Безенги-2020. Дневник соло-путешествия.

Пишет Бабай, 19.01.2021 15:45

В агусте прошлого года удалось съездить в Безенги.
Впечатления от путешествия привычно писал в дневник.
Дополнив его фотографиями, предлагаю погулять со мной по этим прекрасным местам
и прикоснуться к их красоте!

04.08.2020

Салам алейкум!

Итак, Бабай вновь на Кауказе! Памирские высоты в этом году стали недосягаемы по ряду причин, из коих главная, конечно же, проклятущий коронавирус. Но у нас-таки есть неплохая альтернатива – мы едем в Безенги! То есть, «мы» (с университетским однокашником Юрием) было в проекте, но он попал в жернова своего же бизнеса и отбился. Таким образом, я опять один. Видать, мне предоставляется возможность оттачивать навыки одиночных путешествий. Что ж, быть по сему!

День был прекрасный. В Дармоедово меня рано утром под белы ручки отвёз дорогой брат Дионисий; улетели строго вовремя. На подлёте к Минводам мне открылась громада Эльбруса, своим снежным великолепием затмевающего отары облаков, мирно пасущихся над лоскутным одеялом тучных нив Северного Кавказа. Несомненно, это добрый знак!

В Нальчик приехал без проблем, здесь подарок: оказия из офиса а/л Безенги. Около 18 ч. будет машина до альплагеря. А пока – прогулялся по тенистым улочкам, нашёл харчевню и от души (вернее, от пуза))) пообедал шурпой и жарким из нежнейшего барашка с воздушными лакумами и вкусной водой «Терек». После этого организм настоятельно требует сиесты – особенно, если учесть, что спал сегодня 3 часа. Но «этта ничево», в гробу отоспимся)).

Возвращаясь к повышению квалификации туриста-одиночки, должен сказать, что по сравнению с прошлым годом я уже стреляный воробей: мой стартовый вьюк тянет 30 кг против 38. И это хорошо чувствуется! Но, к сожалению, и здоровья уже поменьше, особенно суставно-связочного. Борзым козликом уже не поскачешь. Что ж, будем ходить осторожней, а на окружающие красоты дивиться внимательнее – и очами, и объективом. В помощь последнему я прошлой осенью прикупил лёгонький штативчик Manfrotto Off Road, надеясь, что хлипкий штатив лучше отсутствия такового, ибо стекло у меня не светосильное. Сейчас вот понял, что забыл панаму. Морда лица пострадает! Опять же, «этта ничево!»

В 18 с копейками приехала милая девушка Елена из Екатеринбурга, за которой и едет машина из лагеря. Познакомились, немного побеседовали, купили водицы в дорогу, и тут уже приехал водитель, Ислам. Шустро погрузились в уазик и шустро же покатили. В предгорьях стало смеркаться, а на окраине села Безенги фары выхватили из тьмы две пары красивых женских ножек под изрядными рюкзаками. Ислам говорит: «Ну что, возьмём их?» Мы с Леной в один голос: «Э, зачем не возьмём? Куда им в ночь пёхать 18 км в шортиках!» Девочки, Даша и Аня, оказались москвичками. Поехали вместе. Ислам поведал, что он ещё и егерь заповедника, и у него на кордоне стоит недоенная корова. Свернули с большака на кордон, стоящий у речки Думала. Радушный хозяин предложил нам своего сыра и айрана с лакумами и пошёл к коровушке. Лена и Аня сразу увязались за ним, а мы с Дашей побеседовали. Вскоре тройка дояров-доярок вернулась с полным ведром молока; Лена получила чашку его, парного, Аня с Дашей отведали айрана, а я, всё ещё сытый после нальчикского обеда, просто попил чайку, и все мы полакомились молодым сыром. Надо ли говорить, что всё это было неимоверно вкусное? Вот и я думаю, что не надо)).

Опять запрыгнули в «бобик» и поехали дальше. Дорога – траншея в буйной растительности – то березняк, ольха, ива и облепиха, то двухметровая анашища, то можжевельник, ближе к лагерю. Потряхивает, знамо дело. Ислам участливо спросил: «Ну что, девчата, сыр с айраном утрясли? Эта дорога «Безенгийский массаж» называется))» Все ржём, конечно. Девочки все в восторге, особенно Лена с Аней, которые доили корову вместе с хозяином – впервые в жизни.

Приехали в лагерь, нас встретил директор, Алий Хусеевич Анаев. Это Человечище! Узнав, что я, по большому счету, не его клиент на ближайшую неделю, он, тем не менее, провёл меня в учебный класс и сказал: «спи здесь, если не хочешь с палаткой заморачиваться». При этом его общение с нами было щедро пересыпано его отменным юмором. Дааа, люди тут душевные! Просто красавчики!

Изучив плакаты с техникой передвижения по снегу и льду (что весьма полезно для повторения), я кинул на пол в проходе пенку и спальник и отрубаюсь. Полночь. Слава Богу за этот насыщенный позитивом день!

05.08.2020

Подорвался в полвосьмого, жизнь в лагере уже бьёт ключом. На весь лагерь поёт Высоцкий в сопровождении великолепного Гараняновского оркестра. Сияет Солнце. Тусует расфуфыренный в пух и прах разномастный народ. Умылся, перекусил, купил баллон газу (перезаправленный) и двинул вверх, ещё раз поблагодарив радушного директора.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Начало пути. Катын-Тау, Гестола и конечная морена Уллучирана. Внизу – домики погранпоста.

Отметился у погранцов и пошел залезать на конечную морену Безенгийского ледника, или Уллучирана, что по-балкарски значит «большой, великий ледник». Чистая правда – крупнейший долинный ледник всего Кавказа! Он довольно комфортен для пешего движения, но я шкондыбал от лагеря до Баранкоша 5,5 часов – тяжко спервоначалу, с городскими-то жирами… Зато в душе такое ликование! Наконец я живьём увидел Стену – этта, конечно, потрясающее зрелище, крышу рвёт сразу!

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()Иду по Леднику. Джанги-Тау Западная и Катын-Тау

По пути раздавал саламчики встречному и попутному народу, отвечавшему взаимностью и широкими улыбками на обгорелых физиономиях. Чувство как в далёком золотом детстве на первомайской демонстрации – та же атмосфера праздника и многоцветье нарядов, только вместо шариков рюкзаки, а вместо флажков – трекпалки)).

На Баранкоше жизнь тоже вполне себе кипит: стоит несколько палаток, кругом бродят туры – ну такие красавцы! До чего вольготно и безопасно им тут живётся – ни барсов, ни волков, ни охотников. Заповедник, знамо дело. В Приэльбрусье я видел в основном коз с козлятами, редко пацанов-подростков. А тут целое стадо голов в 20-25 взрослых мужиков с роскошными рогами! Думая, что везде буду их близко видеть, не стал сразу фотоохотиться за ними. И очень зря, как оказалось. Во всех прочих местах близко подходили только козы с козлятами, и я остался без фото рогачей.

Поставился, обустроился, выдул 0.6 кок-чая со сладкими ништяками, повалялся с устатку и даже собрался вздремнуть, как заслышал звуки гитары от палатки вернувшихся с приличной пробежки по леднику питерских ребят. Решил пройтись в тапках вверх по урочищу. Оно довольно сурово и красиво и, конечно, заряжено энергией этих величественных гор. Да, масштабы здесь вполне Памиро-Алайские и, ей-Богу, это достойная альтернатива Памиру! Двухкилометровая стена Джанги-Тау, сплошь закованная в снежно-ледовый панцирь, вообще бесподобна. С нее постоянно грохочут и клубятся лавины.

Лавина с Джанги-Тау Восточной

С зеленой гривки морены узрел рериховский закат, восторгаясь которым, познакомился с милой дамой из соседней палатки.

Долина Безенги. Вид на север

Ну это же надо, Светлана оказалась урождённой душанбинкой, дочерью офицера-пограничника! Какая приятная встреча! Познакомила с семьёй, засели за чай с гитарой, душевно поспивали песен и побакланили за жизнь. Алексей, Светин муж, знает очень много разных песен и без устали их поёт. Очень хорошие у них дети – сын и его друзья; они прикольно пеножопу пендалем называют – раньше не слыхал)). Они завтра спускаются в лагерь, а я, переждав туман (он уже давно тут всё окутал и промочил), надеюсь сходить на перевал Кёль. Дай, Боже, нам погоды!

Прогулявшись с фонариком по берегу порядком обмелевшего озера, встретил множество лягушек, которые при моём приближении сигали в воду, кроме самой большой – она терпеливо ждала, пока я пройду. На ужин сделал немного кашки с курагой и изюмом. В хате тепло и уютно. Благословенный день, наполненный Солнцем, неимоверной красотой Стены и окрестных гор и интересными встречами на леднике и в урочище. Слава Богу!

06.08.2020

К утру тумана как не бывало; в 7-30 из-за циклопического Дых-Тау бодро выкатилось Солнце. Пока в казанчике пыхтел плов, я залез на гривку и сделал несколько кадров.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Среднее течение Ледника, верхняя часть ур. Баранкош, Джанги-Тау, Катын-Тау, Гестола и Кёль-Баши

Я завтракаю, питерские ребята сворачиваются. В 10-00 я с ними попрощался и чесанул на перевал Кёль. Вышел на него ровно в полдень и сразу побежал на Кёль-Баши.

Эта скалистая вершинка, хоть и невысока (3581), является отличной обзорной точкой. Весь ледник и вся Стена как на ладони. И погода идеальная – какой подарок! Поставил штатив и стал фотографировать. Отснял панорамы при разных параметрах и одиночные кадры, парочку видосиков.

Панорама Безенги с Кёль-Баши

Перекусил, вертя головой во все стороны. Кайф совершенно неописуемый! Такое зрелище в моей жизни почти впервые – памирские впечатления сильно потускнели за толщей десятилетий равнинной жизни. Полное безветрие, тепло, сижу босиком, медитирую на всё вокруг.

Перевал Дыхны-Ауш и Шхара. Правая ветвь Уллучирана во всей красе

Шхара и Джанги-Тау

Катын-Тау и Гестола

Гестола, пик Есенина и Ляльвер. Исток и верхнее течение левой ветви Уллучирана

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Ляльвер, пер. Цаннер Н., «Медведь» (моё название), ледник Кёль и пер. Цаннер В., Ортокара

Прилетела парочка бабочек и покружилась рядом в танце любви. Потом прилетел сокол – убедился, что на охраняемом участке всё в порядке и, выслушав моё приветствие, красивой спиралью над моей головой взмыл вверх и растворился в бездонной синеве. Очень хороший знак! Приползала божья коровка, потом прилетала пара воронов – со всеми поздоровался. Провел на вершине 3 часа, равных маленькой жизни по насыщенности несказанной красотой; уходить не хотелось совершенно – такая благодать, мир и покой! Счастье моё невыразимо - один такой день сжигает всю скверну целого года в городах...

Но как-то очень внезапно снизу пришли облака, и мне пришлось спускаться. Слава Богу, всё наглухо они не закрыли, и мой путь домой был нетороплив, ясен и спокоен. Солнце мне предложило редкую возможность сделать автопортрет в радужном ореоле на фоне тумана – ну, кто ж от такого откажется?))

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()Такое у меня впервые...

Прокатился сверху по мягкой сыпухе, потом по турьим тропкам свалился в уже ставшее родным урочище. А здесь ещё один мощный ништяк: тёплое озеро и ни души вокруг. Я с наслаждением искупался нагишом и простирнул шмотки. В казане упревает гречневый плов с колбасой и морквой, в чайнике заваривается кок-чай с баранкошским чабрецом. Сейчас будем вкусно ужинать и строить дальнейшие планы.

Сырокопчёная колбаса в плове странным образом не размягчается, а становится жёстче. Но хорошо пропитывает гречку своими флюидами. В этом году не проработал тему сублиматов, которыми меня так хорошо угостили в Приэльбрусье питерские товарищи Михаил Рыбаков и Николай Ягунов. Спасибо, камрады! Корона, будь он неладен с этими карантинами! Баранкошский чабрец отличается от приэльбрусскго обликом и более мятным ароматом. Может, это душица? Вполне возможно.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Фантастический день! Бумага не может вместить, а карандаш – выразить - той благодати, что преизобильно излилась на меня сегодня! Слава и благодарение Богу!

07.08.2020

Утро началось с солнечного света в палатке и звуков купающихся в озере пензенских ребят – Миши и Тани. Они тоже сворачиваются, поговорили немного. А чабрец я-таки нашёл, гуляя утром среди курума. Так что мои чаи теперь будут с двумя местными травами, не считая сибирской саган-дали. В 10-20 я покинул пустое уже урочище Баранкош и свалился на ледник. До слияния двух ветвей шлось ненапряжно при прохладном ветерке от Стены, и я даже песни горланил.

Пройдя зону больших трещин, пошёл по левой, сильно зачехлённой, ветви ледника, и вот тут уже стало потяжельше. Больше всего ушатал финальный подъём на висячие древние моренные террасы, на которых и расположены ночёвки, недалеко от старого заброшенного осадкомера. Вода довольно далеко и довольно мутная, но ни то, ни другое не способно омрачить кайф от полного одиночества в урочище Кёль и умопомрачительного вида на всю Стену и верхнее течение левой ветви Уллучирана. Причём, этот вид с наступлением вечера начинает эволюционировать – непрерывное представление света и теней, цветов и оттенков, облаков и звёзд.

День. Пока – облака…

Пик Семеновского и Шхара на закате

Любуясь этим феерическим шоу, поснимал со штатива - это мои первые фото послезакатных гор и звездного неба. Надеюсь, хоть что-нибудь путное выйдет из моего щёлкания.

Селлы, Дыхны-ауш и Шхара. Смена декораций

Облачный медведь протискивается между Рязанью и Салынганом к каменному брату

Дых-Тау, пик Семеновского и Шхара. Сумерки – щель между мирами

Как интересно и отрадно что-то стОящее делать впервые! И сразу понимаешь, как многому еще надобно научиться…

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Пик Рязань укрывается на ночь ватным одеялом

…а Стена – лишь ажурной шалью

Шхара и Джанги-Тау. Тайный час

Есенин и Ляльвер. Нежные краски

Вечер перестаёт быть томным

Над Шхарой засверкали первые звезды – к сожалению, не знаю их имён

Большая Медведица медленно закатывается за отрог ГКХ, разделяющий левую ветвь Уллучирана и долину Кёль. Вчера я, глядя на него сверху с Кёль-Баши, назвал его Медведем за сходство с этим зверем, как будто бессильно уронившим лобастую башку между лапами, отчаявшись дотянуться до такой близкой Кёль-Су и напиться из неё. И вот подтверждение моей правоты – Медведица закатывается замуж за Медведя!))

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Кстати, при том, что звезды на фото мелкие, прекрасно видно «младенца на спине старухи»!))

Каждые несколько минут с Гестолы, Ляльвера и, особенно, с пика Есенина, гремит камнепад или ледовый обвал, часто два в одном. Это грозные звуки больших гор!

В больших горах и ходить приходится довольно много, особенно по вертикали. Вчера на Кёль-Баши и сегодня от Баранкоша до урочища Кёль шёл в Сплав’ском компрессионном наколеннике с мягким силиконовым кольцом, фиксирующим чашечку. Должен сказать: вещь! Колено к вечеру чувствует себя куда лучше, чем после перехода от лагеря до Баранкоша – тогда шёл без этой снасти. Немного недоумеваю насчёт названия урочища, ведь здесь нет не только озера, но и следов его былого присутствия…

Завтра хочу перевалить через загривок Медведя и выйти в верхний цирк левой ветви Уллучирана, под перевал Цаннер Нижний. А пока - спать. Слава Богу!

08.08.2020

С нумерологической точки зрения это, наверное, не простой день. Всю ночь держал штатив для каких-нибудь нежных утренних красок, но в 5 часов всё было обычно – ясно, а цвета – белый да синий. Повалялся ещё до 7 и встал вместе с Солнцем. (I’ll follow The Sun©)) Сделал кашки с ништяками, собрался по полной, вышел в 8-40. Пройдя немного вверх по течению Кёль-Су, перешёл её по снежному мостику и стал взбираться на загривок Медведя. В 10-10 был на гранитном загривке и пошёл вверх по медвежьей спине, сложенной черными сланцами, стоящими торчком.

Как же я люблю ходить по водоразделам! Небывалый простор и кругозор – видишь сразу две, а то и три долины. Впереди между скал мелькнула небольшая группка туров. Судя по набитым тропкам и обилию их «гороха», они здесь часто ходят, но я не понимаю - зачем? На этих черных сланцах растения крайне редки и очень малы – не выше 1-2 см. Может быть, в них содержатся какие-то сугубые козлиные ништяки, и туры сюда на витаминный курс приходят? Но я также думаю, что этим прекрасным животным нравится то же, что и мне – вот они и гуляют по любимым променадам, любуясь своими горами.

Поглядев сверху на главную, западную, да и на северо-западную камеры левой ветви Безенгийского ледника, я раздумал туда идти – там полно трещин, и многие из них засыпаны снегом. Это те, что я вижу. Но много и тех, которых я не вижу! Одному низзя!! Решил идти вверх по спине Медведя, докуда дойдётся. Дошлось до его жопы, почти до смычки с ГКХ, как я понял, сориентировавшись по карте. На сам водораздел между ледниками Безенги и Цаннером, к сожалению, тоже низзя, но по другой причине – государственная граница с Сакартвело, которая теперь - чужая страна, увы…((( Слава Богу, народ там не чужой, а по-прежнему душевный и доброжелательный, как я заключил из двух своих командировок в Батуми в 18-м.

С медвежьего зада виды открылись просто сносящие чердак! Дых-Тау на своём фланге царит безраздельно – великий, могучий и прекрасный. Визирем правой руки за плечом высится снежная громада Коштана, а за спиной – невидимые, но мощные телохраны Пушкин и Мижирги. Ну, и челядь, как положено)) – Миссес-Тау, Башхаауз-Баши, Селлы, пики Фрешфильда и Семеновского.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Миссес-Тау, Коштан-Тау, Дых-Тау, Башхаауз-баши (под ней пик Фрешфильда), Селлы (под ней пик Семеновского)

Монолитная и сияющая Стена – как молодецкий клыкастый задорный оскал джигита-гиганта по имени КАУКАЗ. Вах!!! Потрясающее великолепие!!!

Вся Стена с Тетнульдом впридачу, главная (западная) и СЗ камеры левой ветви Уллучирана

Благодаря провалу в гребне ГКХ (он же перевал Цаннер Центральный) видны горы Приэльбрусья во главе с грозной Ушбой.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()И это при великолепной погоде с фактурной кучёвкой на небе! Знамо дело, поснимал. 13 часов. Время пить чай, юноша! С кайфом возлёг на согретую Солнцем мягкую черносланцевую сыпуху и принялся смаковать свой скромный обед и отнюдь не скромные виды. Дааа, никакие устрицы с лобстерами и прочими гадами под Шабли и Клико на Лазурном Берегу не проканают против чая с колбаской и сухариками при Безенгийских панорамах! Душа парит вне времени где-то в ультрамариновом небе среди белых, рыжих и черных вершин, и тусует с облаками, а тушка блаженно греется и подкрепляется пассивной протоплазмой))… Короче, прёт как удава!

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Джанги, Катын и Гестола. Вечереет, облака наступают.

Ещё немного погулял, поснимал и пошёл вниз по спине Медведя от его крестца. По этим сланцевым ступенькам и мелким мягким сыпухам очень удобно и приятно ходить. Падать некуда. Сегодня сокол не только пролетел надо мною, но и оставил перо на тропе мне в подарок. Ай, красавчик! Спускался неспешно, тащмя тащась от неимоверной красоты вокруг и ещё немного снимая.

Катын-Тау в парадной виньетке

Вечерний Уллучиран

Домой пришёл в 18-30.

Такой шикарный маршрут и яркие впечатления решил усугубить пловом, кушал его под любимые песни прекрасного грузинского хора «Колхети». Вкупе с увиденным днём – полная синергия, торкает мощно. Заката сегодня не было, всё заволокли серые облака. Ничего - я сегодня днём столько красоты увидел, что душа с трудом её вмещает, и уж тем более моя скромная лира не в силах всего воспеть.

Завтра собираюсь пойти на ледник Кёль, побродить по его просторам и понаблюдать-поснимать. Приятно клонит в сон. Слава и благодарение Всевышнему за этот великолепный день!

09.08.2020

Встал опять вместе с Солнцем. Сегодня никуда не тороплюсь. В 10-00 вышел налегке (без кошек и ледоруба) и турьей тропой поднялся к свежим моренам ледника Кёль, по ним дошёл до относительно чистого льда. Думал – жизнь ледника поснимаю, но Кёль оказался не очень фотогеничным.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

По сути, это просто мульда без особых аппендиксов, ледопадов и трещин.

Единственная достопримечательность – свалившийся с Орто-Кары гигантский камень с вытаявшим вокруг него рвом – видимо, отражённое от камня тепло.

Дошёл до верховья – это перевал Цаннер Верхний, на снежно-ледовый взлёт которого не полез по понятным причинам.

Перевал Цаннер Верхний

Спускаясь, зашёл на перевал Кёль, на котором обнаружил незамеченную третьего дня мемориальную табличку – перевал воинской славы. Вот так, я тут гуляю-кайфую, а 78 лет назад советские люди сражались насмерть за наш Кавказ! Вечная им слава и память! За этими размышлениями и пообедал на перевале.

Из-за перевала Кёль идут облака

Начавшийся в 15-00 дождик ненавязчиво погнал меня домой. Мнэ сказали: свидэтэли, удалитесь, я и удалилься©))

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Вид на ледник Кёль с одноимённого перевала

Пришел к палатке, неподалёку туры пасутся. На улице в основном туман, временами дождик покрапывает. Сегодня хочется слушать «Ауру» Майлза Дэйвиса, что и делаю. Забубённые гармонии и тревожный загруз этого гениального альбома наглухо канают под ненастье в горах. Тем не менее, вкусно поужинал вчерашним пловом, гоняю чаи. В общем, день отдыха перед завтрашним переходом к Джанги-Кошу. Бог да соделает путь мой беспреткновенным!

10.08.2020

Слава Богу, всё получилось – лучше некуда! Встал снова с Солнцем, собрался и в 9-40 покинул уединённый Кёль. Перевалил через моренную гривку в карман, маршрутом Голубева’2019 спустился на Ледник и без проблем пересёк его. На подъёме к погранпосту на повороте ледника смотрю – навстречу мне спускается парень с очень известным лицом. Да это же сам Романенков и его команда следом! Встретить таких уважаемых мною челов в таком системном месте – в сердце Безенгийского ледника! Бесспорно, великолепный знак! Мы дружелюбно побеседовали, Сергей немного рассказал об их походе, я – о своём. Ну что ж, большому кораблю – большое плавание, а маленькой шлюпке и вдоль берега хорошо хлюпается)) Ещё одна хорошая встреча!

Минут через 15 вылез к погранцам. Они оказались очень приветливыми парнями и больше разговаривали за жизнь, нежели за формальности. Какие они все здоровые и мордатые! Пожелали мне хороших маршрутов, я им - хорошей службы, и лёгким козликом добежал до Джанги-Коша. Тут уже их коллеги по фамилии встречают, сладким чаем с устатку угощают – красавчики!

Сразу вспомнилось братство геологов и погранцов на Памире, и наш замечательный футбольный матч на ооочень просторном поле Шатпутской заставы на 4270. Вот же мы были лоси в 22-25 лет! 2 тайма по 40 минут нормального, азартного футбола! Правда, после того ещё денёк-полтора кашляли с привкусом крови. Ну ладно, это приятные воспоминания. Впрочем, сейчас тоже всё прекрасно, кроме погоды – барабанит дождь и погромыхивает гроза. Но сейчас 20-20, а до вечера погода была ничего.

Поговорил с четвёркой парней, спустившихся после успешного восхождения на Мижирги с юга, они ушли в лагерь. По соседству со мной стоит чета мурманчан, они тоже идут «по Голубеву» - пришли с Кёля, сегодня были на пике Фрешфильда, а завтра собираются идти на перевал Дыхны-Ауш. Так что получу актуальную инфу о сложности перевала из первых уст. Сам же я буду действовать сообразно погоде. Я никуда не тороплюсь. Я кайфую!

Живу тут, как в Дроздовских фильмах – среди великолепных гор, козлов и уларов. Неподалёку от палатки какое-то невероятно злачное для туров место – они там скребут копытами землю и вылизывают какие-то нужные им соединения. Подозреваю, что азотистые, и антропогенные))).

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()Это непрерывный спектакль с акробатическими прыжками, боданием и подначиванием. Девочки тоже очень драчливы.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()Сделал пару снимков - один из них с козлёнком, сосущим маму.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Мощный грохот ледовых обвалов с Шхары и Джанги-Тау здесь постоянная музыка. Временами происходят грозные и интригующие диалоги Стены с грозой. Виды тут суровые и очуменные.

Завтра, если будет ясно, будем знакомиться с этим районом. Слава Богу за этот день!

11.08.2020

Всю ночь шёл довольно сильный дождь, и сон был неспокойный. Окончательно меня разбудили в 6-40 многоголосый свист и улюлюканье уларов. Их здесь очень много – бродят совсем рядом с палаткой, мамаши опекают выводки по 4-5 птенцов-подростков.

Метров на 400 повыше все горы присыпаны свежим снежком, со Шхары слетела лавина из него. Метеопрогнозы неблагоприятные, и практически все постояльцы Джанги-Коша свалили вниз, в лагерь. Я же решил прогуляться на ледник Селлы, но пока собирался-одевался, пошёл мелкий дождик. Добровольное хождение под ним – не мой формат, поэтому залез опять в палатку и, наверное, вздремну ещё – авось, ещё будет окошко в непогоде, чтобы погулять.

15-40. Дождь равномерно идёт уже 4 часа. Это Кавказ, детка! Терпи! Пару часов пощемил, пообедал чаем с колбаской и кукурузными хлебцами, послушал музыку. Сегодня – музыку эпохи Вудстока. Как же все эти ребята хорошо и душевно играли и пели! Того творческого, новаторского духа и того простого, но жирного лампового саунда на нынешней рок-сцене и в помине нет, хотя всё супертехнично и экстра’факин’технологично… Взял штормовую оттяжку и отработал несколько привязочных узлов – по паре затягивающихся и фиксирующихся.

Обедая, думал о продуктовой раскладке. Наверное, всё-таки полезно её записать, чтобы в дальнейшем оптимизировать по весу, вкусности и эффективности. По факту получилось 8 кг еды на 16 дней, т.е. по полкило в день. Всё примерно (а многое – в точности) то же, что и год назад в Приэльбрусье, но есть различия. Колбасы взял не из Пятёрочки, а хорошей белорусской полкило и казы полкило. В этом году насушил морквы. Но она, надо сказать, после запаривания кипятком и последующей варки в плове, рисовом или гречневом, остаётся жестковатой. Ну, глаз радует, вкус-запах даёт, и ладно. Вместо протёртой с сахаром смородины, которая в прошлом году забродила и при первом открывании бутылочки обдала мне всю палатку, взял клюкву – она не бродит, да и нравится мне больше. Специи замешал в одну смесь, наиболее подходящую для плова. Итак, в количественном выражении:

гречка – 1 бутылка 0.5л;

сгущёнка – пакет 280г;

конфеты Кара­-Кум – 16 шт;

конфеты Степ – 32 шт;

синий таджикский изюм – пакет примерно с кулак;

таджикская же курага двух сортов – полтора кулака;

орехи (грецкие, миндаль, фундук и кешью) – 3 кулака;

морква сушёная – полтора кулака (кулак у меня скромный);

хлебцы кукурузные – 4 пачки по 80г;

сырокопченая колбаса и казы – по 0.5 кг;

по баночке из-под витаминок соли, специй и саган-дали.

Из посуды у меня полуторалитровый казанчик, чайник-кружка с пресс-фильтром 0.6л, 2 пластиковых миски по 0.5 л, десертная ложка и складной нож Wenger. Газовая горелка NZ.

16-40. Дождь, слабея последние полчаса, перестал. Снова заголосили улары. Надоть, барин, и на свет Божий выйти! Ну вот, сходил по воду. Это всё мое физо на сегодня. 17-40 – опять пошёл дождь, облачность висит на 300-400 м выше. Приходил пограничник, сказал, что на завтра предрекают такую же погоду. Спросил о планах. Я сказал – ещё сутки буду терпеть, а там посмотрим. При этом, отходя ко сну, не забыл помолиться Богу Вышнему о даровании погодного окна, достаточного для радиалки с фотосессией. Дождь шумит… А Бабай – спит.

12.08.2020

…и Господь Миров сделал всё точно так, как просил раб Его! В 5 часов меня разбудили улары – прямо вакханалию закатили вокруг палатки. Я выглянул – а Шхару-то видно! Да и вообще, обстановка вполне приветливая.

Шхара и Джанги-Тау утром

Тогда стал готовить кашу с чаем и собираться. В 6 сел позавтракать, и тут набежали облака и даже начал накрапывать дождь. Я, сытый, прилёг ещё вздремнуть. Около 7 Солнце настойчиво заглянуло мне в лицо сквозь палатку: Бабай, вставай, а то кайф свой проспишь!

Вышел в 8, собравшись по полной. Прошёл зелёную морену, поднялся на свежую. Дальше же, памятуя инфу уважаемого Михаила Голубева, не захотел идти на Фрешфильда по сыпухе, а ломанул по гребню его отрога.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Пик Фрешфильда, Дых-Тау, пик Пушкина(?) и Мижирги. Мой маршрут – рыжий гребень слева.

Камни и земля, где она есть, присыпаны вчерашним снегом. Это, конечно, затрудняет движение – и так-то всё живее всех живых. Но виды…!!!

Шхара, пик Шота Руставели, Джанги и Катын

На гребне много жандармов, из коих простые проходил лазанием, а сложные обходил снизу. Порой отпускал весьма нелестные замечания в адрес всей этой жандармерии)). Очень жалко терять высоту, чтобы сразу, кряхтя и потея, вновь набирать её. Этта ничево, жирдяю полезно!

В 11 вышел на предвершину, смотрю – облачность активно перетусовывается; сделал на всякий случай промежуточную фотосессию – вдруг всё наглухо затянет.

Дых-Тау, Башхаауз-Баши, Селлы и Шхара

Селлы, Шхара, Джанги и пик Семеновского

И ещё целый час пробирался к такой, казалось бы, близкой, вершине пика Фрешфильда. Строго говоря, к восточной вершине – он двуглавый. Месить глубокий снег по перемычке к западной не захотел.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

4118 м. Полдень на вершине! Прекрасно! Tutto perfetto!

Облака много чего закрывают, но иногда знакомые, и не очень, горы интересно из них выныривают.

Пики Семеновского и Фрешфильда, Ляльвер, вершина между Цаннерами Н. И Ц., и Медведь

Надеюсь, что-нибудь, да выйдет из того, что нащёлкал. По обзорности Фрешфильд сильно уступает Кёль-Баши, хоть и выше последнего на полкилометра. Но Дых, плечиком которого, собственно, и является пик Фрешфильда, просто рвёт крышу – ведь смотришь на него, задрав башку!

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

И вообще, мне радостно, что моё суточное терпение дождя вознаграждено этим отличным маршрутом!

Поснимав, с удовольствием перекусил 4-мя кружками колбасы и 4-мя хрустящими хлебцами с водичкой. Ещё немного пощёлкал затвором, ошалело поглазел вокруг. Скальная громада Дых-Тау, возносящаяся от нас на 1100 м, колоссальна! Вот это гора!

Так они и красуются друг перед дружкой, стоя напротив: Шхара своими снежно-ледовыми пышными прикидами, а Дых брутально играет мышцой скал и контрфорсов.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

В общем, сказать, что всё сказочно красиво – это молчать, как партизан на допросе. А, собственно, больше ничего и не скажешь, ибо эта красота и эмоции, ею вздымаемые в душе, за границами всякой вербальности. Могучи и прекрасны эти горы!!!

Но очередные армады облаков, неумолимо прущие снизу, напоминают о необходимости спуска. Слезши с вершинной скальной башни, прыгнул пятками в заснеженную сыпуху и поскакал-поехал вниз.

Землица, пропитавшаяся влагой мокрого снега, стала грязью, и до выполаживания я доехал с изрядно грязными шузами. Но тут уже там и сям (пардон за каламбур) журчат ручьи, и я смело входил в них, припевая грязи как Элвис, слегонца его перефразировав: «Get off from my blue suede shoes». А они у меня в натуре и синие, и замшевые – ну ржака, тащусь как бабуин!)) Рок-н-ролл по-Безенгийски!))

Дойдя до закреплённой морены, снял пару цветочков,

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()ещё горы поснимал – а что ещё делать, если ходить на них кишка тонка?))

Мижирги, Башхаауз-Баши, гора и ледник Селлы

Но я не в обиде на судьбу, напротив - очень ей благодарен за то, что на склоне лет моих сподобляюсь быть созерцателем неизглаголанной красоты горной! До хижины Джанги-Кош дошёл в 15-00. Погранцы порадовались за меня, расспросив о маршруте. Клёвые парни! Познакомился и поговорил с Евгением и Сергеем, пришедшими из лагеря к своей палатке, стоявшей неподалёку от моей. Они собираются на гору Селлы по ледовому склону, кажется 3Б. Парни подтвердили мои опасения насчёт верхнего и северного цирков Уллучирана, сказав, что там огромное количество закрытых трещин (сами многажды проваливались, но товарищи по связкам вытаскивали), и одному туда однозначно нельзя. Ну что ж, я не враг себе и близким моим; значит, завтра валим вниз, в лагерь, отмываемся-отстирываемся, пиво-хычины, а послезавтра идём изучать Северный массив! Как же хорошо ходить по Безенгам, руководствуясь (в основном) прекрасным рассказом-отчётом Михаила Голубева о его июльском походе 2019 года! Глубочайшие уважение и благодарность ему «поставим»!

Как только сходил по воду и разулся-распаковался, так и дождь пошёл. Я же говорю – ровно, как я просил! Просите, и дано вам будет. Аминь!

Итак, завершается 8-й день моего путешествия. Ей-Богу, он – достойное преполовение! Жаль, однако, что главного в году звездопада мы сегодня, скорее всего, не увидим – по-прежнему покрапывает дождик, и всё затянуто. Завтра - в лагерь, и завтра же – день рождения моего дорогого племянника Андрея. По совокупности этих поводов закатил плов силен из басмати с казы и морквой, он удался на славу. Завтра его доем и пойду. Только бы не под дождём собираться! Хоть бы пару часов солнышка на просушку всего!

Подводя итог половины похода, можно сказать: полёт нормальный. Колено болит, но терпимо – очень кстати я увидел этот наколенник в Сплаве! Пульс вечером 55-65 в зависимости от саган-дали и прочих трав. С вьюком 30 кг и меньше вполне можно ходить между ночёвками; однако, на перевалы всё-таки было бы тяжеловато, поэтому - радиалочки, батенька, радиалочки!)) Хорошо, что путешествие, вопреки всяким косякам, всё-таки состоялось, и я опять денно и нощно славлю Бога, будучи свидетелем и созерцателем, и даже временами - летописцем - дивной красоты Его мира. Аминь!

13.08.2020

Happy birthday, dear Sir Andrew! Проснувшись в 3-06, выглянул наружу – молоко. Ну всё, кайфа метеорного теперь уж точно не будет. А как волшебно было в эту ночь на Зелёной Гостинице в Адыл-Су в 17-м! Тогда мы с наступлением темноты вынесли пенки «на улицу», расселись-разлеглись и стали дивиться в небо - и так-то дивной красоты; а когда метеоры начали его украшать своими разноцветными росчерками… Радовались, как дети. Ну, не всё коту Масленица((.

Лёг досыпать, но уже в 5 разбудили улары – они, как рассветёт, прямо в неистовство какое-то впадают, голосят вовсю. Что ж, всякое дыхание да хвалит Господа! Ещё повалялся, выглянул – а ведь расчистило!

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Разумное количество облаков на небе есть, но они явно не омрачат сборы и исход в лагерь. Позавтракал праздничным пловом, не спеша просушил палатку и собрался, сходил попрощаться с погранцами и в 9-20 встал на тропу.

Шлось хорошо и весело. Погода была отличная - непрерывное облачно-световое представление, временами делал фото и видосики дебильником. До погранцов на повороте добежал за час, слез с морены и пошёл по леднику.

Ледолом на повороте ледника впечатляет…

Гриб о двух ногах

Тут уж, на просторе и в счастливом одиночестве, стал опять насвистывать и горланить песни.

Bezengi Highway

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

У каждого дома есть окна вверх©

Конгломератные скульптуры в низовье Уллучирана

До лагеря дошел в 15-45. Зашёл поздороваться с Алием Хусеевичем, он меня определил на житьё-мытьё и трансфер вниз через неделю. Прекрасно!

Найдя свободную каркасную палатку, скинулся там, пошёл и с наслаждением искупался под горячим душем и постирал потные шмотки. Чистый и благоуханный, отправился на поиски злачных мест. Чел дал мне азимуты на «Коштан-Тау» и «Тёплый Угол». Зашёл в уютный и олдовый Коштан и съел под баттл нальчикского пива две четверти хычинов с сыром и зеленью, похожих на осетинские пироги. По пути домой неожиданно замёрз. Достал горелку и погрелся у огонька. Подумал и понял, что ещё хочу есть. Взял гаджеты для зарядки, очки и блокнот и пошёл в Тёплый Угол.

Тут атмосфера куда менее аутентичная: телек с дебильными мультиками и туча орущих и визжащих детей. Но уж раз пришёл, решил терпеть. Взял того же пива и хычинов – на сей раз мясных - жирных и блинообразных. Колено-то, тово-с, болит-с((… С трепетом думаю, что после сегодняшнего сброса 1000 м с вьюком завтра мне предстоит столько же или чуть меньше набрать. Утром поспрошаю людей и решу, на какие ночёвки двинуть сперва. Северный Массив ждёт! Сыто-пьяно! Спокойной ночи!

14.08.2020

Проснулся в 5, ещё подремал, и около 7 меня уже окончательно разбудили тёточьи базары за стеной палатки. Поскольку у меня сырые шмотки, я не тороплюсь. Сдал в прокат почти пустой баллон и купил полный. Газ сильно одорированный, причём по-разному: тот пах почти чисто меркаптанами, а этот – и ими, и гомологами алканового ряда. Но главное – горит он хорошо, и горелка не чихает даже на самых малых расходах.

Зашёл в «Коштан-Тау», взял на завтрак четвертину сырного хычина, ромбик чак-чака и баттл грушевого напитка. Вышел на веранду с шикарным видом на долину Мижирги и её вершины и с огромным удовольствием питался, глядя на свой грядущий путь и белые флаги великолепных вершин в синем небе. На сдачу мне дали пару шоколадных конфет, которыми я потом хорошо перекусил на тропе.

Вот и высохли на солнышке мои тряпки; гаджеты заряжены, пополнены запасы пресной воды и запасена провизия: зашёл в продуктовый магазинчик и купил пакетик сухариков, лаваш и 0.262 кг. суджука. Теперь вопрос маршрутного обеда решен кардинально. Вообще, магазинчик - супер: есть буквально всё для не очень экстремального похода, и цены весьма гуманные. Да и на всё прочее в лагере они гуманные. Респект дирекции! В 11 часов я покинул своё ночное прибежище и двинул. Шлось, вопреки опасениям, хорошо. Такое впечатление, что колено, стянутое наколенником и пригруженное вьюком, чувствует себя лучше, чем при ходьбе налегке по переменному рельефу.

Сразу после моста через р. Мижирги слева по ходу – скальная лаборатория. На скалах в основном тёлочки. Оно и понятно: беседка очень акцентирует попу, и они это знают и вовсю юзают)). А пацаны снизу пялятся на своих пассий и облизываются))). Тропа хорошая, погода прекрасная, по дороге то и дело чистейшие ручьи и речушки, навстречу счастливые люди - и я тоже счастлив!

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Как радостно идти Тропой! А тут ещё всё цивильно: таблички-указатели, высоты-расстояния, ништяк! Хороши ночёвки под Шлемом, сам Шлем – красавчик, сделал пару фоток, знамо дело.

В 14-30 я уже пришёл на Поповские ночёвки (2905 м) и понял, что это бивуак моей мечты. Ну всё тут идеально: и вид на Мижирги-Пушкина-Дых, и луговины, и чистый ручей, текущий среди них в шаге от палатки,

и симпатичное мелкое озерцо на разливе этого ручья, и эта таинственная дыра под огромным камнем, куда оно ускользает – это в верхней-то части моренного кармана! Значит, через Богом ведомое расстояние эта, чуть опалесцирующая зеленовато-голубым цветом, вода вырвется из-под морены совершенно прозрачной и ещё вкуснее.

Какое счастье пить воду из реки, родника, ледникового стакана, есть снег – свежий или офирнованный, катать во рту ледышку – всё это по-своему вкусно и неповторимо. Бедные горожане!... А немолчный говор ручья у палатки и мерный шум его отца выше, на конусе выноса? Как всё это меня умиротворяет! Про отца я не просто так сказал; на конусе – точка бифуркации большого ручья. Правый и больший его сын течет вниз по моренному карману, а левый и меньший поит и моет меня, и лелеет мой слух, и потом так интересно устремляется в этот малый Тартар.

Поставив палатку и уют в ней, залез на морену оглядеться. К этому времени взгляду доступен лишь жутко зачехлённый ледник Мижирги, всё остальное – в облаках. Прилетел маленький, похожий на пустельгу, сокол – посмотреть, кто тут пришёл (пока я на Поповских один). Повисел немного и после моего саламчика улетел к своим скалам. Пришёл одинокий старый тур с роскошными рогами. Уже 3 часа он тут пасётся. Жаль, далеко и темно для съёмки.

Я запарил моркву для гречневого плова, сделал чаю и продегустировал суджук, оказавшийся отличным, и лаваш, неожиданно оказавшийся из серой муки и довольно плотным. Между тем, уже четверть восьмого, слепые сумерки и по-прежнему туман. Жаль, что в этом традиционном тумане пропадает столько светлого времени, в которое можно было бы поснимать! Но хорошо, что «интеллигентному человеку не бывает скучно», как говорила моя мама. Это очень помогает по жизни. Опять же, кастанедовская ипостась тумана делает его достойным вдумчивого созерцания и уважения. В туманной мгле мало-помалу растаяли могучие дуги рогов тура, устроившегося здесь на ночёвку после долгой пастьбы.

Гречка получилась суховатой и жестковатой, зато она будет разбухать в желудке, надолго приятно заполняя его. Очень здорово есть прямо из казанчика, держа его рукой – он тебя и сытостью, и теплом наполняет. Сейчас приготовлю энергетический чай на завтрашний маршрут. Решил дойти до верховий ледника Кундюм-Мижирги и, если удастся, залезть куда-нибудь повыше для съёмки. Музыку сегодня слушаю грузинскую и тибетскую. А сладкой колыбельной мне будет дуэт ручьёв. Слава Богу!

15.08.2020

Уфф, ну и денёк! Такого долгого и изматывающего, и к тому же опасного, маршрута у меня, пожалуй, ещё не было. Вышел в 8 и вернулся в 20. Это была непрерывная и бесконечная борьба то с живым моренным курумом с грязью и ледяной кашей вперемешку, то со стенками крепкого льда, которые приходилось ходить на три такта и вверх, и вниз, то с десятиметровыми (в ширину) трещинами, то с ползущей сыпухой и камнями сверху. Ну, и страх бороть всё время приходилось – особенно, весь обратный путь, который в течение 3 часов из 5 пролегал в плотном тумане, а с 19 до 20 – ещё и во тьме. Но я этого страха не стыжусь – ничего не боятся или недостаточно информированные люди, или дураки, что в горах одно и то же.

Справедливости ради надо сказать, что всё это преодоление происходило на фоне потрясающей красоты Северного Массива и ледника Кундюм-Мижирги.

Среднее течение Кундюм-Мижирги. Мижирги и Дых-Тау

Коштан-Тау, пик Тихонова и Крумкол со 2-й ступени ледника

В верхние цирки я в результате не вышел – на пути к ним непреодолимой (для меня) преградой встал ледопад напротив ночёвок 3900, куда я и полез налево от ледопада (но я ещё не знал о том, что они находятся именно там).

Пик Кундюм-Мижирги (рыжий клык), ледопад 2-й ступени, Коштан-Тау и пик Тихонова

Ночёвки обширнейшие, трёхъярусные, с любовно выложенными площадками и стенками. И это всё сделали простые русские люди с большими рюкзаками! Гвозди бы делать из этих людей! Сразу вспоминается куваевская героиня:

- Бабушка, да кто же такое мог сделать!?

- Как же, милок, русски люди и сделали.

Вот на этих ночёвках у меня был час без борьбы. Отдыхал, обедал, снимал и, как водится, офигевал от того, что мне открылось с этой точки.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Верхние цирки ледника. Вершины Утюг, Уллуауз, Кундюм-Мижирги, Птица, Ледовый Купол и Коштан-Тау

В частности, мне открылось, что если бы я вдруг одолел ледопад, то попал бы в обширный цирк с множеством засыпанных снегом трещин. Шансов провалиться в эти трещины – море, выбраться же из них – даже не капля, а, скорее, молекула воды. Склонности к суициду у меня нет, поэтому я ограничился созерцанием этих просторов. Коштан-Тау велик и могуч, его свита тоже впечатляет.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()Главный цирк ледника Кундюм-Мижирги и ледопад 2-й ступени с ночёвок 3900

Теоретически с ночевок 3900 можно было подняться на перевал Утюг по его южному, осыпному склону. Но практически на это уже не было ни сил, ни времени, ни погоды – было видно, что снизу прут белые вражеские полчища, и надо было отсюда срочно рисовать вибрамы с кошками.

Да, ледник Кундюм-Мижирги труден для чайника-одиночки, суров и брутально красив, да к тому же осенён такой забубённой стеной пятитысячников – вообще атас! В смысле – полный атас !!!

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Северный Массив во всей красе: Кундюм-Мижирги, Птица, Ледовый Купол, Коштан-Тау, пик Тихонова, Крумкол, Мижирги, пик Пушкина, Дых-Тау

Обратный путь – адреналиновый квест в тумане, среди гигантских трещин, ледовых стенок и Rolling Stones в буквальном смысле, конец пути – в темноте.

Перед погружением в туман

Спасибо, что живой!© Ребята-девчата из появившихся за день по соседству палаток, видя мою ушатанность, сразу принесли мне чайку в палатку, пока я своё хозяйство не раскочегарил. Ай, спасибо! Усталость просто рубит, слова в голову не идут. Да, наверное, и не надо – всё основное написал. Слава Богу! Спать!

16.08.2020

Выспался ударно, специально не вылезал из спальника, покуда Солнце не осветит палатку, а это случилось около половины девятого. Это, пожалуй, единственный минус этих шикарных ночёвок. Не торопясь, подсушил тряпки, кой-чего простирнул. Завтракал на улице, любуясь слитной пилой Мижирги-Пушкина-Дых-Тау.

Утро на Поповских ночёвках. Вид на Крумкол-Мижирги-Пушкина-Дых

Сегодня, после вчерашнего, гулял по-лёгкому. Кошки и ледоруб не брал. В 11 вышел на морену, за час пересек почти полностью зачехлённый здесь ледник. Ещё за час по хорошей тропе поднялся к Курсантским ночёвкам.

Они – супер: небольшое проточное озеро и, конечно, отпадный вид на весь Северный Массив от Коштана до Дыха, да ещё и Уллуауз с Думалой видны.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Краешек Думалы, Уллуауз и пик Панорамный (в облаках)

Уже вражье племя облаков существенно подпортило панораму, так ещё и Солнце закрыло. Дубак конкретный. Тут тусуют козы с козлятками. Обедал, наблюдая игру трёх козлят. Это и ржака ржачная, и восхищение – какие они немыслимые па и прыжки выделывают! Чтобы уж совсем сиднем не сидеть, залез на скальный гребешок, отделяющий основную долину Мижирги от висячей долины небольшого ледника, стекающего с Миссес-Тау, в которой и расположены ночёвки.

Курсантские ночёвки сверху

Думала и Уллуауз

Из-за облаков видов уже практически никаких. Щелкнул пяток кадров и спустился к ночёвкам.

В 15 часов, замёрзши как цуцик, чухнул вниз. Спуск уже в тумане. Встретил идущих вверх двоих мужиков и двух тётечек, перекинулись парой слов, пошутили. В нижней части склона я наконец набрёл на богатые угодья чабреца и хорошенько им затарился – в прошлом году зимой жалел, что не набрал его в Приэльбрусье. Так хорош чай с этим чабрецом!

Спустившись на ледник, я увидел несколько туриков, задающих направление перехода ледника. Сразу же вспомнил, с какой радостью я вчера видел туры, которые выхватывали из туманной мглы мои глаза и фонарь. Какую я чувствовал благодарность людям, их сложившим! Сегодня до темноты далеко, я не тороплюсь, поэтому принял посильное участие в туризации ледника Мижирги – поставил пару десятков нормальных пацанских туров в створе своего перехода ледника.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

На Поповские ночёвки пришёл в 17-20. Тут состав палаток сменился, тусуют козы. Сделал чаю со свежесобранным чабрецом – кайф! На фото день получился бедненьким, но в целом он хорош – чувствую душевное равновесие и покой. В палатке дивный аромат чабреца, сладко журчит ручей, сейчас что-нибудь вкусное сообразим.

Сообразил плов из басмати и казы – как всегда, очень вкусно. И повторил кок-чаю с чабрецом. После анализа похода Голубева’2019 и того, что сам видел по дороге сюда, решил завтра отсюда пойти к ночёвкам под Уллуаузом. А послезавтра перекинуть бивуак в долину Укю для заключительного маршрута на одноимённый перевал и последующего спуска в лагерь. Да будет так! На сон грядущему, мне играет маэстро Нарсисо Йепес – Баховскую прелюдию и фугу из лютневой сюиты BWV 998. Слава Богу! Спокойная ночь…

17.08.2020

Сегодняшний день получился ещё курортнее, чем вчерашний. Выглянув в 5, увидел, что Массив наполовину скрыт облаками. Сочтя это достаточным основанием, опять завалился дремать. Встал часов в 8, и только в 8.39 вышло Солнце. Кой-чего подсушил, кой-чего простирнул и разложил сушиться на камнях. Доел плов, сделал супер-чай в маршрут и в 9-30 пошёл под Шлем. На этой большой луговине тоже красивый и интересный ручей, текущий в земляном каньончике.

Подъём начинается валунником, заросшим густой и высокой травой. Штаны, знамо дело, подмокли снизу. Продолжается он по хорошей тропе по лезвию моренной гряды правого борта долины. А вот уж и Малый Шлем перед носом (это я его так назвал – на одной фотке прямо как перспективная проекция большого, нижнего))).

большой и малый шлемы

У его подножия тропа как таковая кончается, и лезешь по более-менее слежавшемуся куруму, поросшему ярко-зелёным лишайником. Верхняя площадка этого курума вровень с острой пикой Малого Шлема; на первой, довольно обширной, и расположены 3-4 площадки под палатки. Высота здесь 3500. Великолепный вид на стену Уллуауза, с этой стены сползает небольшой и довольно чистый ледник.

Архимед, Урал, Думала, Уллуауз, Утюг, пик Панорамный (в прорехе облака) и Дых-Тау

Правый борт ледника и даже запирающая стена ущелья бесснежны. Суровыми скальными клыками торчат Архимед и Урал. Соответственно, и одноимённые перевалы из этой долины курумно-осыпные. На Архимед так хотелось сходить, но уже облака вовсю мутят «пизаш». Пока долезешь, всё закроют. Неохота свои ноженьки болезные зря гонять.

Отсняв долину, сел пообедать, любуясь Уллуаузской стеной. Потом облака стали заволакивать пику «шлема» и соседние скальные останцы;

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

я там немного пошастал и поснимал их в туманном антураже.

На спуске видел стайку уларов, потом одинокую козу. Потом встретил парня и девушку, идущих мне навстречу с намерением залезть на Малый Шлем.

Они поведали, что его неофициальное название – пик Саратова. Что ж, удачи!

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()Пик Панорамный и его отрицательный братишка))

Идя вниз по тропе, фотал дебильником цветочки;

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

внизу набрёл на угодья душицы – такой, как в Баранкоше была. Ею тоже набил карманы, как вчера – чабрецом. Теперь палатка ещё и душицей благоухает.

На подШлемных ночёвках появилось несколько палаток, а ручей к 16 часам поднял свой уровень заподлицо с лугом, заполнив свой каньон. Течёт он совершенно бесшумно. Очень прикольный ручей! Сделал пару кадров с ним.

Вскоре был дома. Прошла большая группа «студентов» с ледовых занятий на Кундюме. Моя палатка сегодня опять единственная – в традиционном тумане.

После грузин и Пако де Люсии слушаю индусов – музыка Гималаев. Насколько музыка Кавказа и Андалузии земная и «от человека», настолько же гималайская – не от мира сего. Наверное, масштаб гор меняет музыку и вообще мировосприятие. Тем не менее, сам я уже почти две недели в шоке от масштабов Безенгийских. И это здорово! Теперь я окончательно проникся уважением к Кавказу и исполнился восхищением его красотой и мощью.

Слава Всевышнему, являющемуся твари своей в красоте это дивного мира!

18.08.2020

Это была первая ночь за всё время в Безенги, когда замёрз конденсат на палатке (и это дюже удивительно - ведь Безенги-огромный холодильник!). Я, выспавшись до полного изнеможения, тем не менее, нежился в спальнике, ожидая явления Светила. Оно воссияло в 8-45. Тогда встал и начал утренние дела, позавтракал кашкой с мёдом и орехами, просушил палатку и упаковал вьюк.

Вьюк к этому дню стал уже около 24 кг против 30 стартовых. И это весьма приятно! В 11-30 покинул полюбившиеся мне Поповские ночёвки, за 40 минут пришел к началу подъёма на Укю-Кош. Поднялся за 65 минут. Тут очень людно, можно сказать, коловращение разномастного народу. Но я нашёл отличный закуток среди огромных камней вдали от основной жилухи. Это будет мой отшельнический скит в скалах на грядущие двое суток.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Привычно обустроился, пошёл к скале по воду. А там вместо воды – Монгол Шуудан©. В гроте сочится ручеек с мизинец шириной, образующий проточную лужицу, после каждого почерпания кружкой из которой нужно ждать, пока осядет муть, песчинки и мусор. Этта ничево, бывало в жизни и похуже с водой. Терпеливо набрал себе 2.5 л, поставил себе кок-чай, к нему немного суджука с хлебцами, на десерт – орехи, изюм и сухарики. Отличный обед.

Вкушал его, слушая грузин – на сей раз монахов монастыря Зарзма. Когда древнейшие песни о Главном люди ещё и так божественно поют, пробирает до самых глубин. Пережил катарсис: несколько раз забывал про пищу, думал о своей непутёвой жизни и плакал слезами сожаления и счастья. Ведь это счастье – когда одни люди так гениально передают послание Божие другим, и эти, другие, внемлют с благодарностью и восхищением! Упало, шегвицхале! – Господи, помилуй! Нигде я так остро не чувствовал милость Божию ко мне, как в горах. Почему же бОльшая часть моей жизни пролетела вдали от них? Злая ирония судьбы… С 2017 года я заново открываю горы для себя. Сейчас это Кавказ. Успеть бы ещё добраться до родных Памира и Гиссаро-Алая!

Хорошо писать под какую-нибудь умиротворяющую музыку. Выше божественных грузин планку уже не подымешь. Но у меня есть Бах, который также весь насквозь божественный! И опять же, в гениальном переложении и исполнении маэстро Нарсисо Йепеса на его десятиструнной гитаре. Вот уж воистину, псалтирь десятострунный! «Хвалите Его во псалтири и гуслех, хвалите Его во струнах и органе, хвалите Его в кимвалех доброгласных…»

С 18 до 19-15 прогулялся в тумане и сумерках вверх по тропе, делая петли вправо-влево для знакомства с растительным макро- и микромиром урочища.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Эти крохотные растения, если дать себе труд наклониться к ним, обнаруживают удивительную красоту.

Многие из них – эндемики. А вообще на Кавказе около 6 тысяч видов растений - – это ботанический сад Эдемский!

Цветы и из чего они родятся

Вернувшись к палатке, сделал ещё 0.5 чаю с душицей; поужинал так же, как обедал. За ужином внимал пению классического грузинского коллектива «Рустави» - и это опять канонические церковные песнопения – очень и не очень древние. Красота несказанная! Музыка сегодня под стать вечеру – ведь канун Преображения Господня! Молю Его о том, чтобы Он в этот благословенный день и меня сподобил малой толики фаворского света на каком-нибудь местном Фаворе. В 17-м в этот день мы с парнями сходили на Эльбрус – это незабываемо.

Сделал суперчай и собрал еду в завтрашний маршрут, последний в этом путешествии… Да будет он удачным! А тем, кто ложится спать – спокойного сна… Аминь!

19.08.2020

Сон был не то, чтобы спокойным – и небольшой уклон палатки, и довольно холодно, и думы разные думались, как обычно перед последним маршрутом. Поспал часа 2.5-3, не больше. Встал в 4-45, погода отличная. Поел традиционной кашки с ништяками, собрался по полной и в 6-10 пошёл вверх. В 7-00 пришёл к языку ледника Малый Укю, в 8-30 поднялся на перевал Укю. Здесь тусуют альпинисты и следят за тем, как их коллеги лезут 3Б на Думалу (4681 м). Немного поговорил с ними и пошёл на ледник фотографировать.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Похоже на верхнюю челюсть гигантской ледяной акулы, заглатывающей перевальное озерцо))

Вид с перевала на восток, в долину Укю-Су с ледником Укю

Вид с перевала на запад – Коргашильский хребет во главе с Салынган-Тау, за ним – Тихтенген и Эльбрус

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

То же, но поближе и с другого ракурса

Безенги развращают, и поначалу перевал показался мне скучноватым ввиду отсутствия пятитысячников в поле зрения, кроме далёкого Эльбруса. Но, к счастью, красота не измеряется цифрами, и у меня получилась славная фотосессия.

Ледосброс ледника Малый Укю в долину Укю-Су

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Вот эта сахарная голова скоро полетит с плеч своих ледовых…

А вот по этим пака—пака-па-камушкам можно залезть на гору Укю

… но если это делать неосторожно, то можно долго и больно падать в красивую долину Укю-Су…

…эта участь периодически постигает отщепенцев от ледяного коллектива Малого Укю

Вот туда они и летят. Ну очень симпатичная долина – такая тёплая палитра!

Вид с ледника Малый Укю на Думала-Тау, перевал Укю Верхний, пик Урал (ближний к нам скальный массив). Правее мелким текстом: Архимед, Брно, Салынган-Тау, Шаурту

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

То же, чуть пошире и с поляриком. Ну, и с зайцАми(( - куда же без них))

Думала чудо как хороша! А какой день был…!!! Ни ветра, ни противных толп облаков, только в меру симпатичной кучёвки для фактурности неба.

Как видим, перевал Укю – точка бифуркации ледника малый Укю. Западная и бОльшая его часть стремит свои массы к Тёплому Углу, восточная же и меньшая – обрушивается в долину Укю-Су. Здесь обедал))

Теплынь, абсолютный покой и мир в душе и вокруг! Истинно праздничный день – днесь Преображение Господне! Трижды воспевал тропарь праздника в разных местах этого небольшого, но чистого и красивого ледника. И я зело доволен этим восхождением на свой малый Фавор. Фаворского света я сегодня получил преизобильно, и лицо моё стало одного цвета с каской, флиской и рюкзаком – т.е. сочно красным. Ну, этта ничево))

У перевала (3900) – небольшое симпатичное озерцо, скованное льдом;

Рыжая седловинка над озерцом – собственно сам перевал Укю

у подножия Думалы – просторный цирк, типичная сковородка.

Панорама сковородки без полярика. В центре – гора Укю

При безветрии (а так и было) пекло там отменное. Я гляжу на всю окружающую меня красоту сквозь очки-поляроиды, и всё ещё краше.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

…ну и, понятное дело, с поляриком

Бродил, зачарованный ею, впитывал очами и душою несказанную лазурь неба и кипень облаков,

сияние снегов и льдов, далёкие вершины во главе с Эльбрусом.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

По другую сторону перевала открывается вид на второй эшелон кавказских гор, уже бесснежных, с типичными куэстами, и дальше, в дымчатом мареве – селения и нивы предгорий; там – Кабарда.

Перефотав уже всё, что можно и что не очень нужно, а также получив мощный передоз ультрафиолета и прочего спектра, видимого же и невидимого, умом понимаю, что нужно спускаться. Но сердце-то, душа-то – не хочет! Господи, добро есть нам зде быти!!! Этот благословенный день запомнится мне навсегда. Обаче, аще сотворил бых зде сень, назавтра её вполне может замести мощным слоем снега, а послезавтра – снести ураганным ветром. Таковы наши северные Фаворы…

Вот так «в разрезе» выглядит трещина, замаскированная прошлогодним грязным и очень тонким снегом. Что из этого следует? – правильно, юноша – ЛЮБОЙ ледник априори следует считать закрытым и эээ…клювом)) не щёлкать!))) P.S.Смайлики нещитовы – всё очень серьёзно.

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Даже если все сливаются вниз, найдётся один, который будет стремиться вверх!))

Альпинисты возвращаются с Думалы по её северному плечу (две фигурки выше и ниже верхнего берга)

…а вот уже оба ниже берга. Дальше, по их понятиям, пешком по Невскому))

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Устрашающий перевал Укю Верхний. Этта маршрут для пацанов посерьёзнее меня…

По аналогии с полуостровом, это каменный полугриб)) на фоне Архимеда

Он же на фоне Думалы

А этот каменный клык - юго-западный бастион горы Укю

Вниз шёл, совершенно не спеша – то ещё снимал немного, то дивился стремительному бегу воды с турбулентными завихрениями по причудливо-трёхмерно-извилистым ледяным каньонам.

Рукотворные бобслейные трассы отдыхают в сторонке…))

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

До свидания, Думала! До свидания, Укю!

Спустился с ледника, и вот уже хижина Голубятня, где стоит большая группа альпинистов. Поздоровались, поговорили, девушка мне предложила чаю – я отказался, т.к. жажды не было. Тогда мужик спрашивает: а водки? – Ну, это другое дело)) Познакомились, символически опрокинули пару раз по 20 грамм; челы угостили трубочным табачком, пару тяг - в самый раз! Поговорили о горах, о том-о сём, я поблагодарил альпинистов и пожелал им удачных восхождений, а они мне – «доброй охоты», и я пошёл восвояси. Пришёл в 16-30.

Сразу сделал 0.6 кок-чаю и выдул его с конфеткой и курагой; запарил моркву, сделал плов из последнего басмати, казы и суджука. Он получился отменный – туй оши, знамо дело! Завтра ударно отсыпаюсь, собираюсь и сваливаюсь в лагерь. Слава Богу, даровавшему мне этот нереально прекрасный день!

20.08.2020

И этот день удался! Встал в 8-15, подъел практически весь харч, оставил только щепоть чаю и горсть сладких ништяков на вечер. Погода восхитительная, и прощальные виды – ей под стать:

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Миссес-Тау и северо-восточный склон Брна (я в курсе, что Брно не склоняется))

Северный склон Брна)) и Каргашильский хребет от Укю-Коша

Полюбовался красотою, просушился, собрался и в 11-40 двинул. Спустился за 45 минут, ещё за час с копейками дошёл до лагеря. Нашёл свободную каркасную палатку, скинулся там и пошёл в душ. Там – сюрприз: света, а, значит, и горячей воды, не будет минимум до 17-00; но разве такая мелочь может помешать русскому человеку измытися? НикАкоже! Измывался, весело ухая.)) Чистый и довольный, сразу пошёл в «Коштан-Тау». По дороге зашёл в магаз – хотелось купить что-нибудь не сильно нужное, но приятное и на память об альплагере. Купил-таки отличный изумрудный х/б джемпер с символикой Безенги!

В Коштане – традиционный сырный хычин с нальчикским пивом, просторная и прохладная веранда с нереальным видом на всё течение короткой реки Мижирги, язык Мижирги-Чирана, на Думалу, Уллуауз, Коштан-Тау, пик Панорамный и Брно, который двухкилометровым по высоте ребристым конусом берёт свое подножие практически от наблюдателя. А наблюдатель от всего этого торчит, как удав! Это и есть кайф!

Безенги-2020. Дневник соло-путешествия. ()

Сполна поймав его, пошёл прогуляться по лагерю, зашёл к уважаемому директору. Алий Хусеевич меня обнадёжил, сказав, что на завтра до Минвод есть желающие, кроме меня. Ну, отлично! Очень уж хочется избежать перекладной логистики до аэропорта. Пока то да сё, натянуло облаков, и стало понятно, что реже они вряд ли станут. Расхотелось идти на водопад – фотосессии хорошей не будет, а ножонки жалко – болят-таки коленки-то((… А лукавое чрево тут же подсказало: ара, ты же ещё в «Тёплом углу» покушать хочешь! А там оказались манты! Взял их солидную порцайку, пива и – стыдно признаться – чипсов. Но у меня удачная отмазка: они солёные, а я сегодня попотел – надо восстанавливать солевой баланс)) На сей раз детей почти не было, всё было спокойно. По телику – Россия-24 – то же маски-шоу, что и до путешествия. Расправившись с трапезой, пришёл к палатке.

В соседнюю заселилось двое челов из Краснодара – Андрей и Сергей. Таким образом, вечер - который надо было ещё придумать, чем занять - наполнился интересной беседой, и я узнал много нового и нужного. За разговорами попили чайку и, довольные, разошлись по палаткам. Пока беседовали, небо пару раз расчищало, и даже звёзды более-менее были, и даже один метеор пролетел. Но вот сейчас, в 22-38, по палатке вкрадчиво зашелестел мелкий дождичек. Что ж, лучше спаться будет под его шёпот.

Чувство глубокого удовлетворения (как говаривал дорогой Леонид Ильич))) наполняет всё моё существо. Как всё великолепно сложилось! Какие неимоверные красоты я видел целых полмесяца! Замечательное путешествие. Слава Богу!!!

21.08.2020

Шёпот дождика вскоре перешёл в порывистый шум, и к тому же началась гроза, и до утра по всем долинам, ущельям и циркам катались гигантские чугунные шары. В общем, не выспался. Но этта ничево! Зато во всём остальном день сложился как нельзя удачно. Сделал в дорогу супер-энергетик из саган-дали и чабреца, собрался. Ровно в 9, загрузившись в ПАЗик, стартанули вниз, напутствуемые Алием Хусеевичем.

В альплагерь я ехал ночью и видел только то, что фары из темноты выхватывали. Теперь же я в полной мере оценил фантастическую красоту долины ниже лагеря. Это гигантский трёхмерный сад, в котором несколько видов можжевельника соседствуют с берёзой и осиной, сосной и ольхой, ивой и облепихой, анашой и барбарисом©))) и несчетным множеством менее приметных растений, которые потрясающе художественно произрастают на скалах и моренах, на холмах и в логах, на осыпях и луговинах. Истинно, Гениальнейший Садовник насадил этот сад! И надо всем этим – ярус за ярусом - высоченные зубчатые гребни, туманом прекрасно разделённые на 3-4-5 планов. В общем, нижней частью долины Безенги я очарован ничуть не меньше, чем ледяными высотами. Tutto perfetto! Va bene!!!

В Нальчик приехали в полдень; Темболат Абеев быстро решил вопрос транспорта в аэропорт Минвод – нас пятеро, и за 700 р с носа мы шикарно и просторно поедем в Газели. Старт в 14-00. А пока – пошли на базар, оказавшийся неподалёку. Там я первым делом капитально затарился тремя сортами местного сыра – покупал его у прекрасной горянки с дивными миндалевидными чёрными очами. Затем – острым красным перцем (хотелось именно кавказского – имею право)). Потом зашёл в узбекскую ошхону, покушал мантов с айраном. Напоследок купил лепёшку в дорогу и пару хычинов, в Дикси зацепил баночку пива, и на базе вкусно догнался.

Выехали ровно в 14, в аэропорт приехали ровно в 16. Регистрация без проблем; правда, место досталось в последнем ряду. Но-таки у окна! Полетели! Дармоедово – маршрутка – метро – маршрутка – и вот я уже дома. Как хорошо! Ведь так прекрасно возвращаться под крышу дома своего©!