Новости из Патагонии от Сергея Краско

Пишет PIXEL, 12.03.2008 13:10

7 марта 2008 Сергей Краско:

Ура!!! Активная часть экспедиции завершилась!

В активе восхождение 5 человек на вершину Сьерро Торре и 2 (два!!) прыжка Валерия Розова с ее стены.

А начинали мы свой второй выход наверх в последний день зимы и високосного
февраля. Я человек слегка суеверный, поэтому выходил в некотором волнении.
Да и чудо-интернет нашептал нам усиление ветра к вечеру.

Ночевали предыдущую ночь в лесном лагере. В этот раз решили радикально
изменить тактику борьбы с мышами. Точнее изменил я, остальные делали вид, что им все равно. Вспомнился закон отрицания отрицания. Все ценные с точки
зрения мышей вещи (а любят они все, поэтому все вещи) выложили из палатки.
Все прогрызенные в палатке дырки заткнул металлическими щеточками для мытья посуды. На видное место снаружи положил килограмм сахара. На голову надел фонарик, в руке зажал кружку (это что бы мышек прихлопывать, а затем за торчащий из под кружки хвост их ... Что буду делать с пойманными мышами так и не решил. Залез в спальник. В общем, ко сну приготовился. И уснул.
Проснулся, ощутив на себе чей-то взгляд. Это пара разведчиков пристально
наблюдала сверху через сетку за нами. Остальные пытались перегрызть
пластмассовые фиксаторы, которые крепят внутреннюю палатку к дугам. Похоже, они замыслили завалить палатку и обездвижить нас. С возгласом: … «Уууу нехорошие животные..» я вскочил. Денис делал вид, что спит. Ласточкин
перевернулся на другой бок и сквозь сон подтвердил: «да, да, нехорошие>.
Поняв, что один в поле не воин, я решил тоже затаиться и не выдавать своих
намерений до верного случая. Но идея отрицания отрицания сработала. Мыши всю ночь резвились снаружи, презрев наше общество. А мы отлично выспались.
Поутру потери даже не стали подсчитывать. Что стоят какие-то погрызенные
вещи в нашей справедливой борьбе.

А утром вперед и вверх а там... «Там» встретил нас точно в том же месте, как
и в первый раз. Это я про ветер. Приготовились к борьбе.

В этом месте хочу принести извинения за некоторые авторские преувеличения и сгущения красок в предыдущих письмах. Например, про ветер и его силу. Я писал, что при 130 км/час люди летают. Это не так. Летал только Провалов. Остальные, прижавшись к земле, оставались на месте. Я долго думал над этим феноменом. Я думаю, что причина в следующем - у Дениса болезненно впалый живот и нездорово раздутая грудь. Все это вместе действует как крыло, которое создает подъемную силу. А форма моего живота, напротив, действует как антикрыло - чем сильнее ветер, тем тверже стою на ногах.

А ветер, похоже, нас испугался и притих. И мы спокойно поднялись к «Норвежским стоянкам». Спать в пещерах желающих не было, поэтому мы несли с собой палатку. На «Норвегас» мы установили очередной рекорд - похоже никто здесь еще не ставил такую большую палатку. По крайней мере, подходящей по размерам площадки не нашли. И 2 часа ворочали камни и ровняли песок. Ничто не сплачивает так коллектив, как созидательный труд.

Утром еще в темноте 5 мужественных восходителей ушли наверх к вершине.
Планировалось при удачном раскладе взойти на вершину и совершить прыжок с нее или близком к вершине exit. Правда, его еще надо было найти. Снизу явного места для прыжка не просматривалось. Маршрут очень длинный (27 веревок). Ребята несли с собой много снаряжения (парашют, костюм для прыжка, много фото и видеооборудования, высотную палатку, продукты, альпинистское снаряжение). А еще прыжок и время на его подготовку. Все это вылилось в 4 дня и 3 ночевки на стене.

А я в это время занимался привычным делом - поиском площадки для
приземления. В этот раз ее решили искать на другом леднике со стороны Фритц
Роя. Для меня это значило, что надо 2 часа идти по пересеченному леднику с
приличным набором высоты. В одном месте вышел на крутой лед. Запомнились
дрожащие руки и ноги, когда балансируя на крутом ледовом склоне, пытался
надеть кошки. При этом в голову лез старый анекдот: «А я то дурак, что
полез, я же читать не умею». А за это был вознагражден. Чуть выше этого
места нашел вытаявшие из льда ржавые крючья, плоскогубцы, кирку и свечу
зажигания. По виду и маркировке - это следы легендарной экспедиции Маэстри
1971 года!

3-го числа, сразу после начала восхождения погода ухудшилась, поднялся
сильный ветер. Раздраженный Розов с горы по рации давал мне указания: «Сергей, что за ерунда. Почему погода не соответствует прогнозу. Разберись.
Срочно позвони в Москву Наташе, пусть проверит Интернет». Вот такая вера в
технический прогресс.

Вершина была покорена 4 марта в 13 часов. Небо в этот момент было столь
чисто, что я ясно видел точки-людей на предвершинной стене. На вершину
поднялись все 5 восходителей. Оставалось найти место для прыжка и прыгнуть.
Простого и очевидного места для прыжка на вершине нет. Надо приспускаться
вниз в разные стороны и проверять возможные экзиты. В это время вершину
укутало плотное облако, и поднялся ветер. Погода и не думала улучшаться,
скорее наоборот. Дальнейшие несколько часов прошли в интенсивных переговорах: «Ну как там тенденции по облачности и по ветру?» Тенденции были
стабильные, точнее - отсутствовали. Облако висело как приклеенное к горе на
уровне траверса. И ни шага наверх или вниз. Да и ветер разгулялся. Было
принято решение спускаться. Заночевали на спуске.

А на утро погода улучшилась и Валера принял решение на второй прыжок со
старого экзита. Все уже привычно. Вышел как на работу.

Расстеленный тент, информация наверх о силе ветра. Короткие, четкие команды. За минуту до прыжка отказывает камера у Ласточкина, никто уже даже не удивился. Валера только заметил: «Это к удаче!». За 10 секунд до прыжка поднялся ветер. Даю отбой. Как только ветер успокоился, даю команду на прыжок. И секунды
нервного ожидания. Увидел летящую на фоне гор птицу почти сразу. Валера
летел близко к стене, но очень красиво и уверенно. Крутой вираж, еще один и
открытый парашют. На мой взгляд - классика.

Извините, но я специально не описываю детали восхождения и прыжков - это
дело самого прыгуна и восходителей. Они обещали написать что-нибудь. Ждите.

Предыдущим вечером ко мне в палатку робко постучался аргентинец по имени
Фидель. Любят в Латинской Америке такие имена. Он с товарищем совершал
восхождение на Эль Мачо. Фидель робко спросил меня, есть ли у нас таблетки
от боли. После расспросов выяснилось, что его напарник слетел при
восхождении, вырвал две точки и тяжело травмировался. Сильный ушиб таза и
поломанная рука. Медицины и средств связи у них нет. Пригодилась наша
аптечка и спутниковый телефон. Через час прилетел вертолет, полетал и улетел
назад. Фидель философски заметил - у этих вертолетов нет фар, поэтому в
сумерках они не летают. Утром я пошел за горочку. И тут справа и слева от
меня начали появляться спасатели. Много, 6 человек. Я чуть успел застегнуть
штаны. Дальше было дело техники. Пострадавшего уложили на носилки и вынесли
на ровный ледник, откуда его забрал вертолет.

А к вечеру спустились наши восходители.

Провалов и Ласточкин так вжились в образ, что категорически отказались идти спать в палатку, и разлеглись в бивакзаках прямо на песочке. Говорят, что после ночевок наверху и это отель на 5+.

Пишу сообщение в Хостеле. Начинаются андриналиновые ломки. А может я это
придумал. Будем вышибать клин клином - сегодня вечером запланирована пати,
будем уходить в отрыв.

А с завтрашнего дня начинается долгий путь домой. Сначала автобусом в
Калафате, оттуда 9го самолетом в Буэнос Айрес, затем 10 на Мадрид. В Москву
прилетим 11 марта. Саше Ручкину ехать дальше в Питер, Олегу аж в Красноярск.
Ну а меня ждет самолет во Внуково, который понесет меня к семье в Германию.

Завтра у нас двойной праздник -

8 марта. Мы все поздравляем наших женщин и шлем поцелуи через океан.

День рождения у Ласточкина. Ну и угораздило же его родиться в этот день.

У нас в экспедиции 3 мартовских рыбы. У Олега день рождения со мной в один
день 16 марта! Вот так.