Эвереста не будет

Пишет mnogotochie, 25.04.2008 16:12

Когда Китай объявил о своих планах поднять Олимпийский огонь на вершину Эвереста, все думали, что это будет праздник альпинизма, что все будут помогать друг другу. Но получилось все наоборот. В связи с Олимпиадой к Китаю сейчас приковано пристальное внимание всего мира, и этот момент решили использовать борцы за независимый Тибет, чтобы обратить на себя внимание. Китайцы, имея отрицательный опыт столкновения с этими политическими движениями, чтобы обезопасить себя от неприятных инцидентов, полностью запретили все восхождения на Эверест и находящуюся в 20 км от него гору Чо-Ойу. А 7 марта в Лхасе произошло побоище: монахи громили магазины, переворачивали машины. Там проходила официально разрешенная демонстрация, посвященная 49-летию оккупации Тибета, которая в результате превратилась в погром, перестрелку и аресты. Китайцы говорили, что было 10 человек погибших, где-то сообщалось о ста жертвах, из неофициальных источников до меня доходили еще более страшные цифры. Когда начались эти беспорядки, китайцы вообще закрыли Тибет для посещения туристов сначала до 1 апреля, потом до 1 мая. Сейчас из Китая все время поступает противоречивая информация, но есть предположение, что Тибет будет закрыт до конца Олимпийских игр, то есть до 1 сентября.
Со стороны Непала ситуация не лучше. Китайское правительство обратилось к непальскому с настоятельной просьбой ограничить передвижение альпинистов в районе Эвереста до тех пор, пока на него не будет занесен Олимпийский огонь. В начала апреля все вообще выглядело крайне неопределенно. Группы, уже находившиеся в Непале, получали какие-то временные пермиты и не понимали, можно ли им двигаться дальше. Тем, кто хотел перебраться с северной, китайской стороны, на южные, непальские склоны Эвереста, предлагали подождать недели две.

Сейчас там ситуация действительно идиотская: пермиты начали выдавать, но люди не имеют возможности построить график восхождения так, как требует спортивный опыт. Они вынуждены вписываться в рамки политических условий.

За 50 лет экспедиций на Эверест, учитывая весь опыт ошибок, был разработан оптимальный график восхождения, где все рассчитано по дням. Есть стандартные правила игры, при которых ты если не выигрываешь, то хотя бы не проигрываешь. Сезон восхождений на Эвересте начинается 25 марта и 25 мая заканчивается. С 10 по 20 мая – это время, когда все идут наверх. Раньше нельзя, потому что еще холодно, позже приходят муссоны и начинаются снегопады и дожди, тают ледники, все рушится. Обычно к 10 мая уже проставлены лагеря, заброшен кислород, альпинисты спускаются вниз, чтобы отдохнуть перед решающим штурмом. А в этом году до 1 мая вообще запрещено ходить выше 6400, а до 10 мая -- выше 2 лагеря. То есть люди не успеют акклиматизироваться, а шерпы -- занести грузы. И вот 10 мая начнется непонятная гонка, и при таком раскладе, я думаю, процент успешных восхождений будет меньше, чем обычно, а вероятность погибнуть намного выше.

Этот год не для альпинизма, он для политики, Олимпиады, но не для восхождений.

Заранее почувствовав и проанализировав всю эту ситуацию, я буквально 15 марта, за две недели до вылета, сказал, что отменяю свою экспедицию, потому что не хочу рисковать жизнью и здоровьем участников. У меня было 15 клиентов, некоторые сразу со мной согласились, некоторых пришлось убеждать. Мы договорились, что все их деньги замораживаются до следующего года. Было предложено половину этих средств использовать на другие поездки, и сейчас некоторые едут с нами в Антарктиду.

Естественно, какие-то финансовые потери мы понесли, но в пределах разумного. Уже были заказаны определенные услуги, деньги за которые вернулись не полностью. Но не это важно. Я теперь шучу, что в нашей экспедиции в этом году точно не будет погибших.