Северная стена западной Цинне

Пишет гоген, 19.12.2008 19:59

Северная стена западной Цинне (Альпинизм, лаваредо, мюнхен, dav club russland, доломиты)
Северная стена Западной Цинне (справа). Фото Виктория Романенко

Благодаря библиотеке Виталия Томчика я совершил неожиданную находку. Можете представить себе, живешь ты вот живешь. Телик смотришь и книжки читаешь. На полке электронной библиотеки находишь zip-книжку, которую давно в детстве читал. И вот тут происходит невероятное. Как в альбоме со стерео-картинками, два контура - один синий, другой красный. Билеберда какая-то. Надеваешь сине-красные очки и на тебя смотрит трехмерное, четкое изображение динозавра. Вот так почти произошло и в этот раз.

Я уже не раз встречал, во время чтения антикварной альпинистской литературы, имя вершины "Цинне". Ясно, что это адаптация названия Zinne, которое используется применительно к вершинам Лаваредо в немецко-язычной литературе. Но почему то у меня не всплыла в памяти глава из затертой книжки "Альпинизм за рубежом" под авторством Гарфа Б. и Кропфа Ф., "Северная стена западной Цинне". Но раз уж нашел, то скопирую её сюда, пусть уж лежит. Тем более летом Фестиваль в тех местах...

Вершина Западная Цинне расположена в Доломитах (Италия). Как и у большинства вершин в Доломитах, высота ее небольшая — 2974 м над уровнем моря. Протяженность северной стены также относительно невелика — 500 м. Однако этот маршрут по праву считается, наравне с юго-западной стеной Мармолаты и западной стеной Пти Дрю, одним из сложнейших. Действительно, мало где можно найти такую концентрацию предельно сложных участков на протяжении всего маршрута. Средняя крутизна стены 84°, однако в большей своей части она абсолютно отвесна и даже имеет отрицательный угол (навес). Мест для бивуаков нет, и первовосходители провели две ночи в стременах.

Слева направо: Майндл, Ратти, Кассин и Хинтермаер

На группу в два человека требуется следующее снаряжение:
веревка основная 40 м — 2
молотки скальные — 2
палатка Здарского — 1
рюкзак — 1
скальные ботинки — 2 пары.

Питание на полтора дня — не более 1 кг концентратов.
Восхождение занимает от 20 до 30 ходовых часов, в зависимости от состава группы.
Первовосхождение было совершено 18-20 июля 1936 г*. итальянцами — Р. Кассином и М. Ратти. С 1936 по 1956 г. было совершено более 25 восхождений (из них одно зимнее), каждый раз группами по два человека.
Ниже приводится рассказ о восхождении по северной стене Западной Цинне, совершенном 14 августа 1934 г.* австрийскими альпинистами Рейнагелем и Каспареком (четвертое по счету прохождение стены).

*По гайдбуку по Лаваредо дата первопрохождения 28-30 августа 1935 года. Гога

+++

Первые лучи солнца только начали золотить вершины, когда альпинисты, пройдя крутые осыпи, подошли к подножью грозной стены и приступили к ее штурму.
Первые три веревки идут влево-вверх по крутым, но несложным скалам с хорошими зацепками. Оставленные прежними восходителями крючья оказали большую помощь, и первые 100 м пройдены в быстром темпе. Дальше начинаются непреодолимые трудности, и Каспарек вынужден траверсировать влево под нависающую часть скалы, где, к своему удовольствию, обнаруживает небольшую площадку. Отсюда удобная полка позволяет сравнительно легко добраться под нависающий карниз, который преодолевается с большим напряжением, при помощи стремян.

Дальше путь усложняется. Следующие 30 м стены восходители буквально нашпиговывают крючьями. Наконец, оба вылезают на небольшую площадку, на которой можно стоять обеими ногами. Это последняя площадка, и далее в течение долгих часов такой роскоши уже не будет. На двойной веревке с помощью «зайльцуга» Каспарек проходит еще 5 м по отвесу, дальше, однако, приходится прибегнуть к стременам, так как крючья держат слишком слабо для «зайльцуга», а один даже вылетает. На преодоление следующих 20 м уходят все крючья, которые были у ведущего, и приходится поднимать дополнительные снизу на репшнуре.

На северной стене Западной Цинне

Стена отчаянно защищается. Ни одной зацепки, ни одного уступа для ног — только стремена, а крутизна такая, что, сорвавшись, пролетишь 130 м по воздуху и ударишься в 25 м от основания стены.
Однако все это лишь «цветочки». Впереди, вернее над альпинистами, главное препятствие — знаменитый 7-метровый карниз. Рейнагель встает в стремена. Каспарек залезает ему на плечи и пытается забить крюк. Но трещины малопригодны, крюк входит лишь на 2 см. Тем не менее Каспарек вешает стремена и садится в них, освобождая порядком уставшие плечи Рейнагеля. Крюк подозрительно качается в щели. Глаза лихорадочно ищут другую трещину, руки торопятся забить еще крюк. Увы, та же картина. Страшно применять «зайльцуг» — того и гляди вырвешь крюк, но выхода нет.

Так пройдены еще 6 м, практически «по потолку», однако дальше нет щели для крюка. Более трех часов висит Каспарек на том же крюке, делая тщетные попытки подняться выше. Впереди безрадостная перспектива возвращения. Но в этот момент Каспарек замечает где-то выше еле заметную щель. Тщательно выбрав самый тон¬кий крюк, он забивает его на 2 см, вешает стремя и переходит на него. Вовремя! Крюк, на котором он висел три часа, вываливается из щели и с тихим позвякиванием скользит по веревке вниз. Метром выше снова забит крюк, и снова предыдущий вылетает. Наконец, удается надежно забить крюк до самого ушка. 3 м влево по еле заметной полке, еще 2 м вверх на стременах — и карниз пройден. Каспарек стоит на маленькой площадке.

Расстояние между обоими восходителями 15 м. Рейнагель, выбивая первый крюк, теряет равновесие и маятником отлетает от скалы. При этом от рывка вырываются все промежуточные крючья, кроме верхнего, и альпинист остается висеть в воздухе в 7 м от стены. Подняться по веревке невозможно. Рейнагель пытается маятником вернуться к стене и зацепиться за нее, но безуспешно. Лишь через полчаса, используя петли со схватывающими узлами, ему удается, наконец, вылезть на карниз и встать в стремена рядом с Каспареком.

Выход на карниз на северной стене Западной Цинне

Еще 40 м подъема на стременах по гладким скалам, но крючья держат хорошо. Рейнагелю приходится при выбивании крючьев еще два раза испытать небольшой маятник, но теперь друзья разработали новый метод подъема на двойной веревке, при котором одна из них используется как стремя, а Каспарек закрепляет наверху вытягиваемые веревки схватывающими узлами. Вскоре альпинистам удается добраться до широкой полки, где можно даже полулежать вдвоем.
После хорошего отдыха Каспарек поднимается прямо вверх на 5 м, преодолевает небольшой карниз и по очень трудным скалам добирается до небольшой ниши, затем следует 16-метровый траверс вправо по узкой полке к отвесному углу. Без особых трудностей, забив на 30 м лишь два крюка, Каспарек справляется с этим углом и выходит на удобную полку, где можно даже сидеть.

Поскольку место удобно для бивуака и даже есть вода, протекающая по щели, решено остановиться здесь на ночь, тем более, что дальше особых трудностей не ожидается и можно надеяться пройти утром оставшийся путь довольно быстро. Впервые за весь день измученные жаждой альпинисты могут напиться вволю. Ночь они проводят с относительным комфортом, сидя привязанными к крюкам.

В 7 утра со свежими силами восходители продолжают подъем по довольно крутой, но уже не трудной стене. Пройдя 100 м и забив на этом пути шесть крючьев, они выходят, наконец, на легкий завершающий участок с крутизной около 75°, по которому идут одновременно. В 11 часов 30 минут восходители на вершине, а еще через пять часов, опустившись по более легкому пути, они встречаются у подножья с друзьями, горячо поздравившими их с замечательной победой.