Мультитопливные горелки. Обзор
Предисловие
Изначально я планировал сделать тест на живучесть горелок в условиях, приближенных к условиям экспедиции. Я взял с собой в Абхазию три горелки разных производителей с целью помучить их местным топливом и посмотреть, какие проблемы будут доставлять мне мультитопливные друзья, и насколько эти проблемы будет легко решить. Перед поездкой я распечатал себе статью Артема Оганова «Жидкотопливная правда». Однако то ли условия были не достаточно жесткими, то ли я нашел единственную абхазскую заправку с нормальным бензином, но глобальных проблем не было. По сему, статья превратилась из теста в обзор. Что ж, в институте меня учили, что отрицательный результат – тоже результат.
Итак, у в Абхазию со мной путешествовали следующие горелки: MSR WhisperLite international – горелка, конструкция которой не меняется уже 20 лет, одна из самых надежных в мире по отзывам пользователей; Primus MultiFuel EX – горелка с принципиально новой системой подогрева горючего и очистки топливной магистрали; и третья горелка – Kovea Booster +1, самая бюджетная из мультитопливных на российском рынке.
В течение 7 дней я использовал все горелки одинаково: кипятил одинаковое количество воды, использовал бензин АИ-76, купленный на обычной заправке в Абхазии, каждый день я разбирал и собирал топливные магистрали, т.к. начитался в форумах историй о внезапной гибели горелок.
Мои субъективные впечатления от пользования горелками:
MSR WhisperLite international
Понравилась:
Простотой конструкции. Разбирается полностью при помощи обычных пассатиж и отвертки.
Самая легкая из представленных горелок
Система соединения насоса и шланга горелки – оно не резьбовое, и отсоединить одно от другого очень быстро и просто. Тросик топливной магистрали длинный – проходит и через змеевик, и через шланг.
Система Shaker Jet – очень понравилось, что для прочистки форсунки требуются считанные секунды, после этого горелку не надо снова разогревать. В некоторых случаях ее даже не надо гасить.
Не понравилось:
Вытаскивать и засовывать обратно трос из топливной магистрали очень сложно, несмотря на отсутствие серьезного закоксовывания. Возможно, эта процедура выполняется проще со специальным инструментом MSR, но его у меня не было.
Primus MultiFuel EX.
Понравилась:
Возможность работы на газу
Прямая топливная магистраль с жестким элементом для прочистки. Вынимание и засовывание вообще не вызывает проблем.
Не понравилось:
Нельзя разобрать полностью без штатного инструмента. При этом мультиинструментов два: один для штатного обслуживания, другой – для полного разбора горелки
Чтобы разобрать топливную магистраль, приходится откручивать шланг. Резьба в этом месте очень мелкая, и легко повреждается.
Прочистка форсунки – достаточно трудоемкий процесс: надо дождаться остывания горелки, потом снять рассекатель, прочистить форсунку при помощи мультиинструмента, одеть рассекатель. После этого горелку надо разводить снова.
Kovea Booster +1
В спецификации горелки написано, что она рассчитана на использование либо газа, либо White Gas, то есть специального очищенного бензина. Поэтому именно от этой горелки я ждал подвоха. Однако серьезных проблем мне она не доставила.
Понравилось:
Возможность работы на газу
Самая компактная горелка. И удобная сумочка, в нее, правда, не влезает топливный насос
Цена
Не понравилось:
Чаще чем у других засорялась форсунка. При этом процедура прочистки идентична Примусу
Массивный корпус горелки контрастирует с хиленьким змеевиком и очень гибким и тонким шлангом. Зачем экономить вес на важных деталях и делать чрезмерно прочными второстепенные?
По совету Артема Оганова я подверг горелки такому испытанию. Они были на 10 минут погружены в воду (и горелка, и насос). После этого я пытался их завести. Ни одна горелка не запустилась. После разбора все горелки пришли в рабочее состояние.
Как показали мои изыскания, имитация условий экспедиции не заменит опыта использования снаряжения в настоящей экспедиции. Изыскания в области мультитопливных горелок будут продолжены – дам их в поход группе горников. Надеюсь, их опыт окажется более информативным.
Коллеги, кто имеет более обширный опыт общения с мультитопливными горелками, пишите комментарии, думаю, всем будет интересно.
Благодарности: Большое спасибо компаниям, предоставившим горелки для теста: Альпайн-Трейд, Петропримус и Активэра
Также огромное спасибо магазину Ледниковый Период и лично Шурупу и Артему Оганову за консультации и помощь в переговорах с дистрибьюторами горелок.
114
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Как человек, продающий эти самые горелки, могу сказать, что проблема засорения форсунки решается раз и навсегда удалением дополнительного фильтра из этой форсунки. Это можно это сделать уже при покупке.
Но у него рассекатели теряются (у нас иногда при транспортировке случайно отцеплялись, не знаю уж как), нужно осторожно с ними.
о первом - чистить его не сложно было и проблема с вытаскиванием проволоки была всего один раз когда около месяца не интенсивного использования (суммарно около 20 часов наверное) не вытаскивалась проволока при помощи стандартного ухвата в универсальном ключе из комплекта (пассатижи помогли), с тех пор проволоку обычно 1-2 раза за неделю использования профилактически вынимаю протираю и обратно.
Только что-то часто форсунку надо чистить последнее время, чуть ли не перед каждым использованием - спасает проволочка, так как проволочка из комплекта давно сломалась.
Тут хочу сделать замечание, что запасной кусок проволоки диаметром подходящим для чистки форсунки и длинной см 10-15 иметь лучше всегда с собой, мало ли что.
Про обновленную версию. На прошлой неделе, на природе, пробовал на зуб совсем новую. Работа горелки понравилась. Не согласен с тем, что надо снимать рассекатель для чистки форсунки - инструментом, что идет в комплекте все чиститься и так, сбоку от рассекателя просовывается и прочищается форсунка, и не надо ждать остывания, главное от струи топлива глаза беречь.
Я тоже разобрал ее полностью и не понимаю, зачем может это потребоваться в ближайшее время сделать вновь, разве что форсунки менять. Так как та трубка, которая идет к аккумулятору тепла, не сильно греется в процессе работы и ничего там закоксовываться не должно (хотя может это и не так - время покажет), тем более появился фильтрующий элемент на входе в топл. магистраль, где к ней привинчивается шланг от насоса.
Штифт идущий внутри этой трубки предназначен для тонкой регулировки мощности, так как на этой горелке по сравнению с предыдущей версией стало 2 регулятора мощности: первый как и раньше на насосе, а второй на самой горелке он уже регулирует газообразное топливо. Мне этот ход инженеров понравился, появилась возможность тонкой регулировки мощности, чего у меня не получалось на старой с одним регулятором около насоса так как он регулировал подачу жидкого топлива (при работе от жидкого топлива естественно).
Про минус за резьбу и шлицы гаек соглашусь, надо быть очень аккуратным - очень мягкий металл (похоже на медь или ее сплав).
Плюс по сравнению со старой были сделаны некоторые улучшения: топливозаборный шланг теперь не пластиковый и фильтр-сеточка с него теперь не спадает (и не теряется). Эргономика повысилась немного. Вобщем приятный эволюционный продукт вышел. В июле обе возьму в Киргизию. :)
Еще большой плюс этой горелке за идущие в комплекте ветрозащитный экран - при первом опробовании был оценен в реальных условиях (постоянный ветер с порывами до 10м/с примерно). В итоге колодезная вода в кане на 4 литра (или 5? :)) за 24-25 минут закипела, защита была просто обернута вокруг горелки с каном, без подгонки к котелку, а при повторе с новой водой из колодца в условиях штиля тоже с защитой - быстрее всего минут на 5 вышло.
Про плюсы в горелке МСР то что она легко разбирается пассатижами и отверткой. Вроде и Примусы тоже полностью разбираются на раз инструментом идущим в комплекте. Разве МСР не предоставляет подобный инструмент?
PS
Моя старая горелка Примус осень, зиму и весну пролежала в шкафчике на улице и все медные детальки позеленели - открутить некоторые из них сразу не получилось но прокаливание и WD-40 выручили. Больше наверное ее так бросать не буду.
PPS
Мне показались не безынтересными роли про горелки и их использование на сайте Примуса
Ролик 1
Ролик 2
У вас не MFS Ex, а OmniFuel
обратити внимание это именно EX
http://www.primus.se/primus/Products/product_sheet.asp?ItemId=34156
а это OMNI
Поход команды Созвездие на Чукотку позволяет сделать такой неутешительный вывод. И горелки тут не виноваты. У нас было 3 MFS и 1 Omni. Ежедневные и ежечасные муки с прочисткой! Одновременно 4 никогда не работали! По крайней мере одна всегда находилась на обслуживании.
Заканчивали поход (43 дня) на последней полумертвой горелке.
В конечном итоге три умерли навсегда! Попытки раскоксовать топливный тракт ни к чему не привели. Не помогло даже средство для раскоксовывания залегших поршней ДВС.
Спасибо чукотскому бензину...
До этого со своей MFS-кой я горя не знал. На керосине керосинит даже лучше.
Кстати, 40-дневный поход Созвездия пройден на авиационном керосине без намеков на засорение. Чистота топлива - залог здоровья горелок! :-)
Кстати, о прочности... Подумаешь, "емкости более 5 литров и ножки не гнутся"
4 года назад на Кавказе, когда умерли все Шмели, на одном лишь MFS я варил обед на 13 человек. Ведро! Сварил. Долго только, час примерно. Но все были накормлены.
Выводы неутешительные.
Primus MFS EX несовершенна. Даже с поправкой на повышенный процент ослиной мочи в черкесском бензине, требуется частая (ежедневная) прочистка топливной магистрали. Для горелки, позиционирующейся как экспедиционная, это совсем не есть гуд.
Какая будет лучше - не знаю. По сути своей и устройству MSR XGK Expedition аналогична в-общем то. О других конкурентах не осведомлен.
Буду думать над усовершенствованием конструкции имеющейся Primus MFS EX.
А латунная чашка, насколько я понимаю, идентична у OmniFuel и Primus MFS EX. Теплопроводность одна и та же, различаются они только наличием узла тонкой регулировки у OmniFuel.
Но, вот какое замечание... Недавно готовили на двух горелках, MFS и Omni. В какой-то момент подмерзший газ в моей MFS перестал гореть, даже прогрев трубки не помог, потухла, и все. Перецепили баллон на разогретую Omni — вуаля, заработало! Не знаю, что и думать...
1) легко достать
2) высокая калорийность топлива (быстро закипает вода, высокая температура горения)
3) не засоряется ничего. а если где-то засорилось, то самоочищается
4) половина промальпов добывают его "на шару"
Я вот юзаю переделаную плитку совдепии, над горелкой идет трубка, работает на всем кроме воды... (еслиб горела то можно манты делать :) )
надо могу выкинуть фото
состоит из горелки, пары припаяных на ОЛОВО ножек, которые регулируются в зависимости от площади поставленой на нее кострюли (устойчивость)
и трубки над горелкой, ну и топливопровод с игло
у меня есть самодельный примус, сделан из какой то плитки газовой, времен совдепии, ни жиклеров нифига нет, видел аналог 1 раз на авито продавали в комплекте с 2 балонами пропановыми, по 1 литру каждый как я понял.
могу выложить фото уже переделаной, использую с 85 года не 1 ремонта, разве что грязная, ДА воняет, таскаю в таперверовской посудине :) (герметичный пластик)
сделана из горелки, от какой то газовой плитки, сделана трубка с одной стороны горелки, греется от работы примуса, топливопровод, игла от капельнецы (видать тоже совдепия) и какой то хрени, похожей на открывалку, от горелки надевающейся на газовый баллончик (обрубленой с 2 сторон, это кран подачи).
закипает 3 литровый котелок (походный продолговатый) если есть ветрозащита ((коремат)пенка) Салярка - 5-8 минут, спирт - 6-7 минут, газ - 6-8 минут, бензин - 4-5 минут, уайт спирит - 4-6 минут.
чистилась 1 раз палочкой от дерева в 1998 году :) примус с 1987 года! Проблема возникла в казахстане, с их поганым ГСМ, недавно вроде ходили все нормально (щас не хожу, даю попользоваться друзьям примусологам) но в 90х там было не "айс" вес всей конструкции вместе с подставкой (регулирется по ширине котелка для устойчивости) на электронных весах 600грамм, на бытовых около 550-650 непонять как трехнеш их...
какой интересно иностранец превзойдет такую горелку???
схема проще некуда
P/S Ходили на Тресколье ХМАО предлагали за нее 47000 рублей, не продал! и щас не продам, хоть и здоровье не позволяет уже ходить так далеко.
все размеры пожалуйста, приезжайте снимайте, она мне дорога как память о пережитом...
Примусы шмель тоже отличный вариант для страховки всегда был как минимум один, но они подъ.....т в самый неподходящий момент особенно из за топлива, которое не пойми где какого качества...
Если у кого-то есть сломанный насос (с уцелевшим вентилем) - приеду с подарками и заберу.
Тел. +7 903 5970066
LJ, VK, ICQ: gril_avp
куплена в альпиндустрии города краснодара в прошлом году в ноябре месяце. эксплуатация 2-3 раза в неделю.
является ли данный дефект гарантийным? и куда обратиться? чек к сожалению не сохранился,т.к. в нем кроме горелки было еще несколько товаров. но фирменная упаковка есть.
Чем топите?
соединение там трубка в трубке,я так понимаю завальцованное. так вот внешняя трубка полностью то ли выгорела то ли окислилась. эксплуатация частая но в штатном режиме. раз в день перед ней чищу тросик и форсунку. если корозия будет продолжаться- форсунка просто отвалиться как показано на фотке стрелочками
альпиндустрия города Краснодара пошла на встречу, и в лице Гаврюшенко Дарьи и всех с кем я имел честь вести переписку, хочу выразить огромную благодарность!!