Сплав 2У кс по реке Урми (Хабаровский край, В-Буреинский район) - дневник

Пишет vozhdss, 11.11.2008 18:36

СЕКЦИЯ ТУРИСТОВ КнАГТУ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЛЕТОПИСЬ ДОБЛЕСТНОГО СПЛАВА ПО РЕКЕ 2У КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ УРМИ

г Комсомольск-на-Амуре
июль-август 2008 год
20.07.08
Поездом, сообщением Комсомольск – Н.Уграл, который отправляется в 20.25 местного времени мы уезжаем до ст Сулук. Стоимость проезда в общем вагоне составила – 298,3 рубля.

21.07.08
В 7.01 поместному времени поезд прибыл на станцию Сулук. Стоянка 5 минут.
Потому как машины не было, то решили сварить чай и сделать завтрак с перекусом.
Костер разложили на берегу реки Эгоно, которая находится метров на 200 южнее ж/д путей. На берегу реки достаточно много дров для обустройства бивуака. Завтрак состоялся в 8.30. После завтрака руководитель и его заместитель сходили в администрацию сельского поселения и договорились с главой о заброске машиной к месту начала сплава – в поселок бывшей В-Урмийской ГРП.
В 11.22 прибыла машина «Урал» с будкой и мы начали грузить свою поклажу.
В 11.38 машина направилась к началу маршрута.
Во время проезда вдоль реки Урми, было заметно, что уровень воды в реке низкий и прохождение перекатов будет затрудненно. Исходя из этого решили маршрут начать на 30 км ниже поселка ГРП с устья правого притока Урми, реки Кадагачи-Макит (Балтероо).
Время движени до устья р Кадагачи-Макит составило 3 часа 44 минуты. По дороге делали остановки на перевале (р Лака Урмийская – Кл Онкоечи-Макит) и на Михайловском прижиме (хороший вид на фоне долины реки Урми).
На устье реки Кадагачи-Макит прибыли в 15.50.
На косе у старого зимовья оказалось много дров, наличие мелкой гальки и обустройство бивуака не составило труда.
Было решено в этот день начать готовить катамараны к сборке и готовиться к ночлегу, рыбачить и наслаждаться окружающей природой. Гуляя по дороге, мы нашли грибы, кусты жимолости, голубики и шиповника. На другой стороне дороги обнаружили новую избу охотника в которой сможет переночевать не более 6-ти человек. Изба крепко сложенная, с надежной крышей и печкой. Так же в ней находились: посуда, растопка, некоторые продукты.
Рыба клевала из-за теплой воды вяло и улов был не велик.
В этот же день некоторые успели провести тренировку на одной из бочек на каяке. Место тренировки понравилось.
Ночью лучили хариуза и ленка.

22.07.08
Подъем был объявлен в 9.30 .
Этот день был посвящен тренировкам на каяке и кате 2-ке, рыбалке и сборке катамаранов.
В 19.35 отправились к месту новой ночевки. Было решено идти правым руслом т.к. мы стояли у него. Русло мелкое с непроходимыми перекатами. Иногда приходилось «просачиваться» в узкие проходы на последних. Но после того, как русло прижалось к дороге, воды стало больше и появились отдельные камни.
Но это счастье продолжалось не долго. Замыкающий катамаран отстал и порвался на металлическом уголке, который торчал из воды см на 20 на середине русла. Разрыв был не большой и повреждена только оболочка. Было решено двигаться дальше.
После разрыва река стала идет одним руслом, но на широких перекатах приходиться проводить кат из-за малой глубины при сильном течении (3-3,5 м/сек).
Участок реки Урми у устья р Кадагачи-Макит характеризуется большим уклоном, наличием больших камней в русле и высокой скоростью водного потока. Иногда река делится на 2-3 рукава, образуя ниже мощную сбойку струй с косыми и пирамидальными валами высотой до 1,3 метра. Часто ниже слияния рукавов образуется шивера насыщенная бочками и отбойными валами. Часто шивера имеет порожистый вид. Если говорить простым языком, то схема препятствий можно обрисовать схемой: перекат – сбойка – шивера (порог). (Надо схему) Протяженность такого препятствия составляет не более 200 метров, но на этом промежутке река делает падение на 3-5 метров. Фарватер прослеживается слабо.
Иногда останавливаемся, что бы можно было покататься на валах и бочках на каяке.
В 20.55 причалили к берегу большого галечного острова, напротив левого притока Урми – кл Андреевского. Собирался дождь и пришлось устанавливать тенты.
На косе много дров, песка и следов изюбря.
В этот день у нас было 1 часа 20 минут ходового времени и прошли 7,5 км.
Ночью лучили хариуза. Результат плачевный. Ленок на мыша не клевал.

23.07.08
Подъем совершили в 8.00. Пытаемся сделать временной задел, т к не знаем, что дальше нас ждет. В 11.00 вся группа пошла по левому руслу, а каякер (Олег Середняков) по правому. Там ему понравился перекат. Но оказалось, что перекат был мелким с большим уклоном и высокой скоростью водного потока (прим 4 м/сек). На нем каякер зацепил несколько камней, но повреждений не было.
Временную остановку на перекур организовали с 11.40 до11.55.
На этом участке река приобретает другой характер: деление реки на множество мелких русел, меньше камней в русле, наличие заломов и отдельных бревен в русле (некоторые из них перекрывают русло полностью), множество сбоек на слиянии проток, большое количество пирамидальных пульсирующих валов на сливах.
Обед был организован с 13.05 до 14.40.
Были опасные моменты, где бревно находилось на высоте 0,5 метра от воды и вся струя уходила на нее. В результате этого участка в районе устья кл Аник, у одного экипажа Саня Даниленко завис на бревне, а Оксану Поповскую выбило из катамарана. Обошлось без травм.
У устья левого притока р Касьян, перед слиянием двух русел, в 17.05 экипаж ката «Басег» пропорол обе оболочки на подводной коряге. В результате в одно мгновение левая гандола опустошилась наполовину. Разрыв был значителен. Здесь же остановились на ремонт и ночевку.
Остановка получилась метров 30 выше устья кл Касьян, на высоком берегу. Рядом находился горелый залом и дров хватало. Проблемой был туалет (далеко) т к мы находились на острове.
Во время заката была организованна фотосессия с участием туч, горы и яркого заката. Уже по темноте катамаран был зашит и заклеен.
В этот день у нас было 4 часа 15 минут ходового времени и прошли 17,5 км.

24.07.08
Подъем объявлен в 8.00.
В этот день собрались раньше и мы отправились со стоянки в 11.10.
Маршрут был не сложным. Характерные для 2 кс препятствия: крупные валы на сбойке струй, обширные (до 2 м радиусом) «поганки», водовороты.
В 12.00 остановились для подкачки катов. Пока подкачивались, некоторые рыбачили. В 12.40 отправились в дальнейший путь.
Обед состоялся с 13.10 до 15.00.После обеда не смогли пройти мимо замечательного места – скала с тригопунктом. Это место находится на левом берегу Урми, напротив зимовья штатного охотника на кл Онкоечи. Здесь мы пробыли 30 минут и все время потратили на купание и фотографирование самих себя.
После этого мероприятия река снова делилась на русла, в которых нас ждали заломчики. Эти заломчики проще было провести, чем пройти. С 17.40 до18.20 устроили перекус.
В 19.50 встали на ночлег немного ниже устья кл Лака..
В этот день у нас было 5 часов ходового времени и прошли 22,5 км.

25.07.08
Подъем объявлен в 8.00. Собрались быстро и в 11.00 снова на воде. В этот день мы самоотверженно преодолевали бревна: где с обносом, где с переносом, с прорубанием… Все обошлось без жертв
С 11.50 до 12.20 устроили перекур.
Русло стало шире и многоводней.
В 13.10 встали на обед. На этой косе устроили центр релаксации: прыгали с берега в воду, слушали страшные истории про раненного зверя, пытались рыбачить, изучали следы и просто отдыхали.
В 15.37 тронулись в дальнейший путь.
Русло местами бьется на узкие протоки и в какую из них идти решаем советуясь с собственным чутьем.
С 18.24 до 18.50 изобразили перекус на р Пачан (левый приток Урми). Удивило то, что воды в реке почти не было, хотя приток очень крупный. Возможно это результат заготовки леса в его верховьях.
Пройдя немного (километра 2) после перекуса в 19.15 становимся на ночлег.
Ходовое время на сегодняшний день составило 4 ч 45 мин. Протяженность пути - 25 км.

26.07.08
Подъем объявлен в 8.00. Отчалили в10.47.
Ничего не предвещало беды, но при очередной попытке поймать рыбу, блесна цепляется за макушку дерева, растущего на берегу. Но доблестный Александр, рискуя упасть в воду, спас зависшую снасть. Он был удостоен почетного права искупаться в воде в спасике.
С 12.50 до 13.23 решили устроить перекур. Опять пытались рыбачить.
В одном месте река разделилась на много проток. Кат 2-ка свернул с каяком налево, но там оказался проход закрыт. Обратный путь оказался кату не под силу (встречное течение). Но с помощью проводки проблема была решена. Правая протока тоже была узкая и с корчами по берегам, но проход был. Пройдя по ней метров 300 подошли в 14.45 к слиянию с левой протокой здесь и решили устроить полудневку с баней.
На месте слияния устроили катания на спасжилетах через небольшие водовороты. Было интересно испытать на себе силу, которая утаскивала человека в глубину. Место было безопасным т к ниже находился огромный плес со покойной водой и большой глубиной.
Баня была готова часов в 23.00.
Здесь нам в сетку попались ленки и мы изобразили из них талу. Эта стоянка находилась напротив отметки 474 м по правому берегу.
Ходовое время на сегодняшний день составило 2 ч 40 мин. Протяженность пути - 25 км.

27.07.08
Подъем состоялся в 8.00. Собрались и позавтракали быстро и в 10.47 отчалили от дружелюбного берега.
Во время движения с 11.53 до 12.27 остановились что бы размяться и порыбачить.
Русло широкое, поток быстрый. Препятствий особых нет. Встретилась по левому берегу избушка охотника. Хозяина не было, хотя все вещи на месте, что указывает на его близкое присутствие.
На обед решили остановиться в 13.00 у интересного переката. Дежурные варили обед, остальные рыбачили, катались на каяке и прыгали в разных позах в слив переката.
Когда обед уже заканчивался, к нам подошел хозяин той избы. Он представился Шатуном и рассказал, что живет в этой избе и смотрит за ней, что давно не было хозяина-охотника. Пищи у него хватает. А сейчас ищет пропавшую собаку. У него мы узнали, что недели 2 назад на Урми было большое наводнение, в результате чего река сильно поменяла русло и перестала ловиться рыба. Он сказал, что перед впадением Космуни надо уйти в правую протоку.
Мы с ним попрощались и он пошел домой.
В 15.17 мы закончили стоять на обеде и тронулись дальше.
Подойдя к месту развилки про которую говорил Шатун, мы увидели, что правая протока сильно узкая, а левая широкая и спокойная. Но это спокойствие настораживало, т к обычно такое заканчивается сплошным заломом (глушняком). Метров через 100 наши опасения подтвердились. Видно было, что русло новое и берега не выработанные. Протока упиралась в глушняк, а потом уходила мелкими протоками по лесу. Пройти на катах здесь не получиться. В 16.37 мы развернулись и без особых усилий выгреблись обратно на развилку. В правую протоку заходили в 16.50 на проводке, т к в ней были небольшие заломы, но расход воды был мал. После первого залома садимся на каты и метров через 150 по протоке с обширными корягами по обоим берегам, в 17.10 мы оказываемся на устье реки Космуни. Космунь – довольно большой приток Урми, почти равен по размерам. Вода в притоке сильно отличается от Урми. Даже камни покрыты бурыми водорослями. На слиянии Виктор Степанович Карев поймал 2 ленка. До 18.18 мы устраиваем перекус и идем дальше. Встречный ветер мешает идти т к река стала еще более широкой и спокойной ширина русла достигала шириной до 200 метров.
Пройдя километра 2, в 18.58 становимся на ночлег. Увеличилось количество кровососущих, особенно достает мокрец.
Ходовое время на сегодняшний день составило 4 часа. Протяженность пути - 19 км.

28.07.08
Утром решили больше поспать и подъем объявили в 9.00. Выходить не торопились и отчалили в 12.21. Русло местами делилось на протоки с заломами на берегах. Скорость потока не велика примерно 2 м/сек. Во время движения встречались в русле одиночные бревна.
Обед организовали с 13.56 до 16.43.
Торопились дойти до бывшего п Талакан.
В 19.06 остановились на галечной косе огромного острова на ночлег. В поселок не заходили, хотя с воды виден был один хороший дом. На берегу были видны следы пребывания человека. Здесь вечером готовили лепешки т к хлеб был на исходе. С воды заметили один уцелевший дом. После захода солнца интенсивно донимал мокрец и без близости костра было грусно.
Ходовое время на сегодняшний день составило 3 ч 55 мин. Протяженность пути - 25 км.

29.07.08
В 9.00 проснулись.
В 11.47 отчалили.
Характер русла не поменялся. Проблем для сплава не встречалось.
В 13.03 на берегу увидели моторную лодку и решили причалить. Оказалось, что это охотник с Талакана с сыном и другом приехали на рыбалку. Пользуясь случаем решили расспросить его про дальнейший путь, как попасть в с Догордон и п Кукан. Он оказался разговорчивым и мы получили много информации. В 13.30 продолжили свой путь.
Пройдя немного устроили обед. Который продлился с 13.48 до15.37.
До ночлега торопились т к небо заволокло и сыпалась морось. По левому берегу после кл Поворотный находятся красивые скалы. В 19.06 встали на ночлег на косе у левого прижима. Вечером пекли снова лепешки.
Ночью дождь кончился, но на юге долго сверкала молния. Можно ждать большого подъема воды если фронт дождя пересечет долину Урми.
Ходовое время на сегодняшний день составило 5 ч 10 мин. Протяженность пути - 25 км.

30.07.08
Подъем в 9.00. Стараемся уйти раньше, пока не начался дождь. Старательно изучаем карту и ищем подход к п Догордон. Кажется ничего проще нет, но на месте оказывается все иначе. Видимо во время наводнения русло реки ушло сильно вправо и там где мы хотели увидеть поселок, его не оказалось. В результате мы промазали на приличное расстояние и с места причаливания нам пришлось идти 1 час до поселка через прижим. Необходимо было купить продукты и курево. Пока мы ходили, дежурные переправились на правый берег и стали готовить обед. Путь в поселок и обратно занял время с 14.00 до 17.00. В поселке мы узнали у местных, что Догордон переводится как «встреча друзей».
В 17.00 мы прибыли в лагерь. Обед уже успел остыть. Пообедали быстро и в 17.50 отправились дальше.
Проходили мимо бывшего поселка Уечен. От него не осталось никаких воспоминаний. Лишь остатки автодорожного моста в виде опор у поселка напоминают о нем.
После Уечена подошли к правому прижиму. Там находится красивая скала. Мы не оставили ее без внимания и сделали несколько фоток. Русло реки, упираясь в этот прижим, резко поворачивает вправо.
Уже в 20.00 встали на ночлег. Впереди был виден левый прижим, до которого мы не успели дойти. Вода начала интенсивно подниматься. В 23.00 скорость подъема составила 8 см/час. Исходя из этого в 24.00 палатку руководителя перенесли выше. Решили,что до палатки Солина вода до утра не успеет дойти.
Ходовое время на сегодняшний день составило 4 ч 10 мин. Протяженность пути - 27 км.

31.07.08
В 6.25 оказалось, что палатка Солина Вадима наполовину в воде. Их разбудили и переставили ее в безопасное место. Видимо в перед утром уровень воды сделал скачок на который никто не рассчитывал. Хорошо, что все каты были привязаны. В 10.30 был объявлен подъем. На этом месте решили сделать дневку. В этот день было солнечно и поэтому все купались, тренировались на кате и каяке, кто-то просто играл в карты. Весь день по реке моторные лодки возили металл, который резали где-то ниже по течению. Вода остановила свой подъем на место Солинской палатки и начала понемногу падать.
Одна из лодок два раза причаливала к берегу. Там находились 2 подозрительных хмыря, которые все собрались прийти ночью и пообщаться. Нам эта идея не понравилась и мы решили не испытывать судьбу. В 20.00 мы снялись с места и пошли на другое место, где эти типы нас не будут искать. Мимо их стоянки мы прошли незаметно. И в 21.40 зашли в протоку за островом перед правым прижимом. Но до того как попасть в протоку, случилась авария. Приставать пришлось к прибойному берегу, где была слишком высокая скорость потока. И кат Андрея Анатольевича влетел в коряги т к путь ему подрезал другой кат. В результате 2 человека попали в воду, но кат не перевернуло. Нижний кат вытащил из воды людей и все обошлось благополучно.
Ходовое время на сегодняшний день составило 1 ч 40 мин. Протяженность пути -10 км.

1.08.08
Поднялись рано в 7.30 и отчалили в 9.55. в этот день решено было дойти до п Кукан пораньше, что бы успеть уехать на машине до Биробиджана.
В п Кукан прибыли в 11.30. мы остановились в верхней части поселка сразу на слиянии проток и до него пришлось идти километра полтора. Местные жители сказали, что ниже можно остановиться прямо напротив поселка. Но кто бы знал!
В поселке найти машину не представляло труда. Водители УАЗиков («таблетки») пообещали подъехать на берег к 14.00, но приехали немного раньше. Еще до погрузки на машины, на берег выехал вездеход и переправился на другой берег Урми. Все стояли и смотрели как это у него получится при этом уровне воды. Зрелище было грандиозное.
В итоге мы упаковались, загрузились на машины и отправились в сторону Биробиджана в 14.47. все уместились в 2 «таблетки», но было тесно и стоило нам это удовольствие 9 000 рублей.
По пути несколько раз останавливались на небольшое время.
В Биробиджан прибыли в 17.35, а в 18.00 на Хабаровск отправлялась электричка. Мы успели взять билеты на нее и погрузиться, но проводница заставила нас оплатить багаж. В последние минуты перед отправлением Олег Середняков успел взять билеты на багаж и мы отправились в путь. Часть багажа мы сложили в непроходном тамбуре т к места в самом вагоне уже от нас не хватало. Путь до Хабаровска занял 2,5 часа.
По прибытию в Хабаровск взяли билет на почтово-багажный поезд № 953, идущий до Совгавани. Он отправлялся в 23.58. до отправления поезда мы успели поесть и отдохнуть от дороги. Перед самой посадкой начал накрапывать мелкий дождь, но это уже не пугало.
Ходовое время на сегодняшний день составило 1 ч 35 мин. Протяженность пути -13 км.

2.08.08
Ночью поезд долго стоял на каких-то станциях и поэтому прибытие в Комсомольск задержалось примерно на 2 часа. В Комсомольск прибыли в 11.50. на станции нас уже ждали наши с машинами.
На этом наше путешествие закончилось. Все домой вернулись в полном составе и здоровыми. Остается ждать следующего лета, живя зимой воспоминаниями о горной реке Урми.

Приложение №1

Гидрометеорологические наблюдения на активной части маршрута
дата Температура воздуха Температура воды Уровень воды
за ночь Погода
завтрак обед ужин завтрак обед ужин
21.07 34 25 8 6 - 2 см Перем. обл
30.07 36 35 33 14 15 17 + 2 см Перем. обл
31.07 35 36 35 11 13 12 + 118 см Ясно
1.07 34 35 13 13 - 10 см Ясно

Сплав 2У кс по реке Урми (Хабаровский край, В-Буреинский район) - дневник (Вода, рыбалка, каякинг)