Мамисон точка ру

Пишет ayelkov, 10.01.2008 12:48

Казбеку Хамицаеву - поздравления с Новым Годом, и в ожидании хороших новостей....







Мор Дечи о будущем Кавказа.

Снимок 1884 года...


В 1884 году венгреский альпинист Мор Дечи (или Мориц Деши, по другому варианту) совершил своё первое большое путешествие по Кавказу. Вместе со швейцарскими проводниками и сопровождавшим их переводчиком, учителем Долбышевым, он побывал во многих долинах Центрального Кавказа, совершил восхождения на Мамисон-хох (считал, что взошел на высшую вершину района под названием Адай-хох) и Эльбрус (третье восхождение на Восточную вершину). Венгрский путешественник (богатый железнодорожный магнат) просто влюбился в этот регион и решил посвятить его изучению ближайшие годы.

В 1885 году Дечи уже не ставил альпинистских задач - только научные. Поэтому сопровождали его не альпийские гиды, а профессор ботаники Хуго Лойка. Не нужен был и переводчик - за год Дечи освоил русский язык в достаточной степени.

По дороге на Кавказ путешественники надолго задержались в Крыму. В основном, бродили по горам и собирали гербарий. С тех пор многие из крымских оригинальных растений (эндемиков) обрели латинские имена. И зачастую это имя включало и имя их впервые открывшего ботаника, то есть Лойки - Loikae.

На Кавказе, уладив формальности во Владикавказе, начали работу с посещения Цейского ущелья. Там Дечи нашел свои метки на леднике и определил динамику его наступления (в 1886 году еще раз посетил эти места и определил, что за два года длина ледника увеличилась на 11 метров). Лойка в это время нашел ряд уникальных экземпляров растительности. В соответствии с дальнейшим планом, 26 июля путешественники проехали теснину Кассарского ущелья, остановились на время в Зарамаге и последовали дальше вверх по Военно-Осетинской дороге.

Карта Дечи


Ночевали в палатке, рядом с убогой и грязной дорожной хижиной (Северным приютом). Утром следующего дня их небольшой караван последовал через Мамисонский перевал и по крутым серпантинам спустился к обеду в казарму Гуршеви (около 1900 метров), где также стали в палатке. На рассвете следующего дня Дечи вышел на обсервационное восхождение. Его целью был травянисто-осыпной пик к югу от казармы. Чтобы его достичь пришлось сначала пройти пару ручьев, затем продираться через сплошные заросли рододендронов, карабкаться по заросшим густым мхом камням и некрутым осыпям. Наградой за весьма неприятный подъем был чудесный панорамный вид, ради которого собственно и были предприняты усилия. В центре композиции стояла изумительная по красоте Чанчахи, удивительная вершина, отсюда она была видна от подножья до верху. Взгляд альпиниста сразу оценил сложность подъема, а в голове прокручивались одна за другой альпийские вершины, с какой из них можно ее сравнить ? Юнгфрау, Эйгер, Эгюий Вер ? Всё вроде не то, обычно ему удавалось найти подходящую аналогию. Хотя бы условно, как в параллели Ушба - Маттерхорн. Сейчас это не удалось. Не удивительно, что Фрешфильд в 1868 году посчитал ее высочайшей в районе. Но он, Дечи знает, что это не так и главная вершина, легендарный Адай-хох - это двухглавая вершина, макушка которой выглядывает правее. Мысль о том, что он является первым восходителем на эту очень значительную вершину искренно радовала венгерского альпиниста. Гордый собой, в хорошем настроении начал Дечи спуск к казарме. По дороге он встретил поднимавшихся носильщиков, которые принесли фотоаппарат и геодезические приборы. Работа продолжилась еще часа на два.

Внизу его ждала очень и очень неприятная новость. Его товарищ, профессор Лойка, похоже, тяжело заболел. Острое кишечное расстройство, высокая температура, озноб. Скорее всего, это дизентерия. А значит, нужно срочно возвращаться и лучше всего через перевал, во Владикавказ. Мысль о том, что можно Лойку отправить одного, а самому продолжить запланированный маршрут отпала сама собой. Без знания языка больной не сможет. Да и кто во всем виноват, кто вытащил ученого в изнурительную, тяжелую и опасную поездку. В этот же день поднялись до казармы Риони под самим Мамисонским перевалом.

На следующий день путешественники проследовали через перевал. На восточном склоне дорога проходит большими дугами, в районе перевала Дечи дал указание сопровождавшим его казаку и осетинскому помощнику ехать вниз, сказав, что будет догонит их ниже. Сам же он быстром темпе направился на один из отрогов расположенной к югу вершинки. Поднявшись метров на 400, остановился на удобной для наблюдений точке.

Вид Чанчахи. по фотографии Дечи


Уютно устроившись на теплом камне, Дечи спокойно, получая заслуженное удовольствие, любовался панорамой выстроившихся на севере снежных вершин. Мысли его в очередной раз приводили к сравнению Кавказа с Альпами.

"Вероятно недалеко то время, когда путешественники смогут подниматься сюда в комфортабельных вагонах поездов. И будут, возможно, сидеть на этом же месте и также любоваться чудесной панорамой гор. Только в руках у них будут путеводители и точные карты. И сопровождать их будут квалифицированные гиды, из числа местных жителей. Сейчас они далеки от цивилизации, но с их выносливостью и неприхотливостью им легко удасться освоить это ремесло. Со временем, альпинисты совершат восхождения на все вершины Кавказа и на те, которые сейчас кажутся неприступными, как Дыхтау и Ушба. Многие имена, названия вершин сейчас непривычные для слуха, станут такими же известными как Юнгфрау, Ортлер, Эгюий Вер и другие. Сто лет назад почти такое же положение было в Альпах...
После напряженных снежно-ледовых восхождений, сидя в комфортабельных горных хижинах, альпинисты с улыбкой будут вспоминать, что было время, когда серьезные ученые мужи утверждали, что на Кавказе почти нет ледников. Возможно, что кто-то вспомнит и о нем, как и пионере, разрушевшем это нелепое представление. Вспомнят, что некто Дечи был первовосходителем на высшую вершину района. Нужно только издать большую и красивую книгу".

Из книги О. Шустера


------------------------------------------

12 сентября 2007 года.
Председатель комитета по туризму и курортному делу Северной Осетии О. Карсанов:
"Туризм выделен в одно из приоритетных направлений в сфере развития экономики"



Будущий комплекс "Мамисон" многие политики и бизнесмены уже назвали "беспрецедентным" не только в масштабах Северной Осетии, но и всего юга России. Возлагая надежды на "Мамисон", руководство республики рассчитывает, что проект полностью изменит туристический облик республики, выведет наш регион на качественно новый уровень развития, не уступающий западным аналогам. Впервые мы презентовали его на прошлогоднем форуме. Впоследствии министр торговли и экономического развития РФ Герман Греф, посетивший Мамисонское ущелье во время пребывания в Северной Осетии, назвал проект "беспрецедентным". Это действительно так. За этот год нам удалось доказать, что проект имеет право на жизнь, более того претендует на звание одного из самых крупных в стране.

Началась ли практическая реализация проекта?

Самый первый и важный этап - геология, геодезия, экология. Определен уже генеральный проектировщик - компания "Росинжиниринг", являющаяся одновременно генеральным проектировщиком аналогичного проекта "Лаура" на Красной поляне в Сочи. Специалисты компании сейчас ведут работы в районе Мамисона по подготовке карты трасс.

Хотелось бы отметить, что в отличие от известного Цейского ущелья "Мамисон" будет более профессиональным. Это круглогодичный горно-рекреационный комплекс. Не только горнолыжный курорт, соответствующий всем международным требованиям, но и перспективный район для альпинизма, горного туризма, рафтинга всех категорий сложности, дельта- и парапланеризма, конных и пеших прогулок, джиппинга. Это широкая горная долина с удобными склонами и общей площадью горнолыжного сектора 2500 га. Протяженность ущелья - 25 км, общая протяженность трасс - 100 км, некоторые достигают 8 км. Комплекс располагает всеми категориями горнолыжных трасс в соответствии с международной классификацией. Будущий курорт будет способен обслуживать 10-15 тысяч человек одновременно.

"Мамисон" - это еще и великолепная бальнеология на базе известнейших источников - Тиб-1 и Тиб -2. Разведанные запасы воды очень большие, ее целебные свойства проверены тысячелетиями.

Также имеется еще одно преимущество. Недавно мы получили от "Росинжиниринга" положительное заключение о возможности использования ледника Зарамаг для летнего катания. Этот результат был для нас неожиданным. В целом, Мамисонское ущелье очень сбалансированное с точки зрения организации современного эргономичного горнолыжного курорта. Его возможности поистине, уникальны.

Удалось ли привлечь внимание инвесторов к "Мамисону"?

Пока речь не идет о привлечении инвесторов как таковых. Между тем, к нам поступает немало обращений и предложений. Уже состоялись визиты в республику руководителей ряда крупных компаний. Мы активно сотрудничаем с Агентством прямых инвестиций, которым руководит Игорь Вдовин. Есть заинтересованность в проекте крупных финансово-промышленных групп. Называть кого-то конкретно, на мой взгляд, пока преждевременно. Основная задача - это проектные изыскания, правильное понимание геологии, геофизики, экологии данного объекта.

К новому году мы планируем получить схему генерального плана, который будет обоснованием для открытия достаточно солидного финансирования первой очереди объекта в рамках ФЦП "Юг России" - более 3 млрд рублей.

Речь идет об общей инфраструктуре - дороги, по которым уже готов рабочий проект, коммуникации, водоснабжение, газ, электричество. Мы убеждены, что проблем с инвесторами не будет. Главное - руководством республики наложен мораторий на отчуждение или любые юридические действия с землей в районе Мамисона, что было положительно отмечено в Минэкономразвития. Это основной фактор, который будет решающим. Если же говорить об инвесторах "Мамисона", то мы ожидаем, так называемого, якорного инвестора, знающего специфику этого бизнеса, который принесет не только деньги, но и стандарты качества.

Кроме того, только в нынешнем году у нас проведены чемпионаты России по альпинизму и водному слалому, готовится чемпионат мира по ледолазанью, чемпионат России по ски-альпинизму. Все это, безусловно, является основным показателем того, что растет интерес к республике со стороны профессионалов и любителей.

Материалы mamison.ru





-----------------

Интервью: Таймураз Мамсуров, президент Северной Осетии

“С лицемерием и словоблудием пора заканчивать”
Ведомости/

30.08.2007, №162 (1936)


Т. Мамсуров и В. Стржалковский подписали важный документ.


— В прошлом году Осетия объявила о своем крупнейшем инвестиционном проекте — строительстве горнолыжного курорта “Мамисон”. За год кого-то из инвесторов удалось заинтересовать?

Полностью готов мастер-план проекта “Мамисон” будет в декабре. Сейчас это просто очень красивое ущелье в полутора часах езды от Владикавказа. Но кроме длины будущих горнолыжных трасс в 120 км уникальность “Мамисона” в том, что сегодня там не продан ни один участок земли. И он не будет продан до полной проработки всего проекта в мельчайших деталях. Мы сможем учесть все ошибки уже существующих горнолыжных курортов России и Европы и сделаем из “Мамисона” настоящую конфетку! Сегодня у нас очередь стоит из желающих приобрести там землю. Но сначала профессионалы разработают проект “до винтика”, и только потом мы пустим в “Мамисон” частных инвесторов. Общий объем инвестиций — 15,3 млрд руб., из них более 12 млрд руб. — это частные средства. Генеральным, якорным партнером мы хотели бы видеть кого-то из иностранных компаний — операторов горнолыжных курортов. Может быть, это будут швейцарцы, может, французы, окончательного решения еще нет.







Некоторые характеристики проектируемого Мамисонского комплекса

Территория, предусмотренная для строительства станции находится в 120 км от города Владикавказа. Общая территория, пригодная для первоочередного освоения, составляет приблизительно 1200 гектар. Общая протяжённость трасс, на первом этапе развития, минимум 50 км, самая длинная – 7-8 км. В наличии имеются все типы трасс, существующие сегодня в мире. Территория, предусмотренная для оборудования лыжных трасс, находится на высоте от 1950 м до 3000 м, даже до 3200 м. Фактор присутствия перепада в уровнях местности до 1250 м. является одним из важных показателей трассы, что может способствовать её признанию международной лыжной Федерацией и, как результат, служить местом проведения официальных международных соревнований. Первоочередной комплекс. Застройки – Калак, Згил, Лисри. Склоны для катания – участок Бубудон. Пропускная способность составляет 4500 лыжника в день, а в общей сложности на этой территории можно принимать от 9000 до 10000 человек. Можно установить 10 подъёмников. Кроме этого, на участках, прилегающих к данной местности, можно построить вторичные резиденции и развивать комплекс дальше. Площадки вертодромов можно разместить на дне ущелья. Таких мест достаточное количество. Все они имеют хорошую видимость, возможность подлета – отлета, сравнительно постоянный ветровой режим. Возможно оборудование взлетно-посадочной полосы для легкомоторных самолетов.





Вид на Цейский район из самолета компании "Эмирейтс". Фото игоря Яшина.

60


Комментарии:
2
Cпасибо за интересную информацию. И как это тебе удается столько "нарыть" интересного?

2
Спасибо, Саша.

2
Район очень красив. Много пологих склонов и очущения брольшого пространства. Был там лишь однажды, но это восприятие окрестных мест Мамисонского перевала живо в памяти, как характерная визитка района.
Планы сделать Мамисон центром горно-лыжного туризма вполне реальны, но не так близки к осуществлению, в полном объёме, из-за подготовки зимней Олимпиады в Сочи.
За предоставленный материал мои +4 автору.

2
17 января 2008 г. была проведена разведка боем :)
будущих горнолыжных трасс.

ущелье Козыком и перевал Козский на заднем плане:

ущелье Жимагон и седловина Кударского перевала через которую тянут газопровод в Южную Осетию:

пока здесь ходят только звери:

первые спуски будущего горнолыжного курорта :) :

на заднем плане высшая точка района вершина Халаца:

0
Первое, что скажу - ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Молодцы, что такой сайт открыли! Очень интересно, красиво... Как и горы - те, на которых ещё не бывал. Так уж сложилось, что на Кавказе крайний раз был в далёком 1981 году.
А тут разглядел, что мог, на Google Earth - и подумал: сколько же красоты ещё не видел! Тот же Мамисонский перевал - вы его так живоописали, что захотелось прямо сейчас влезть в долги и приехать посмотреть.
Вот ещё о чём подумал: большой спортивный комплекс там сделают - а Военно-Осетинскую дорогу оставят? Я понимаю, что есть Транскам - но ведь и ещё одна транспортная магистраль не помешает.
А ещё одна мечта - побывать на перевале, соединяющем Карачаево-Черкессию с Абхазией - на Клухорском. Знакомый рассказывал, что он с товарищем пытались там проехать на мотоциклах в 1969 году. И даже дошли до Клухорского озера. Красотищщщща!
Но в Абхазию они смогли попасть только по берегу Чёрного моря, через Краснодарский край - спуск в долину Клыча был невозможен...
Скорее бы обстановка на Кавказе разрядилась!
И можно будет снова путешествовать - с риском (альпинистским), но без риска нарваться на боевиков и прочую шваль.

0
Спасибо за исторический экскурс. В горы ходят со смыслом. Теперь, зная предисторию района, - буду там с особенным смыслом!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru