Первое восхождение на Казбек в 2009 - есть вершина!
25 января команда Киевских альпинистов (клуб kinosura) совершила первое в этом году восхождение на 5033 м со стороны Грузии по маршруту 2А.
800-2000-3000-3700-4300 - это не номер кредитной карты, а план восхождения, по которому планировалось набирать высоту. Ночевка зимой на 4300 не простое задание, даже для 4 лопат и 5 дуговой палатки. Тяжелая подготовка началась задолго до того как стартовало наше путешествие. Нас было шестеро, теперь это была сильная и опытная команда, мы уже были в этих горах в холодное время, но этого не было проще. Меня постоянно тревожил один и тот же вопрос: «А все ли мы сделали для того чтоб взойти? Не померзнем?» Сборы занимали меня целиком, на втором плане была работа и учеба. Дома стояло фото горы, и я смотрел на него, перед тем как заснуть и еще раз прокручивал в голове план. В прошлом году, отступив с 4700, мы почувствовали близость вершины и в этот раз не были готов к проигрышу. Но все понимали, что погода может показать зубы. Тут мы в гостях.
Ночью 19 января шасси Боинга 737 АК МАУ коснулись полосы международного аэропорта Тбилиси. И через какие-то мгновения мы встретились с Леваном и Гези. Перевал Крестовый сейчас открыт – нам повезло, но ехать приходится на джипах. Меняем доллары на лари, и Андрей вступает в права финансиста. Поздней ночью прибываем под Гору, и ставим лагерь прямо посреди с. Гергети. В лесу нет снега и течет вода – отличная ночевка. Утром долго спим и кушаем сыр со свежим хлебом. Я выхожу из леса и передо мной встает громадина Казбека, отсюда видно гору целиком, все 3 километра перепада. Вот она, такая как на фото, но живая, она такая живая. Я поздоровался, и горы были рады нам – погода звенела. Но мыне спешили, сегодня только до 2000, не выше, время есть.
До церкви шли короткой дорогой, но рюкзаки упорно тянули вниз, давно мы не носили такие грузы. Переход занял 4 часа неспешной ходьбы. И вот мы закапываемся в снег. Рано ложимся и готовимся встать в 3, но ночью я просыпаюсь от громких шагов возле палатки. Кручусь, бужу Настю, кто там ходит? Федя и Боря дружно храпят из соседней палатки, Алена и Андрей спят. Кто там? Собираю всю волю в кулак и выбегаю на улицу, чтоб поймать этого «черного Альпиниста» но им оказывается белая собака средних размеров. Хуух, но как же тут блестят звезды. Они усыпляют и успокаивают - завтра будет погода.
Выходим в 5. Еще совсем темно, не холодно и нет ветра. Оправданы ли такие ранние выходы? Если не холодно, то оправданы. Если же мороз, то стоит ждать рассвета. Идем быстро и к 9 выходим на перевал Саберце. Погода быстро портится, и мы пытаемся не задерживаться на переходах. На спуске тропим по глубокому снегу. Это знакомый путь, и я знаю скоро мы выйдем на гребень, скоро будет ночевка. Нас догоняют грузины: « О вы ненормальные! Зачем так рано вышли?» Переходим замерзшую реку, и через два часа мы у цели, мы на 3000м, и высота уже вступила в свои права. Уставшие валимся на рюкзаки, но каждый знает - надо копать. Надо копать место под лагерь. Солнце палит, и мы отстегиваем лопаты, намечаем место и начинаем закапываться. Увлекшись этим процессом, у нас получается яма, из которой уже довольно тяжело вылезти, но в ширину она бы могла вместить разве что два рюкзака. Подключаются Боря и Федя, и мы выкапываем снежные коммуникации, и даже будку для собаки. Уставшие и замерзшие разводим спирт. Но спится плохо и в 6 утра я подползаю в тамбур , разжигаю нашу горелочку. Как долго топится снег,когда хочется пить. Начинаем сборы, еще темно и никто не хочет выходить из палатки, все знают что сегодня будет более простой день, и сухая ночевка в доме (на метеостанции). Погода радует. Выходим в 9, не спеша двигаемся в сторону ледника. И вот мы первый раз связываемся веревкой. Встречный ветер и теплое солнце постоянно держат контраст температур. Холодная поземка взмывает над ледником и бьет по глазам. Вот она - метео! Я не верил что мы так быстро тут, отлично идем, а вот и наши друзья, они давно заметили наши фигурки на леднике и спустились помочь с рюкзаками. Последний взлет и мы дома. Светлая и теплая метеостанция. Первая задача выполнена. Вся группа тут, все здоровы. Начинаем привыкать к новой высоте.Начинаем прикидывать планы штурма. Проговариваю еще раз все с Гези и Леваном. А если так? А так за сколько дойдем? А там где станем? Прогнозы говорят, что погода еще три дня не продержится, а значит, надо торопиться, урезать один день отдыха. Решаем идти вверх одной палаткой. Андрей с Леваном и Гези пойдут вершину с метео. А мы отправимся, чтоб установить лагерь 4300 для ночевки и подстраховки на случай плохой погоды на спуске.
Но пока 23 число и мы отдыхаем, поднимаемся к самой высокой церкви в Европе на 3900 м и выше по склонам Казбека. Снежно-ледовые занятия проходят "на отлично". Светит солнце и под конец занятий группу охватывает тотальная эйфория - мы падаем в кучу пытаясь задавить Ахметшину, которая лежит в самом низу. Мокрые и довольные заходим на метео.Начинаем паковать рюкзаки. Минимум еды, минимум снаряги, одна палатка, 4 коврика, 4 спальника и 5 человек.
Выходим в 7-30, и неспешно двигаемся вверх. К 9 солнце нагревает скалы и мы входим в «Денжер Зон» как его назвал Леван. Место, которое отлично простреливается камнями, и стреляет тут регулярно. Мелкие и крупные камни летят справа, а мы осторожно пробегаем его двумя связками, и как только выпадает возможность, сворачиваем на лед. Оказавшись в ледяном лабиринте продолжаем движение по бутылочному льду крутизной до 30 градусов. Через пол часа упираемся в участок более крутого льда, я достаю ледоруб и прохожу эти 5-7 метров.Убеждаюсь что дальше пути нет. Загоняю в лед инструмент, и вывязываю веревку, крутить буры некогда. Спускаюсь на инструменте, внизу Алена и Настя, они мне помогают сдернуть его но при этом мы все падаем с веревкой на лед. Вторая связка поглядев на этот цирк, уже уходит вперед. Но мы догоняем ее, и снова зондируем трещины, ищем дорогу, и скоро выходим на место предполагаемой ночевки. Справа лежат огромные глыбы льда только что прилетевшие сверху, тут задерживаться не будем. Оставляем группу и вдвоем с Андреем идем искать место под лагерь.
Впереди прорезала лед громадная поперечная трещина, ее не видно, снег полностью укрыл ее провал, но я знаю, тут не стоит дергаться, проползаю по снежной пробке на животе, за мной Андрей проходит ногами, ну что ж - значит мост крепкий. На фоне льда появляются грузины, они быстро догоняют нас и подсказывают где лучше выкопать лагерь. Снег есть, лопаты есть, но вот одного нет - сил. Два резких движения и 5 минут отдышки. Мы копаем с запасом, по прошлому опыту долго работаем над выравниванием площадки, это дает ощутимые плоды. Но все же в 3-х местной палатке тяжело спать впятером. Солнце неизбежно закатывается за Орцвери и мы остаемся в темноте в ожидании штурма. Никто не спит, я знаю что не трудно идти, я знаю трудно ждать. Ждать хуже всего. В 5 утра я мечтаю об одном, выйти из палатки. И потратив 15 минут на то чтоб надеть все что можно одеть, я вскрываю выход который обливает меня снегом. Еще абсолютно темно и перед рассветом дует мерзкий ветер, но это все не важно, под нами огни, я не знаю что это, позже доходит, это горит и зовет к себе далекий и теплый Тбилиси. Тбилиси подождет, у меня сейчас в голове осталась одна цель, еще ничего я так не хотел в жизни, ничего не занимало столько места в моей голове. Вершина, желание сжигает всего меня. И я готов идти, я готов идти сам, в любую погоду, по любому рельефу, это моя мечта, мой сон становится явью.
Проснулся Федя, мы вместе пританцовываем вокруг палатки, и топим снег. Борис остается в лагере - это его сложное решение. Во многом из-за него мы позже, без особых осложнений, сможем быстро собрать лагерь и спустится до 3700.
Светает, одеваем кошки, готовим рюкзаки. Фото перед выходом, и связка начинает тянуться вверх по склону, в сторону границы с русскими, в сторону заветной вершины. Следы заканчиваются, забираем на траверс. Нас догоняют Леван, Гези и Андрей они быстро добежали с метео и уже готовы обогнать нас. Алена очень тяжело дышит, постоянно кашляет, дергает веревку, но идет. Склон становится круче, идем с ледорубами.
Осторожно проходим жесткий фирн. Крутизна склона выматывает, негде сесть негде остановится. Впереди показывается предвершинный взлет, и справа ложная вершина. Наша связка выходит на залитую солнцем перемычку. 4850 и GPS еще работает, все валятся с ног. Я обращаю внимания на передовую связку, которая уже работает на «взлетке». Последние три веревки до верха залиты жестким льдом, тут довольно круто, но грузины проходят все одновременно. Я сразу понимаю – надо вещать перила. Прикидываю про себя точки крепления веревки, траектории возможных срывов. Первый участок прохожу без особых проблем, и креплю веревку. По перилам подтягивается Настя. У нас есть еще одна короткая веревка, рассчитываю ее длину и выхожу до вмороженного в лед камня, на нем я думал оборудовать хорошую базу. Но лед показывает свой зимний характер, не один бур так и не смог закрепится в нем. Меня охватывает паника – ведь я планировал тут НАДЕЖНУЮ базу, а теперь сам стал проблемой. Но мозг продолжает настырно продумывать варианты, ну да он еще немного работал. Я прощу нарастить веревку, и передать мне еще один ледоруб. Полезу без точек. Чтоб не было страшно, решаю лезть быстро, и через две-три перебежки, я выхожу на скалы, родные скалы. Быстро накидываю петлю и радостно сообщаю «самострах!». Про себя думаю «что за 2А ? И как лезть третий участок?» Но передовая связка вспоминает про нас, и скидывает свою веревку, до которой приходится лезть по скалам, а это уже не «бутылка». Я знаю надо двигаться, и не дожидаясь жумара двигаю вверх по веревке перебирая руками. Как это не просто... Но вот я выхожу к крайней станции, тут в фирн закручено два бура. Один из которых уже прилично расшатан. Где вершина??? Куда дальше? Дайте передохнуть!! Неспешно идем с Андреем крайние 30 шагов по снежному куполу. Гези и Леван уже ждут на вершине. Как красиво. Невероятно . Все внутри перевернулось, Победа!! МЫ на вершине! Не одна гора не давалась мне так тяжело и не была такой желанной. Горы под нами, мы фотографируемся с флагами, подтягивается Настя, Алена и Федор, он падает и кричит, чтоб его немедленно сфотографировали. Все полны эмоций. Погода скрывает от нас остальной мир в считанные секунды. Начинается снег и мы спешим спустится. И снова веревки. Вниз, вниз. Через стакан, через "УИАА" и просто на скользящем, мы оставляем бур и расходку, оставляем даже маленькую веревку. Осторожно спускаемся лицом к стенке в три такта. И дальше по хоженому пути за 2 часа добегаем до лагеря. Первое что мы увидели, это был флаг Украины, поставленный Борисом чтоб встретить нас с почетом. Да мы с вершиной! И мы хотим вниз.
По совету Грузинов сворачиваем штурмовой лагерь. Сил нет. Казалось, что день застыл, и нет ему конца, а надо спуститься, надо донести все вниз, ужасная усталость. Я плохо помню, но я просто сел на рюкзак и ел мясо с чаем, надолго запомнился этот вкус- вкус момента отдыха. А потом сборы, потом вниз, и снова лед, и надо искать путь и пройти ледник по светлому. Мы шли вниз как зомби, без эмоций двигали ногами. Стемнело, злость, усталость и снова идем, бесконечные тропы, снег –лед – сыпуха. Упал-поднялся снова. На простом траверсе срывается Алена и уезжает по фирну вниз. Где-то внизу светит ее фонарь. Я слышу ее голос и бросаю веревку. Она поднимается и все нормально, но вот у меня уже не все нормально, нет сил чтоб собрать веревку обратно, да и такое бывает. Я просто сажусь , думаю о возвращении о том чтоб больше не идти. Но все же собираюсь и продолжаю путь, через пол часа я злой на себя спускаюсь в лагерь. Дошли, но радости нет, какая-то пустота. Мелочи ужасно раздражают, я злюсь по мелочам. Устал, устали все. Спим без задних лап...
Ну вот все позади, свершилось это чудо - мы покорили гору, она покорила нас. То что остается, сухой остаток опыта и много приятных воспоминаний. Да мы взошли, но это никому кроме нас не важно. Да и нам, как оказалось позже это не так и важно. Победители всегда относятся легко к своим победам. Мы стояли зимой на 5033. И думали только об одном, о пиве:)
05.02.2009
Спасибо Грузия!
79
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Когда то это был самый популярный маршрут на Казбек, а сейчас...
Только фото горы нет(
ПС:добавил фото горы.
Kinosura: prochel rasskaz s udovolstiem. ia kstasti svernul s 4700 v proshlom godu :( mi podnalis v meteo vecherom i toi-je nochiu dvinulis na shturm. Vse bili trenirovanni a ia ne smog aklimatizirovatsa i ne dotianul...
Vtoruiu popitku planiruiu oseniu, posmotrem...