Улугарттаг и самая высокая непокоренная вершина Памира.

Пишет Leb, 18.09.2008 13:43

Улугарттаг и самая высокая непокоренная вершина Памира. (Альпинизм, кашгарские горы, чакрагиль, конгурмузтаг, китайский памир, турклуб маи, карабентертаг, ойтаг)

"... В течение трёх дней мы стояли лагерем у подножия горы в долине экстраординарной красоты. Наш лагерь был установлен на травянистой поляне, окруженной высокими елями. Высокие водопады каскадами низвергались с утесов; иногда они подхватывались ветром и, распыляясь, превращались в колышащийся занавес...".

Это строки восхищенного красотою этих гор Эрика Шиптона.

Теперь всё изменилось. На поляне, где стояли Шиптон и Тильман организована платная зона отдыха, появились ларьки с сувенирами, и, конечно, с пивом. И от самого удаленного пивного ларька до маковки самой высокой непокоренной вершины Памира по прямой не более 7 км.

Если не ограничиваться отечественным Памиром и рассматривать Памир как единое географическое целое, то самой высокой непокоренной и самостоятельной вершиной на Памире сегодня является Восточный Чакрагиль высотою чуть более 6500 м - вторая по высоте вершина в хребте Улугарттаг.

Подробно об этом районе я написал в Энциклопедию Риска, вот ЗДЕСЬ.

А сюда просто фоточки для отдыха измученных на работе рисковчан.

Наиболее глубокий заезд внутрь района осуществляется по долине Ойтаг. Удивительно красива и необычна эта долина в нижнем течении. Здесь разноцветные осадочные породы от лиловых и зеленоватых до бордово-красных и оранжевых складываются в мозаику сказочных карликовых гор, образуют лабиринты миниатюрных ущелий и каньонов. А над этой сказочной страной возвышаются столь же красочные обрывы высоких "настоящих" вершин. Недаром долина называется Ойтаг, что по тюркски означает Лунные Горы.

Высочайшая вершина района - пик Чакрагиль (6760). В сентябре 1947 года на него попытались взойти Эрик Шиптон и Билл Тильман. Но из-за болезни Махмуда (местного жителя и тоже участника восхождения) экспедиция была прервана. Вот Чакрагиль. Хорошо виден, поднимающийся слева на право северный гребень - путь Шиптона и Тильмана.

А это фото из книги Шиптона. Вершина Чакрагиля уже снята с северного гребня.

А самым первым из европейцев побывал у подножия Чакрагиля опять Клармонт Скрин. Это нарисованная им карта с его маршрутом, который он прошел в сентябре 1924.

А это фотография Скрина языка ледника Ойтаг и того самого леса, в котором через 23 года трое суток прожили Шиптон и Тильман.

Вообще-то от еловых лесов на Памире тащились все - и Скрин и Шиптон и даже ваш покорный слуга. Вот лес в долине Бастанарчасу, это в 18 км на северо-запад от поляны Шиптона.

Там в конце долины окально-осыпной хребет. Там мы пролезли перевал и оказались вот на таком леднике

Не знаю, как заполучить китайское название этого ледника. А пока мы его назвали ледником Туманный Северный по имени перевала Туманный, с которого на север стекает этот ледник.

Вот еще фотка фрагмента пути на перевал Туманный (2002 г.).

А ледник, этот оказался необычным. В 2002 году мы зафиксировали, что он заканчивается на высоте 4000 м и достигает в длину 4,5 км. На том же леднике в 2004 году мы обнаружили следы недавней подвижки, его ледопады на пути к перевалу Туманному повторно пройти не удалось. Оказалось, что ледник удлинился до 6,4 км и спустился в долину до высоты 3750 м.

Но вернемся к самой высокой непокоренной вершине Памира. Вот так выглядит Восточный Чакрагиль от подножия Конгура.

Оспаривать это звание может лишь восточная глава Музтаг-Аты Южной Дальней в хребте Конгурмузтаг (про Конгурмузтаг тоже есть статья в Энциклопедии Риска). Однако эту главу трудно посчитать отдельной вершиной, ведь высота седла между восточной (6849) и западной (6858) главами Музтаг-Аты Южной Дальней составляет 6750 м при расстоянии между ними 1800 м.

Что касается Восточного Чакрагиля (6501), то он отстоит от пика Чакрагиль (6760) на 4400 м и отделен от него седлом высотою 6030 м. Иначе говоря, Восточный Чакрагиль - полноценная самостоятельная вершина.

И последняя фотка. Самая правая из высоких гор - Восточный Чакрагиль. Вид со склона Конгура (с 6400).

P.S. На первом фото поляна Шиптона у подножия Чакрагиля. Слева от центра кадра - Восточный Чакрагиль. Автор фото nkgisc

Другие авторы фотографий:

Ф. 2 - не помню. Или Андрея Жарова или Ивана Жданова (наша поездка на Каракель в 2006).
Ф. 3 - кажется мое.
Ф. 4 - Павел Демещик (2002).
Ф. 5 - из книги Шиптона, ссылка на книгу есть в энциклопедической статье, вот ЗДЕСЬ.
Ф. 6 - карта Скрина из статьи 1952 года, ссылка есть всё в той же энциклопедической статье
Ф. 7 - фото Скрина из той же статьи.
Ф. 8-10 - мои.
Ф. 11-12 - Ивана Жданова (2007)