Казбек из Грузии.
Небольшой отчет, как сходили.
День 1, 27 апреля.
Прибыли на поезде во Владикавказ около 10ч. Загрузились в заказанные две машины, выдвинулись в сторону границы. Езды до Верхнего Ларса меньше часа.
На российской стороне – толчея машин. Пассажирам надо выйти и в окошечке получить штамп в загранпаспорте. На нейтральной стороне проезжаем немало полуразобранных машин. Водитель объясняет, что они не растаможены и поэтому не могут быть вывезены в любую сторону. Туннель на нейтралке с убитым асфальтом, т.к. ничей. Грузинская сторона – тут надо пассажирам идти в здание для проверки документов отдельно от машины, как в аэропорту. Что-то в одном из наших участников пограничной грузинской даме не понравилось, его и руковода отправили в комнату. СБ. После собеседования – кто что где куда и кем работаешь минут 40 ждем решение, пытаясь прикинуть запасные варианты, если не пустят. Рядом тусят мотобайкеры, которых автоматически отправляют в комнату СБ на собеседование. Судя по всему, в СБ есть база данных о россиянах.
Почему-то нас все-таки выпустили. На прохождении границы ушло 3 часа.
У паспортного контроля на грузинской стороне есть обменник – 27 лари за 1000р, нормальный курс.
Наш первоначальный план – подниматься по гребню Барт-Корт, доезжаем до Гвелети (15400р из Владикавказа за две машины), сворачиваем по мосту на левый берег Терека, доезжаем до конца дороги. Начинаем подъем по довольно живописной долине реки Амалии (в картах Ляпина – Кабахи). Здесь в 19м веке добывали медную руду, писали о развалинах рудоуправления, а по БартКорту шел стандартный путь восхождении на Казбек – должны быть развалины хижины Ермолова.
По долине идет свежая ЛЭП, которая через два перехода приводит нас к грузинскому погранпосту у развилки рек. Пограничник, молодой парень , объясняет нам, что дальше без пропуска нельзя. А пропуск выдают на п/з Дарьял, но нам все равно не выдадут, т.к. «ледник движется, люди гибнут» и т.д. Что делать, решаем идти по классике от церкви из Гергети. Спустились в Гвелети, тут ловит связь. Координатор находит нам машину от Гвелети до церкви Цминда Самеба (Св.Троица) за 150 лари. Приезжает Делика, 4 рюкзака – на верхний багажник, остальное внутрь. Путь до Казбеги (Степан Цминды) 1700, затем по новой асфальтовой дороге до церкви 2200. Полный привод уже не нужен.
Возле церкви сделан водный источник, чуть поодаль туалет с кафелем, что-то еще строят. Молодцы. Приветствие : гамарджоба.
Ночуем на травке возле автостоянки поодаль от церкви. День не потерян. Ночью – собачьи концерты.
День 2, 28 апреля.
Погода – тепло и ясно, вышли в 7 часов. Начинаем подъем по крутой тропе на бугор. Троп несколько, можно идти по любой.
Внизу - домики якобы монахов.
Выше - все больше снега.DSC01542
Идем не спеша: 30мин идем, 30 – сидим. За 5 таких перехода доходим до строящегося домика – будущего кафе, судя по огромным прозрачным окнам и большой площадки рядом. Чуть выше – каменный крест на постаменте. Здесь обедаем. Появляются группы трекеров – литовцы, три голландские девицы в шортах, группа итальянцев. С итальянцами мило общаемся: про горы, Казбек, Маттерхорн и СеллаРонду.
Поев, поднимаемся по тропе на траве и снежникам вперед в сторону домиков приюта. Встаем на ночевку на травянистой терраске с веселым ручейком.
Казбек и дома приюта 3014 от ночевки
Сходили к дому «Приют 3014». Wifi, кола/кофе за 15 лари, поселить на сутки с едой 310 лари. Цены явно не для русских туристов. Через WiFi пообщались с Родиной.
Ниже приюта – палатки коммерческой группы, им до того кафе подвозили вещи на лошадках.
После кофе от приюта – прекрасные виды в сторону Казбека.
3 день, 29 апреля.
Утром погода все также шепчет – тепло и ясно, легкая дымка. Недалеко от Приюта 3014 дом якобы МЧС. Оставить заброску – хотят 50 лари. Ладно, прикопаем сами где-нибудь в камнях. Начинаем подъем по тропе на гребне, реально это правый берег потока с ледника Орцвери. Справа ниже гребня попадается металлический домик, возможно, для метеоприборов. Набираем высоту по гребню, догоняем коммерческую группу перед выходом на ледник. По их примеру связываемся. В связках поднимаемся по пологому леднику Орцвери, пересекая его направо. Перед выходом с ледника – несколько прикрытых трещин, так что связки были не зря. В месте выхода на ледник над нами – здание ГМС на 3650, туда подъем с набором метров 100 по сыпухе. Встречные сказали, что на ГМС можно переночевать за 60 лари без удобств. На ГМС не поднимаемся, обедаем на морене у ледника. Некоторые группы стартуют на Казбек с ГМС, мы же хотим подняться повыше.
Сверху - ГМС.
Ледник Орцвери.
Метеостанция с подъема, с большим зумом.
Стоянки "у креста".
После обеда поднялись до ночевок «у креста» на 3800, где много отличных стоянок и ручей. Металлический крест на скалах ночевок – как ориентир. Тут же ночует и коммерческая группа. Они собираются завтра на Гору. Мы же хотим подняться на Казбекское плато и уже оттуда идти на Казбек.
ГМС от "креста".
4 день, 30 апреля.
Утром на небе кучевые облака. Поднимаемся по моренным увалам и снежникам левого (ор) берега ледника. Иногда встречаются турики. Реально мы оббегаем западную вершину Казбека. Путь выполаживается, на заморененном леднике появляются трещины. На ровном месте делаем две площадки из камней и гальки, чтобы не вставать на снегу. Над нами огромные конгломератные склоны Зап. вершины, откуда периодически летят камни. Но мы в безопасности. Высота 4160. К вечеру спускается коммерческая группа, не взошли, т.к. выше перемычки на Казбеке лед, требуется веревочная техника, чего клиенты не умеют. Они оставляют нам одну веревку (которую потом мы передадим их гиду в Казбеги). Сходили вверх на разведку-акклиматизацию.
Склон напротив.
Высота порядка 4000.
Ночевки на 4160.
Конгломератные склоны над нами.
5 день, 1 мая.
Казбекское плато. Виден гребень Барт-корт.
Казбекское плато. Маленький зуб - видимо вершина ОЖД.
Казбекское плато. Шау-хох.
Погода утром неплоха – редкие облака. Выходим из лагеря в 5-45, проходим место, простреливаемое с конгломерата, обходя трещину. В связках-кошках набираем высоту по зафирнованным склонам, обходя зоны трещин и разрывов. Чтобы выйти к перемычке Казбека, проходим под нависающими льдами вправо, затем вправо-вверх, обходя и перелезая трещины по мостам. Около 10-15 вышли на перемычку Казбека.
Подъем на Казбек с перемычки.
Сварили чай в джетбойле.
Чай на перемычке.
На Казбеке после снежного склона начинается лед до 45 град. Раньше на Казбеке здесь был снежно-ледовый склон с серпантинными тропами, проходившимися в связках. Сейчас тут лед, попытка пройти в связках переходит в лазание на передних зубьях и перила.
Справа по ходу вдоль скал провешены веревки. Вдоль них вешаем свои, хотя частично используем и стационарные. Выходим к правым верхним скалам, здесь некрутой , но тоже ледовый склон, Его тоже провешиваем до вершины. В общем, весь этот подъем точно тянет на 2Б.
На вершине лежит розовый замок с карабином, и инициалами молодых. Пожелаем счастья!
Традиционные фотки на вершине.
Погода портится. На спуске верхние веревки снимаем с нижней страховкой, затем цепляем свои петли к стационарным, последний слезаем по фикс. Перилам.
Идет снег, ощущаются электрические уколы, хотя молний нет. Тут перестаем выделываться, дюльферяем по стационарным перилам. Последняя красная веревка выводит на снежный склон, по нему почти без видимости спускаемся на перемычку.
Делаем опять чай на джетбойле.
С перемычки первый крутой участок спускаемся по перилке на ледорубе, последний – с нижней страховкой. Идет снег, ветер, наши следы замело. Иногда растаскивает , появляется видимость. Спускаемся примерно по пути подъема в лагерь на 4160 в 18-15.
Путь к палаткам.
Итого на восхождение ушло 12 ч 30 минут.
В лагере валит снег с ветром. Дежурный разносит еду по палаткам.
6 день, 2 мая.
Всю ночь и весь день 2 мая валит ливневый снег. Выползаем в основном откапывать палатки. Куда-то идти в такую погоду мыслей не возникает.
7 день, 3 мая.
Снег ослабевает, но не перестает. Трещины вокруг нас покрыты свежим снегом толщиной до полуметра. Снежными лопатами откапываем засыпанное под снегом снаряжение. С конгломерата не сыпет. Выходим, обходим засыпанные трещины ближе к конгломератной стене. Тропежка по колено, иногда выше. Особого ветра нет, облачно, но глаза печет. Стараемся придерживаться трека, записанного на подъем, но пытаемся обходить протяженные снежные склоны, опасаясь лавиноопасности. Тропя по очереди, спускаемся к ночевкам « у креста» на 3800, здесь обедаем.
Конгломерат над нами.
Подходим к месту под ГМС, троп не видно, но на леднике видны следы, видимо скитурщиков.
Обед "у креста".
В связках пересекаем направо ледник, дальше нет однозначного понятия, где тропа, нет. При тропежке по впадинам она по колено, иногда по развилку. Моренные гряды здесь не однозначны, наконец выходим на дальнюю правую гряду, по ее верху снега немного. Это путь нашего подъема. Находим по дороге свою заброску, спускаемся к приюту 3014. Наш курильщик остается без сигарет, т.к. в приюте их не продают. Ставим лагерь ниже приюта. Там уже палатка трех молодых чехов, которые идут вверх.
DSC01677
8 день, 4 мая.
По телефону (Мегафон работает вплоть до ночевок «у креста»)договариваемся, что в 12 часов ( в Грузии время: + час к мск) нас заберут от стоянки у церкви. Решили полдня провести в Казбеги, помыться и поесть. Гид коммерческой группы посоветовал гостишку «Циция и Степан», где сам останавливается с группой. 80 лари/чел с обильным завтраком и ужином. Тел.+995 599 704 739.
Церкви почти не видно.
Спускаемся по чужим следам. Погода хмурая , туманы, вершин не видно. Снег переходит в набитую тропу на травянистых склонах. Собаки-попрошайки. Находим оставленную на подъеме банку пива. У автостоянки у церкви нас встречает Делика, Степан довозит нас до своей гостиницы в Казбеги.
СтепанЦминда/Казбеги.
Утром 6 мая, в Пасху, заказанные машины почти без задержек (кроме дьюти-фри) доставили нас во Владик. На границе – почти никого.
Если во Владике хотите поэкономить, то кафе напротив ж/д вокзала – самое то. Те же пироги, хинкали и пр.
В итоге можно сказать, что нам повезло, погода с 2 по 4 мая была не для горы.