Замерли их души ночью вьюжной...

Пишет Виктор Айзенберг, 07.08.2024 10:38

7 августа 50 лет назад на гребне под вершиной п.Ленина, на высоте 7000 м ураган неистовой силы отнял жизни восьми восходительниц высотной женской экспедиции: Эльвиры Шатаевой, Тани Бардашовой, Эллы Мухамедовой, Нины Васильевой, Ирины Любимцевой, Людмилы Манжаровой, Галины Переходюк и Валентины Фатеевой.

Из хроники восхождения:"5 августа добрались до вершины, но к вечеру начался буран. Видимость стремительно ухудшалась, дул сильный ветер, и группа решила отложить спуск, пока погода не улучшится. Однако буран лишь усиливался, и девушки оказались в ловушке: они были вынуждены оставаться на высоте 7000 метров.

Из переговоров Эльвиры Шатаевой с базой, последний лагерь:
Шатаева - У нас умерли двое - Васильева и Фатеева... Унесло вещи... На пятерых три спальных мешка... Мы очень сильно мерзнем, нам очень холодно. У четверых сильно обморожены руки..."

После сообщения о трагедии муж Эльвиры Владимир Шатаев вернулся из Москвы в МАЛ Ачик-Таш, 3600 м и с двумя спутниками поднялся к месту гибели и временно захоронил девушек на скалах гребня на 7000 м.

В следующем 1975 году В.Шатаев организовал экспедицию, которая до начала сезона спустила девушек с семи тысяч по Северному склону п.Ленина на Большую Землю в Ачик-Таш. Пятеро из них были похоронены на холме рядом с лагерем и они навечно созерцают не отпустившую их вершину.

ПОМНИМ ПОКА ЖИВЫ...

Виктор Айзенберг, участник экспедиции 75-го года.