы инструкторов, инструктора высшей категории, соавтора, основателя, члена, редактора, медалиста и прочая, прочая, прочая...
задолго до Блэк Даймонда на первых серьезных сборах в 1980 г мне и моим молодым товарищам-третьеразрядникам наши тренера объясняли, что правильно будет =угол 70-80 гр. (т.е. наклонять ледобур в сторону нагрузки)=
честно говоря, никогда за все годы с тех 80-х не видел, чтоб грамотные люди крутили или учили иначе.
это знать - не нужно быть тренером ЦШИ, инструктором высшей категории или работником исследовательской лаборатории BD.
инструктору, работающему с отделениями НП или СП, совершенно не обязательно знать 58 рекомендаций из 175 источников - он же не профессор РГУФК кафедры экстремальных видов отделения "альпинизм" - инструктор должен уметь учить, и учить оптимальным приемам и действиям
да, и бросьте вы иронизировать - а то я подумаю, что это зависть: я свои звания и должности не покупал, по блату не получал, сверху не сваливалось - это факты моей биографии, а не предмет вашей иронии.
Отставим эти воспоминания на совести Сергея, а между тем, правда заключается в том, что во всех учебниках, во всех лагерях и на всех сборах всегда учили наклонять ледобур в сторону противоположенную нагрузке. Т.е. делать так:
Исследования Black Diamond совершенно неожиданно показали, что если в хорошем льду ледобур наклонить в другую сторону, то он держится ощутимо прочнее. Так ледобур наклоненный на 15 градусов в сторону нагрузки держит в два раза больше, нежели ледобур по старинке наклоненный на те же 15 градусов, но в сторону противоположенную нагрузке. Т.е. получается, что буры надо крутить так:
Это оказалось настолько революционным, что Black Diamond так и не рискнул поместить эти рекомендации в официальные инструкции к своим ледобурам.
SSh> угол 70-80 гр ... никогда за все годы с тех 80-х не видел, чтоб грамотные люди крутили или учили иначе.
А меду тем, грамотные люди должны следовать инструкциям производителя. А практически все производители указывают, что их ледобуры надо крутить строго перпендикулярно склону, т.е. без всякого наклона в ту или иную сторону. Вот типовая картинка от Petzl:
SSh> и бросьте вы иронизировать
Сергей, я лишь подхватил Вашу тему про парня из Иркутска...
Меня учили таким образом:
1. Если лед довольно плотный (как правило зимний перемороженный), то крути винты по схеме – наклоненный на 15 град в сторону нагрузки.
2. Если лед не такой плотный как в первом случае, может даже чуть-чуть подтаял утром , то винты крутим по схеме - наклоненный на те же 15 градусов, но в сторону противоположенную нагрузке.
3. Если лед не понятно какой, т.е определить не можешь какой он консистенции, то крутим винты под 90 град. – не ошибешься.
Black Diamond к аналогичным соображениям о качестве льда при установке ледобуров с наклоном в сторону нагрузки еще добавлял две важные оговорки:
- ваш ледобур должен быть таким же как ледобуры BD. Т.е. с внешней, нечастой, высокой и рельефной резьбой;
- так буры можно использовать только как промежуточные точки при быстром прохождении участка (иначе такой бур может вытаять и просто выскользнуть из отверстия).
Как бы то ни было, но все это так и осталось голым теоретизированием и не один производитель, включая сам BD, не вставил сие в свои официальные инструкции. Может оно и к лучшему, поскольку позже в лабораторных экспериментах, проведенных специалистами из Массачусецкого Института технологий и Кембриджского университета, теория о большей прочности обратнонаклоненных ледобуров не подтвердилась. В этих эксперементах было показано, что наибольшей прочностью, как в хорошем, так и в плохом льду, обладают ледобуры закрученные строго перпендикулярно. В общем, крутите буры как того требуют официальные инструкции производителя – это и будет самым грамотным решением.
Специалистами были студенты неизвестно какого курса очевидно делавшие курсовик. Вот один из их графиков не вошедший в окончательную статью
Окончательная статья тут У меня лично проблемы с доверием к этой работе
Я видел и эту работу. Только это не окончательная статья (как Вы изволили выразиться), а это, действительно, нечто типа курсовой работы (адоптация для клаймеров), выполненной на базе основной научной статьи, ссылку на которую я тут приводил. Для университетских исследований это стандартная практика привлекать к работе студентов. Насколько я понимаю, в данной работе принимали участие два сотрудника и два студента. И естественно, что студенты на безе этих исследований затем написали себе курсовую.
Lll> Вот один из их графиков не вошедший в окончательную статью...
Данный материал вошел и в "курсовую". Просто для повышения наглядности котлеты были отделены от мух. Данные, полученные непосредственно в ходе работы, были вынесены в отельный график, а предварительные данные, взятые от BD (Harmston/Luebben), были показаны на другом графике. Только и всего. Что здесь вызывает Ваше недоверие?
исследования посвежее. И авторы - "доценты с кандидатами".
да, нас учили так, и до середины 90-х, пока западное снаряжение более менее не появилось на прилавках наших магазинов, ни о каких инструкциях производителей народ тут в массе ничего просто не знал и опирался на свои доморощенные взгляды.
да, если тему расширить и обсуждать качество льда, разные условия при работке, то и 90 гр. вполне нормальное явление на средней крутизне, например. и тут роль играет даже не величина нагрузки, выдерживаемая конкретным изделием. мы же знаем, что сам по себе хороший бур в хорошем льду держит тонны, так, казалось бы, верти да ходи, не особо задумываясь - туда 10-20 град или обратно.
но тут появляется масса нюансов - например скорость закручивания в зависимости от конструкции и пр.
поэтому, можно долго и много теоретизировать, но ПРАКТИКИ с приличным опытом без больших научных исследований знают, как, на каком льду, какой бур будет работать оптимально.
Крайне опасное заблуждение. Действительно, в хорошем льду в отдельных тестах буры выдерживают статическую нагрузку до 4 тонн. Но беда в том, что на этих же самых испытаниях так же имеются тесты, где в тех же самых условиях точно такой же бур вываливается уже при нагрузке 900 кг. Т.е. прочность бура величина нестабильная и разброс значений здесь очень большой. При динамических нагрузках ситуация еще больше усугубляется. Так, практически во всех представленных исследованиях даже на хорошем льду присутствуют динамические тесты, когда бур вылетает при нагрузках порядка 5 kN. Т.е. такой бур в качестве промежуточной точки не выдержал бы даже на самой мягкой веревке срыв 80-ти килограммового участника с мизерным фактором 0,2. И поэтому совсем не случайно, что в первую очередь именно для ледобуров выпускаются амортизаторы рывка, и совсем не случайно, что на льду настоятельно рекомендуется использовать более мягкую в плане рывков двухверевочную технику. Сергей, берегите себя и своих курсантов.
Однако, жизнь не подтверждает актуальности этих исследований. Может, оно и вылетает, но статистика НС никак этого не показывает.
В годы отрочества у меня был срыв на отвесном льду, когда закрученный на 2\3 титановый самодельный бур начал гнуться - на изгибе, как потом выяснилось, пошла уже и трещина - но завинченная часть тк там и сталась. А вырывает не оттого, что бур не держит нагрузки и плох, а оттого, что лед не айс.
Вот навскидку разнообразные варианты отказов ледобуров из нашей новейшей истории (из достоверных источников ;):
Уллу-Ауза, 2006 г. Вылетел на спуске (скол ледовой линзы).
Тютю-баши, 2008 г. Вылетел при рывке с фактором меньше 1.
Аксу, 2007 г. Сломался (!) при рывке.
SSh> А вырывает не оттого, что бур не держит нагрузки и плох, а оттого, что лед не айс.
Для танкистов могу и переформулировать: как показывают все представленные исследования, для ледобура любой лед может оказаться не айс.
Пример на Тютю вообще не корректен в данном контексте - что там было в реальности, какие точки и как установлены - не знает никто.
Для тех же танкистов - жизнь не подтверждает никоим образом эти исследования. Точка.
Вы уж справьтесь у любого специалиста: можно ли считать тенденцией 1-2 случая на 3-5-10 лет, на сотни восхождений. Это называется, подгонять данные под свои теории.
Ну не подтверждает, так не подтверждает. Предупреждены – значит вооружены. Успехов и безопасности.
Еше один пример поддтверждающий (иначе быть не может) точку зрения SSh, авторитетного кандидата в мастера спорта по альпинизму.
ну и, понятно, потрясает объем и качество аргументов - это практически шедевр на уровне "30 погибших на Эльбрусе".
именно пример с на Лоу 10-летней давности - к двум предыдущим - мега-убедительно показывает, что, как продекларировал т-щ Константин, "для ледобура любой лед может оказаться не айс", что "прочность бура величина нестабильная" и "при динамических нагрузках ситуация еще больше усугубляется".
эти целых три примера на всего то десять лет в сочетании с исследованиями "Массачусецкого Института технологий и Кембриджского университета" как никто, говорят нам что правы апологеты современных технических приемов, и буры на льду совершенно вещь ненадежная, просто орудие массового альпинистического поражения - а не буры...
как страшно жыть?
это все на Аляске такие или только по большому везению?..
ко всему, сколько мастерства нужно, чтобы выискать и скопировать такие длинные ссылки?!..
поражен.
Уже несколько лет эта же картину наблюдаю и на младших разрядах...Стандартные нормы программы подготовки по ОФП в состоянии выполнит лишь 20% участников...
Индивидуальная техника участников на троечку...групповая...учим заново....
Пару месяцев назад у себя на сайте провели зачет по решению тактических задач среди альпинистов 3 и 2 разряда..
Результаты тут Не смог поставить ни одной оценки отлично...
Согласен...наблюдается ощутимое падение уровня технической, тактической и физической подготовки....
Ну только что тут изменишь? Низовые структуры клубы и секции живут как придется...ни кого не интересуют их проблемы ..ни кто им не помогает и не собирается помогать...
Егор, у меня к тебе вопрос професиональный есть? напиши мне в почту vazav()mail.ru
Ну, вы вот в чем то очень все хорошо понимаете и видите, а в чем то... Ну, кто помогает владельцу личноой автомашины научиться ею управлять? Освоить правила безопасной езды? Получить права?
Все сам и за свой счет - потому что тебе это надо. Не родине, ни президенту, ни соседям с коллегами по работе - а тебе.
В чем должна, по вашему, заключаться конкретика такой помощи? Правление должно по 500 руб в месяц высылать каждой секции и клубу? Раздавать бесплатно веревки, карабины и туалетную бумагу со своим логотипом и напечатанными правилами горовосхождений, чтоб хоть где то как то их читали?
Нормальный клуб, где есть преемственность и выстроены отношения на базовых принципах сообщества, сам все организует. Вот посмотрите, по сайту АК "Штурм" http://alpclubshturm.spb.ru/, например, видно, как организована и учебная и спортивная деятельность клуба. Там же - ссылки на клуб им. Демченко. И я Вас уверяю - жили эти клубы за последние 20 лет по разному, переживали спады и подъемы, сменялись поколения, но никогда я не слышал жалоб на то, что им кто то должен, но не додал...
Вы водите машину?
На самом деле десятка полтора организаций помогают...
Дилер который продал вам машину...
Сервисные центры которые делают ремонт
Правительство которое разрабатывает правила
ГИББД которое их контролирует
Страховые компании ...
Автошколы...
итд...
В чем должна, по вашему, заключаться конкретика такой помощи?
Да не хочу я писать в чем конкретно...бо нет ни какого смысла...ни кто на это все равно не реагирует...
Или создать еше одну тему как "Некролог Фар" в 1000 коментов с коэффициентом пользы 0? Вы вот в своем журнале тоже поднимали тему Индочленства и что? вам кто то что то ответил?
Нормальный клуб, где есть преемственность и выстроены отношения на базовых принципах сообщества, сам все организует.
А если не нормальный клуб? Где на город 1 альпинист и город то 100 000 человек? Нафиг не надо?
Дилер...Сервисные центры...Правительство...ГИББД... Страховые компании ...
Автошколы... итд...
Уф-уф-уф... Ну, тогда в альпинизме никак не меньше организаций, которые помогают вам:
- магазины снаряжения, которые продают вам качественное снаряжение,
- страховые компании, которые помогают вам покрыть издерки если что,
- дуума, которая издает законы о здоровье и пользе физкультуры,
- правительство, которое следит за тем, чтобы эти законы выполнялись
- местные спорткомитеты, которые от души финансируют ваши поездки в горы и на соревнования
- партия Единая Россия, которая не спит, а только и думает, как бы и чем помочь молодежи,
- ветераны альпинизма, как один занимающиеся полезной общественной работой,
- различные издательства, выпускающие книжки и журналы про ваше увлечение,
- МЧС, которое вас безопасит,
- РЖД, благодаря которому вы приезжаете в Минводы или Барнаул,
- изобретатели интернета, благодаря которым мы тут общаемся...
В общем, до ФАР еще не скоро доберусь, но может этого достаточно?
В чем должна, по вашему, заключаться конкретика такой помощи?
Да не хочу я писать в чем конкретно...бо нет ни какого смысла
То есть, не знаете.
Зачем же вопросы ставить?
Или создать еше одну тему как "Некролог Фар" в 1000 коментов с коэффициентом пользы 0? Вы вот в своем журнале тоже поднимали тему Индочленства и что? вам кто то что то ответил?
Жаль, что Вы не увидели пользы - общественная дискуссия всегда полезна. Даже если потом зарплату не прибавили.
Нам ответили, что отвечающие за вопрос товарищи осознали, что тема поднята рано и требует доработки.
А если не нормальный клуб? Где на город 1 альпинист и город то 100 000 человек? Нафиг не надо?
Ну, примерно так.
В каком то городе 1 альпинист, а в каком то - 1 коллекционер черепашек.
Вот в Африке нет снега - и нет лыжников с хоккеистами. И африканцы от этого не сильно страдают. А в Бурятии нет ни одного банановода - и тоже живут люди...
Либо 1 увлеченный альпинист создает нормальный клуб, либо... остается 1.
Когда в 90-х в таком городе, как Санкт-Петербург, рухнул на 0 почти весь альпинизм, у нас в Штурме занималось 150 человек. Это был единственный клуб на весь город, который полноценно и круглогодично работал - набор новичков, две тренировки в неделю, еженедельные выезды за город, зимой - лыжи, весной и осенью - скалы, летом - горы, лекции, учеба, сборы, соревнования... И так 10 лет, пока в 2001-м народ не проснулся...
И за эти 10 лет ни у кого ничего не просили. Никогда.
Смысл тактической задачи в том что бы научить альпиниста в сложившейся ситуации максимально быстро найти главное в куче многих факторов...
Вот к примеру Эта
Существует с десяток способов переправ...и какая разница какой выбрала группа? Главное что 9 из 10 разрядников не обратили внимание что начинать восхождение в мокрых ботинках не допустимо...
Я считаю, что в данном случае Федерация должна приложить максимум возможных усилий, чтобы обучение на жетон проходили все желающие, имеющие достаточную квалификацию и опыт, независимо от "рода войск".
А какие для перворазрядников приоритеты? Правило первой 6а? Ну, может быть. Вишь как альпинисты альпинистов подставили. Да флудить не буду.
Но и как же тогда проходить всем желающим, имеющие достаточную квалификацию и опыт, независимо от "рода войск" на подобные мероприятия?
Только ущербно очень через всю страну ехать, а потом обломиться. Самоуверенности у меня не через край, думаю, что можно ведь и не пройти конкурс-вот сюрприз будет.
Я свое видение и позицию отразил. Остальное - к Правлению и Исполнительной дирекции ФАР.
Только ущербно очень через всю страну ехать, а потом обломиться.
За вас подтянуться нужное количество раз или кросс пробежать в рамках норматива?
Может, Вы просто не поняли в чём сомнения? Поясню. Если из 40 приехавших на 40 мест, 10 человек заранее известный норматив не выполняют и курят по собственной вине--одно. Если из 50 приехавших на 40 мест, 10 человек заранее обречены курить в стороне--всё-таки другое. "Жёстче" можно устроить по-разному. Надеюсь, у организаторов ответы будут отличаться от "За Вас подтянуться нужное количество раз или кросс пробежать в рамках норматива?"
Вы тем более непонятны потому, что второй вариант априори исключен - ознакомьтесь хотя бы с порядком поступления на курс жетона - отвод кандидатов происходит на стадии подачи заявки и документов.
А что мешает ТССР самим организовать такую школу? Уверен у туристов наберется достаточное количество опытных тренеров и желающих обучаться...
Да, можно, если стропа мягкая, а схватывающий- не прусский, а австрийский (узел Маршара). Держит, и еще как, даже на обледенелой веревке.
И - тут то, в Цее, ни о какой колом веревке речи не шло и не подразумевалось...
Две разновидности схватывающих узлов Клемхеис (Мошар) и автоблок, в отличии от пруссика, хорошо работают будучи связанными из стропы.
См стр 15: http://books.google.com/books?id=ki_VBwnr5iEC&pg=PA47&lpg=PA47&dq=autoblock+knot&source=bl&ots=xJVgpegtf2&sig=R1A6hvTU2cYQmhePL5NQDWmtRbM&hl=en&ei=Uh0oSqrxFIvmlQe
и http://www.animatedknots.com/klemheist/index.php?LogoImage=LogoGrog.jpg&Website=www.animatedknots.com
Автоблок имеет ряд преимуществ по сравнению с пруссиком, и, в настоящее время, является основным методом самостраховки при спуске по веревке ( вяжется ниже спускового устройства) и входит в программу начальных курсов горной подготовки в Северной Америке и Европе.
В условиях внештатной ситуации, свободной петли из 6-7мм репшнура для пруссика может не оказаться, петли из стропы широко используются в большом количестве как оттяжки, и жетонистам было бы черезвычайно полезно освоить на практике узел автоблок, в первую очередь, попробовать сколько витков (5-7 или больше) нужно делать для данного типа стропы.
Понятно, что построения участников одетых в униформу, борьба с пьянством и ненормативной лексикой радуют сердца ветеранов всех мировых войн и SSh, однако было бы хорошо уделять внимание современным техническим приемам. Автоблок не первый год широко используется парнями из Краснярска, у них можно получить информацию из первых рук.
Для совещания соревнований - адекватный вопрос. Т.к. на части соревнований это запрещено регламентом.
Про схватывающий из стропы тоже адекватный вопрос. Часть схватывающих узлов из нее вязать можно, например автоблок (см.http://www.risk.ru/users/fedor/6378/), но не на всех соревнованиях это допускает регламент.
Мне было даже странным то, что Егорин акцентированно напомнил об обязательной муфтовке основных карабинов...
Хотите - хоть из палки этот схватывающий вяжите - вам на нем ходить то...
такая формулировка прекратит споры о штрафах, которых никто не вводил?
то, что люди после 6-8 лет практики в горах не знают узлов и полиспаста, можете записать на счет выдумок злых снобов-инструкторов, питающих неприязнь в молодым способным альпинистам
Представьте картину вы идете сдавать экзамен на права в ГИББД...
У вас вопрос на Т образном повороте знак поворот на право запрещен, куда вы повернете?
А вы - а извините на какой я машине еду?
Не было системы штрафов, снятий, медалей, ограничений, выходов за ограничения и т.п.
Не было регламентов и правил из столько то пунктов - правилами являлись основы альпинистской техники и тактики, основы техники и тактики спасательных работ.
Иначе быть и не могло ибо абсурдно альпинистам высокой квалификации объяснять зачем два уса, как правильно держать жумар, какими узлами можно вязать схватывающий или восьмерку, куда крепить спусковую на дюльфере и еще пару сотен пунктов по технике альпинизма...
Люди которые ХОТЯТ, не могут пройти школу, потому что им не хватило мест из-за тех кого ПРИНУЖДАЮТ правила эту самую школу проходить.
Наверняка люди которые ХОТЯТ учится, делают это сознательно, потому что активно занимаются организацией горовосхождений, альпмероприятий и обучением младших разрядов. Но их в школу не взяли.... Теперь они не обученные будут проводить альпмероприятия и организовывать горовосхождения.
Зато обучились все перворазрядники которых ПРИНУЖДАЮТ правила и которые в большинстве своем будут совершать восхождения либо в составе группы как участники, либо вообще в рамках альпмероприятия, неся ответственность только за свою жизнь.
Странно все это и на безопасность влияет отрицательно.
Ситуация напоминает русский нацональный инструмент - грабли.
Правила, которые принуждают, надо понимать, придумали глупые люди, мало понимающие в альпинизме и озабоченные одним - как бы что придумать, чтоб уж совсем безопасность упала ниже плинтуса, да прямо на грабли, которыми те глупые люди получат по верхнему окончанию тела, в то время как "бабушки все падали и падали из окошек"
2. может быть среди оставшихся в строю и есть дельные специалисты, но они не проявляют желания поработать. проблема с каджрами не только на жетоне, а во многих обучающих модулях федерации
3. с другой стороны, есть такие, кто ну очень хочет поруководить да покомандовать, но их как и близко подпускать нельзя - пусть лучше дома квасят и ФАР костерят за невнимание к ценнейшим специалистам
может, не спрашивали-может, спрашивали - чего ж гадать то? - это как с 1500 инструкторами...
напишите в ФАР ответственными за эти вопросы людям, предложите свои кандидатуры - в чем проблема?
только вот на деле может вполне оказаться так:
у нас в Питере неделю назад проводили для инструкторов совещание по безопасности перед сезоном - нужное мероприятие, не правда ли? - и оповещали всех, как могли - и что?!
целых аж 14 человек собралось.
это при том, что только три питерских школы инструкторов за последние пять лет выпустили где то 35-40 молодых инструкторов. а всего у нас их по спискам - сотня-полторы.
так что - ищите и обрящете...
Не могу разделить вашей точки зрения, ибо в реальности я наблюдаю другую жизнь.
Разумеется, руководители сборов и мероприятий приглашают, в первую очередь, знакомых им людей - знакомых не по кумовскому принципу, а по принципу того, насколько из знакомые знают дело и могут работать в коллективе. Но это знакомство с руководителем мероприятия вовсе не является основным условием и\или гарантией для постоянной работы на мероприятии - чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть списки инструкторов, отработавших за эти годы в мероприятиях ФАР.
Да - если складывается коллектив, кто ж его будет ломать каждый сезон?
Да - ФАР не афиширует в открытом доступе необходимость в кадрах, но, насколько мне известно, предложения на работу передаются руководству региональных федераций, а уж что там с этой информацией делают - не знаю.
У нас в Питере приглашение на работу с военными висит до сих пор на официальной Интернет-страничке ФАСЛ, по поводу Школы инструкторов - каждый сезон звучит не Правлении.
Ну, может Вы или кто то ждет персонального приглашения - тут уж ничего сказать не могу...
у Швырева работают наши люди - это к вопросу о персоналиях, живет он недалеко и если ему кто требуется - узнали бы не на сайте.
Трижды повторенный тезис, который Вы по сути не комментируете - это принцип открытого конкурса на преподавателя единственного и знакового мероприятия ФАР, который ИМХО правильней "в первую очередь, знакомых им людей" По опыту проведения Ростовской школы считаю преподавание делом специфическим, не каждому инструктору с опытом по силам.
К примеру, у нас на жетоне читали большинство начальников КСП Союза, а также сам Ф.Э Кропф
Принцип открытого конкурса, наверное, был бы необходим, если бы в нем у Правления была необходимость... Я то сам за такой принцип и так же предлагал им воспользоваться нашим руководящим товарищам в свое время. Но они не воспользовались. Почему - это другой вопрос.
У меня есть еще один принцип: за результат работы отвечают те, кто ее возглавляет. И им виднее, как достигать цели. Это на диване у монитора всё просто. А в реальности все немного иначе - я подобными делами достаточно позанимался, что бы с налета лезть с критикой и утверждениями "все дураки- один я знаю, как жить и с кем".
Вот если бы Жетон развалился, тогда мы все имели бы право их полоскать вдоль и поперек, а пока... достаточно товарищеской критики отдельных недостатков :-)
А руководящим товарищам, конечно, виднее; а нам на диване лишь бы потрын.-ть...
Инструктор, в принципе, готовится для работы с людьми. С тем чтобы он мог работать в своем клубе, на сборах, в альплагере и тд.
Жетон - это в первую очередь повышение личной квалификации в плане безопасности. Чему то люди научились, в чем то выросли, что то новое усвоили - и слава Б-гу. Деньги они платят свои, время тратят свое.
Ей богу, не понимаю таких как Вы: что не делай - все не так. Люди стараются, что то хотят изменить к лучшему - нет, все неправильно.
Наверху - дураки и карьеристы, внизу - непризнанные гении и светочи... Так станьте сами руководящим всем товарищем - может, вы окажетесь куда лучше нынешних - будет вам почет, слава и биография в энциклопедическом словаре "Альпинизм"...
Предложите, какую же систему надо выстроить, что сделать, как изыскать средства, ресурсы и специалистов, чтобы уровень безопасности ПО ВАШЕМУ поддерживать на должном уровне. Расскажите, каких успехов добилась руководимая вами организация (лично я, видимо, что то пропустил и не заметил), как у вас получается массово и безопасно ходить в горы.
Очень любопытно...
на самом деле я зацепился за Вашу фразу об отсутствии инструкторов, думаю,такой проблеммы у Глебыча нет; к сборам претензий не высказывал, с многими тренерами Жетона хорошо знаком и ходил на горы.
По поводу результата -это был вопрос. Вообще я думал, что на Жетоне в основном учат(как раньше) организации спасработ, а не повышают личную(по идее уже полученную при подготовке на I с.р.) квалификацию. И, по логике, он более нужен не спортсменам для участия в чемпионатах, а инструкторам и спасотряду общественных сборов.
А за то,что его всё таки проводят, отдельное спасибо всем.
ЗЫ:Наверху - дураки и карьеристы (http://www.mountain.ru/news/index.php?id_class_news=1#8981 - А. Соловьев, скальная коммиссия ФАР) зачем же мне туда?
да, на жетоне учат и организации. но в силу снижения техническо-квалификационного уровня нынешних поколений наших альпинистов много усилий прилагается для повышения личной квалификации.
почему именно спортсменам, выходящим на 6-ку - объясняли уже не раз: им некому помочь, кроме как самим себе; в МЧС спасателей, ходящих шестерки, прямо скажем, человек на район. кто там спасением то будет заниматься - отряд бравых третьеразрядников под руководством дедушки 2 категории?
зачем же мне туда?
ну, это уже другой аспект - если Вам не туда, мне не туда, ему не туда, то туда приходят самизнаетекто.
где нам взять столько душариных, которые честно и наотмашь отдают всего себя нашему делу - не за зарплату, а за совесть?
и может, если "не туда", то притушить пламя критического запала?
критиковать имхо нужно точечно, а не все подряд. и уж вовсе не проекты, которые имеют позитивную направленность и работают.
МЧС спасателей, ходящих шестерки, прямо скажем, человек на район а на 5Б намного больше?
и может, если "не туда", то притушить пламя критического запала? какое плямя! - это наз.-ся флуд
где нам взять столько душариных... есть они ещё! стройная вертикаль ФАР отсекает; региональные ФА - звено, отсекающее ФАР от реально работающих людей, т.е клубов и секций (пример в прошлом того же Глебыча и Маг-ва)
тогда недопонял, о чем пост?
тогда еще раз теми же самыми словами о том же: говоря о проблемах кадров, я (и мои собеседники) имел ввиду не конкретно сбор Глебыча, а ситуацию в ФАР вообще.
МЧС спасателей, ходящих шестерки, прямо скажем, человек на район
а на 5Б намного больше?
И?..
и может, если "не туда", то притушить пламя критического запала?
какое плямя! - это наз.-ся флуд
совершенно верно. далее читаем ваше очередное "пламя":
где нам взять столько душариных... есть они ещё! стройная вертикаль ФАР отсекает; региональные ФА - звено, отсекающее ФАР от реально работающих людей, т.е клубов и секций (пример в прошлом того же Глебыча и Маг-ва)
если, на ваш взгляд, существующая система нехороша и не соответствует, давайте конкретные реализуемые предложения, как и в чем ее изменить. что нужно внести нового, что убрать, как структурировать...
и почему она отсекает?
почему у вас отсекает, а у нас не отсекает?
почему одни руководители клубов, просто набрав адрес эл. почты, вступают в общение с любыым членом Правления по любому вопросу, а у вас, что, нужно заявление на это с визой председателя рег. федерации?
ЗЫ: у руководителей клубов нет проблем, которые поможет решить ФАР; это у ФАР проблема в кадрах - так кто будет просто набрирать адрес эл. почты? /адреса здесь: http://www.alpfederation.ru/journal/alpevent/
ждать в таких случаях конструктива, сотрудничества, а тем паче обращений к совместной деятельности как то странновато...
Волков не читает (а может, не реагирует?) - так что ж, накрыться гортексом и умирать? :-)
Да, жаль, что так - и это сожаление с недоумением я не раз выражал Андрею Евгеньевичу. но я стараюсь понять и его позицию, поэтому
для меня, как для члена российского альпинисткого сообщества, это не играет решающего значения - я езжу в горы, работаю по возможности тренером, по возможности участвую в разных альп. проектах, занимаюсь журналистикой и читает президент интернет-дискуссии или нет, не столь важно.
мне куда более важно, что он читает ЭКС :-)
и, заканчивая - сегодня один президент, завтра возможно другой, и перед этим много кто еще на ролях вождей - невозможно же все время ждать, когда придет мессия и самый светлый материально обеспеченный путь укажет. мы должны жить, выстраивая свою гармонию, и с теми, кто разделяет одну философию и мировоззрение относительно и гор, и жизни
И, честно, Виктор - Волков и его команда отпихнули нас от болота, в которое мы свалились в период с 92 по 2003.
Да, понимаю, что кому то пирожка не перепало, кого то не уважили персонально, но при другом раскладе мы не то что сейчас бы обсуждали хорош или плох жетон, нужно или не нужно менять разрядную сетку, а мы бы обсуждали, сколько таки альпсборов в России (!) будет этим летом - 5 или целых 10...
А отказать пришлось мастерам спорта и кмс, чтобы получить жетон, в первую очередь, смогли те, кому – по правилам – без жетона невозможно выйти на первую «шестерку». «Обидно все-таки, - добавил Алексей, - ведь это надо только приветствовать, когда люди хотят повысить свой профессиональный уровень, уровень навыков и знаний в такой важной для нас теме, как безопасность и помощь, а мы вынуждены им отказать, потому что койко-мест не хватает».
«Нам приплачивать надо, - невесело шутят тренеры. – Мы ведь ребят должны основам спасения в горах и организации спасмероприятий учить, а мы вынуждены им ставить основы альпинистской техники». По словам инструкторского состава, подготовка примерно 25% участников жетона не соответствует квалификационным требованиям их 1 разряда, и даже кмс. «Закрывают 1 разряд за три года – всё в теплых горах, Фаны, Узункол, Крым; лед только в кино про горы видели. На «кошках» стоят ребром, ледобур винтить – без понятия, по каким принципам организуется станция на льду – не знают. Полистпаст – абстрактное понятие. Да, что, полистпаст – узлов не знают. Человек лет 8 отходил – и не в курсе организации самоспасения в двойке. Что такое узел Гарда, как жумар можно использовать вместо схватывающего – все, как в 3-м разряде объяснять надо…».
....................... no comments
два уса - это классика альпинизма, вообще то.
что касается слингов и дейзи чейнов, мы, действительно, отстали от гондураса :(
но если посмотреть сейчас на средства, то мне лично не понятно зачем носить лишнее.
я не выражаю недовольство, мне не хочется никого убеждать. мне хочется самому понять если я что-то делаю не так.
а уж будет это два уса из системы или отдельные ветки, и кто ими конкретно пользуется - молодой разрядник или участник команды мастеров - дело практики, опыта и реалий.
разумеется, разойдутся.
в мире, где ледолазы лазают по бревнам, а скалолазы - по фанере, многие основополагательные вещи воспринимаются не столь очевидно, как это было когда ледолазы лазали по льду, а скалолазы - по скалам.
Потом: что так все забеспокоились враз о бедных мастерах, которым отказали?..
Жетон возрожден только с 2007 года.
До этого 15 лет с 1992 г. никаких жетонов не было , и никто не возмущался. Все тихо сидели и гуляли сами по себе. А тут вдруг - чуть ли не негодование устроили...
Перед этим, правда, компания истерики в интернете случилась под девизом "Зачем нам этот жетон?! ФАР губит альпинизм"
Вот те же самые ник-неймы возмущались, которые сейчас возмущены, почему всех на жетон не взяли.
Очень показательно, когда это все наблюдаешь годами...
Тем более ведь уже перспективы нарисовали - два сбора в год.
Правда, уверен, недовольные будут опять - всегда найдут, что не по его разумению дяди устроили.
А насчет того, что в России специалистов по подготовке спасателей- по пальцам одной руки пересчитать- не верю, плохо искали.
Предлагайте.
Адрес Правления у Вас есть - пишите.
Если бюрократы будут душить здоровые инициативы с мест - обращайтесь к нам в ЭКС, мы их тут же опозорим печатным словом.
Если бы наличие Жетона не привязывалось к выпуску на 1-ю шестерку и выполнению обязанностей ОБ- полагаю, коек в Цее хватало бы с избытком, как на первых сборах.
А насчет того, что SSh так тщательно собирает интернет-досье, кто да чего когда писал, да где участвовал, прежде чем ответить- это похвально. Вот только проколы иногда случаются. Так, Никита Башмаков, светлая ему память, участвовавший в январских сборах 2008 г. ТРФА в Ала-Арче в отделении 3-разрядников, а летом того же года сходивший Варбуртона, был тем же автором обвинен в супер-бройлерстве. Между тем, на указанные сборы он приехал, будучи 1-разрядником, просто потому, что считал свой зимний опыт недостаточным. Не судите опрометчиво, как говорил сами знаете кто!
а уж про "хавать" - вопрос чисто самоощущения.
вас, что, так сильно угнетает жизнь в альпинизме?
Есть такие подозрения.
"Вот только проколы иногда случаются. Так, Никита Башмаков, светлая ему память, участвовавший в январских сборах 2008 г. ТРФА в Ала-Арче в отделении 3-разрядников,..."
Не советую приводить такие доводы. Имя полоскать не надо и оценок давать, когда Вы вообще не в курсе--тоже.
вы, что, мне деньги платите, чтоб я их безошибочными вам поставлял? по Никите практически не было никаких сведений - ни у отца же тогда было уточнять, "когда Ваш сын какой разряд закрывал, не подскажете?"
в чем я ошибаюсь - в том, приношу извинения - читайте журнал ЭКС.
очевидно: чтобы не ошибаться, надо иметь аппарат и организационно-финансовые возможности, как у РИА "Новости" - которые при этом всё равно ошибаются. у меня таких возможностей нет, и вряд ли в сфере российских аутдоор-медиа они вообще появятся.
а вот насчет радости - как то у вас все с обидами комментируется. не верится в вашу радость почему то.
к тому же странно: представляете себя инструктором, а к безопасности относитесь, как третьеразрядник с превышением.
если прохождение обучения и получение жетона - это "хавать, что дают". то имхо вы оскорбляете таким посылом очень много хороших людей, вложивших в это мероприятие много сил и устремлений - как со стороны организаторов, так и участников