Эверест. Весна 1998 г. Дорога в вечность.

Пишет Arkadi, 13.05.2008 12:14

Эверест. Весна 1998 г. Дорога в вечность. (Альпинизм, сергей арсеньев, френсис дистефано)

Этой печальной истории уже 10 лет...

Но друзья и знакомые Сергея и Френки помнят их такими, какими они остались навечно на Эвересте...
У этой истории есть и продолжение.

Эверест. Май 1998 г.

Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано-Арсентьев, проведя на 8,200 м три ночи (!), вышли на восхождение и взошли на вершину 22/05/2008 в 18:15. Восхождение совершено без использования кислорода. Таким образом, Френсис стала первой американской женщиной и всего второй за всю историю женщиной, совершившей восхождение без кислорода.

23/05/98 участники узбекской экспедиции Олег Григорьев, Андрей Федоров, Сергей Соколов, Светлана Баскакова и Марат Усаев вышли с 8,200 на восхождение. Немного отойдя от палаток, они встретили спускающегося Арсентьева, который начал их расспрашивать, не видели ли они Френсис. Ребята напоили Арсентьева чаем, и он спустился к палаткам, а они продолжили восхождение. Видимо Арсентьев и его жена провели холодную ночевку на горе.

После прохождения 1-ой ступени они нашли Френсис, лежащую без движения, но еще живую. Было принято решение, что Соколов, Баскакова и Усаев продолжат восхождение, а Григорьев и Федоров останутся с Френсис. По консультации по рации с врачом, находящимся в базовом лагере они дали ей кислород, поставив на максимальный расход (всего было использовано 3 баллона) и выполнили другие необходимые медицинские рекомендации. Чуть позднее к ним подошли альпинисты из ЮАР и 3 или 4 шерпа. Совместными усилиями они смогли спустить ее примерно на 100 м, но, не смотря на оказанную помощь, Френсис умерла у них на руках около 11:00.

Арсентьев, услышав по рации, что происходит с Френсис, взял кислород и вышел с 8,200 м наверх. При спуске узбекские альпинисты не встретили Арсентьева. Были обнаружены лишь его ледоруб и веревка. Арсентьев в лагерь на 8,200 м не спустился и местонахождение его неизвестно.
==============================================================
Это краткое изложение тех событий... Событий печальных, трагичных, неоднозначных...
Было много публикаций на эту тему, РИСК тогда, весной 1998 года, опросил многих свидетей событий и составил подробную реконструкцию событий...

Прошло уже 10 лет, не все ссылки на публикации живы, но историю можно найти здесь:
http://cseviola.narod.ru/1111.htm (копия реконструкции событий, сделанной РИСКом)
==============================================================
Через год тело Сергея Арсеньева было найдено участниками Исследовательской экспедиции Мэллори-Ирвайн 1999 г. Совместными усилиями РИСКа и ЦЭТ Нева были найдены фотографии Сергея и Френки в последние дни восхождения и опознаны участниками экспедиции. Вот письмо Джейка Нортона:

"Прошу прощения за задержку с фотографиями Сергея. Мы определенно его видели - я помню фиолетовый пуховый костюм. Он был в положении как бы поклона, лежа сразу за Джохеновским [Jochen Hemmleb - историк экспедиции - С.К.] "неявно выраженным ребром" в районе Мэллори примерно на 27150 футах [8254 м]. Я думаю, это - он. Дайте мне знать, если что-либо будет нужно еще. У меня также есть фотография его жены (Рассел сказал, что ее семья хотела иметь какое-нибудь фото ее тела, отсоединенного от закрепленных веревок на 1й ступени), которую я сделал после того, как ее отстегнули... Джейк."

==============================================================
Но как оказалось, на этом история не закончилась. Недавно нашел публикацию:

Альпиниста из Англии годами мучила совесть за то, что он не смог вынести умирающую женщину с заснеженных вершин

"Пожалуйста, не оставляйте меня", – таковы были последние слова американки Фрэнсис, которые она сказала британскому альпинисту Йену Вудхоллу, отказавшемуся от попытки вынести женщину со склона Эвереста.

Воспоминание о 40-летней Фрэнсис преследовало мужчину последующие 9 лет, пока он не отдал все свои сбережения на снаряжение новой экспедиции в горы и захоронение тела умершей.

Трагическая история началась, когда в 1998 году 50-летний Йен Вудхолл и его возлюбленная (а ныне жена) Кэти О'Доуд находились всего в 350 метрах от вершины Эвереста. В тот сезон множество людей так и не смогли преодолеть всю дистанцию, их тела покоились в разных частях склона. Но Йен был шокирован, когда заметил, что одно из тел подает признаки жизни.

"Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 км, всего в 350 метрах от вершины, – вспоминает британский альпинист. – Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное, чтобы спасти умирающую. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров… Нам не сразу удалось добраться до нее, хотя она лежала и близко. Двигаться на такой высоте – то же самое, что бежать под водой".

Когда Йен и Кэти приблизились к женщине, они в ужасе увидели, что ее одежда была разбросана вокруг, на ней был лишь термальный костюм.

"Это побочный эффект гипотермии – кажется, что тебе жарко и хочется сорвать с себя одежду, – продолжает Йен. – Пока Кэти прижималась к ней, стараясь согреть ее своим теплом, я убрал волосы с лица женщины. Никогда не забуду свой шок, когда я понял, что знаю ту, чья жизнь в моих руках".

Кэти и Йен видели уроженку Колорадо Фрэнсис и ее русского мужа по имени Сергей на базе альпинистов у подножья горы. Эта пара планировала покорить Эверест со стороны ненадежного северного склона, да еще и без дыхательного оборудования. Это еще не удавалось ни одной женщине, и каждый шестой из пытавшихся мужчин не возвращался живым.

Йен вспоминает, что, обнаружив Фрэнсис, он попытался одеть ее, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу. Она все время бормотала: "Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня".

"Мы одевали ее два часа. Моя концентрация внимания была потеряна из-за пронизывающего до костей дребезжащего звука, разрывавшего зловещую тишину, – продолжает свой рассказ Вудхолл. – Я понял: Кэти вот-вот и сама замерзнет насмерть. Надо было выбираться оттуда как можно скорее. Я попытался поднять Фрэнсис и нести ее, но это было бесполезно. Мои тщетные попытки спасти ее подвергали риску Кэти".

"Я чувствовал себя раздавленным, – говорит Йен. – Каждый мужчина верит, что, когда судьба бросает вызов, найдется внутренняя сила, которая поможет выполнить долг. Но я не был достаточно большим и сильным, чтобы спасти жизнь этой женщины. Мы ничего не могли сделать. Убитые горем, мы вернулись в лагерь".

На базе Йен попытался связаться с кем только можно, но никакая спасательная экспедиция не решится подняться на такую высоту, да еще и в такую погоду.

Муж Фрэнсис Сергей, предположительно, также погиб на склоне. У пары остался сын, которому сейчас 19 лет.

"Не проходило и дня, что бы я ни думал о Фрэнсис, – продолжает Йен. – Спустя год, в 1999-м, мы с Кэти решили повторить попытку добраться до вершины. Нам это удалось, но на обратном пути мы в ужасе заметили тело Фрэнсис, она лежала точно так, как мы ее оставили, идеально сохранившейся под влиянием низких температур. Такого конца никто не заслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова, чтобы похоронить Фрэнсис".

На подготовку новой экспедиции ушли 8 лет и все сбережения Вудхолла. Но 20 марта 2007 года Йен вместе с местным проводником достиг Фрэнсис и похоронил ее.

"Я завернул Фрэнсис в американский флаг и вложил записку от сына, – рассказывает британец. – Мы столкнули ее тело в обрыв, подальше от глаз других альпинистов. Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать что-то для нее".

Скоро Йен встречается с сыном Фрэнсис. Британский альпинист очень волнуется, но мечтает рассказать ему, что же произошла 9 лет назад на склоне Эвереста.

Йен Вудхолл (он же Иэн Вудал) - руководитель экспедиции ЮАР в 1996 году. В книге Кракауэра "В разреженном воздухе" он описан весьма нелестным образом. Читателю был представлен прямо таки бессовестный аферист которому люди по-барабану. В частности Кракауэр пишет, что Вудал во время трагических событий отказал в помощи попавшим в беду альпинистам (не предоставил спасателям радиостанции).

Здесь же Вудал представлен совсем по-другому. Не хочу вновь поднимать прошлый спор, но для меня это очередное подтверждение, что Кракауэр в своей книге мягко говоря необъективен.

С Френки и Серёгой мы в базовом лагере жили по соседству и были в одном пермите.Мы сходили на вершину раньше и уже возвращались в Катманду.На перевале мне удалось связаться с Серёгой.Они уже трое суток сидели на 8200 м.Я пытался его уговорить отказаться от восхождения ,но он категоичеки утверждал ,что они чувствуют себя отлично.Это конечно было с моей точки зрения уже не совсем адекватная оценка своего самочувтвия.У Фреки была бешенная мотивация как финансовая так и моральная и очень малый опыт высотных восхождений.Всё это и пивело к такому печальному результату.Увы!

Мысли только о Френки и Сергее...
Раньше этой истории не слышал.
Потрясён...
Их любовь оказалась сильнее Эвереста!

А мне кажется это не любовь, а безрассудство. Смерть - это не результат, а гора всегда будет сильнее.

Все кошки попадают в рай...

если тело найдено, разве его не нужно спустить вниз?

Вродебы и надо, но я не уверен, что этого очень хотелбы "хозяин" этого тела. Это его мечта, он остался с ней. Я бы не сносил тел, а наоборот оставил бы их рядом - на горе!

Действительно потрясающая история. Здорово за душу берет, а заглавное фото вообще - глаз не оторвать! Нет их любовь не сильнее Эвереста, ведь они тоже любили эту гору. Любовь не оружие чтобы им сражаться или мерятся силами! Гора просто соеденила их навеки.

Сильно!!!

Вот здесь можно посмотреть ещё про Мафию:

По моему Сергей Калмыков наиболее точно отразил ситуацию в письме к Лиане Даренской, Июнь 1998:
«...Если вы знаете, первая его жена умерла в результате болезни. Вторая разбилась в автокатастрофе. Третью, Френсис, он нашёл, шатаясь по Гималаям. Принял американское гражданство и уехал в Штаты... Возможно, он хотел подсознательно убежать от своего рока, начать новую жизнь. Но, по-видимому, из своей шкуры не вылезешь. Третью он погубил своими собственными руками. Ну и как вы думаете - оставалось ли для него место на Земле? Куда ему теперь вернуться? К её родителям и её ребёнку от первого брака?
Во всяком случае, мне гипотеза о самоубийстве кажется естественной. Если вам она не нравится, сочтите её бредом и забудьте. В любом случае - это моя собственная «реконструкция»...
...In ratio я понимаю, что помочь ей не мог никто. Но ведь должна же быть in human beings какая-то доля от души, этики, что ли, от морали».

Это не зло, не зависть и не жестокость. Это - взгляд филосова на путь другого человека. Разве вы это не видите?
Пути Господни не исповедимы.
А Сергей отразил не ситуацию, а высказал собственное мнение находясь в позиции сочувствующего, почти соучаствующего...
Спустя 10 лет эта история снова вызывает массу волнений, слез, эмоций, печали.
Мне кажется, что ЛЮБОВЬ сильнее любых слов о ней. И если Фрэнки связала себя с человеком, на роду которому написано быть одиноким, а он этого не понимал и не видел, никто не виноват... Эта их судьба, ОБЩАЯ. Их совместный ПУТЬ.
И помните, что это произошло выше 8 тысяч... под зорким оком неба.
Перечитываю статью и хочется плакать, а вам?

Письмо это опубликовано 10 лет назад - см. ссылку.
А Мафия имел такой запас надёжности, какой редко у кого встречается, поэтому уверен, что сам он мог бы спуститься даже после 3х ночей без кислорода выше 8000 и холодной ночёвки. А вот захотел ли, узнав что Фрэнка умерла?...

Помещая свой комментарий на эту заметку, сразу отмечу, что намеренно не читал предыдущие комментарии...

Я далёк от понимания всех физических и моральных тонкостей высокого альпинизма, но, думаю, что если бы Всемирное сообщество альпинистов приняло решение засчитывать покорение Эвереста тем, кто его не достиг, но спас человеческую жизнь, то на склонах великой горы стало бы меньше " памятников" человеческому упорству, а такой зачёт был бы более уважаемым. Беру на себя смелость утверждать, что покойный Мэллори, рассуждал бы сейчас примерно так же.

Во первых ни какую вершину покорить нельзя.Она может пустить или не пустить.Что такое засчитывть или не засчитыать?Человек идёт на гору для себя!В команде или нет ,но только для своих интересов и амбиций.Был ли я на горе или нет это моё дело и ощущение.Оценивать в общественной прессе такие поступки,как участие в спастельных акциях очень важно и надо!И Я думаю,что это максимально нужно поддерживать.Но восхожение это личное дело.И нельзя сказать,что ты не дошёл до вершины ,но мы будем считать ,что ты сходил.

+100

Показать комментарий

Спасибо всем, откликнувшимся на ту трагедию...

Не смотря на то, что история эта для многих услышана впервые, и давняя уже история - но сердца так же наполняются печалью и болью, как и тогда, 10 лет назад...

И еще...
Волей судьбы в наши руки попала пленка из того самого фотоаппарата, оставшегося на Френке в ту ночь. Через год фотоаппарат сняли, и мы передавали пленку родственникам. Мы не могли не оставить у себя копии этой пленки. Там кадры последних дней, в том числе самого восхождения, буквально последних часов жизни... Конечно, мы никогда не опубликуем эти кадры. Но сами мы часто рассматриваем их...
Какие они там молодые.. счастливые... вечные...

!По человечески жаль Френсис,Сергея. и их близких.Светлая им Память!Они-из нашей СТАИ!
А еще больше жаль-их родных и близких.
А потому-не повторяйте Френки и Сергея!
Надо,чтобы ВСЕ наши признали:ЕСЛИ ТЫ,ПОНЯВШИСЬ НА ВЫСШУЮ ТОЧКУ,НЕ СПУСТИЛСЯ
ДОМОЙ-ГРОШ ТЕБЕ ЦЕНА КАК ВОСХОДИТЕЛЮ! Это-АМОРАЛЬНО-умереть на горе,не менее АМОРАЛЬНО,чем не окзать помощь НАШЕМУ!
И никакими красивыми словами,романтичными возвышенными фразами о стремлении к ВЫСШЕМУ
чему-то СМЕРТЬ на горе оправдать нельзя!
Я не опрвдываю.И называть ВОСХОДИТЕЛЕМ(в обиходе этому синоним-ПОКОРИТЕЛЬ)я того,чье тело лежит на горе-не могу!Это-САМОУБИЙЦА-и все последующие о нем размышления,хочешь или не хочешь, будут идти в отсвете этой мысли.Это- не ГЕРОЙ!
Другое дело,если ты спасал НАШЕГО...Поймем,какую ты ошибку допустил и умер,но НЕ ОСЛАВИМ,а воздадим.
Слава и светлая память Сергею Арсентьеву!

и их близких

Захотелось перенести эти проникновенные строки в пост, по следам которого, собственно, они написаны.

Посвещается Фрэнке и Сергею Арсентьевым...
*****
Когда-то в жизни происходит, что невозможно нам забыть
Когда за рамки жизнь выходит, ее, увы, не повторить
Как хочется остановить мгновенье
Промчаться мимо на крылах,
Созвать всех Ангелов на помощь,
Бессилье превращая в прах,
Своим теплом воскреснуть душу,
Печаль развеять, но опять
Ты видишь, не повернуть нам колеса жизненные вспять....
Тогда пойми ты, милый, что воскреснешь,
Что все прибудет вновь,
Тогда печали не разверзнут свой тихий и безщадный зов
Тогда надежду на спасенье ты обретаешь,
Видя вновь, что так должно быть
И есть в жизни: Надежда, Слезы и Любовь...

О.П.

Внимательно прочитал статью. Не знаю про альпинизм, особенно высотный, так как занимаюсь горным туризмом не для результатов, а для поддержания формы, но с точки зрения бывшего сапёра могу сказать, что гибнут в основном новички и те, кто снял 200 – 300 мин. Одни неопытны, другие допускают небрежности, уже исходя из своего богатого опыта. Просто появляются элементы лихости и пропадает страх. Если отбросить эмоции и определённый налёт «крутизны», то нужно признать, что руководитель отвечает за подчинённых, как за себя, и если подчинённый погиб, то грош цена такому руководителю. В группе нужно ориентироваться на слабейшего, или не брать его. И никакая мотивация не оправдывает смерть человека. А адекватно оценивать состояние своих коллег может далеко не каждый, как и признавать свои ошибки. Цель не оправдывает средства. Тем кто умер, вечная память, но почему никто не говори о детях, которым родителей никто не заменит, о родителях, что уже не дождутся своих детей. В своё время, в древней Спарте, если у воина не было сына, он в войне не участвовал. Я бы к сложным маршрутам, (и горным в том числе), не допускал бы тех, у кого детям нет 16 лет. Сначала, раз родили, воспитайте, а потом рискуйте своей головой.

Статья берет за душу (не по -детски)! Я не альпинист и меня порозил тот факт что при возхождение встречаются замерзшие на смерть альпинисты, которые так и не смогли дайти до вершины. Респект и уважения тем людям, кто занимается высотным альпинизмом!!!