Пара слов о ноябрьском детском туризме

Пишет Leb, 14.11.2008 07:48

Пара слов о ноябрьском детском туризме (Альпинизм, альпклуб маи, эльбрус в ноябре)

Наступили школьные каникулы. Мама просит ребенка вывезти прогулять. И вот мы с Виталиком (13 лет) садимся на Кисловодский поезд вместе с Андреем Машениным, Мишей Русаковым и его другом Антоном.

У Миши с Антоном не было бивуачного снаряжения, а мы с Виталиком приготовились к полному автоному, у нас была палатка, спальники, примус - короче всё, что нужно для похода. Главное, что было лишнее место в палатке. Машач решил пойти с нами.

В Терсколе сняли квартиру в пятиэтажке и сразу же в день приезда выдвинулись в долину Терскол. Вот такие у меня спутники:

Уже за лесом встретили Бегемота с подружками. Заночевали среди ручьев на высоте 2470 м. На следующий день (четвертого ноября) нам предстояло взобраться вот по этому крутому склону в висячую долинку под перевалы Терскол и Терсколак.

Погода, как видите, фантастическая! Пока лезли, любовались видом назад - долиной Терскол и Донгуз-Оруном

Хорошо, что мы нашли тропу - не надо напрягать голову и думать, с какой стороны обходить скальные выходы. На этом крутом подъеме разок присели отдохнуть

На перегибе на высоте 3200 к нам, откуда ни возмись, привязалась собака

На ночевку встали под перевалом Терсколак на высоте 3300

С места ночевки любовались Эльбрусом

Вечером мы не кормили собаку, всё надеялись, что она с голодухи убежит вниз. Но когда утром я обнаружил её в тамбуре, то сварил не три, а четыре порции картофельного пюре с мясом (с нашим "фирменным" вываренном в сале мясом). Вот уж сучка оторвалась!

Через перевал Терсколак я идти побоялся. Уже на подступах к нему обнаружилось много сыпучего снега, часто по колено. А ведь ноябрьский снег неустойчив (вспомним про температурный градиент). На более крутой северо-восточной стороне могло оказаться весьма стремно. К тому же каждый день по Гисметео обещали приход непогоды. Поэтому мы вернулись (по пути подъема) в долину Терскол.

В долине нас встретили Миша и Антон

Переночевали в пятиэтажке.

На следующей день мы на канатке доехали до станции Мир (3500), занесли бивуачное снаряжение в Приют-11, бросили там рюкзаки и в тот же вечер поднялись на 300 метров выше Приюта до конца скально-осыпной гряды.

Это был третий день в горах, и Виталика откровенно колбасило. Однако перед ночевкой на Приюте было полезно чуток поднабрать высоты, а к ночевке её сбросить. Поэтому я убеждал Виталика постараться и немножко потерпеть.

Это было шестое ноября. Во второй половине дня усилился ветер, с юго-запада шел фронт облаков.

Клочья тумана начали захлестывать Приют-11, все чаще порывы ветра обрушивались на нас, заставляя остановиться и развернуться в подветренную сторону. Чуть выше скально-осыпных гряд мы развернулись и поспешили в Приют.

Интересно там на Эльбрусе. Я ведь там оказался впервые в жизни!
И Виталику было интересно. Кстати, он поставил там свой высотный рекорд.

Воооооон... куда мы дошли, вон до той красной точки
(на снимке Виталик и Машач в самом начале подъёма от Приюта вверх).

Ночевали мы в Приюте. Ночью погода совсем испортилась. Свирепствовал ветер, мело…
Утром максимально утеплил Виталика (заставил его на поларовые штаны надеть еще и капроновые), и мы пошли вниз.

В Терсколе мы разделились. Машач с Мишкой и Антоном ушли на канатку на встречу с прибывшими из Москвы Мишей Волковым и Сергеем Чистяковым. А мы с Виталиком после обеда пошли погулять по дороге, которая поднимается из Терскола к Ледовой Базе. Вверх по дороге мы почти бежали, спешили вырваться из захлестнувшего нас тумана.

И нам это удалось.

Утро 8 ноября выдалось снова погожим. В 8.30 я и Виталик сели на автобус и отправились в Нальчик, чтобы сесть на поезд Нальчик-Москва. В понедельник уже начинались занятия в школе, мы и так-то опаздывали на один день...

А Андрюха Машенин в тот день взошел на Эльбрус.

P.S. Спасибо Михаилу Голубеву за предварительную консультацию по району Терскола, перевалам Терскол и Терсколак.

Спасибо! :) Интересно, а что с псиной!?

Вечером на 3300 вообще было не ясно, как псина переночует в жуткий мороз. Брать её в палатку - ну совсем не хотелось (чесалась, блошки выкушивала). Мы ее не кормили, но этого было мало. Псина никак не хотела спускаться в Терскол.

Тогда я решился на жест, который все собаки понимают - кинул в нее снежком. Она жалобно взвыла (очевидно не от боли, а от морально-нравственного удара) и убежала. Честно говоря, мне было совестно...

Оказалось, что убежала недалеко, простила и ночью улеглась в тамбуре. Утром я с большим удовольствием изготовил четвертую порцию завтрака и кинул ей еще облизать обертки от вываренного в сале мяса. После этого, очевидно, расстаться в горах с нею было невозможно.

Надо сказать, что это была молодая сучка - овчарка, по нашим человеческим меркам - девица лет 17-ти. Она была великолепно приспособлена в горах. Бегала на 3300 по заснеженным камням, бродила ручьи с ледяной водой, легко спускалась по простым скалам. Видно, что любит она горы и горную волю.

Она проводила нас до Терскола до пятиэтажки. В подъезд мы её не пустили. Потом мы её видели издалека в терскольских дворах.

Машач мужчина:)

Какая классная погода! Жалко, что Терсколак был опасным, но главное все в порядке.

Да погодка на самом деле замечательная.