Сто лет со дня рождения Е. А. Белецкого

Пишет tee, 02.12.2008 00:17

Сто лет  со дня рождения Е. А. Белецкого (Альпинизм, эверест, альпинизм, альпинисты северной столицы, траверс безенгийской стены, е. а. белецкий)

Белецкий Е.А.
Фото с сайта www.alpklubspb.ru

В минувшую пятницу 28 ноября в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения заслуженного тренера и заслуженного мастера спорта СССР по альпинизму Евгения Белецкого.

Соратники, друзья и родные возложили цветы к могиле на Красненьком кладбище, затем состоялось открытие выставки, посвященной его деятельности, и фотовыставки Владислава Авдеева "Взгляд с высоты" в музее "Кировский завод". Завершил программу вечер памяти, который проходил в здании Русского Географического общества. Участники вечера делились воспоминаниями, историями.

Не буду приводить здесь полную биографию выдающегося альпиниста: есть прекрасная книга Л. М. Замятина «Пик Белецкого», повествующая о жизненном пути Евгения Андриановича. Приведу лишь некоторые памятные события, которыми была полна его жизнь, чтобы те, кому эта фамилия незнакома вовсе (есть и такие) или знакома понаслышке, узнали об этом замечательном человеке, отдали дань уважения его огромному вкладу в дело развития российского альпинизма.

В 2008 году отмечался 70-летний юбилей траверса Безенгийской стены – «президиума Кавказа», одного из самых суровых и сложных объектов горовосхождений. В далеком 1938 году группой Евгения Белецкого этот траверс был впервые пройден с востока на запад.
В активе у Белецкого и ряд других выдающихся спортивных достижений. Так, он был первым альпинистом, который сумел подняться на два памирских семитысячника: пик Ленина (1936 – второе советское восхождение) и пик Коммунизма (1937 – второе восхождение)!

Евгений Белецкий по праву один из основоположников высотного альпинизма в нашей стране. В 1946 году как руководитель экспедиции на Юго-западный Памир Белецкий совершил первовосхождения на пики Патхор (6080м) и Маркса (6723м). В 1956 году Белецкий руководил советско-китайской экспедицией в горах Кошгара в Западном Китае, в ходе которой были совершены первовосхождение на Мустаг-Ату (7546м) и Конгур II (7595м).

Евгений Белецкий руководил также подготовкой планировавшейся в 1960 году первой советско-китайской экспедицией на Эверест. Подготовка экспедиции велась с 1958 года, была сформирована сборная команда СССР, произведена разведка маршрута подъема с севера (рассматривалось северо-восточное ребро Эвереста). Из-за осложнения советско-китайских отношений экспедиции не суждено было состояться, а маршрут был пройден китайской командой без участия наших альпинистов…

Особенная страница истории жизни Белецкого – его военная биография. С 1943 года Евгений Андрианович с группой альпинистов был направлен на Кавказ, где занимался подготовкой отдельных горнострелковых отрядов. В феврале 1943 года Белецкий качестве политрука участвовал в восхождении военных альпинистов на Эльбрус для снятия фашистских флагов с вершин (поднялся на Западную вершину). Потом воевал в Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Закончил войну на Дальнем Востоке. Награжден орденом Красной Звезды и многочисленными медалями.

Соратники, ученики бережно хранят память об этом замечательном человеке. Среди присутствовавших на вечере много известных лиц – звезды советского альпинизма Солонников, Виноградский… Среди современных звезд – Николай Тотмянин. Все по дружески и с теплотой отзываются о Белецком. Отчетливо запомнились слова Тотмянина: «Путевку в альплагерь мне дал профсоюз, а путевку в альпинизм – Евгений Белецкий».

Конечно в альпинизме 21 века свои звезды и свои кумиры, и новое поколение не очень хорошо знает ни альпинистов прошлого, ни их достижений. К сожалению, на вечере совсем не было молодежи…