Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021)

Пишет Ilyanna Demy, 02.02.2022 17:58

Дорогие друзья, прежде, чем вы начнёте читать, хочу предупредить вас, что всё ниженаписанное является всего лишь описанием ЛИЧНОГО ОПЫТА и СКРОМНЫМ МНЕНИЕМ одного человека. Это НЕ руководство к действию, это НЕ мнение эксперта! Прошу извинить меня за орфографические, пунктуационные, лексические и прочие ошибки. Благодарю за понимание.

Идея возникла как-то внезапно. Хотелось чего-то значительного и трудного, но не слишком экстремального. Поэтому в голову сразу пришло восхождение на Эльбрус летом. Идея так и оставалась идеей до мая, когда мы поняли, что обстоятельства позволяют притворить ее в жизнь.

Для начала представлю нашу скромную команду из города Новокузнецка: Артём. 46 лет. Ранее занимался каратэ и спелеотуризмом. В настоящее время: тренер айкидо, пеший туризм. Максимальная высота на которой бывал ранее 3527м (вершина Купол, район Актру)

Анна. 34 года. Ранее занималась альпинизмом и скалолазанием. В альпинизме дошла до 2-го разряда, (который, кстати, так и остался документально не оформлен). В настоящее время: айкидо, пеший туризм. Максимальная высота на которой бывала ранее 4441м (вершина Теке-Тор, район Ала-Арча)

Должна сказать, что мы не являемся спортсменами, альпинистами, но ведём довольно активный образ жизни: тренировки по айкидо, походы, велопрогулки, лыжные прогулки, офп. Я думаю, что не имея этого опыта совершать восхождение было бы крайне трудно.

Этап подготовка.

Подготовка — это фундамент, на котором стоит успех вашего мероприятия. Не стоит относиться к этому легкомысленно.

Первое, что я сделала, разумеется, провела в интернете несколько вечеров в поисках всевозможной информации. Перед нами сразу встало два вопроса.

Вопрос первый: идти с гидом или без? Долго думать не пришлось, мы знали, что прежде всего хотим получить личный опыт, и, поэтому, выбрали самостоятельное восхождение. В этом есть масса преимуществ, на мой взгляд. Вы можете полностью ориентироваться на свой темп, можете делать больше акклиматизационных выходов, если чувствуете, что это необходимо вашему организму, можете ждать подходящей погоды столько, сколько потребуется; нет жестких рамок, обусловленных коммерческими выгодами. Но я, ни в коем случае, не хочу никому ничего советовать. Вопрос этот надо решать исходя из вашего уровня подготовки и ваших целей. Мы посчитали наш личный опыт походов и нахождения в горах достаточным для обеспечения собственной безопасности в данном мероприятии. Но, нужно понимать, что у всех разные обстоятельства.

Вопрос второй: с какой стороны подниматься? Маршруты с запада и востока мы не рассматривали изначально, из-за их более высокой сложности, что не подходит для первого восхождения на подобную высоту. Признаюсь честно, хотелось зайти с севера, т.к. там нет подъемника и ратраков на склоне, меньше людей и, следовательно, все «более реально». Однако говорят, что погода на северном склоне обычно хуже. В общем, сомнений было много. В итоге, я прочитала в интернете потрясающую фразу: «Лучше зайти с юга, чем не зайти с севера». Именно она стала решающей. Действительно, для первого раза можно и юга сходить, подумали мы.

Итак, выбор сделан, можно заняться подготовкой вплотную.

Физическая подготовка к восхождению, надо признаться, была у нас не самой активной. Бег 2-3 раза в неделю (примерно по 30 минут) за 2 месяца до вылета. Пешие прогулки по лесу 10-20 километров (2 раза в месяц). Это, думаю, маловато. Лучше было бы начать подготовку за 3-4 месяца до поездки и увеличить продолжительность пробежки до часа.

Этап сбора необходимого снаряжения и одежды, оказался лично для меня, возможно, самым сложным из всех. Вечная борьба между «взять - будет комфортнее, но тяжелее» и «не взять – будет легче, но менее комфортно» всегда дается мне не легко, особенно, учитывая, что я та ещё мерзлячка и люблю тепло одеваться.

Скажу сразу, в поселке Терскол есть прокаты, в которых можно найти всё необходимое. Но, как по мне, цена дороговата и, если вам придётся ждать погоду 2-3 лишних дня, сумма набежит приличная. К счастью, у нас имелось всё необходимое снаряжение. Оставалось решить, что брать, что не брать и привести некоторые вещи в порядок.

Как ни старались мы облегчаться, вес и объем рюкзаков получился внушительным по следующим причинам: во-первых, не хватало информации об условиях проживания, и я взяла кое-что лишнее; во-вторых, после восхождения мы планировали заняться трекингом в Приэльбрусье, а потом отдохнуть в паре курортных городков поблизости, так что, пришлось брать ещё летнюю одежду и обувь; в-третьих, наше снаряжение было не последней модели, а, следовательно, тяжелее и объемнее, чем хотелось бы.

Список снаряжения был примерно таков: кошки, беседки, верёвка 20м (которую, мы на восхождение в итоге не брали, думаю, она была бы нужна при подъеме с севера), ботинки (у Артёма горные ботинки, у меня пласты), трекинговые палочки, спальники, рюкзаки основные и штурмовой 45 литров один на двоих, палатка двухместная.

Примерный список одежды на человека: термобельё зимнее, теплые трекинговые носки несколько пар, кофта полар, пуховка, курточка прималофт, штаны полар, штаны ветрозащитные самосбросы, анорачка от дождя, теплые руковицы 2 пары на каждого, перчатки флис или полар, шапка полар виндблок, бафы теплый и легкий (от солнца днём)

По мимо этого необходимы такие вещи, как крем от солнца (мы брали spf110), солнечные очки с высокой степенью защиты, аптечка.

Итак, в путь!

Из родного Новокузнецка мы добрались в Новосибирск, а оттуда уже самолётом до Минеральных Вод. От аэропорта я заранее заказала такси до Терскола. (В интернете много фирм, которые предлагают трансфер). Стоимость была 3000р. за легковую машину. Можно взять такси и в аэропорту, но не хотелось тратить время и нервы на торги с местными водителями. Однако, когда мы прилетели, никто нас не встречал, пришлось звонить оператору и напоминать о себе.

Можно добраться и на автобусе с двумя – тремя пересадками. С Минвод до Нальчика ходят автобусы, из Нальчика до Терскола тоже ходят, но непонятно как! Нигде на просторах интернета мне не удалось найти расписания! Учитывая, что нас двое и у нас два багажа – это будет не дешевле, чем на такси, но намного муторнее.

А так, примерно 3 часа пути, и мы на месте. Ближе к пункту назначения дорога петляет по ущелью реки Баксан, и из окна открываются впечатляющие виды на предгорья Кавказского хребта. Всё выглядело так величественно и сурово, что по коже пробежал холодок, но сердце, напоенное красотой, билось всё быстрее от восторга, в радостном предвкушении. Вот и поселок Терскол, откуда всё начинается!

Терскол (2144м)

Мы остановились в кэмпинге, прямо у вьезда в поселок. Хотя вариантов размещения здесь довольно много: два кэмпинга, много дорогих гостиниц, есть хостелы. Размещение в кэмпинге, разумеется дешевле всего. Тот, в котором мы остановились (называется «Кэмпинг-бивуак Терскол»), устроил нас на все сто процентов! Очень хороший хозяин, небольшая территория, зато есть всё необходимое: кухня под навесом с газовой плитой, электрическим чайником и розетками, душ с горячей водой, два идеально чистых туалета. Вспоминаем с душевной теплотой все дни, проведенные там. Было много интересных знакомств, и долгих вечерних разговоров за чаем.

Когда я готовилась к поездке, то нашла информацию, что в поселке мало магазинов, и что в них ничего толком нет. Из-за этого мы брали с собой из Новокузнецка явно больше продуктов, чем было нужно. Но либо информация устарела, либо люди просто смотрят на мир иначе, но по мне, так там более чем достаточно магазинов, и хотя они не очень большие, в них есть практически всё (крупы, чай, сладкое к чаю, местный сыр, деревенское молоко, колбаса, консервы). Также нет недостатка в кафе, где можно сытно поесть по приемлемым ценам. Например, хычины (такие лепешки с начинками) одно из недорогих и вкусных блюд. Есть пекарня, где делают большие вкусные осетинские пироги. В общем, голодными не останетесь!

Есть также сувенирные магазины, в некоторых из них можно купить sim карту МТС. (МТС лучше всего ловит на южном склоне, т.к. их вышка установлена прямо на верхней станции подъемника). Газ тоже легко можно найти в поселке. Есть два магазина Альпиндустрия, один до Терскола рядом с поворотом на поляну Чегет, другой на поляне Азау, прямо под подъёмником. В поселке работают несколько прокатов одежды и снаряжения.

Погода в Терсколе не очень баловала нас. Не смотря на июль, было почти всегда влажно и прохладно. После обеда обычно начинался дождь. А поскольку в кэмпинге согреться особо не где, создавалось ощущение, что я сама уже отсырела и промерзла насквозь, что разумеется было не очень хорошо перед восхождением. Но, к счастью, простуды удалось избежать.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210706_222651_9

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210707_120402_7

Акклиматизация.

Разумеется, что для восхождение на высоту Эльбруса нужна правильная акклиматизация.

В первый день не спеша прогулялись из поселка Терскол до поляны Азау (2200). Далее поднялись пешком до первой станции канатной дороги Кругозор (3000м).Идти было сосем не трудно, но когда мы поднялись, начался моросящий дождь, рваные клубящиеся тучи заполнили долину, подул ветер. Мы провели немного времени на станции, съели перекус и выпили горячий чай из термоса. Обратно мы спустились на канатке, чтобы поберечь колени на спуске. Серость и сырость слегка удручали, но в целом первый день можно было назвать удачным.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210707_143404_1

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210707_145652_4

Во второй день мы отправились пешком на гору Чегет (3461м),полное ее название Азау-Гитче-Чегет-Карабаши. Подъем начинается с поляны Чегет, прямо под подъемником по грунтовой дороге. Многие группы просто поднимаются на подъемнике до верхней станции канатной дороги (3100м), отдыхают там около часа и спускаются вниз, полагая, что этого достаточно для акклиматизации. Возможно так и есть, но мы предпочли подняться пешком и дойти до самой вершины. Я считаю, что если ты не просто привыкаешь к высоте, находясь на ней, а даешь умеренную нагрузку, заставляя организм работать, ты лучше подготавливаешь себя к восхождению. Тут, разумеется, важно не переусердствовать.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210708_115638_8

В этот день нам больше повезло с погодой. Утром было тепло и солнечно. Пока мы поднимались, перед нами открывались неописуемо прекрасные пейзажи: благоухающие, усыпанные цветами луга и пугающе красивые стены Донгозорун с белоснежной сверкающей Семёркой (я имею ввиду известный ледник «Семёрка»). Без сомнения, каждый метр этого пути стоил того, чтобы его пройти и насладиться. Когда мы поднялись, через вершину плыли облака и заслоняли нам прекрасные виды, однако через небольшие просветы, всё же удавалось кое-что увидеть, в том числе и величественный Эльбрус изволил показаться ненадолго. Мы увидели его впервые, он оказался невероятно высоким. Впечатление ещё усиливалось от того, что рядом нет гор подобной высоты. Я замерла в восхищении… внутри зарождалось сомнение: уж не замахнулись мы на нечто слишком внушительное? хватит ли сил? хватит ли смелости?

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210708_163453_3

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210708_152808_3

Не вершине Чегета мы провели больше двух часов, как следует насладившись головокружительными пейзажами. А ещё мы приготовили на газу полноценный обед. Это был обед с видом на Эльбрус! Незабываемое удовольствие, думаю, никакой ресторан может сравниться с таким!

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210708_151632_0

Вниз поехали на подъемнике. Канатная дорога Чегета состоит из двух частей, на промежуточной станции надо выходить и пересаживаться. Но мы зашли ещё в знаменитое кафе Ай и заказали чебуреки, которые, как мне показалось, весь интернет советует попробовать.

Здесь позволю себе лирическое отступление. До этого момента, мой опыт поездок в горы имел совсем другой характер. Как правило, это были выезда на 1-2 недели в районы весьма далёкие от цивилизации. В базовом лагере не было толком никаких удобств, кроме туалетов над пропастью. Ни магазинов, ни кафе поблизости. Поэтому, для меня, было крайне удивительно, что после восхождения можно отдохнуть и покушать в кафе!

На третий день наш путь лежал сначала к водопаду Девичьи косы (2800м). Вышли мы в этот день очень рано, часов в 4-5 утра, т.к. стали замечать такую особенность, что в первой половине дня погода лучше, чем после обеда. Когда мы подошли к водопаду, вокруг ещё никого не было, хотя это, по-моему, самый популярный маршрут и здесь всегда толпы туристов. Густой утренний туман добавлял таинственности окружающим пейзажам.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210709_114022_8

Не задерживаясь надолго у водопада, мы продолжили свой путь по тропе, которая ведёт к обсерватории, точнее на пик Терскол (3100м), на котором расположена действующая обсерватория. Вход в обсерваторию закрыт, но, с вершины, говорят можно насладиться потрясающими видами. Однако, нам не повезло, в тот день все было закрыто плотными облаками.

Следующий пункт, до которого можно дойти по тропе, это Ледовая база (3800м), и мы двинулись в ее направлении, но погода продолжала ухудшаться, да и прогноз был совсем не утешительным. Так что мы повернули назад, дойдя до заброшенного деревянного домика, который, как говорят, служил перевалочной базой для приюта 11. Это место называют 105 пикет (3350м).

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210709_150837_4

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210709_151613_9

Четвертый день – день отдыха.

На пятый день, мы решили, что хватит осматривать окрестности и нужно двигаться в сторону главной цели. В этот день мы пешком поднялись до третьей станции подъёмника на Эльбрус - Гара Баши (3850м). Маршрут совершенно не живописный, идешь под канаткой, по технологической дороге, вокруг только изрытые, изуродованные техникой склоны, никакой романтики. Надо сказать, никто там обычно и не ходит, только такие же упертые туристы, и скайранеры ещё. После второй станции Мир (3500м) на склоне лежал снег, там уже нужны горные ботинки, трекинговые палочки и солнцезащитные очки, поэтому мы сделали остановку, чтобы переобуться. Зашли ненадолго в кафе, выпили горячего облепихового чаю. Да, на второй и третей станциях есть кафе, и цены там, если и дороже, чем внизу, то не особенно.

Дойдя до Гара Баши, мы съели свой перекус, наслаждаясь достигнутой высотой. Погода была прекрасная, и вершина блестела перед нами во всей своей красе! Есть обманчивое ощущение, что подъем к ней очень пологий и легкий. Хотя разумеется это не так, как кажется. Что касается кислородного голодания, в тот день мы ощутили только один его признак. Подъем вверх давался несколько тяжелее, чем такой-же подъём давался бы на низких высотах.

Целью нашего выхода в тот день была не только акклиматизация, но и получение недостающей информации о том, как организован верхний лагерь. Так вот рассказываю. Недалеко от станции Гара Баши полно приютов. Их реально много, и, если у вас 1-2 человека, то место, я думаю, можно найти всегда, ни в одном, так в другом. Известный приют Бочки (3750м) находится значительно ниже станции и ниже других приютов, поэтому выбирать его для штурма вершины нецелесообразно. Приют 11, например, или точнее приют Diesel Hut(4050м), который стоит на месте дизельной бывшего приюта 11, расположен на более удобной для штурма высоте. Рядом с ним еще ряд приютов. Моя подруга Анна, которая работает гидом на Эльбрусе, посоветовала нам Орлиное гнездо (4100м) – один из самых высокорасположенных домиков, что очень удобно, т.к. в решающий день штурма идти до вершины меньше.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210711_135750_0

Так вот, мы поднялись туда в этот день, чтобы узнать, есть ли там место и что брать с собой. Оказалось, там есть газ!!! (В других приютах тоже есть). Т.е. свои баллоны брать не нужно, есть нары для сна, и можно даже коврик не брать! Температура в домике вполне приемлемая, не жарко, конечно, но намного теплее, чем на улице. К тому же, раз в сутки включают отопление, и этого хватает, чтобы высушить всю одежду. Надо понимать, что это не гостиница, но уровень комфорта выше, чем я ожидала. Стоимость ночевки была 1000р в сутки с человека.

Изначально, мы готовились к тому, что будем ночевать в палатке. Но разузнав всё, решили поселиться в приюте. Конечно, это не столь впечатляюще, но зато удобнее и теплее, что позволяет сэкономить силы для подъема.

Всё разузнав, мы спустились вниз. На завтра было запланировано вернуться сюда с вещами.

На склоне Эльбруса.

На следующий день, отправляясь наверх, большую часть вещей мы оставили в кэмпинге. Однако рюкзаки, всё равно, получились достаточно тяжелыми, поэтому решили отказаться от подъема до станции Гара Баши пешком. В этом случае, мы потеряли бы ещё день, и пришлось бы нести палатку, чтобы переночевать где-то в середине пути. К тому-же, мы уже прошли эту часть пути вчера (правда, без груза). Думаю, наше решение, подниматься с грузом на подъемнике было разумным, однако, какая-то часть меня считает, что это не вполне честно. Но, кто знает, к чему привело бы иное решение, было бы восхождение успешным. Так что, есть, как есть.

Вообщем, в этот день мы успешно заселились в приют, его можно назвать первым днем на склоне Эльбруса, и нам предстояла первая ночь на высоте. Вечером немного болела голова и чувствовалась едва заметная слабость. В целом ничего существенного. Но, на самом деле, мы нарушили правила акклиматизации. По правилам, у нас должна была быть ещё одна промежуточная ночёвка, где-то на высоте 3500м примерно. Если бы я планировала повторить восхождение, то не стала бы упускать этот этап. Как вариант, можно было совместить ночевку с выходом на ледовую базу и заночевать на поляне между водопадом Девичьи косы и Обсерваторией.

На второй день, мы отправились на акклиматизацию к скалам Пастухова. Вышли мы довольно рано, часа в 3 ночи, обычно так не делают, но мы хотели настроить организм на ранние подъемы и ночные прогулки. Погода была отличная. Подниматься удобнее сразу в кошках и с трекинговыми палочками, разумеется. Путь наверх – это широченная дорога, набитая ратраками, которые поднимают желающих (точнее не желающих идти самостоятельно) на высоту примерно 5000м. Так что, в хорошую погоду, сбиться с пути и заблудиться крайне сложно, даже ночью. Страшно только быть сбитым этим самым ратраком или снегоходом, т.к. водители в основном ужасно наглые и просто едут прямо.

Скалы Пастухова — это просто гряда камней справа от тропы (по пути подъема), которая условно делится на три части Нижние(4600м), Средние (4700м) и Верхние (4800м).

В основном на акклиматизацию ходят до Верхних скал или ещё выше до брошенного ратрака или, в крайнем случае, до площадки, куда ратраки привозят людей (5000м), возле начала косой полки.

Мы шли не торопясь и, поначалу, совсем не ощущали дискомфорта. Единственное, что напоминало о высоте это легкое покалывание пальцев рук и ног. Где-то на средних скалах Пастухова Артём почувствовал головную боль и недомогание. Мы решили не идти выше, но и спускаться сразу вниз не стали, чтобы дать организму время адаптироваться и привыкнуть к высоте. Как раз взошло солнце и стало теплеть. Мы выпили по кружке чая, наслаждаясь потрясающими видами.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210713_120842_9

Через некоторое время Артему стало легче, и он предложил подняться ещё немного выше. Я чувствовала себя хорошо, и мы потихоньку побрели выше, до Верхних скал Пастухова, потом до брошенного ратрака, далее до места, где ратраки высаживают людей и, наконец, до начала косой полки (5100м). На тот момент состояние у нас обоих было отличное, идти было достаточно легко, и вот, мы уже пошли по косой полке. К концу косая полка немного выполаживается, мы уже видели седловину (до нее оставалось, наверное, метров 150), когда показались первые облака. Признаюсь, меня уже начали было посещать мысли о том, чтобы дойти до вершины, но эти облака…

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210713_145955_4

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210713_145958_4

Соблазн подняться сразу был очень велик, однако в горах нельзя поддаваться эмоциям. Было уже половина одиннадцатого, а по прогнозу на 12 обещали ухудшение погоды. Было очевидно, что надо поворачивать назад, что мы и сделали, без тени сожаления или сомнения. С погодой в горах шутить нельзя.

Вот так мы перевыполнили план акклиматизации дойдя примерно до высоты 5350м.

Мы начали спуск, увидев маленькие белые облачка, но шедшая за нами группа продолжила подъем (они, кстати, были из нашего приюта). У ребят восхождение было намечено именно на этот день, резервного дня у них не было, и они решили рискнуть. На спуске, мы убедились, что поступили правильно, отступив. Когда мы проходили скалы Пастухова, вершину накрыло тучами, подул ветер и пошел снег. Мы были уже в безопасности и надеялись, что ребята тоже, вскоре повернули обратно. Мы пришли на приют, пообедали и ждали, что группа тоже скоро появится, но прошел час, два, три, а их всё не было. Стало как-то тревожно. Но, к счастью, всё обошлось. Все спустились живые и здоровые, хотя им не удалось дойти до вершины считанные метры, когда разразилась гроза, и вокруг начали бить молнии, им пришлось повернуть назад. Повезло, что их руководителю хватило опыта справится с этой ситуацией.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210713_171027_7

Адекватность

Позволю себе небольшое отступление от повествования...

Адекватность – это ещё одно важное условие достижения цели. В данной ситуации, говоря об адекватности, я имею ввиду разумность принятых решений, целесообразность каких-либо действий в определенной ситуации. Разумеется, это очень субъективное, идеализированное и в некотором смысле недостижимое понятие, но стоит максимально стремиться к нему, прежде всего, чтобы обеспечить свою безопасность. Быть адекватным значит максимально объективно оценивать свой уровень подготовки, своё физическое и психологическое состояние, а также состояние окружающей среды, в том числе погоду.

Дорогие друзья, настоятельно советую всем всегда проверять прогноз погоды перед выходом на восхождение или акклиматизацию. Мы пользовались сайтом:mountain-forecast.com И убедились, что прогноз достаточно точный! Лично я считаю, что ухудшение погоды – это самая серьезная опасность на Эльбрусе. За считанные минуты ухудшается видимость и падает температура. Всё это подтверждает и несчастный случай, случившийся здесь с коммерческой группой 23 сентября 2021г и другие случаи… Невероятно грустно и страшно. Будьте осторожны, стремитесь к адекватности.

Третий день – это день отдыха. Мы коротали время за общением в приюте. Познакомились с Галей, потрясающе весёлой, активной и общительной девушкой. В результате решили идти на восхождение вместе. Но проверив прогноз, мы поняли, что на следующий день погода не позволит выйти на штурм, как, впрочем, и через день тоже. К счастью, у нас было достаточно времени в запасе, я изначально планировала нашу поездку так, чтобы несколько дней непогоды не могли помешать нам. (Советую всем поступать также. Извините, но на мой взгляд ужасно глупо, запланировать всё впритык, купить билеты, прилететь издалека, пройти акклиматизацию и, когда остается только восхождение, развернуться и уехать домой, просто потому, что у вас не было 2-3 дня в запасе, чтобы переждать непогоду!)

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210715_084224_8

Итак, мы ждали ещё два дня, четвертый и пятый дни. На пятый погода была уже лучше, и мы втроем решили прогуляться до нижних скал Пастухова. Хотя в день до восхождения советуют отдыхать, мы решили, что после неспешной прогулки будет легче заснуть.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210715_111517_9

Выход на штурм мы запланировали на 24:00. Кроме супер опытных восходителей и местных старожил, все выходят очень рано, некоторые даже ещё раньше в 23 или даже в 22!!! Это позволяет идти в медленном темпе, сохраняя ритм дыхания. Но кому как, а мне очень тяжело заставить свой организм работать ночью. Перед восхождением хорошо бы заснуть как можно раньше и поспать хотя бы 5 часов. Нам это удалось, частично из-за утренней прогулки, а частично из-за одной хитрости. Наше сибирское время отличается от Кабардино-балкарского на 4 часа, однако мы не стали переводить часы и жили по своему времени, т.е. нам было проще ложиться раньше и вставать раньше. Полночь здесь это 4 утра по нашему времени, кажется уже не так рано!

К вершине!

(Терпение)

То, что пригодится вам на этапе штурма, так это терпение: терпеть холод, усталость, монотонность движения, бороться с желанием спать и просто идти, идти, идти…

Утром (точнее ночью) сытный завтрак из гречки с домашней тушенкой. Вещи частично уже были собраны со вчерашнего дня, оставалось натянуть на себя несколько слоев одежды. Ночами здесь довольно холодно, температура обычно около -10, а если учесть ветер, который в ту ночь был весьма сильным, то получается – 20! С собой в штурмовом рюкзаке у нас были пуховки, термос, запасные рукавицы, запасной налобный фонарик, перекус (шоколадка, сухофрукты и орехи, сухари из домашнего бисквита), бутылка воды с растворенным витамином С. На мне было одето термобелье полар, штаны полар, штаны-самосбросы ветрозащитные, кофта полар, курточка прималофт, анорачка ветрозащитная, шапка полар виндблок, варежки горнолыжные, шарф-баф полар, ботинки пластиковые Scarpa, носки трекинговые с шерстью 2 пары.

Напяливаем беседки, пристегиваем кошки, берём палочки, фонарики на лоб и вперёд. (Ледорубы мы не брали изначально, мне сказали, что летом с юга они не особенно нужны, так и оказалось.) Это был очень волнительный момент, когда в полной тишине мы вышли из уютного тепла в объятия ночного холода и завывающего ветра. Впереди уже виднелись огоньки первых поднявшихся ратраков и цепочка более тусклых огней тянулась к ним. Только по этим огонькам можно было понять, что гора где-то там.

В темноте подъем казался более крутым, чем при свете дня. Над нами простиралось глубокое темное небо, и, мне казалось, что я поднимаюсь прямо по лестнице к звездам. Эта космическая бесконечность манила, звала меня к себе. Но пронзительный ветер возвращал к реальности. Было очень тяжело терпеть холод. Ветер насквозь продувал шапку wind block и два капюшона! Я сейчас не шучу. От ветра болела голова, глаза, уши и даже зубы, казалось холодный воздух попадает прямо в мозг.

Так сложилось, что в день (вернее в ночь) штурма, мне было гораздо сложнее идти, чем на акклиматизации. Почему, сложно сказать, ночное время, холод, ветер, а может общая усталость начинала сказываться, не знаю. Я ожидала от себя большего, хотелось двигаться быстрее, я привыкла быть сильной и демонстрировать выносливость, а здесь будто кто-то отобрал у меня 60% моих обычных сил и возможностей. Я злилась на себя и пыталась увеличить скорость, но это приводило только к тому, что дыхание сбивалось и приходилось идти ещё медленнее, чтобы восстановить его. Я разумеется, знала, что так делать нельзя, и примирилась со своим медленным темпом. В конце концов даже так, мы обгоняли большинство групп на склоне.

Артёму, наоборот, шлось лучше, чем на акклиматизации. Ему пришлось несколько раз подождать меня.

Когда мы дошли до площадки ратраков, начало всходить солнце. Оно ещё некоторое время оставалось за горой и не освещало наш путь, зато в небе возникла тень Эльбруса. Потрясающе красивое зрелище! Огромная фиолетовая тень буквально висела в воздухе. Никогда раньше я не видела ничего подобного. В этот момент стало особенно холодно. У меня начали замерзать ноги, даже не смотря на то, что я была в пластиковых ботинках. Оставалось только радоваться, что я не пошла в однослойных горных ботиках, в этом случае, возможно, успех нашего восхождения оказался бы под угрозой. Я интенсивно помахала ногами, и мы продолжили путь.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210716_090503_8

Пока мы шли по косой полке, восточная вершина закрывала солнце и всё ещё было холодно. Мы догнали две огромные коммерческие группы, которые двигались чрезвычайно медленно. Некоторое время, мы шли за ними, не желая тратить силы на обгон по цельному снегу. Но потом, всё же обошли их сойдя с тропы. Надо сказать, это далось мне не легко, сбилось дыхание, зато я сразу согрелась.

Когда мы вышли на седловину, ее освещало солнце. Мы сняли с себя часть теплой одежды, т.к. стало по-настоящему тепло! Небольшой перекус и кружка горячего чаю перед финальным рывком, чтобы отдохнуть и восстановить немного сил. У меня болела голова, так, что пришлось выпить аспирин. Артем чувствовал себя хорошо. Здесь на седловине мы оставили часть вещей, взяв с собой только пуховки.

Подъем с седловины довольно крутой. В двух местах там даже натянуты перила и все коммерческие группы пользуются ими создавая огромные очереди. Мы поднялись просто рядом, не пользуясь страховкой, т.к. на тот момент на склоне лежало приличное количество мягкого снега, а льда не было совсем. Следующий участок — это плато, с которого уже открываются замечательные виды, а затем вершина.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210716_132532_3

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210716_132649_6

Что чувствуешь стоя на вершине? Если честно, то никаких сверх необычных эмоций лично я не испытываю, стоя на вершине. Для меня все основные эмоции на подъеме, когда преодолеваешь трудности, когда ты в процессе, в работе, в движении. Хотя успех, разумеется тоже важен! И, конечно, вокруг потрясающе красиво, а на душе радостно от осознания достижения цели. У нас получилось! Ура! Фото на память. И попытки как-то впитать в себя этот момент, чтобы не забыть никогда, белоснежный Эльбрус. С западной вершины, открывается вид на северную сторону, там нет высоких гор, только зелено-желтые холмы. Также видна восточная вершина Эльбруса. Она выглядит очень притягательно. Хочется туда, ну что ж, может когда-нибудь…

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210716_133141_8

На спуске солнце грело всё сильнее, было так приятно и красиво, что мы позволили себе не торопиться и наслаждались прекрасными видами. Многие, совершив восхождение, спускаются вниз в этот же день, но мы решили провести еще одну ночь в приюте и спуститься в Терскол на следующий день.

Трекинговые прогулки. Приэльбрусье.

На несколько дней погода установилась отличная. В Терсколе было невероятно тепло. У нас оставалось ещё больше недели в запасе, и мы не торопились уезжать, ведь Приэльбрусе невероятно красивый регион, там безусловно есть, что посмотреть. Мы выполнили главную задачу нашей поездки и теперь настало время наслаждаться великолепием природы в свое удовольствие. Галина, с которой мы познакомились на Эльбрусе, рассказала нам о нескольких интересных маршрутах на 1-3 дня.

На следующий день после спуска, хотелось отдохнуть, поэтому мы только прогулялись до водопада Терскол. Кстати, этот водопад понравился мне больше, чем всем полюбившиеся Девичьи Косы. Очень рекомендую посетить.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210718_144001_4

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210718_144402_3

Потом мы отправились на озеро Сылтранкёль с ночевкой. Путь туда не близкий и занимает практически целый день, да и набор высоты приличный. Подъем сначала по дороге от деревни Верхний Баксан, потом потрясающий сосновый лес, дальше выход в долину реки, а дальше курумник, камни, серые лунные пейзажи до самого озера. На самом деле дорога туда понравилась мне даже больше, чем само озеро. В озере прохладная, мутная вода, но я с удовольствием искупалась. На следующий день мы немного побатонились на солнышке и тронулись в обратный путь. Спуск конечно же занял меньше времени.

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210720_145356_4

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210720_150128_6

Ещё мы сходили в долину Юсенге. Чтобы прогуляться там нужен пропуск в погранзону, т.к на пути стоит пост пограничников. Я оформляла его заранее, просто на всякий случай, и, вот, пригодился. Сначала тропа поднимается через сосновый лес, справа видна бурлящая, клокочущая р. Юсенге, далее берёзки, кусты, холмы, а потом спуск к реке, слияние разноцветный ручьев и впечатляющие виды на перевал Бечо с одной стороны и на массивные снежные шапки г. Донгузорун с другой! Это место, пожалуй, занимает верхнюю строчку в моем рейтинге самых красивых мест, что мы посетили на Кавказе! Невероятно красиво!

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210721_162142_4

Подготовка. Адекватность. Терпение. Отчёт о самостоятельном восхождении на Эльбрус с Юга. (июль 2021, Альпинизм)IMG_20210721_165054_2

Далее в наших планах было посетить ущелье Ирикчат, но хорошая погода закончилось, начались беспросветные дожди, и мы решили уехать, чтобы за оставшиеся дни посетить несколько курортных городов поблизости, но это уже другая история.

Об этом и других путешествиях, вы можете узнать на моей странице в Instagram https://instagram.com/demyilyanna

Ну вот и всё, дорогие друзья, рассказ получился не маленьким, да, краткость мне не свойственна, увы. Приношу свои извинения, что утомила вас, что, возможно, обидела кого-то (уверяю, что совершенно случайно). Всё чего я хотела, это рассказать о том, какой это дивный край, какая живописная природа и сколько там возможностей наслаждаться всем этим великолепием для людей с разным достатком и разным уровнем физической подготовки. Эльбрус и Приэльбрусье – прекрасное место, несмотря на то, что там действительно много туристов и высокий уровень бытовых и техногенных загрязнений. Путешествуйте, наслаждайтесь, но берегите этот хрупкий мир, забирайте ВЕСЬ мусор за собой, включая влажные салфетки!

Еще одно дополнение: все высоты, указанные мной приблизительны и взяты из других интернет ресурсов.

Приятных и безопасных вам путешествий!

всегда интересно читать новичковые приключения.. МОЛОДЦЫ сами придумали сами сходили. получили опыт.. погода позволила.

на будущее хорошо что не пришлось "корячить" лёд..Кошки!! и работа в них на горе Ошибка почти 100% нет тренированности ног слабые голеностопы специфика движений..вы из города прицепитесь под горой к кошкам и ваших голяшек хватит на час..ну на полтора..потом ноги "устанут ошибутся запнутся-зацепятся" и капец котёнку. А что делать? Дома !!!! найти горку-сопку-склон и часами ходить по нему В БОТИНКАХ И КОШКАХ!!..часов 10-15 ходить-бродить,можно упасть пару раз несмертельно но понятно.. потом можно по льду зайти ещё куданить..А потом рвануть на все деньги дальше и выше... Морду и голову ТЁПЛЫЙ горнолыжный шлем с утеплителем очки горн лыжные фильтр на снег туман прозрачный на солнце тёмный.. на морду горнолыжную маску. Отит -гайморит нелечится..проверенно.;) Молодцы-успехов.

++вы из города прицепитесь под горой к кошкам и ваших голяшек хватит на час.++

Интересный комментарий Вы адресуете человеку со 2 разрядом по альпинизму. :)

alvd, Благодарю 🙏

alvd,я думаю девушка не в обиде. наличие разряда не есть наличие опыта. десяток "опытныхмастеров" как раз и УЕ зацепившись кошками. или оказавшись без них где надо... кстати тема "Кошки, как с ним дружить" .. вообще не звучит на риске...как вы думаете почему? реплику кинул потому что дружу тесно с кошками и лазаю https://vk.com/video?q=драйтулинг&z=video17222730_159478146%2Fpl_cat_trends в кошках на скалах много и часто..и вижу что тема эта - ???, а это очень плохо.

Есть второразрядники, которые в кошках только снег (фирн) топтали((( а лёд только в телевизЕре видели

Спасибо, Rider! В кошках ходить умеем немного 😆, ноги совсем не устали)) А со шлемом или каской это да было бы теплее!!

Ilyanna Demy это совсем не для того чтобы вас уесть..на самом деле кошки в горах это серьёзно..долго и нудно ..будете в Красноярске заходите.. научим в горнолыжных ботинках в кошках и на горных лыжах..полезный опыт.

С горой! Хорошо написано! Читаешь и сравниваешь со своим впечатлением о восхождении на Эльбрус с южной стороны. В чём-то они похожи, в чём-то разнятся, но в любом случае для каждого из нас это - событие! На Риске уже немало рассказов разных людей о своём первом восхождении на эту гору. В каждом из них есть, что привлекает внимание читателя. Ваше - не исключение.

Vikzhi, Спасибо, приятно, что вам понравилось)

Приветствую и с почином на Риске, Анна! :)
Спасибо за доброе повествование... и конечно с Горой!

Новых, красивых дорог и восхождений! Погоды и Удачи в пути!

Olex, Больше спасибо за пожелания! И вам того же)))

В отчете хорошо бы тайминг дать. В полночь вышли на восхождение - а взошли когда?

alvd, мы за 8 часов взошли примерно.. точно времени не помню, к сожалению, поэтому и не написала..

++Но кому как, а мне очень тяжело заставить свой организм работать ночью. Перед восхождением хорошо бы заснуть как можно раньше и поспать хотя бы 5 часов.++

А зачем понадобилось себя заставлять, из каких соображений? Почему в 5-6 утра не стартовали? Наверняка и времени бы меньше на подъем потратили, и сил.

Совет: если нужно ждать погодного окна, лучше спуститься в терскол. Там лучше восстанавливаешься, именно так и работает акклиматизация. На высоте 4000 особо не отдохнешь. Думаю из-за лишних дней в приюте вам и шлось на восхождении хуже чем до этого

Александр: 1. летом в солнечную погоду снег быстро раскисает, идти тяжелее,

2.Днём много ратраков и саней

3.Снег тает, воды под ногами много (особенно на спуске)

4. Лучше иметь запас "светлого" времени, чем "тёмного", особенно - в случае ЧП и ухудшении погоды

5. К перилам (на Зап. вершину) лучше подойти пока народу немного, чем дожидаться очереди

6.Яркое солнце+снег = дополнительные проблемы с глазами и ожогами на лице, не так ли ?

Потратив прилично сил, новички, как правило, в день восхождения торопятся спуститься в Азау по канатке, а она заканчивает работу рано...

Если на подъём затратили 8 часов, ...

Я ходил как-то через седловину Эльбруса летом. Вышли с севера в 7 или 8 утра, на седловине были в районе 15 часов или чуть раньше, спускались уже во второй половине дня. Что-то не припомню проблем с проваливанием в снег или с водой под ногами, не так уж там все это страшно. Идти тогда мешало только отсутствие видимости и сильный ветер.

Из прочих соображений существенным считаю только 4. - ратраки и ночью едут, подвозя ленивых восходителей, в темноте они, думаю, еще неприятнее, перила лучше вообще обойти, что герои этого отчета и сделали - никак им ранний выход не помог избежать очереди, от проблем с глазами спасает адекватное снаряжение, а не выход пораньше.

С другой стороны, невыспавшиеся люди идут тяжелее и медленнее - думаю, это более существенно и само по себе увеличивает опасность ЧП.

Если прогноз погоды сулит ухудшение во второй половине дня - тогда да, есть смысл стартовать ночью, а так - только себя мучить попусту.

Северный склон с утра не греется лучами солнца - факт. В исходнике подъём проходил по Южному склону.

Если подъём занял 8 часов(у автора первого поста), то при выходе (на подъём) в предлагаемых "5-6 часов утра", спуск ниже Скал Пастухова будет в 14-16 часов по раскисшему снегу.

Перила поставили именно для "чайников", которые, как правило, не очень удачно расходуют свои силы на восхождении. Идти взлёт с седловины на вершину без перил - подольше будет.

Искренне приветствую команду Анны, при наличии явных ошибок акклиматизации совершившую успешное восхождение.

Скажите, пожалуйста, а что с подъемом на вершину Чегета с точки зрения пограничной зоны?

Как я понимаю, что для подъёма на веришу нужен пропуск. Вы его оформляли?

И вопрос для опытных в этом вопросе: насколько критично получение этого пропуска? Что происходит, если поймают без пропуска и велик ли шанс? Спасибо.

Если речь про настоящий "альпинистский " Чегет, то да. Во всяком случае спуск по единичке в сторону оз. Донугзорун точно по погранзоне. Сам спрашивал в июле у погранцов на месте, да и синие предупреждающие таблички издалека видны

Пропуск получать элементарно-я на Госуслугах без труда все оформил, и в срок по почте получил. Можно как-то и в Погрануправлении в Нальчике получить.

Единственная тонкость -надо конкретные маршруты указывать, т.е. пропуск,действительный для верховьев Адырсу, Адылсу, Кашкаташ не сработал для верховьев Юсеньги и того самого Чегета. Но это решается на этапе оформления заявки.

Шанс что поймают огромный.Санкции -штраф и попадание в некие черные списки с запретом на какой-то срок посещения погранзоны. Лично я в такие игры не хочу играть, а так-каждый решает для себя

А если речь про балду на которую поднимаются от верхней канатки по тропе и осыпям за 30-40 мин то вроде без пропуска

на "медвежке" погранцы стоят, на спуск с Чегета (который 3700+) на юг нужен пропуск обязательно, а если вы как уже написал AlexBD с канатки на псевдо-Чегет идёте то ничего не надо. И моё скромное мнение... хотите прогуляться ? сходите лучше на Кахиани, со стороны поляны нарзанов, от посёлка не рекомендую, мало того что виды с вершины не хуже так ещё есть все шансы ни одной живой души не встретить на пути :) в отличии от...

от посёлка не рекомендую
А можно спрошу почему? Актуально...

Максим, Я пропуска оформляла так: заявку на pu.kbr@fsb.ru подавала, и по почте нам их прислали недели через три. На госуслугах это опция не работала на тот момент... Но на Чегете пограничников не было, и у нас пропуска там не проверяли! Всё проходили, кто хотел.. Разумеется, как будут обстоять дела в этом году не известно.

"как будут обстоять дела в этом году не известно"

Всё давно известно, погранцы стоят на месте старого коша, на медвежьем (был у них в гостях). Туда идти только с пропуском. Без пропуска на Чегет можно траверсом с псевдо Чегета, а если идти "классическим" маршрутом то только с пропуском однозначно.

Graphic1

Вполне здравая идея - сходить для акклиматизации на Кахиани (3367 м).
Я, правда, с ночёвкой на 3015 м на эту вершину попал,
но у меня программа тогда была более обширная, чем просто подъём/спуск.
А о названии узнал из круглой таблички, что на вершине к скале прибита:

Там, правда, перепад высот (от Поляны Нарзанов) чуть больше,
чем на Чегет от нижней станции канатки - но ненамного, метров на 30...40 -
но это особо решающего значения не имеет.
Налегке вполне возможно туда-сюда за день пробежаться,
тропа до бивачных площадок (выше 3000 м) там нормальная, далее вправо по осыпям.
Вершина несложная, маршрут из верховья р.Когутай - примерно 1А к.с.
Опять же, если на Чегет многократно ходить надоест, а тут всяко разнообразие.

С посёлка подниматься - это откуда, из Чегета ?
Интересно, там тоже тропа проложена, что ли?

Налегке от нарзанов если ну совсем не спешить то до вершинки часов 5, совсем ползком 6-7. Какой нибудь скайраннер или EWR-щик и за два добежит. От ночёвок есть два путя, как вы сказали вправо по осыпям или влево по камням, мне по камням "попрыгать" больше по душе.

С посёлка Чегет есть тропа, иногда водят туристов к леднику. А если идти на Кахиани надо левее забирать но повторюсь от нарзанов подъём таки проще, ходил и там и там.

Мост через р. Донгуз-Орун есть, если от поляны Чегет идти?

Для акклиматизации, думаю, неплохо сходить Интеркосмос (3700), скорее всего - с ночёвкой на стоянке Адама и Евы.

Прочитал с большим удовольствием. Хорошо написано. Вы Молодцы!!! На критику не обращайте внимание, всегда найдутся "умники". Но к полезным советам обязательно прислушайтесь. Удачи и успешных восхождений в будущем.

Serg56, Спасибо 🤗!! И вам всего хорошего)

Спасибо за рассказ! А в кемпинге в Терсколе места для палаток? или есть и домики?