Горы без пластмассовых бутылок!

Пишет Irina Morozova, 12.02.2007 12:55

Есть много животрепещущих проблем, которые мне постоянно хочется поднимать. Зачем? Затем, что если постоянно капать на мозги, то глядишь до чего-нибудь докапаешься.
И пусть кто угодно кидает в меня камнями за то, что я пытаюсь вытащить на поверхность всю грязь. Но если ее засунуть поглубже - по кустам или по темным уголкам души, - то чище от этого не будет. Грязь надо вытаскивать из углов и убирать. И в данном случае я хочу поговорить как раз об этой самой грязи в буквальном смысле.

Горы без пластмассовых бутылок! (экология, чистота, мусор в горах)

Совершенно случайно обнаружила в самых дальних закутках одного из форумов среди обсуждений чистоты на наших базах любопытный комментарий по этому поводу одного из иностранцев. Собственно для очень многих, особенно для тех, кто бывал в Альпах, например, или других европейских горных системах и видел какая там кругом чистота, этот комментарий даже не покажется любопытным, а будет вполне тривиальным.
Письмо это было написано по английски, поэтому видимо на форуме оно осталось без внимания. Для начала я приведу небольшую цитату из предыдущих сообщений, чтобы было понятно о чем речь. Затем оригинал письма на английском и ниже свой перевод. В тексте я удалила название базы о которой шла речь и заменила на < ... >. Это сделано во-первых, для того, чтобы не создавать антирекламы лагерю и для того, чтобы не превращать это в проблему конкретного лагеря. Потому что это проблема всеобщая. Грязно везде – вокруг всех баз, на всех ночевках, на всех маршрутах, вершинах и пр. Короче мы уже давно постепенно превращаем наши горы в одну большую помойку.

Милая Вера боюсь что Вы просто не туда попали.
Я работала и совершала восхождения в < ... > не один год а было это к сожалению более 20 лет тому. Альпбаза не смотря на грязные туалеты и не комфортабельные умывальники -была, есть и будет одним из самых ЧИСТЫХ мест на Земле. Каждый видет то что хочет видеть ... Вы к сожалению не увидели главного. В горы люди ездят чистить души а не уши , а тот кто хочет соблюдать гигиену найдет способ ее соблюдать в любых условиях....
С сожалением Ирина

Sorry for writing in english. I do understand russian, but have problems writing with cyrillic letters.

Unfortunately, I completely disagree to Irina and recognize the problems indicated by Vera. I visited < ... >, and I should say, this was one of the dirties places I have ever seen. It is far to complex to moralize about the soulful purity, and in the same time look on all this garbage all around (in bushes), empty plastic bottles all around. It was also some kind of astonishment to look at small children who were slinging the GLASS bottles into the small pond at the SE side of camp. The bottles in water were latter knocked to pieces using stones...by the same kids. God save these, trying to swim, wash or wade into the pond.
There were NO any signs, where to put garbage, etc.
Also, take into consideration, that the small amount of information in russian is completely not readable by any foregner.

I also can not agree, that kind of toilets used in camp, can help anyone to purify his soul. Even vice versus. Let us say, there may be many persons in camp, ready to pay a simbolic amount of money for a serviced and clean toilet.

I should agree, eating room and kitchen was good, and the people working there were also very kind and responsible.

In summary,
-a little advice to the managers and owners of camp - do not be afraid to add more extra services (available for additional fee).
-there are many places with nice rocks and woods without plastic bottles and smashed glass, where to find the peace and harmony!

KEEP SMILING!!!

___________

Извините за письмо на английском языке. Я действительно понимаю русский язык, но для меня составляет проблему написать письмо по-русски.

К сожалению, я полностью не соглашусь с Ириной и признаю существование проблем, обозначенных Верой. Я посетил базу < ... > и я должен сказать, это было одним из грязных мест, которые я когда-либо видел. Вся грязь вдали от корпусов, но тем не менее все окружающие могут наблюдать различный мусор (в кустарниках), пустые пластмассовые бутылки по всей округе. Также некоторое удивление вызывают маленькие дети бросающие СТЕКЛЯННЫЕ бутылки в стороне от базового лагеря. Бутылки в воде разбивались с помощью камней... теми же самыми детьми. Боже упаси их потом пробовать залезть в этот водоем чтобы искупаться.

Не было никаких указателей куда выбросить мусор и т.д.

Кроме того та небольшая часть информации на русском языке полностью не удобочитаема любым иностранцем.

Я также не могу согласиться, что такие туалеты, как в лагере, могут кому-то помочь очищать его душу. Позвольте сказать что достаточно много людей в лагере могут быть готовы заплатить символическую сумму денег за обслуживаемый и чистый туалет.

Я должен согласиться, что столовая и кухня были на должном уровне, и люди, работающие, там были также очень любезными и ответственными.

Резюмируя:
- небольшой совет менеджерам и владельцам лагеря - не бояться добавлять больше дополнительных услуг (доступных за дополнительную плату).
- есть много мест с хорошими скалами и природой без пластмассовых бутылок и разбитых стаканов, где можно найти мир и гармонию!

ПРОДОЛЖАЙТЕ УЛЫБАТЬСЯ!!!

Горы без пластмассовых бутылок! (экология, чистота, мусор в горах)

Фото Саши Карпова.

На ту же тему, но не от иностранца и с указанием места.
Недавно, после многих лет разлуки я опять оказался в Крыму. В 80-х годах, времени моей студенческой и альпинистской молодости я часто бывал там. Нашим любимым местом был Форос, куда мы ездили по нескольку раз в год и где переходили большую часть маршрутов. Потом
произошло вынужденное расставание, последние годы я живу в Цюрихе и Крым не самое удобное место сьездить полазить. Поэтому, когда появилась возможность поехать в Ялту на конференцию, я ею немедленно воспользовался. Заодно заехал на Форос, прошёл
по местам боевой молодости от Меласа до домика лесника и даже где-то в одиночку полазил. Что меня неприятно поразило, так это неимоверная грязь вокруг. Идя вдоль тропы в лесу (не говоря уже о дороге) каждые 100 метров натыкаешься на помойку из гор пластикових (и стеклянных ) бутылок и прочего мусора.
Может, что-то с памятью моей стало или я привык к чистой Швейцарии? Да вряд ли. Я же по нескольку раз год в Москве бываю, и вижу что там то стало чище, чем во времена моего детства. Спросил друзей, к-е ни по каким Швейцариям не разьежают, подтвердили, да в наше время было чище.
Может народу было меньше, не знаю, тоже вроде на стенах все висели на майские и октябрьские праздники. Пластиковой тары тогда не было, а стеклянную вниз бегали сдавали. Почему у нас было всё не так, это можно долго рассуждать. Но факт тот, что всё сейчас там загажено и загажено не местными, а нами же, альпинистами - скалолазами. Хоть организуй экспедицию по вывозу мусора, как на Эвересте. Честно говоря Эверест меня меньше интересует, чем родной Крым (хотя и не уверен, где я скорее окажусь). А вывезешь мусор, он там опять накопится за пару сезонов. Я не знаю волнует ли кого эта проблема или все уже привыкли, что так там и должно быть?

Да в том-то и дело, что эти акции периодически организуются. И на Эльбрусе и в других ущельях. Но толку-то что, когда снова через пять минут кто-то начинает тут же гадить. Уберешь пару банок или бутылок, а на их место накидают 10.
В позапрошлом сезоне по инициативе Володи Терентьева была организвована в Уллутау акция по сносу мусора с ночевок. Принес мешок мусора - получил значек или футболку. Во время акции народ немного подчистил окрестности. И что? Прямо после этого в августе спускаясь с Гарваша я подобрала две свеженькие платиковые бутылки.

Привет, Ира! Тему надо поднимать. Везде в горах бывшего Союза одно и то же: и на Алтае, и на Кавказе, и возле Алматы, и у нас на Ястребином, особенно после фестиваля весной. Когда захламляется квартира, где ты живешь, рано или поздно понимаешь, что скоро негде будет повернуться. Возможно, у населения СССР в качестве базовой информации вложено ощущение бесконечной родины, которую, как ни старайся, полностью не загадить...

Lalena, вот как раз у населения СССР такого чувства не было... Посмотрите, что написал dimaq...

Спасибо! согласна полностью!

Если мы говорим о причинах- сравнения с 20 30 лет назад не совсем корректны: Во- первых тогда в горах, на скалах и т.д. было меньше людей, во- вторых пластиковых бутылок просто не существовало, а п/э пакеты стирали и сушили на веревочке.

А в современных условиях- надо убирать и учить людей. Если урна рядом- гораздо больше людей бросят в нее мусор чем если она далеко...

В горах было БОЛЬШЕ людей, раз в 5-7, на скалах, да меньше. Но если отойти от скал , таким себе походиком Соколиное-Б.каньйон- Бойко- Яйла -Ачик-ташскуая тропа людей вряд ли стало больше (тогда были плановые маршруты), но залежи консервных банок и ПЭТ бутылок поражают до глубины души.

Мусор! Мусор!! Пластик!!! Это проблема XXI века будет решаться не просто, а именно до тех пор пока не появится "самоуничтожающийся" материал. Иностранцы правы - в наших "советских" горах грязно! Но грязь эту, я уверен, приносят в

основном

, случайные отдыхающие (по путёвкам на бывших альплагерях и турбазах). Таких, ой, как много! В погоне за выживаемостью им предоставляют место отдыха , лишь бы получить деньги (наблюдал и в а/л Уллу-Тау и в Домбае и в Архызе). А, приезжающие туда люди, не имеют должного уважения к хрупкой природе. Что касается горных путешественников со стажем, то они заставляют

участников утилизировать мусор на месте, а то, что не может быть уничтожено - уносить вниз,в посёлки.
Из сказанного выше напрашивается вывод: С увеличением количества спортсменов-альпинистов, туристов-горников, пешеходников, водников (по старой советской системе!) уменьшиться количество случайных людей в горах, а значит и мусора.

Мое видение проблемы:
Вариант 1 Высокогорный. В лагере А стоит переполненный бак с мусором, вокруг которого кучи, которые нагадили местные отдыхающие. Участники (сознательные) альптурмероприятий выбрасывают свой мусор в эту переполненную кучу. Несознательные- полагают что нефиг носить мусор из одной кучи в другую, и не убирают вообще.Администрация (из местных жителей) вообще не понимает, зачем вывозить мусор- в конце сезона, что горит- спалим! (и куда кстати вывозить, в соседнее ущелье, или сразу в Нальчик??)
Вариант 2 Скальный. Возле скал, расположенных как водится в живописном месте отдыхают скалолазы. туристы, детские группы, друзья и знакомые вышеперечисленных катерогий, местные жители. Мусорных баков нет и не будет никогда. Вопрос: кто из всех категорий являетя санитаром леса? Ответ Детские организованные группы и отдельные неравнодушные граждане. Эти две категории производят уборку ДОЧИСТА какого-то участка территории. Остальные в лучшем случае убирают за собой, более частый вариант- погуляли-побухали, только собрались убирать за собой, как пошел дождь. Ну не тянуть же это все г-но в машину!. Все.
Мораль: Если в первом случае адманистарция, местные советы и царь ущелья лично организует (и введет в бюджет, т.е. оплатит!) процесс утилизации, со свалками, вывозом раз в месяц и тд- можно будет что-то требовать ото всех.
во втором- аналогично, только еще нужно УСТАНОВИТЬ мусорные баки. Кто это сделает: местные советы, ФА, туральпклуб, добрый дядя швейцарец- все равно.
Боюсь, что в ближайшие лет 30 этого точно не случиться. :-((, так что количество мусора будет увеличиваться невзирая на число сознательных, тк число "случайных " превышает на порядок.

да уж. тема животрепещущая. на камчатке ходили 2а на корякский вулкан вел нас инструктор(с нормативом и званием снежный барс) было очень обидно когда он допил пластиковую бутылку и кинул ее на месте остановки, мы потом ее подобрали, ему посмотрели в глаза даже его не покоробило. он мусорить в горах привык. что это было мы так и не поняли свинское образование СССР? вроде тоже в СССР чистоте учили или человек такой оказался