Ледяной бигвол в Норвегии. Роберт Яспер.

Пишет robinsya, 06.03.2009 09:56

Ледяной бигвол в Норвегии. Роберт Яспер. (Ледолазание/drytoolling, горы, ледолазание, robert jasper, каскады, первопроход, норвегия, микст)

Роберт Яспер поделился с нами рассказом о своем первопрохождении, похоже, самого высокого ледового каскада в мире!

В начале февраля мы (Markus Stofer и я) отправились в ледолазное путешествие по Норвегии. Еще в 1999 году я обратил внимание на большие ледовые каскады во фьордах рядом с Gudvangen (Aurland) и Naeroydalen, судя по всему, самые высокие в мире. Расположенные так близко к морю, они, конечно, по состоянию льда далеко не идеальны для лазанья. Мягкий гольфстрим и западный ветер не дает окончательно замерзнуть водопадам размером с Эль Капитан, спадающим со скальных стен.

Экстремально-низкие температуры этой зимой (до -30°C) заморозили все в Норвегии. Это был шанс, которого я так долго ждал!

In to the Wild (WI 6X; 900 м перепад и 1300 м – протяженность), первопрохождение которого мы сделали, насколько нам известно, самый длинный ледовый каскад в мире. Следующая наша остановка пришлась на Eidfjord, где находится классический каскад Vöringfossen, 180 м. На южной стене Mabodalen мы открыли новый маршрут Landplage (WI 7-, 240 м) – фантастический микст на трех висящих сосульках.

Прошлой зимой канадская команда активно лазала здесь и прошла великолепные маршруты категорий WI 5-WI 6+. Однако, судя по информации от местных, в Норвегии трудно быть уверенным в первопрохождении маршрутов средних категорий, так как здесь много хороших ледолазов, а край больших водопадов и бесчисленных возможностей для лазанья – чрезвычайно популярен.

Вернувшись в Guvangen, мы попробовали залезть на самый выдающийся водопад в районе Naeroydalen. В первый раз лед выглядел все еще слишком тонким, чтобы лезть, но сейчас, кажется, можно было попробовать. Мы пролезли первые 300 м, лед хрупкий, но достаточно толстый, чтобы сделать попытку. Мы поменяли обратные билеты и через два дня стартовали. Микстовые участки отняли больше времени, чем мы ожидали, а температура –10°C сделала лед еще более хрупким, чем день назад. Пройдя две трети стены и два питча в темноте, мы были вынуждены сдаться и дюльфернуть с нашего Fosslimonster.

Вернувшись домой, я не мог этого забыть, я купил новый билет, провел ледолазное мероприятие в Швейцарии и через неделю вернулся уже с другим приятелем – Roger Schaeli (Швейцария). Я должен был претворить свою мечту о самом безумном водопаде в жизнь!

Приехав в Норвегию, Роджер и я столкнулись с другими трудностями, почти отменившими наше восхождение. Наше снаряжение осталось в Голландии, таможня раздула из-за нашего оборудования большое дело, а безумный водитель чуть не убил нас по пути.

В конце концов мы смогли попасть в Gudvangen и в 4 утра следующего дня мы начали лезть на нашего Fosslimonster. Температура воздуха около 0°C располагала к восхождению. Долгий день понадобился нам, чтобы завершить задуманное: Fosslimonster (M8+, WI6+, 800 м перепада и около 1000 м протяженности). Мы пролезли два из ряда самых высоких водопадов мира, большая мечта стала реальностью, вряд ли водопад, равный Fosslimonster, такая же идеальная линия замерзшей воды, снова попадется на моем пути. Для меня великолепная комбинация современного ледового и микстового лазанья такой протяженности стала новой ступенью и большим приключением, вот что имеет значение.

На следующий день лед начал таять, так что мы успели как раз вовремя.

Информация:

Норвегия, Aurland; Gudvangen,
Долина: Naeroydalen
Into the wild (WI 6X, E5, 900 м перепада, 1300 м протяженность)
Первое восхождение, онсайт, 3 февраля, Robert Jasper и Markus Stofer.
Насколько нам известно, самый протяженный ледовый каскад в мире.
Расположение: Выехать из Gudvangen вверх по долине Naeroydalen и за Gudvangen вы увидите каскад с левой стороны долины.
Снаряжение: стандартное ледовое и 60-метровые веревки (для спуска удобно).

Eidfjord, Южная стена Mabodalen
Landeplage (WI 7-; E4, 240 м)
Первое восхождение, редпойнт, 6 февраля, Robert Jasper и Markus Stofer.
Фантастический микст по трем висящим сосулькам.
Расположение: Из Eidfjord ехать вверх по долине Mabodalen почти до Vöringsfossen, в конце пути увидите Южную стену Mabodalen.
Снаряжение: стандартное ледовое и 60-метровые веревки.

Aurland; Gudvangen,
Долина: Naeroydalen
Fosslimonster (M8+, WI6+, E5, 800 м перепада, 1000 м протяженность)
Первое восхождение, редпойнт, 19 февраля, Robert Jasper и Roger Schäli после двухдневной подготовки с Markus Stofer.
Насколько нам известно, самая протяженная ледово-микстовая линия такого типа в мире.
Расположение: Из Gudvangen вверх по долине Naeroydalen и сразу за Gudvangen вы можете видеть ледовый каскад на левой стороне долины, близко к дороге на Nasen.
Снаряжение: стандартное ледовое, 60-метровые веревки, френды 0.5–2.5 и 3.5.