Пишет tanyusha, 15.11.2020 11:20

Повышенный интерес к истории возникновения скалодрома «Светлановская стенка»; внимание к специфике места его расположения; попытка классификации скалодрома, как спортивного объекта; анализ причин его популярности с момента возникновения и до настоящего времени, сформировались к концу 2019 года в связи с принятием решения городскими властями и администрацией города Санкт-Петербурга о проведении перепланировки участка, где находится скалодром, с последующей элитной застройкой.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ СКАЛОДРОМОВ. УЛИЧНЫЙ СКАЛОДРОМ «СВЕТЛАНОВСКАЯ СТЕНКА», КАК ПРИСПОСОБЛЕННОЕ СПОРТИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ (Скалолазание)Новикова Нина (МС) и Коваль Татьяна (МС)

Мне кажется, что известность Светлановской стенки, расположенной на цоколе здания бывшего среди скалолазов не только Ленинграда и Санкт-Петербурга, но и скалолазов других городов, (где рождалось современное спортивное скалолазание) является неоспоримым фактом.

В 2019 году были подписаны документы, подтверждающие необходимость «стереть с лица Земли» здания ПАО «Светлана» на пересечении проспектов Мориса Тореза и Светлановского. А значит, и уничтожить наш легендарный любимый уличный скалодом.

Любимая «Светлановская стенка» уходит в прошлое. А сколько высококлассных скалолазов выросло на ней, и сколько подрастает сейчас! Скалодром «Светлановская стенка» - альма-матер ленинградского скалолазания. История становления чемпионов г. Ленинграда и, в дальнейшем, ведущих спортсменов города Санкт-Петербурга связана именно с цоколем лабораторного корпуса НПО «Светлана», облицованного натуральным гранитным камнем.

При анализе причин выбора этого здания для лазания, возникло несколько версий.
Первая: достаточно близкое расположение здания к спортивному корпусу Ленинградского Политехнического института. (А ведь именно там тренировались сильнейшие спортсмены-скалолазы периода развитого социализма.)
Вторая: для выполнения отделочных работ цоколя были выбраны гранитные камни, сохранявшие естественные формы. Крепление облицовочных камней было достаточно удобное и прочное, и их можно было использовать для лазания в любое время года (в отличие от стен Петропавловской крепости с булыжниками в стене).
Но вернёмся к истории.
Немного про связь питерского скалолазания и жизненного пути великого поэта России.
Место расположения скалодрома «Светлана» историческими фактами связано с жизнью великого поэта М.Ю.Лермонтова в Санкт-Петербурге.
Вот что написано про это в «Википедии»
«В 1830-х годах, когда окрестности Лесного института (нынешней Лесотехнической академии) постепенно превращались в дачную местность, земли к северу от неё, поросшие сосновым лесом, стали именовать Сосновкой. Дачники использовали Сосновку для уединённых прогулок. Известно, что летом 1844 года «по сосновым рядам» любили гулять и беседовать И. С. Тургенев и В. Г. Белинский (у первого была дача на Поклонной Горе, у второго — на нынешнем проспекте Тореза, который тогда именовался Старо-Парголовской дорогой).
Среди жителей центральных районов Петербурга Сосновка имела репутацию дикой окраины, удобной, например, для проведения дуэлей. Так, в феврале 1840 года в Сосновке, приблизительно на месте современного перекрёстка проспектов Тореза и Светлановского, состоялась дуэль М. Ю Лермонтова с Эрнестом де Барантом, сыном французского посла. Никто не пострадал, но Лермонтова в качестве наказания сослали на Кавказ, где он вскоре был застрелен на очередной дуэли Н. С. Мартыновым.»
А про дуэль вот что написал сам Лермонтов в своем объяснении командиру лейб.-гвардии гусарского полка Н. Ф. Плаутину.
«16-го февраля на бале у графини Лаваль господин Барант стал требовать у меня объяснения насчет будто мною сказанного, я отвечал, что все ему переданное несправедливо, но так как он был этим недоволен, то я прибавил, что дальнейшего объяснения давать ему не намерен. На колкий его ответ, я возразил такою же колкостию, на что он сказал, что если б находился в своем отечестве, то знал бы как кончить это дело; тогда я отвечал, что в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и что мы меньше других позволяем себя оскорблять безнаказанно. Он меня вызвал, мы условились и расстались. 18-го числа в воскресенье в 12 часов утра съехались мы за Черною речкой на Парголовской дороге». Дуэль состоялась 18 февраля за Черною речкою на Парголовской дороге. Секундантом со стороны Лермонтова был А.А.Столыпин (Монго), со стороны сына французского посла Баранта – граф Рауль д’Англес. Дуэль происходила на шпагах. После первого же выпада у шпаги Лермонтова переломился конец, и Барант успел слегка задеть противника. Перешли на пистолеты: Барант стрелял первым и промахнулся. После этого Лермонтов выстрелил в сторону. Дуэль окончилась бескровно: участники ее разъехались.
10 марта городские слухи о поединке дошли до командира лейб-гвардии гусарского полка генерал-майора Плаутина. В тот же день Лермонтов был арестован и предан военному суду за «недонесение о дуэли» и в дальнейшем сослан на Кавказ.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ СКАЛОДРОМОВ. УЛИЧНЫЙ СКАЛОДРОМ «СВЕТЛАНОВСКАЯ СТЕНКА», КАК ПРИСПОСОБЛЕННОЕ СПОРТИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ (Скалолазание)ЛЕРМОНТОВ

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ СКАЛОДРОМОВ. УЛИЧНЫЙ СКАЛОДРОМ «СВЕТЛАНОВСКАЯ СТЕНКА», КАК ПРИСПОСОБЛЕННОЕ СПОРТИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ (Скалолазание)ДЕЛО ЛЕРМОНТОВА

Легендарный скалодром «Светлановская стенка» расположен на внешней части цоколя правого крыла здания лабораторного корпуса бывшего научно-производственного объединения «Светлана» (НПО «Светлана»).
Очень часто красивое имя «Светлана» связывают с женским именем по аналогии с женским именем и маркой машины «Мерседес».
Но это совсем не так.
Современное предприятие ПАО «Светлана» (до 1992 года — Ленинградское объединение электронного приборостроения «Светлана») это советский и российский холдинг, занимающийся разработкой и выпуском мощных электровакуумных приборов и изделий микроэлектроники.
Прежде основная площадка предприятия занимала обширную территорию, ограниченную проспектом Энгельса, Светлановской площадью, Светлановским проспектом, проспектом Тореза и Манчестерской улицей.
Фирма основана в 1889 году и начинала свою деятельность с мастерской по изготовлению ….. ПАПИРОСНЫХ ГИЛЬЗ.
Отделение осветительных электроламп «Светлана» было создано в машиностроительном акционерном обществе «Я. М. Айваз», которому присвоили имя «Светлана», по легенде названное по имени дочери владельца предприятия.
Но на самом деле это не так. «СВЕТЛАНА» - это аббревиатура - СВЕТовые ЛАмпы НАкаливания.
В сентябре 1918 года предприятие было национализировано; в 1920 году создан самостоятельный завод «Светлана» по выпуску ламп накаливания; 22 мая 1928 года к нему был присоединён электровакуумный завод, выпускавший усилительные и генераторные лампы и рентгеновские трубки. За период с 1933 по 1941 год на «Светлане» было разработано и освоено в производстве более 400 типов ЭВП.
Лабораторный корпус начали строить 1960 году.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ СКАЛОДРОМОВ. УЛИЧНЫЙ СКАЛОДРОМ «СВЕТЛАНОВСКАЯ СТЕНКА», КАК ПРИСПОСОБЛЕННОЕ СПОРТИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ (Скалолазание)1960 год Строительство лабораторного корпуса

Корпус 190 завода «Светлана» состоит из трех зданий: пр. Тореза, 64 (центральное - на углу пр. Мориса Тореза и Светлановского пр.); пр. Тореза, 66 (крыло по пр. Мориса Тореза); пр. Энгельса, 27ВИ (крыло по Светланвскому пр.) – ЭТО ТАМ, ГДЕ МЫ УСПЕШНО ТРЕНИРОВАЛИСЬ.
Центральное здание «смотрело» прямо на Сосновку,
Архитекторами корпуса предприятия электротехнической промышленности стали Динейка Р. К., Костюрин Г. В. Здание этажностью в 4-6 этажей было закончено в 1964 году.
Крышу Центрального здания венчала огромная стилизованная буква «С», которую, когда мы бежали на тренировку, можно было видеть издалека. Свет светящейся огромной буквы придавал сил, и мы мчались на этот свет и зимой, и весной, и осенью, чтобы пролезть по заветным камням хотя бы небольшой кусочек стены.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ СКАЛОДРОМОВ. УЛИЧНЫЙ СКАЛОДРОМ «СВЕТЛАНОВСКАЯ СТЕНКА», КАК ПРИСПОСОБЛЕННОЕ СПОРТИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ (Скалолазание)БУКВА С НА СВЕТЛАНЕ

Простые смертные нас не понимали. Чего только не испытали скалолазы, тренируясь на заветной стене.
Приезжала милиция, и скалолазов насильственным образом выдворяли с места тренировок.
Вспоминаю, как нас поливали из окон третьего и четвертого этажа водой (включая горячую) милые и любезные работники интеллектуального труда или просто рабочие. Однажды даже выбросили откуда-то сверху горшочек с цветком.
Начиная со второго этажа, здание было полностью остеклено, что приводило к тому, что иногда рамы вместе со стеклом вываливались прямо на улицу, т.е. на нас, на лазающих.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ СКАЛОДРОМОВ. УЛИЧНЫЙ СКАЛОДРОМ «СВЕТЛАНОВСКАЯ СТЕНКА», КАК ПРИСПОСОБЛЕННОЕ СПОРТИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ (Скалолазание)ЗИМА СВЕТЛАНА (2)

Стенку покрывали каким-то клеем, вешали волчатник, ставили сигнализацию, мазали стенку солидолом и применяли массу других изобретений, чтобы отвадить психов, лазающих по камням. Но мы не сдавались.
С галошами за пазухой мы толпами осаждали Светлановскую стенку, несмотря ни на какие преграды. Для нас преград просто не было.
В 1976 году светящуюся букву сняли. Вместо неё появилась ЖЕНЩИНА.Старожилы сразу же нарекли её Светланой. Да и как же иначе? Прекрасный символ, воплощённый в жизнь, украсил Центральное здание лабораторного корпуса.Правда и здесь произошла накладка, т.к. летит совсем не Светлана. Это «Полет Электроники».Бронзовая скульптура на Центральном, смотрящем на Сосновку, здании появилась не сразу. Ее установили в 1976 году. А имя летящей женщины — не Светлана, как думают многие, а Электроника.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ СКАЛОДРОМОВ. УЛИЧНЫЙ СКАЛОДРОМ «СВЕТЛАНОВСКАЯ СТЕНКА», КАК ПРИСПОСОБЛЕННОЕ СПОРТИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ (Скалолазание)ЛЕТЯЩА ЭЛЕКТРОНИКА

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ СКАЛОДРОМОВ. УЛИЧНЫЙ СКАЛОДРОМ «СВЕТЛАНОВСКАЯ СТЕНКА», КАК ПРИСПОСОБЛЕННОЕ СПОРТИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ (Скалолазание)СВЕТЛАНА ОБЩИЙ ВИД

Работа над фасадом корпуса, выходившего на оживленный проспект Мориса Тереза, была поручена В.Г. Козенюку, талантливому скульптору, ярко проявившему себя в монументальной пластике. Художник ставил перед собой непростую задачу — создать скульптурный образ, символизирующий современную науку. В.Козенюк изобразил Электронику в виде летящей молодой женщины, достигнув ощущения длительного, вечного движения. Декоративные элементы, обрамляющие фигуру сверху и снизу, пластически поддерживают ее в настенной плоскости и ассоциируются с импульсными вспышками на экранах лучевых осциллографов. Горизонтальные окна логично вписаны в общую композицию, акцентируя направление движения героини.

Автор бронзовой скульптурной композиции "Электроника" - профессор Санкт-Петербургской Художественно-Промышленной Академии, скульптор Валентин Григорьевич Козенюк (1938 - 1997) - является также автором памятников Александру Невскому, посвященных 750-летию Невской битвы (Пушкин, 1990), 750-летию Ледового побоища (с. Кобылье Городище, Чудское озеро, 1992), памятного знака «Часовня у места Божьей помощи в Невской битве» (Усть-Ижора, 2002) и конного монумента Александру Невскому (Петербург, 2002), который был установлен уже после его кончины творческим коллективом, созданным согласно завещанию автора.
Возвращаясь к уникальному скалодрому, максимально приближенному к естественному рельефу, хочется отметить, что его популярность ничуть не упала и в наши дни.
Великолепный спортивный объект, а мне кажется, что этот облицованный цоколь «Светланы» в совокупности с примыкающей кирпичной стенкой, заслуживает именно этого названия, актуален для тренировочного процесса в настоящее время. Весной и летом на стене лазают спортсмены, радуясь не только замечательной каменной конструкции, но и полному отсутствию коммерческой составляющей. Сюда приезжают на велосипедах, прибегают бегом, мчатся на машинах, приходят прогулочным шагом, добираются на городском транспорте. Самостоятельно и с коллективом, с детьми и женами, даже целыми поколениями (внуки, родители, бабушки и дедушки). Здесь лазают, пьют чай, загорают, резвятся, целуются, образуют новые ячейки общества и, увы, иногда расстаются насовсем.
А скалодром «Светлана» рад приветствовать всех. Он готов в любое время года и суток подставить свои каменистые неровные прохладные бока, истёртые руками, кроссовками, галошами и скальными туфлями ни одним поколением скалолазов, для того чтобы мы с вами стали чуть-чуть сильнее, чуть-чуть координирование, но главное чуть-чуть счастливее.

Так уж устроен мир, что что-то в процессе нашей жизни рождается и развивается, а что-то завершает свою жизнь и уходит в историю.
В конце 2019 года слух о том, что правое крыло «Светланы» будет демонтировано и полностью разобрано, приобрел достаточно достоверное подтверждение в виде новых проектов элитной застройки по проспекту Мориса Тореза. Не секрет, что помещения крыла Лабораторного корпуса последние годы были отданы арендаторам и перестали выполнять своё основное предназначение.
Конечно, "убийство" нашей легенды вызвало глубокое огорчение среди огромной группы скалолазов, старательно посещавших, как ранее, так и в настоящие дни, гранитную стенку «Светланы».
В декабре прошлого 2019 года состоялась прощальная ретро тусовка на большом траверсе Светлановской стенки. Задача была не из простых. Участники «рубились» на лучший результат. Желательно в галошах, необходимо было пролезть максимально быстро большой траверс по холодной замороженной стене, отдавая дань историческим традициям.
Вспоминали, как тренировались раньше, какие были условия для тренировок, как трепетно и терпеливо скалолазы относились к любой возможности просто полазать по каменистой поверхности. https://vk.com/videos1037761?z=video182283892_456239227%2Fpl_1037761_-2

Однако!!!!! Коронавирус внёс и здесь свои поправки.
Стена отстояла ещё ровно год!

И теперь мы надеемся, что продолжим славную традицию лазания на улице в канун Нового 2021 года.
В конце декабря 2020 года мы проведём соревнования с раздельным стартом на легендарной Светлановской стене. Название соревнований пока уточняется. Возможно, это будет очередное название «Прощание с легендой», а может и нет.
По крайней мере, очень хочется верить, что спортивное ретро мероприятие состоится!

P.S. Что же представляет в настоящее время скалодром «Светлановская стенка», негласно классифицированный скалолазами по архитектурно-планировочным особенностям? По своим характеристикам уличный спортивный объект скалодром может быть отнесён по архитектурно-планировочным особенностям к приспособленному спортивному сооружению на открытом воздухе. Т.к. приспособленным спортивным сооружением называется сооружение, построенное при несоблюдении строительных норм по спортивным сооружениям, и которое переоборудовано под спортивное сооружение.

Уличный скалодром «Светлановская стенка» расположен в черте города Санкт-Петербург по адресу: проспект Мориса Тореза д.64, на внешней стороне стены цокольного этажа Лабораторного корпуса ПАО «Светлана».

Скалодром представляет собой внешнюю стену цоколя здания, облицованного гранитным необработанным камнем, суммарной длиной более 100 метров и высотой от 2,5метров до 4,2 метров. К цокольному этажу Лабораторного корпуса примыкает кирпичное здание, нижняя часть которого, длинной более 100метров, также используется для тренировок.