Недоступная Ultar Sar...

Пишет robinsya, 24.10.2007 12:09

Юго-Восточная колонна Ультар Сар, фото (с) Colin Haley

Этим летом получатели гранта Mugs Stump Award Колин Хейли (Colin Haley) и Джед Браун (Jed Brown) предприняли экспедицию в Пакистан, чтобы подняться по Юго-Восточной колонне вершины Ультар Сар (Ultar Sar, 7388 м). Что из этого вышло, читайте в рассказе с Climbing.com.

Ultar Sar's Hidden Pillar

Текст и Фото Колин Хейли

В начале августа Джед Браун и я вылетели в Исламабад и вскоре уже тряслись по Каракорумскому Хайвею по направлению к знаменитой долине Хунза (на западе Каракорума). После притягательного своей суетой Каримабада короткое путешествие на джипах привело нас в городок Ахматабад. Два дня пешком – и мы в базовом лагере под Юго-Восточной колонной Ультар Сар (Ultar Sar, 7388 м).

Нанять портеров для нас оказалось проблемой, так как Хунза сейчас достаточно состоятельный регион, и большинство людей имеет работу получше. Пришлось нанять студентов, и в итоге мы не смогли установить лагерь в нужном месте. Носильщикам недоставало опыта, чтобы преодолеть с грузом крутой участок, и из нашего базового лагеря до традиционного места размещения экспедиций – "Hidden Valley" ("Kunoso" на местном языке) нужно было идти еще полдня. Впоследствии нам пришлось преодолеть это расстояние много раз, что стало первой организационной проблемой.
Фото (с) Colin Haley

Мы провели несколько дней, сначала – гуляя между пятитысячниками в районе базового лагеря, а затем – занося снаряжение в долину Kunoso. В одну из ходок мимолетом видели Юго-Восточную колонну (скажем, только нижнюю ее часть – за всю экспедицию весь маршрут я видел лишь однажды!), и тут же стала очевидна вторая проблема – нижний контрфорс выглядит гораздо более вытаявшим, чем на любой из фотографий, которые мы видели, и в плохом состоянии. Ранее Стив Свенсон предостерегал меня, что снежный покров в этом году незначительный. Мы надеялись, что пройдут снегопады и маршрут подтает/замерзнет достаточно к нашему восхождению, но к тому моменту, когда мы покинули базовый лагерь, он выглядел по-прежнему.

В первый акклиматизационный выход мы провели несколько ночей на 5300 м и пролезли короткое, но интересное ребро на вершину высотой 5600 м. После отдыха в базовом лагере сделали еще один акклиматизационный выход, на этот раз по «лезвию», расположенному восточнее В. ребра Ультара. Мы провели пару ночей на 6000 м и спускались в грозу. После этой акклиматизационной авантюры мы пошли проверить подход из Kunoso к подножию Колонны – это был сильно разломанный абсолютно голый ледник – проходимый, но медленно.
Фото (с) Colin Haley

И для меня это оказалось тюком соломы, который сломал хребет верблюду… Я сказал Джеду, что психологически не готов к тому, чтобы лезть туда. Я думаю, что к такому действительно серьезному маршруту нужно быть морально готовым, а у меня было слишком много сомнений. В добавок наши проблемы с базовым лагерем, плохое состояние нижнего контрфорса, то, что ни один из нас не был до сих пор выше 7000 м… и я решил, что будет мудрее для начала взойти на более простую вершину такой высоты (и по маршруту, который потребует меньше затрат).

Хотя Джед все еще был настроен на восхождение, он понимал, что в моих словах был резон, и принял мою капитуляцию спокойно. Поскольку на маршруте мы не были, невозможно сказать, было ли это решение здравым или «отстойным», но Колонная никуда не делась…

Я не знаю, вернусь ли я к Ультар Сар, но я считаю, что это будет впечатляющее восхождение, когда оно будет совершено. Маршрут с перепадом более 3100 м в сравнении с Северным ребром Латок I делает последнее коротким, и хотя он не такой технически сложный, гора предлагает достаточно серьезное напряженное лазанье.

Мы покинули базовый лагерь Ультар Сар и через Скарду поехали в Долину Нангма, чтобы взойти на Drifika, которую я уже пытался сходить соло в 2005 году. К сожалению, я подхватил кишечных паразитов сразу по прибытию на место, а следующие четыре дня валил снегопад (по 16 часов в день). В общем, я понял, что готов ехать домой.
Фото (с) Colin Haley

За исключением наших акклиматизационных восхождений экспедиция оказалась неудачной в смысле лазанья. Но, как говорится, c’est la vie, ты не можешь быть удачливым все время. Благодарю организаторов Mugs Stump Award и тех, кто поддерживает этот грант финансово. Несмотря на то, что мы не достигли вершины, я знаю, что мы оба стали мудрее к концу этого путешествия, а без этого гранта у нас вообще не было шансов сделать попытку.