Треккинг под Хан-Тенгри

Пишет gggavriel, 30.08.2008 16:54

С благодарностью нашим друзьям по команде

Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

Маршрут великолепный! Именно поэтому мы и даем его описание. Прекрасное сочетание физических трудностей, элементов техники, достаточно дикая природа, хватает и экзотики.

Наша группа 8 человек. Самый опытный – Дима Резник. Трое из нас идут до базового лагеря «Южный Ыныльчек» и обратно, для остальных этот треккинг только аклиматизация перед восхождениями на Хан-Тенгри и Победу.

Описание не совсем хронологическое и не вполне техническое, а скорее качественное. Имена людей, фирм и названия торговых марок приводятся не корысти ради, а из благодарности людям, которые хорошо делают свое дело. Отсутствует информация о ценах, так как они всюду договорные и наверняка будут меняться. Везде в ходу местная валюта – сомы. В городах без проблем меняют и доллары и евро. Киргизы народ спокойный и доброжелательный.

- Конец июля 2008. Прилетаем в Бишкек, аэропорт Манас. Маршрутки ходят из аэропорта с 6 утра. В турфирме «Аксай Тревел» круглосуточный дежурный и располагающая домашняя обстановка. Расплачиваемся за заказанные заранее услуги, получаем ваучеры, оставляем багаж для заброски в базовый лагерь «Южный Ыныльчек» вертолетом.
Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

- В Бишкеке на удивление хороший выбор продуктов быстрого приготовления: супы, соусы, каши. Однако основу своего рациона мы уже привезли с собой – сублиматы «Гала-Гала» (жаль только, что они не выпускают сублимированного сала:)).

- На автовокзале договариваемся с частным микроавтобусом и выезжаем в Каракол (бывший Пржевальск), высота 1800. Примерно 7 часов пути. Большой зеленый город. Здесь располагаемся на базе Игоря Ханина, который обеспечивает нам заказанные заранее пропуска в погранзону и трансфер к началу маршрута. «База» - старый купеческий дом, большой двор, во дворе несколько автомобилей. Девиз Игоря Ханина – «Мы свои обязательства выполняем!»

- Утром последний лагман в Караколе и еще 8 часов на ЗИЛ-131 до погранзаставы Эчкелекташ. Уже на этом пути отдаем две копии пропусков (для казахской и киргизской застав). Оригинал пограничники не забирают, но с ним сверяются.
Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

- Проезжаем вертолетную площадку Каркара. Отсюда летают вертолеты в базовые лагеря под Хан-Тенгри и берут за это очень недешево.

- Эчкелекташ. Высота 2950. Белая стена казармы, вышка дозорного на горе, пограничники приветливы. Мощная река Сары-Джаз, навесной мост – переходим его и начинается ровная зеленая тропа по правому (здесь и далее – орографически) борту широкой долины Сары-Джаз. Проходим 2-3 часа и ночуем на 3200. Ночью заморозок.

- На следующий день еще несколько часов по траве. Долина постепенно поворачивает вправо. Наконец слева впадает Тюз. Около часа идем по нему вверх и переходим вброд – по одному, по колено – некритично, но расслабляться нельзя.
Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

- Далее по руслу ручья вверх. Идти по правому борту, через речку не прыгать. Тропа часто расходится, но не теряется. Ночуем на травке на высоте 3600.

- Третий день. Еще пару часов по траве и далее за огромным камнем крутой взлет и далее только осыпи. Теперь важно правильно повернуть направо, на перевал. Первый сай пропускаем и поворачиваем на втором. Тропа угадывается неплохо, есть туры. Подъем на перевал около 2 часов. Перевал классический – широкий, ровный, красивый. Высота – ровно 4 км.

- Час спуска по мелкой и средней осыпи. Далее тропа резко уходит влево на траверс травянистого склона и постепенно выводит на правый борт Ыныльчек. Еще окола часа по этой тропе, мимо ржавой снегомерной рейки и мы у подножья склона, 2850. Переходим ручей, подъем для обхода слева бугра и час пути по ровной тропе до мемориального камня.
Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

- Скоро тропа обрывается, подмытая рекой. Спускаемся в галечниковую долину и через час упираемся в язык ледника. Ночевать негде, идем налево. Забираемся на ровную травку на правом борту, ставим палатки. 2950 м.

- Четвертый день начинаем следуя описаниям группы Юрия Ермачека (http://www.alpclub.ur.ru/alp/uvk/2006/pobeda/Prochorov/index1.htm) и пересекаем ледник слева направо. Морока изрядная и на это уходит более 2 часов. (Только проделав весь этот путь обратно, мы поняли, что трудности этого дня были еще «цветочками»). Все это время у нас перед глазами левый борт долины, по которому проходит тропа в Аджайло и где на крутейшей осыпи она практически не видна.

- Перейдя на левую сторону долины, делаем первую ошибку. Перед нами круто падающий с левого борта ручей. Тяжело обходим его устье снизу, по боковой морене ледника и только Дима Тильман «вопреки логике» поднимается по ручью примерно до 3100, переходит его и спускается на травянистую террасу, где проходит тропа. Вскоре мы присоединяемся к нему, но снизу.
Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

- Далее примерно 5 часов пути до поляны Мерцбахера. Везде тропа. Пару-тройку раз переходим ручьи боковых ледников. На протяжении 1,5 км тропа пересекает крутую и местами опасную осыпь.

- Поляна Мерцбахера (3450) прекрасное место для отдыха (трава, вода, вид на озеро Мерцбахера), тем более, что дальше путь проходит по леднику, где тропа практически исчезает. Напомним, что в этом месте ледник Ыныльчек разделяется на северный и южный. Наш – южный.

- На вопрос «как идти дальше?» обычно отвечают – Тропы нет. Однако рекомендации есть.
Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

- Еще до спуска на ледник воспользуйтесь хорошим обзором и наметьте себе путь на первые километры. Первую, противную рыжую морену, перешагните и никогда на нее не выходите. Выбираем следующие за ней черную или серую морену, идем по ее гребню, или по склону, или вообще по льду ручьев между моренами. Переходы с одной линии на другую в поисках лучшего пути съедают силы.

- Так двигаемся до впадения справа ледника Комсомольский, 3850. Здесь впервые придется пересечь речку крупного ледника. Проблем при этом может возникнуть несколько: спуск к руслу (кошки, страховка), найти узкое место, чтобы перепрыгнуть ледовое русло; найти мостик, чтобы перешагнуть. Мы переходили речку Комсомольского в 11.30, то есть в самый пик таяния. Первые из нас перепрыгнули легко, а последние через 10 минут в спешке форсировали растущую на глазах речку едва ли по пояс в воде. Переходить речки до 9-10 утра!

- Ледник Комсомольский ровной дугой вливается в Юж.Ыныльчек. Речку можно пересечь в самом начале этой дуги, или, как сделали мы – пройти по ней 1.5-2 км вглубь Комсомольского, так как там переход речки не столь драматичен.
Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

- Затем вернуться на черную морену ледника Ыныльчек и по ней идти до впадения справа ледника Дикого. А далее, внимание! Не углубляться в появившиеся перед вами ледовые разломы, а вместо этого круто пересечь ледник влево и выйти на серую морену, которая разделяет ледники Звездочка и Юж.Ыныльчек. Именно здесь вскоре появится тропа, которая и выведет вас прямо в базовый лагерь «Южный Ыныльчек», 4070. Мы вместо этого пошли как бы по диагонали в направлении базового лагеря, заблудились в лабиринте ледовых холмов и озер и заночевали в 1.5 км от лагеря.

- В лагере всегда можно найти место для палатки, есть спутниковый телефон, столовая.

- В часе ходьбы в сторону первого лагеря на Хан-Тенгри расположен еще один лагерь – турфирмы Бирюкова «Тянь-Шань Тревел», 4080.
Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

- Обратный путь до языка ледника неспеша занимает 3 дня. Отсюда мы уже не идем через перевал Тюз, а спускаемся прямо по долине Ыныльчек в местечко под названием Аджайло.

- От «ручья Тильмана» пару сотен метров по террасе и далее крутейший спуск по осыпи к конечным разломам языка. Тропа прослеживается и здесь. Еще полтора часа по ручью между осыпным склоном и льдом, затем час-полтора по гальке открывшейся долины. Подъемчик влево на речную террасу и далее начинается сказка альпийских лугов и тянь-шаньских елей. А навстречу то и дело попадаются группы спешащих на Хан-Тенгри.

- Только два экзотических препятствия на этом участке: прижим реки к левому берегу и переход речки Аджайло.

- Прижим – это 250 метров подъема и 2-км тропа, обходящая прижим по лесу. С севера тропа незаметно начинается в кустарнике рядом с характерной приметой – «стол и стулья», то есть плоский камень и валуны вокруг. А с юга начало тропы следует искать примерно в 200 метрах после ручья из тесного ущелья справа.
Треккинг под Хан-Тенгри (Горный туризм, тюз, аджайло, киргизия)

- От прижима до реки Аджайло около 2 часов ходу. Если переходить реку до 9 часов утра, то делать это можно и поодиночке.

- Сразу за рекой вагончик скотоводов. За ним бугор и за бугром турбаза Аджайло (также «Хан-Тенгри», также «Грибки»), 2750. Здесь несколько приличных домиков, столовая, баня с парилкой и шикарным бассейном с видом на реку, дизель, ветряк, вертолетная площадка, а также лошади, две юрты и роскошная поляна для палаток, по краю которой течет кристально-пасторальный ручей.

- Отсюда мы уезжаем машиной, которую прислал нам Игорь Ханин. 22 км до погранзаставы Майда-Адыр, еще 5 км вдоль заброшенного шахтерского поселка до моста через реку Ыныльчек, 2500. На мосту проверяют документы и забирают последний экземпляр пропуска. Остается 4-5 часов пути до Каракола.

____________________________________

Длина трека вверх – около 80 км, примерно столько же вниз. Перепад высот – от 2950 до 4100, через перевал 4000 со спуском с него до 2850. На самом же деле, с учетом петляния по моренам влево-вправо и вверх-вниз цифры эти очень может быть что удваиваются.