Мой путь в кинематограф (и обратно)

Пишет Kapasev, 23.09.2008 17:48

У меня есть свой маленький ящичек Пандоры. Это дневники 80-х годов. Открываешь Полевой Дневник АН СССР и посыпалось: снег, дождь, пробои, оверкили и никакого снаряжения! Потом смотришь вокруг: снег, дождь и техника посыпалась. Реально: дважды выезжать пришлось. Такое впечатление, что в зимнем веле всё за счёт мороза держалось. Упорным трудом вогнал всё зло в крепёж передней корзины и в ночь-полночь подался на Янранай. Дуло, облачка жались к земле и у бледных вод Чаунской губы переходили в туман. Из него выплывали лебеди малодовольного вида - вероятно в местах "традиционного обитания" был уже совсем не климат. Картинка из жутких снов гринписов:грязь - мразь - трубы - бочки и грязные лебеди.
Янранай - национальное село. Так оно называется, потому, что не окупается. В перестройку распустили оленей, промыслы закрыли, остались сбор дикоросов (брусники) и любительской лов гольца, из-за неубранных южаками льдов этого года прошедший мимо них. При выезде из села встретил двух каникуляривших школьников на подаренных депутатшей велосипедах, возвращавшихся от мыса Чаячий. Они собирали яйца, что для 12-го июля так и по мне перебор, уже давно положено вылупиться всем-все-всем.
Было сыро, но я терпел держась ближе к обрывам. С потеплением спустился к недостроенному рыбацкому балку и разложил на столе все члены под шубой из спальника. Снаружи успокаивающе тарахтело.
За то время, что спал ветер так и не закончил перебор поплавков, только подмочил со всех сторон. Я впервые взял подарочную газовую горелку и тут она пригодилась: балок был без печи. Сменил ботинки на болотники и начал упражнение толкай-держи ибо путь к Старому Шелагскому является набором оврагов и отрогов. Из-за повышенной влажности было удобнее пользоваться совсем старыми вездеходными колеями, на машинных глина подлипала. После этих упражнений последний кусок по береговой гальке прошёл на удовольствии с подозрением: перед окончанием обрыва медведь любит поваляться, а обходить его далековато. Не оказалось и следов.
За то в самой избе следов человеческих оказалось на целый мусорный бак, брякавший пр выносе. Закрыл форточку, заткнул выбитую секцию окна и затопил печку. Стало тепло и совсем уж сыро, но после неотапливаемой певекской бетонки очень хорошо. Я не был здесь более года и кто-то маловозрастный пролезал через окно в тамбурной пристройке, кто-то росомашистый прогрыз дверь в другой, ну и бутылочки с остатками сетей.
Утром оглядел ноги - сбиты, но у меня с собой было! Два старых "Хакера" их я и заперечитывал из конца в конец
Тут кончилась крупа и я подался к Валькаркаю. Ручьи, что на эту, что на ту сторону с глинисто-галечным дном и будь воды чуть меньше, можно было бы крутить педали на всём протяжении. Впервые случилась тишь и видимость была. Из неё торчал на берегу излишний маячок, имейся над рядом стоящем балком труба - подошёл бы, но тут старые колеи вели направо к двум новым. МТЛБВ однако! Берег у обрыва под сопкой вызывал сомнения по части навороченного льда поощряя во мне лень и нелюбопытство. Ближе к верху потеплело и вылезли комары. До льда перевалить - меньше километра, а меня жрут! Вышел на берег и размешивая плоскую галечку с песком подошёл к дверям станции. Оставленный за ревность к хозяину Жилем Элькемом пёс Арчум
и сучка из местных вздохнули, но не встали - я понял, приехало кино, зверьё окормленО. Из станционного комплекса выплыла гидрологиня с термометром и сомнением во взгляде направленном в мою сторону. Вежливое:
-"Добрый вечер пани! Я Вас не разбудил? - погасили недоумение (велосипед стоял за стеной) и меня причислили к киногруппе. Пришлось повышать статус, поминая руководство Гидрометное и известных в этом бизнесе людей, но байк-таки водрузил на более почётное место
Если вам приходилось в ненаселённых местах натыкаться на группу товарищей, то вы знаете и свою норму, после которой имена перестают запоминаться. Здесь было 20 в группе, 8 на станции, арендованный транспорт и состояние подготовки, одним из следствий которого был примеченный ранее ложный маячок. Так же лепили РИТЭГ, операторскую телегу, Пускепалис вживался в образ при помощи топора, а Добрынин, по сценарию представлявший его смену совершал пробежку в наушниках. К сожалению мне не удалось ознакомиться с предметом обывательской гордости съёмочной группы 30-местной лодкой о двух моторах из-за ледовитости океана и отсутствия ветров южных галсов. За то мне показали карту острова Аарчым на котором происходит действие фильма. Её сделал настоящий картограф из других островов нашего сектора Арктики и слегка искажённого куска карты здешних мест. Столь хорошей карты мне на работе не попадалось. Кажется ребята попутно изобрели неплохую головоломку для знатоков Севера, по ней интересно искать знакомые названия и места. Алексей Попогребский пообещал по окончании съёмок передать её мне, а я себе передать чудо картографической мысли в наш музей.
Кроме того, часть съёмок перерешено сделать на собственно Туманной станции и я уверил, ещё одной достопримечатльности ради, что ложный маячок не приведёт никого на скалы, ибо все они тут погашены, ходят по спутникам.
Полный впечатлений завалился в день спать под локатором бывшей здесь когда-то части ПВО
Стреляли! Потому и проснулся. Если жизнь научила определять сектор обстрела во сне, то есть только один способ отучить Вас это делать. Я высунул нос из спальника, и точно: олени, стрелки и окно были на одной линии. Нары показались сразу излишне высокими, сам слишком объёмным .
По мелкости калибра у меня было время утвердиться в нелюбви к к палящим от дверей. Механизаторы истребили весь откол и большую часть моего аппетита.
Несмотря на близость к полуночи народ был в деле.
"Сдельно подрядились" - успокоения собственной совести для, решил я, но в дорогу засобирался. Не подумал, что вход в этот мир лёгкой развлекухи рупь, а выход по нервным клеткам.
Сначала весело покатилось по косе вдоль берега, да и первый час вверх по Малому Эргувеему порадовал. Дальше в Шелагский хребет валуны русла подросли в размерах, машинная колея была плохо прокатана, а вездеходная на борту слишком заболочена. Перед самым перевалом, однако, появились приличные места с дровишками от неудачных перевозок. За ним мне обещали балок и проигнорировав самочувствие вылез на плоский верх. Дальнейший путь был несколько сокрыт надвигающейся стеной дождя из которого выглядывали молнии. Балка не оказалось, вероятно ребята имели в виду другую дорогу, мимо старого Шелагского, но я ещё надеялся (это после 6 часов пути), найти его за перегибом склона, потом за другим, за отрогом... Потом полило так, что впал в машинную тупость, почти одновременно на сгибах лопнули болотники уравняв температуру снаружи и внутри. Прошло ещё шесть часов такого перебора и при виде Янраная силы утонули в колее. На последнем км отдыхал падая всем телом на тундру великое множество раз, a чтобы выйти на дорогу нужно пройти по глинистым задирам перед ней. Тут колёса облепленные глиной перестали крутиться вовсе. Я его нёс! Несколько метров, потом ещё несколько... На дорогу вылезал в три приёма. И вот стою я, весь в глине, а тут налево пойдёшь - в Певек через 4 часа попадёшь, направо - всю жизнь будут хвастаться как жизнь спасли пустив в гостиницу за деньги. Само собой к знакомым в таком виде... По берегу рыбацкие балки заперты, но хоть один найдётся? Он был пятым. Рядом, несмотря на льды лежала накачанная лодка Я вполз на нары, потом под спальный мешок - влезать в него было скушно и нелепо. Через какое-то время подъехал хозяин, но от моего вида заизвинялся и пропал.
Проснулся на другой день, но среди ночи. Затопил, просушился, нажрался и осмотрелся. Всё было очень хорошо. Даже ноги не сбиты. Вспомнив по ассоциации про сапоги затащил их внутрь, порвал в клочья и на полученном адреналине без проблем доехал до города, а отопление ещё и не думали включать. Ну и куда я рвался?
Мой путь в кинематограф (и обратно, Путешествия, валькаркай, янранай, чукотка)