АЛЬПИЙСКИЙ TOP TEN

Пишет гоген, 29.06.2008 19:02

АЛЬПИЙСКИЙ TOP TEN (Альпинизм, dav club russland, альпы, обзор)

Альпы, великолепные горы. Красивые, грандиозные, очень разнообразные. На довольно не большом пространстве сконцентрированы максимально не похожие друг на друга массивы. Чима Додичи в Доломитах отделена от Гроссвенедигера долиной Валь Пустерия и расстоянием в 30 километров. Совершенно разные горы, стройные доломитовые башни визави к оледенелым гранитным исполинам.

И это только один пример из многих. В Бернских Альпах вам предоставится возможность насладиться грандиознейшим оледенением. Длинна ледника Алетчглетчер измеряется уже десятками километров и выглядит и он не разу не по альпийски - настоящий азиатский исполин. Знаменитая северная стена Эйгера перепадом в 1800 метров легко выбивается в лигу "Больших стен", а что тогда говорить о восточной стене Монтерозы перепадом во все 2600 метров ? Впечатлило? Надеюсь да, потому что я уверен, что большинство моих соотечественников знают только Монблан, если вообще ещё помнят курс географии, ну и ещё одну швейцарскую гору с шоколадной обёртки. Альпинисты наверняка смогут дополнить это перечисление такими названиями как Маттерхорн, самая массово тиражируемая вершина в мире, Эйгер и Пти Дрю. Знатоки добавят в этот список еще Гран Жорас, Гран Капуцин и Мармоладу. И только кучка людей знает о Альпах больше...

Трудно свести все предпочтения и пристрастия в некий список каких-то вершин. Кто то любит вертикальные гранитные стены, а кто то ажурные фирновые гребни, кому нравится арбуз, а кому свинной хрящик. Как быть? Я решил представить десятку в соответствии со своим представлением о значимости, красоте, харизматичности. Вы можете посмотреть и соответственно проголосовать за одну или несколько понравившихся вам вершин. Надеюсь формат голосования адекватно составлен и принесет любопытные результаты.

Для начала представим наших золушек и принцесс.

МОНБЛАН 4808
Фото: © Summitpost

Ну принцессой его обозвать довольно трудно. Высшая точка Западной Европы, Top of the Alps и прочие титулы присущие монархическим особам. Известен всем эрудированным людям. Находится на границе Франции и Италии между городками Шамони и Кормаер. Простейший путь на него имеет примерно 2Б категорию сложности. Наверх пределов нет, вплоть до 6Б. В сторону Шамони с его склонов стекает серия ледников, языки их доходят до высоты в 1300 метров н.у.м. Альпинистски интересна километровая восточная стена, километровая южная стена. Северные и западные склоны более пологи, но не менее интересны.

МАТТЕРХОРН 4478
Фото: © Summitpost

Ну что про него сказать? Его знают многие, хоть раз видели его изображение на шоколадке практически все. Вершина расположена на границе Италии и Швейцарии. Классические маршруты подъема из обоих стран, учитывая их оборудование, тянут на нашу 3Б. Альпинистам от II разряда и выше рекомендую северо-западное ребро, так называемый "Гребень Цмутт" тянущий по нашей категории на 4Б. На нем практически нет народа и разнообразие рельефа делает его полноценным альпинистским приключением. Юго-восточный гребень Фургген можно оценить в 5А. Западная и восточные стены комбинированные, пологие и достаточно разрушены. Я не рекомендовал бы на них лезть. Более интересны северная и южная стены перепадом до 1200 метров. По южной стене ведет серия маршрутов от 4Б до 6А категории. Северная стена знаменита как одна из главных альпийских стен. Маршруты на ней сложны и суровы, категория варьирует между 5Б и 6Б.

ГРАН ЖОРАС 4208
Фото: © Summitpost

Мекка экстремального альпинизма. Знаменитая северная стена перепадом в 1200 метров всегда была ареной единоборств как между природой и человеком, так и между самими людьми. С середины 30-тых годов все кто крут ставили эту свою крутизну на пробу на маршрутах. Здесь самая простая линия 5Б, самая сложная 6Б и их тут много. С юга Гран Жорас проще, но тоже все еще не совсем. Классический маршрут на вершину тянет на свои 3А. Очень интересен траверс всех башен, он потянет, видимо, на 4Б.

ЭЙГЕР 3970
Фото: © Summitpost

Эйгер, как и Гран Жорас, в особом представлении не нуждается. Эта вершина возвышается над швейцарским городком Интерлакен и в хорошую погоду видна даже из Берна. Говоря о Эйгере 99% подразумевают северную стену. Nordwand ist Mordwand (это знаменитая игра слов. Nordwand переводится как северная стена, Mordwand соответственно как Стена-убийца). На сегодняшний день по ней ведут около 30 маршрутов и их вариантов от 6А до 6Б категории. Левее находится северо-восточная стена с парой пятерок и еще левее все это дело ограничивается острым восточным гребнем Миттелеги, категорируемый как 3Б при условии использования провешeнных там перил. Еще есть южная стена. Её мало кто знает, потому что этот известковый сброс имеет высоту "всего" в 600 метров - какая мелочь правда? От вершины на юг уходит гребень, по которому от приюта Мёнхйох совершается большинство успешных восхождений на вершину. Классическим маршрутом подъема считается западный склон. Но подниматься по нему я даже врагу не пожелаю. Это 1800 метров по высоте по сыпухам перемежающейся довольно часто сбросами по которым надо уже лезть.

ГРОССГЛОКНЕР 3798
Фото: © Summitpost

Самая высокая вершина Австрии это Гроссглокнер. Почти четырех-тысячник расположен в восточной части Альп южней Зальцбурга. Как и на всех "главных" вершинах на нем в хорошие летние деньки не протолкнуться. Нормальный путь ведет на гору с юга и тянет на хорошую 2А. Оттуда же по южному ребру можно подняться по троечке. С севера маршруты сложней и северный сброс имеет перепад в 600 метров. По стене ведет серия ледовых и комбинированных подъемов от 3Б до 5Б категории сложности. Особого упоминания заслуживает траверс соседней вершины Глокнерванд с последующим восхождением на Глокнер. Это мероприятие занимает пару дней и тянет на 4Б. На терассе под северными склонами этих обоих вершин есть будка для сокращения подходов под стеновые маршруты. Еще ниже расположен самый длинный в Австрии ледник Пастерце. Его длинна 9 километров.

ПТИ ДРЮ 3754
Фото: © Summitpost

Ну с Дрю у всех всё ясно. Телефильм "Смерть проводника" привел в горы не один десяток людей, а поисками этого фильма в сети, по моим наблюдениям, занимаются сотни наших единомышленников. Правда я не слышал, что бы хоть кто то нашел его, ну да ладно. Гора стоит в Шамони и её "шоколадная" сторона это западная стена перепадом до 1100 метров. По ней шли около десятка маршрутов от 5Б до 6Б категории, но серия обвалов превратила её в "белое пятно" по которому можно теперь ходить с листа. Но делать это рекомендуется только людям с очень крепкими нервами - она сыпет практически без перерыва. Так же сильно сыпет по классической 5Б по северной стене. Ледовая ниша, в верхней части стены, регулярно отправляет вниз эшелоны камне-бетона. Маршруты в левой части стены более безопасны. Северная стена часто ходится зимой не смотря на то, что ассортимент маршрутов на ней варьирует так же между 5Б и 6Б. Классический подъем на Пти Дрю ведет с юга через хижину Шарпуа и тянет на 5А.

МАРМОЛАДА 3343
Фото: © Summitpost

Королевы Доломит, капризная красавица с двумя ликами расположена на юго-восток от горнолыжного курорта Канацей. Северный склон это ледовый панцирь разорванный трещинами и оборудованный в своей восточной части подъемниками под летнюю горнолыжку. Западная часть стены безлюдна и вполне серьезна. По ней ведут пара ледово-снежных "двоек" и комбинированных "троек". По западному гребню проложена феррата позволяющая подниматься на Мармоладу даже туристам выходного дня. С юга Мармолада похожа на крепостную стену. В самом коротком месте её перепад пол километра, в правой части стены перепад достигает одного километра. Самый простой маршрут подъема на неё "весит" примерно 4Б. Остальные маршруты сильно сложнее, вплоть до 6А и пожалуй выше.

ПИЦ БАДИЛЕ 3308
Фото: © Summitpost

Если от Ст. Моритца поехать на запад, то через 30 километров можно оказаться в Пакистане! Что за глупость, скажете вы. Ан нет, в Германии я знаю как минимум три швейцарии! "Саксонская швейцария" около Дрездена, "Франконская швейцария" около Нюрнберга и "Померанская швейцария" северней Берлина. Да что тут говорить, в каждой стране почти есть своя "швейцария". А вот с "Швейцарским пакистаном" мне пришлось столкнуться совсем неожиданно! Имено так называют район Бергель сами швейцарцы. Видимо за монолитные гранитные стены перепадом под километр. Пиц Бадиле самая знаменитая вершина этих гор. На её стенах писалась история альпинизма. Северо-восточная стена пройдена впервые Рикардо Кассином и оценивается сегодня где то в 5Б. Остальные маршруты по ней сложней. Северо-западная стена украшена маршрутом Виторрио Брамани (который будучи сапожником по профессии именно для её прохождения начал экспериментировать с разными сортами резины и формами протекторов в результате чего мы все знакомы с маркой ВИторрио БРАМани). Эта стена короче, всего 600 метров перепадом, но её красота и качество камня выше любых похвал! Кроме маршрута Брамани, примерно 4Б категории, на стене еще десяток маршрутов сложностью до 5Б. Классический подъем на Бадиле идет с итальянской стороны по 300-метровому ребре 2Б категории. Слева и справа от него так же по стене, по которым проходят линии до 5Б категории. На вершине стоит бивачная будка которая спасла уже не одну альпинистскую жизнь.

ЧИВЕТТА 3220
Фото: © Summitpost

Чиветта тесно связана с историей нашего альпинизма. На ней погиб Михаил Хергиани, который был сорван камнепадом в верхней части вершины Су Альто входящей в массив Чиветты. Это очень серьезная гора расположена в провинции Трентино к югу от поселка Аллеге. Перепад её северной стены составляет 1200 метров. Самый простой маршрут по её центру оценивается в 5Б. Кроме него есть целый ряд линий минимум 6А категории. Справа и слева от главной стены стоит ряд башен, перепадом от 400 до 800 метров с ассортиментом маршрутов по северным стенам от 4Б до 6А категории. С юга на Чиветту ведет феррата, которая облегчает спуск в плане ориентирования.

ЛАВАРЕДО 2999
Фото: © Summitpost

Если Чиветта это ужас Доломит, то Лаваредо это их парадная открытка. Эти башни знакомы многим. Я лично впервые увидел эти башни в раритетной книжке Карло Маури, переведенной в восьмидесятых на русский язык, "Когда риск - это жизнь". Каждое второе итальянское кафе вне Италии украшает свой интерьер запоминающимся силуэтом. Три, а если быть до конца точным - пять, башен к югу от Кортины очень легко достижимы. Дорога идет практически к их подножью. По южным стенам башен ведут маршруты от 3А до 5Б, северные шестисот-метровые, нависающие стены на порядок серьезней. По ним нет ничего легче 5Б. Все остальное 6А и выше... Здесь есть все - экстремальные фриклаймы, ИТО-шные супер-линии. Тут легче всего встретить Хуберов, Паперт и других звезд. Очень не банальное место. Интересное обстоятельство - на Лаваредо практически нет "по доброму" пробитых мультипитчей. Этот район считается оплотом "классичского" скального альпинизма. Кортинезский клуб "Скоятоли" (Белочка) пристально за этим следят. Говорят даже были эксцессы с выдворением особо настырных "дятлов" собиравшихся продолбить стены "по модному".