Гора Мунку-Сардык с двух сторон

Пишет nora, 21.01.2009 12:42

Наконец-то, мы сходили на эту "домашнюю" гору не с российской, как обычно, стороны, а с монгольской. И теперь у нас есть два фотоописания "со всех сторон" :)
Гора Мунку-Сардык с двух сторон (Альпинизм, восточный саян)

На эту небольшую, но достопримечательную вершину (все-таки высшая точка Восточного Саяна, 3491 м) мы все время ходили с "нашей" стороны. В смысле, с российской (по хребту Мунку-Сардык, и в частности по самой одноименной вершине проходит граница Монголии и России).

Что это за место со стороны России? Здесь есть даже два классифицированных альпинистских маршрута (1Б и 2А) и маленький постоянный ледник. О майском паломничестве людей на эту вершину также знают многие. За майские праздники в этом "околотке" ежегодно проходит 1-2 тысячи людей. Вот фотоописание маршрута с севера (со стороны России).

Однако, речь не об этом. В этом году, наконец-то, мы сходили на нашу вершину "из-за бугра", то есть с Монголии. Информации никакой не было, кроме устного рассказа наших знакомых. А как показала практика, без GPS-трека даже подъехать под вершину очень трудно. Поэтому все задокументировали и делимся с вами фотоописанием с юга (со стороны Монголии).

В общих словах, со стороны Монголии восхождение летом возможно любым физически здоровым человеком. Зимой все зависит от того, насколько вы высоко подъедете к началу восхождения (нам удалось подъехать до 2200 м), так как световой день очень короткий. Нам южный склон понравился тем, что постоянно светит солнце, от этого даже зимой на душей теплее становится. "Наш" северный склон зимой все время в тени и весьма мрачен.

Надеемся, что вам пригодится эта информация, когда вы, отдыхая на берегу озера Хубсугул, вдруг решите сходить прогуляться на местный трехтысячник :) Удачи!

Да, южная экспозиция склона конечно многое решает.
Действительно, маршрут полегче чем с Севера.

Интересное описание, очень подробное и информативное. Прочитал с удовольствием. Захотелось тож побывать.

Ну да, по Южному гребню со стороны Моголии маршрут попроще будет, чем классика по пограничному Северо-Западному гребню (1Б). Однако оба они попроще маршрута по Юго-Западному кулуару со стороны Монголии,
маршрут забавный, но в верхней части маршрута скальник осыпной, крайне не советую (даже для тех кому лениво заползать на гребень :-)))).

осыпной скальник - это на маршруте по юго-западному кулуару?

Со стороны Монголии масса вариантов выхода на вершину. Выбор зависит не только от подготовки участников, но также и от того, под какой гребень/кулуар вы подъехали на машине. Подъемы по кулуарам в Саянах обычно не самые безопасные. В этот раз слева от гребня, по которому мы поднимались, в верхней части кулуара была видна линия отрыва небольшой "доски". Все-таки выступающие поверхности рельефа, да еще с меньшим количеством снега как-то приятнее. А так - на вкус и цвет... Со стороны Монголии выбирай себе гребень/кулуар по душе/силам и иди.