Пара слов о ноябрьском детском туризме
Наступили школьные каникулы. Мама просит ребенка вывезти прогулять. И вот мы с Виталиком (13 лет) садимся на Кисловодский поезд вместе с Андреем Машениным, Мишей Русаковым и его другом Антоном.
У Миши с Антоном не было бивуачного снаряжения, а мы с Виталиком приготовились к полному автоному, у нас была палатка, спальники, примус - короче всё, что нужно для похода. Главное, что было лишнее место в палатке. Машач решил пойти с нами.
В Терсколе сняли квартиру в пятиэтажке и сразу же в день приезда выдвинулись в долину Терскол. Вот такие у меня спутники:
Уже за лесом встретили Бегемота с подружками. Заночевали среди ручьев на высоте 2470 м. На следующий день (четвертого ноября) нам предстояло взобраться вот по этому крутому склону в висячую долинку под перевалы Терскол и Терсколак.
Погода, как видите, фантастическая! Пока лезли, любовались видом назад - долиной Терскол и Донгуз-Оруном
Хорошо, что мы нашли тропу - не надо напрягать голову и думать, с какой стороны обходить скальные выходы. На этом крутом подъеме разок присели отдохнуть
На перегибе на высоте 3200 к нам, откуда ни возмись, привязалась собака
На ночевку встали под перевалом Терсколак на высоте 3300
С места ночевки любовались Эльбрусом
Вечером мы не кормили собаку, всё надеялись, что она с голодухи убежит вниз. Но когда утром я обнаружил её в тамбуре, то сварил не три, а четыре порции картофельного пюре с мясом (с нашим "фирменным" вываренном в сале мясом). Вот уж сучка оторвалась!
Через перевал Терсколак я идти побоялся. Уже на подступах к нему обнаружилось много сыпучего снега, часто по колено. А ведь ноябрьский снег неустойчив (вспомним про температурный градиент). На более крутой северо-восточной стороне могло оказаться весьма стремно. К тому же каждый день по Гисметео обещали приход непогоды. Поэтому мы вернулись (по пути подъема) в долину Терскол.
В долине нас встретили Миша и Антон
Переночевали в пятиэтажке.
На следующей день мы на канатке доехали до станции Мир (3500), занесли бивуачное снаряжение в Приют-11, бросили там рюкзаки и в тот же вечер поднялись на 300 метров выше Приюта до конца скально-осыпной гряды.
Это был третий день в горах, и Виталика откровенно колбасило. Однако перед ночевкой на Приюте было полезно чуток поднабрать высоты, а к ночевке её сбросить. Поэтому я убеждал Виталика постараться и немножко потерпеть.
Это было шестое ноября. Во второй половине дня усилился ветер, с юго-запада шел фронт облаков.
Клочья тумана начали захлестывать Приют-11, все чаще порывы ветра обрушивались на нас, заставляя остановиться и развернуться в подветренную сторону. Чуть выше скально-осыпных гряд мы развернулись и поспешили в Приют.
Интересно там на Эльбрусе. Я ведь там оказался впервые в жизни!
И Виталику было интересно. Кстати, он поставил там свой высотный рекорд.
Воооооон... куда мы дошли, вон до той красной точки
(на снимке Виталик и Машач в самом начале подъёма от Приюта вверх).
Ночевали мы в Приюте. Ночью погода совсем испортилась. Свирепствовал ветер, мело…
Утром максимально утеплил Виталика (заставил его на поларовые штаны надеть еще и капроновые), и мы пошли вниз.
В Терсколе мы разделились. Машач с Мишкой и Антоном ушли на канатку на встречу с прибывшими из Москвы Мишей Волковым и Сергеем Чистяковым. А мы с Виталиком после обеда пошли погулять по дороге, которая поднимается из Терскола к Ледовой Базе. Вверх по дороге мы почти бежали, спешили вырваться из захлестнувшего нас тумана.
И нам это удалось.
Утро 8 ноября выдалось снова погожим. В 8.30 я и Виталик сели на автобус и отправились в Нальчик, чтобы сесть на поезд Нальчик-Москва. В понедельник уже начинались занятия в школе, мы и так-то опаздывали на один день...
А Андрюха Машенин в тот день взошел на Эльбрус.
P.S. Спасибо Михаилу Голубеву за предварительную консультацию по району Терскола, перевалам Терскол и Терсколак.
91
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Тогда я решился на жест, который все собаки понимают - кинул в нее снежком. Она жалобно взвыла (очевидно не от боли, а от морально-нравственного удара) и убежала. Честно говоря, мне было совестно...
Оказалось, что убежала недалеко, простила и ночью улеглась в тамбуре. Утром я с большим удовольствием изготовил четвертую порцию завтрака и кинул ей еще облизать обертки от вываренного в сале мяса. После этого, очевидно, расстаться в горах с нею было невозможно.
Надо сказать, что это была молодая сучка - овчарка, по нашим человеческим меркам - девица лет 17-ти. Она была великолепно приспособлена в горах. Бегала на 3300 по заснеженным камням, бродила ручьи с ледяной водой, легко спускалась по простым скалам. Видно, что любит она горы и горную волю.
Она проводила нас до Терскола до пятиэтажки. В подъезд мы её не пустили. Потом мы её видели издалека в терскольских дворах.