Сеара-любовь моя! Статья Марины Олексиной о рекордных полетах в Бразилии 2008
К 8-му марта... Уж так получилось :). Fotos: Marina Olexina & Frank Fleischmann. Публикуется с разрешения автора.
После кубка я осталась в Бразилии и в конце октября приехала сюда в Кишаду (штат Сеара). Это на севере Бразилии, недалеко от экватора.
Я давно мечтала здесь полетать…
В ноябрe здесь проводятся соревнования ХСеара по полетам на открытую дальность. Но мне ждать конца ноября было не с руки и я приехала сейчас.
Мои бразильские друзья стращали меня, что ехать одной не стоит, что там никого нет, приземлишся в 100 км от старта и будешь возвращаться 2 суток.. Это оказалось чистой правдой-без подбора здесь делать нечего..
Прилетев в Форталезу и добравшись до Кишады на автобусе, я 2 суток просидела в отеле,пока не приехал эксперт по подбору Дио, его мне рекомендовали все, кого я спрашивала о Кишаде. К тому же я знаю его по всем бразильским соревнованиям, в которых я участвовала. Этот симпатичный парень занимался организацией подбора и на чемпионате мира в Валадаресе и на кубках мира и Пан Американ в Кастело.. У него суперпроходимый и быстрый джип, оснащенный мощной радиотехникой и он,как никто, знает этот и соседний штаты. Короче, мне страшно повезло, что он сюда приехал сейчас.
в первый день, сидя в гостиннице и глядя, как ветер загибает пальмы, я была в ужасе - разве здесь можно летать? Приехав на старт, я ужаснулась вдвойне - стабильные 10-12м/с и порывы до 14-16ти. Вот это да! Я, конечно слышала, что здесь ветра, но чтобы такой дульник! Дио же утверждает , что всегда так и это нормально! О-О…
Мы с Дио на старте. Господи, какая рань! И этот безумный ветер...Суббота, поэтому приехали местные пилоты из столицы штата -Форталезы. Вот один из них стартует в затишок и вертикально со сложениями уносится вверх. Через полминуты он под облаком на 2тысячах метров, через 10 минут уже в 10 км от нас,. ДА-А-А… боюсь, я так не смогу..
Но на следующий день я взлетела.. В 8 утра ветер уже фигачит вовсю , но еще не так, как попозже… Дио, удерживая на земле мой купол, убедительно говорит , что это нормальный для здешних мест ветер и ничего страшного нет! В том , что он прав, я убеждаюсь в первые секунды полета. Да ветер сильный! Но ламинарный, ровный! Я свечой возношусь вверх, потихоньку пробиваясь против ветра.. Правда улетать на маршрут в этот день не было смысла- ветер разбивал потоки чуть выше старта и далеко улететь я вряд ли смогла бы . Тем более одна- одинешенька в совершенно незнакомом месте. Поболтавшись с полчаса на акселераторе у старта, я села.
На следующий день приехали несколько пилотов-из Испании и Португалии.
Они здесь уже летали и мне стало как-то поспокойнее. Старт я уже опробовала,все работает.Опять же есть Дио, о ком все говорят, что он и под землей найдет, куда бы ты не улетел.
Вот и настал мой первый маршрутный день . С 7 утра мы были на старте , но задувало так сильно, что ничего не оставалось, как просто ждать. Где-то в 10.30 вдруг стихло минут на 5 и мы галопом кинулись стартовать. Испанка не успела cпуститься по склону, как снова задуло. А мы втроем с интервалом 10 минут ушли на маршрут. Я уходила довольно низко, так как стоять, в ожидании потока против ветра на акселе со скоростью 5 км/ч меня достало, и я рванула с высоты 800м.
Летелось на удивление легко и быстро. Мелкие горки на первых 30 км работали отлично, а потом в долине образовалась улица из облаков, по ней я и пролетела еще 50 км ни очем не задумываясь.. А ЗРЯ! Небольшая голубая дыра за 10 минут посадила меня на одинокой фазенде. C минус 5-6 м/с не поспоришь, да еще с таким сильным ветром у земли… Испанец прорулил надо мной, тщательно обрабатывая слабый поток.. А я то удивлялась, чего он так тормозит?
ут же обозначились первые прелести посадки в нигде-телефон не работает, по радио Дио меня не слышит.. Пришлось просить испанца транслировать Дио, где примерно я села. Хозяева фазенды оказались милейшими людьми-тут же пригласили в дом, накормили, напоили и душ предложили..Через полчаса я уже слышала в рации голос Дио. Он крутился где-то недалеко, пока не услышал меня. Передав ему мои координаты, через 10 минут я уже махала рукой красному джипу, несущемуся ко мне по проселочной дороге с красивым пыльным шлейфом.
По возвращению, в номере меня атаковали муравьи! Я забыла в сумке сэндвич и, вернувшись, была в ужасе! У меня в номере нет ни стола, ни стула, ни тумбочки. Зато две двуспальние кровати.. На одной я, собственно, сплю, вторая -служит столом, на ней вся электроника , сумки, книги и тп. Короче, миллион муравьев кишел на кровати и в сумке! Пытаясь стряхнуть всю эту нечисть, я была покусана этими тварями во всякие части тела.
Сегодня я была настроена решительно и взлетела первая. Испанцы замешкались выпуская cвою пилотессу Майте. Cперва потусовалась у старта дожидаясь потока. Потом у скалы на мой крыл напала cамка ястреба , еле стряхнула ее с уха, вцепилась она крепко! Самки ревниво охраняют свои гнезда на скалах. Иногда летят рядом и истошно орут, а иногда, молча вцепляются в ткань крыла, хорошо не в пилота!
Первый набор был восхитительный +6 и, воткнувшись в облако, я сразу же умотала на маршрут. А все оказалось не так шоколадно, как вчера, гораздо хуже.. Во-первых, я чуть не села в 5 км от старта у соседних горок. Потратила много времени , выскребаясь. Здесь меня догнала Майте. Во- вторых, весь полет напоминал американские горки , только наборы были слабые +2 +3 а вот минуса -5 и база первые 50 км не выше 1500, да еще и турбулентно.. Пару раз я была уверена что сяду, но вылезала со 150 м . Летелось медленно…
А после 80 км, где испанка села, началась большая голубая дыра. Промучавшись в ней еще 30 км я тоже села. Садится пришлось между 2мя небольшими хребтами в вентури, на клочок склона со сгоревшими останками деревьев. Слава богу попала между колами и даже не испачкалась сажей. И снова местные бразильцы были на высоте ! Несколько парней пришли из поселка, помогли собраться, дотащили до деревни крыло, и даже приволокли холодного пива и кресло-качалку! Короче, Дио я дожидалась с комфортом.. Остальные пилоты пролетели по 60-80 км.
Пару дней пришлось ждать… Ветер был слишком сильный, стартовать не было возможности. Ларри все таки взлетел в 5секундное затишье, но это был еще тот полет! Постояв над стартом на полном акселе, он сдулся за гору и, просвистев по ветру км 10, сел.
7 утра, мы на старте. Ветер неимоверный! Экипировка собрана, стропы проверены, барахло по отработанной схеме рассовано по своим местам.
Сумка, тапки, камеры, платок, фонарь, бутерброд, балласт. Можно взлетать , вот только ветер не дает. Только в пол десятого португалец Гонсало быстро стал одеваться, и действительно, стало подстихать на короткие моменты- секунд 10-15. Ура! Полетели!
Гонсало удачно стартует, за ним Майте. Здесь не все проходит гладко. Крыло как то странно заваливается набок, тащит девушку кайтом по старту, но вот выравнивается и выкидывает ее вверх.Мы видим что одна из строп застряла в замке молнии на подвеске. Девушка взлетела с галстуком на левом ухе. Она пытается его прохлопать, мы кричим, что нельзя, в конце- концов, она складывает второе ухо и пробивается вперед, все время набирая. Ситуация неприятная. Даже удалившись от склона и сумев освободить стропу и крыло, Майте уже не готова продолжать полет. Мы уходим на маршрут с Ларри. Cегодня другое направление, более традиционное здесь, облетанное и изученное -Мадалена, Монсеньер Табоза, Нова Русос, Поранга, Педро Сегундо, и наконец Пири-Пири, всего где-то 320км. Мировой рекорд Петры Краузовой -302км , это где-то между Педро и Пири-Пири. Все говорят, что наиболее сложное здесь- это первые 70 км. Это правда. Старт ранний и термичка еще не стабильна. Правда первые 30 км можно выжить у скалистых холмов, разбросанных там и тут. А дальше начинается равнина с большими участками, покрытыми сухим кустарником и лесом. Утешает, что повсюду разбросаны фазенды. C посадками и дорогами, правда паршивыми, проблем нет. Я благополучно преодолела эти 70 км. Ларри был где-то впереди, португалец Гонсало позади. А вот после Мадалены, я поняла, почему многие пилоты садятся в Монсеньер Табоза. Этот городок находится на плато метров на 300 выше долины, а за ним 1000метровый хребет . Перед началом плато я растеряла все 2000м, набранные после Мадалены, потом, сносясь вдоль плато, поняла насколько усилился здесь ветер и как быстро сливается высота. Впереди несся большой смерч, я было погналась за ним, но его скорость была велика, а высота у меня таяла. Точно такая же ситуация была у меня в Турции на кубке мира, тогда это закончилось компрессионным переломом 2х позвонков. Сейчас я не рискнула повторить этот подвиг и села, молясь, чтобы не пришел еще один такой смерч во время посадки. Села нормально, хотя и спиной вперед.
Итак, 130км в новом направлении… .
Ребята с фазенды на двух мотоциклах довезли меня и мой рюкзак в городок к отелю. Там я поспала в вестибюле на диванчике, cнимая стресс. Потом с грехом пополам смогла обьяснится с аборигенами и дозвонится по таксофону подбору. Он уже был в городке. Мы забрали Ларри, которого я потеряла из виду в начале маршрута. Он улетел на 20 км дальше. Вернулись мы только в 10 часов вечера. Дааа, улетишь на 130км, а возвращаешься 5 часов. Что же будет после 200-300км?
1 ноября в кишаду привалили звезды - команда СОЛ ( Фрэнки, Рафаель и Сесео).Эти трое бразильцев в прошлом году установили здесь мировой рекорд-пролетели 468км!
Я- то думала, они приехали за новым достижением, ан нет, они всего лишь прибыли с телевизионной группой доснять видеоматериал для фильма об их рекорде.
Короче, их ленивое валяние в гамаках на старте и рассуждения о погоде и полетах действовали двольно расхолаживающе…
2го ноября день не выглядел особо обещающим ,но я взлетела вместе соловцами, чтобы поснимать их в полете.
Км 10 мы летели вместе . Рафаэль начал мне кричать в рацию -Don’t follow us –we just fly here for movie!. Ха, это кто еще кого фолоу! Они пару раз прилетали ко мне в термик! Я ответила, что не собираюсь на маршрут и даже встала против ветра на долет до отеля…Но тут прирулил Ларри, замахал мне рукой и я решила продолжить полет . После 30 км мы с Ларри разлетелись в разные стороны. Я только слышала по радио, где, примерно, он находится. Подлетая к Монсеньеру Табоза, я уже была морально готова к трудностям, но, все же не к таким! Я опять слилась до уровня начала плато, и на этой ступеньке пыталась в динамике дождаться потока. Но, увы, сила ветра скинула меня за перегиб, а дальше шло понижение и вот там, в роторе, мне досталось по полной программе. Крыло так плясало и складывалось!!
Я почесала по ветру к ближайшей фазенде, чтобы сесть поскорее. Но, развернувшись против ветра над фазендой, я словила плюса и, не раздумывая, стала их обрабатывать. Крыло по-прежнемо колбасило и складывало, но высота потихоньку росла! Cнос был сильный и довольно непредсказуемый, пару раз я теряла поток и в панике металась туда сюда в поиска его. В конце концов, высота более-менее набрана и я рванула к хребту. После перехода, над самым городком я врубилась кажется в тот самый, вчерашний смерч! +9! Узкий, злобный и такой мощный поток! Страшно-то как!. Крыло мечется вокруг, колбасится, складывается каждые 2 секунды! Я даже не понимаю где оно! Так хочется слинять из этого монстра, но, сцепив зубы, я продолжаю крутить . А между трелями варио слышу из рации испуганный голос моего водилы-Карамба, Карамба!! Он наблюдает мой взлет в стратосферу из центра городка и боится не меньше меня!
Зато теперь я выше вершины хребта метров на 700, летим дальше!!!
Дольше все было просто халявно! База 2500 и выше, уходящая за горизонт улица облаков. Вот и городок Нова Русос, что смешно переводится-Новые русские! Я миновала его на высоте 2800 и так, почти не сливаясь, летела км 120, как на одном дыхании.
Солнце уже дает длинные тени от редких холмов, пол -четвертого на приборе.
Впереди снова ступенькa –следующая равнина на 300м выше этой. Поранга
там, в 10км от начала плато. Это уже 220км! Супер!
Перед самой Порангой, откуда ни возьмись, появляется Ларри . Надо же , встретились через 190 км. Это было очень кстати, после Поранги начались трудности. Мы потратили полчаса, чтобы набрать высоту в дохлом потоке, постоянно теряя и догоняя его.
В конце-концов мы отправились в финальный глайд. Здесь наши пути опять разошлись. Я придерживалась забитого в GPS маршрута, так как там все-таки ждал подбор, а Ларри предпочел сноситься по ветру южнее. Обработав еще пару потоков, в нулях я пролетела еще км 20 .
На часах пять пятнадцать, солнце стремительно катится вниз. Подо мной небольшой поселок и дорога, идущая к нему из Педро Cегундо-он в 30 км справа от меня, а впереди лес и ни фига не видно, так как солнце садится прямо передо мной. Как я не всматривалась вперед и влево, никаких прогалин в лесу и дорог я не видела. Ну что же, значит этот поселок примет меня сегодня. Из-за сильного приземного ветра пришлось постоять на акселе над городком, чтобы попасть на футбольное поле в центре. Пока я висела над городком, меня заметили и весь народ высыпал на единственную улицу, машины останавливались прямо посредине дороги, дети прыгали и махали руками. Не успела я приземлиться, как была окружена плотным кольцом людей, собак, мотоциклов! В Индии та же картина: сотни людей окружают тебя через несколько минут после посадки . Только там все глазеют на тебя в основном молча, а здесь стоял такой галдеж и крик, что я просто оглохла.
Спасла меня от возбужденной толпы хозяйка ресторана, она укрыла меня во внутреннем дворике. Толпа набилась в ресторан и таращилась на меня через решетку. Если честно, мне было все равно, я так устала за этот 8часовой полет…Плюс я была расстроена-какие-то 30км оставалось до рекорда… Пролетела я 274км. Одно утешало - это неофициальный рекорд России, а впереди еще много дней!
Дио в это день уехал в Форталезу по делам и на подборе был прикольный дядечка Пасариньо, практически не говорящий на английском. Так как я села на дороге в Педро Сегундо, где он нас ждал, он приехал довольно быстро. А вот на поиски Ларри у нас ушло 4,5 часа.. Нашли мы его в 50 км от меня, на юго –западе. Так как было уже 11ночи, а нам предстояло проехать почти 500 км, мы остались ночевать в деревне, где сел Ларри. Как ни странно, там был отель! Хотя конечно назвать ЭТО отелем было трудно.. Комнатка без окна, голые стены, покатая черепичная крыша над головой, Но!- большая кровать, вентилятор и душ! Я уснула через 10 секунд.
Проснулась я в 6 утра от мелодии Аве Мария, вызваниваемой церковными колоколами. А потом началась проповедь через мегафон. И это в 6 утра! Это даже похлеще, чем в мусульманских краях . В этих северных штатах Бразилии много глубоко религиозных общин.
Дорога домой в Кишаду, оказалась длинной, вернулись мы только в 5 часов вечера. В очередной раз я убедилась, как важен подбор в таких экспедициях.
Человек, который тебя подбирает должен обладать кучей качеств - от скорости вождения, до идеального знания места- а это сектор в 1000 км. C Дио мы бы были дома еще ночью..
Полеты и приключения продолжались… Новые места , новые люди, только направление полетов установилось одно, и, увы, не лучшее для здешних мест - на запад. Это направление ветра бывает нечасто, поэтому летают туда редко и направление хуже изучено. Местность гораздо сложнее после 200км, десятки километров буша и отсутствие дорог. Но, выбирать не приходится и я продолжаю летать.
Самый длинный полет я совершила 16го ноября. В тот день я летела совсем одна. Со мной стартовали 3 француза, один из них на дельтике. Но все они приземлились в районе Бом Виадже (80 км) . Для меня же первая половина полета была просто мучением. Почти 4 часа полета я провела не выше 1500м и пролетела 150 км. Много раз я была близка к посадке, пару раз врубалась в смерчи на небольшой высоте и, натерпевшись страху, продолжала маршрут. Один раз я была уверена, что сажусь, уже даже сообщила Дио, где меня искать. По смешному стечению обстоятельств это было у деревни, где меня угощали пивом! Я была так низко, что слышала, как сбежавшаяся толпа кричит – Марина давай к нам и машет мне руками. Но возле деревни горело поле, и на высоте метров 70, в клубах дыма, я поймала драгоценные плюса. Помахав гостеприимным аборигенам и набрав 1800м, я продолжила полет.
Вторую половину маршрута летелось полегче, хотя местность мне была совсем неизвестна..
Остался справа Кратеус, ветер косил южнее забитого маршрута. Слева появился городок Ново-Ориенте, а за ним ступенька следующего плато. Здесь опять пришлось побороться за высоту, теряя время.
Но основные приключения ждали меня впереди!
После 5ти часов вечера, впереди и вокруг меня был сплошной лес. Я сильно отклонилась от маршрута из-за южившего ветра и не знала, сколько же я уже пролетела. Поэтому тянула до последнего…
В лесу просматривалась дорога и изредка возле нее были небольшие прогалины с фазендами. Вдоль этой дороги я и двигалась, с ужасом представляя, что будет со мной в колючем спутанном буше , если я не долечу до следующей прогалины. В конце-концов впереди не осталось ни одного просвета и, хотя у меня еще была какая-то высота и в таких условиях я могла еще тянуть км 5-6, мне пришлось садиться на небольшое выжженое поле в метрах 200 х от фазенды. Вся покрытая пеплом, я скорее начала проверять, сколько же я пролетела…
О разочарование!!! Я пролетела 302 км, но дистанция считается по прямой линии от старта, получилось 297км. Те самые 6км до мирового рекорда, которые я могла спокойно покрыть , будь там, впереди хоть малейшая посадочная площадка! Одновременно радость, разочарование и усталость навалились на меня и минут 10 я просто сидела, глядя на изгаженое пеплом крыло и мучая себя мыслями - стоило ли рисковать с посадкой и рвать вперед. Очнулась я, сообразив, что солнце вот- вот сядет, а мне еще собирать крыло и выходить к людям. Похоже, в этот раз меня никто не видел. Ночь наступила мгновенно. Я только успела собрать крыло и дойти до края поля. И тут у меня отказал фонарик.. Огромные тропические звезды высыпали надо мной. Колючие кусты никак не хотели открывать тропинку к людям. Свет мобильного телефона был таким слабым, что я поняла - мне самой отсюда не выбраться. Продираться сквозь спутанный с кактусами кустарник, в шортах, с 40 килограммами на плечах, после 8 часового полета - было просто нереально. Радио молчало. Дио был где-то километрах в 70ти от меня, на нижнем плато. Мне стало страшно и я стала кричать. Причем на разных языках: и АЖЮДА! и ХЕЛП! и ПОМОГИТЕ ЛЮДИ ДОБРЫЕ!
И только через час меня, наконец, услышали на фазенде. Я уже охрипла , успела пореветь и подумать, как я буду ночевать одна в лесу. За мной пришли с фонарями. Целая толпа взрослых и ребятишек пораженно таращилась на белую чумазую женщину , непонятно откуда взявшуюся в непролазном лесу с огромным рюкзаком!
На фазенде с романтическим название Бом Жардин (красивый сад, хе-хе) не было даже электричества. В свете коптилок начался обычный пальцевый разговор. В основном с хозяином фазенды - дюжим блондинистым Андреа.
Правда , я так и не смогла ему объяснить, почему я не села на саму фазенду! Что 200 метров тоже имели для меня значение. Остальная толпа посверкивала глазами из темноты. Там проживает несколько семей, причем всех рас - и индейцы, и негры, и белые.. Очаровательные детишки, а их было большинство, жались поближе, старались потрогать меня, мою камеру, свинцовый балласт. Мне уже тащили шампунь, подталкивали к душу.
Уф!! Душ после горелого поля и такого трудного дня просто райское наслаждение. Прикольно мыться самым обычным Палмоливом в свете коптилки водой из большой бочки в абсолютной глуши на краю света!
Во время нехитрого ужина моя рация ожила , мой замечательный подбор прибыл за мной. Все жители фазенды провожали нас в свете фар.
Я в восторге от этих людей! Жители северных штатов открыты, дружелебны, делятся последним, что у них есть. Где бы я ни приземлялась, меня принимали как родную! Кормили , поили , стелили постель , натягивали гамак для отдыха. Я не знаю португальский, никто там, в глубинке не говорит по английски, и при этом мы умудрялись беседовать, хохотали, а прощаясь, обнимались, как родственники.В одной деревне женщина, у которой я несколько часов ждала подбор, даже заплакала, когда я уезжала…
Хотя ,конечно, непосредственность иногда может тоже достать! Один раз я приземлилась из-за сильнейшей головной боли - прыгнуло давление.. Приземлившись, я даже не могла собрать крыло, так и сидела на жаре не в силах подняться. Мне помогли, кое-как дотащили в тень дома, посадили в кресло. Вокруг собралось не менее 20ти человек , они стояли и сидели вокруг и СМОТРЕЛИ на меня!! Все!! Это было невыносимо… Хозяйка, правда, поняла , что мне совсем хреново , завела меня в дом и уложила в гамак. Так и там, сквозь сон я замечала, что люди подходят и заглядывают в гамак! Но ведь я понимаю – это совершенно чистое, детское любопытство к чему-то необычному и новому в жизни. Гринга русса(так меня там называли), да еще с неба – огромное событие для всей деревни. Однажды один из французов приземлился возле деревеньки, где парнишка с гордостью объявил ему, что Марина здесь неделю назад тоже садилась! И показал фотку на мобильнике моей, обтянутой джинсами, задницы!
Удивительно, связь есть только у городов, но мобильники во всех деревнях! А еще спутниковые тарелки на нищенских хибарах. И всегда чистые и обстиранные дети в жуткой пыли саванны. И пожилые тетки в ярких майках и шортах на тяжелых мотоциклах. Удивительно и необычно для нас. А безумная дешевизна всего! Однажды, ожидая подбора в небольшом городке, я обошла все его 5 магазинов. Я купила джинсы, сумку и обалденные лаковые красные туфли на шпильке! Все это хорошего качества и за 50 долларов…Я хочу там жить!
Рекорд мировой женский я так и не побила, но Российский в абсолюте побила аж 2 раза! Пока из россиян никто на параплане так далеко не летал.
А женский я еще побью! Я ведь туда еще поеду!! Всенепременно!!!!
46
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Как хочется повторять такие подвиги. Да, надо побольше летать. :)