Казбек с севера (14-20 августа 2020)

Пишет Дмитрий Савельев, 04.09.2020 16:11

Не буду утомлять читателей рассказами о сборах, докупке снаряги, получении разрешения от пограничников и регистрации в МЧС (пишите в личку –расскажу), перейду сразу к делу.

Итак, день первый.

Мы стоим втроём: я, Алёна и Алексей, напротив вызванного такси ВАЗ -2114 и думаем, как туда впихнуть нас троих и три наших рюкзака: 130 литров и 2 по 90 л. Поиграли в объемный тетрис и кое-как разместились.

До посёлка Кармадон от Владикавказа 29 км, пролетели они быстро, даже с учётом заезда для осмотра мемориальной таблички на предполагаемом месте смерти актёра и режиссёра Сергея Бодрова.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Место гибели С. Бодрова и его съёмочной группы

В Кармадоне на заставе пограничников отметили полученные ранее через Госуслуги пропуска. Наш водитель сделал робкую попытку довести нас дальше до посёлка Тменикау, но метров через 200 почиркав днищем по камням сдался.

Ну, началось. Время 12:29, рюкзаки: 35, 27 и 18 кг. Пошли. По пути нас обгоняли всякие Нивы и Уазики с более предусмотрительными путешественниками. Так, глядя на них и тихо завидуя, мы прошли лишние 4 км до очередного контрольно-пропускного пункта погранцов. Отметились. С этого момента цивилизация кончилась и началось наше восхождение в полном смысле этого слова.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Наш лагерь перед радоновыми ваннами

Тропа идёт по ущелью вдоль горной реки Геналдон, перепады высот не большие, почва твёрдая, сыпухи нет, так что двигаться легко. По плану, хотели дойти до горячих радоновых источников (ванн) и там встать на ночлег, но встречные туристы все в один голос говорили, что там аншлаг и мест под палатки нет. Решили судьбу не искушать и в 19 часов встали на речной отмели не доходя примерно 1 км до ванн. Погода была дождливая, поэтому быстро поужинали и завалились спать. Пройдено 11,8 км, подъём на 770 метров

День второй.

Подъём в 7 утра, плотный завтрак. Сворачиваем лагерь и выдвигаемся. Погода в этих местах работает примерно по одному сценарию: утром солнце, в обед начинает затягивать, а к вечеру случаются осадки. В этот раз всё стандартно: утро, солнце, птички поют. Радоновые ванны проскочили с ходу –останавливаться нам некогда. Дошли до моста через речку. Вернее до того, что от него осталось –двух тросов. Прошлись немного взглядом вниз и вверх по течению…. Нет, не перейти на своих двоих –надо перелезать по тросам. Надели системы, пристегнулись самостраховкой к тросу, поизображали червяка на крючке и ….. мы уже на другой стороне. Рюкзаки перетащили верёвкой на карабинах.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)

Дальше начинается довольно запутанная тропа по ледниковой морене, но везде стоят туры и никаких сложностей с чтением маршрута нет. Часам к трём дня дошли до ледника Майли. К этому моменту всё уже было накрыто туманом. Связались. Идём. Поскольку наше восхождение в августе, ледник сильно протаял и вдоль него идёт несколько каньонов шириной 4-5 метров и глубиной столько же с бурным потоком внизу. Пошли вдоль первого из них в поисках переправы. Говорят, что к началу ледника эти промоины становятся уже и их можно просто перешагнуть. В нашем случае нам быстро надоело искать это сужение и мы решили форсировать препятствие на передних зубьях кошек. Забурились для страховки. Первый пошёл. Я страхую. Удачно. Далее рюкзаки по верёвке перетащили. Потом Алёна, следом я.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Одеваем кошки

Туман уже такой, что видимость 5-6 метров. Во второй промоине нашёлся нормальный снежный мост –просто её перешли. Куда дальше? Туров не видно, следов нет. Сверяемся с навигатором идём по треку записанному в нём –но это дело не благодарное –трек записанный кем-то год назад не гарантирует, что в нынешнем году тропа пойдёт также по этому месту. В тумане каждый камень кажется туриком. Вот так и мы постепенно отклонились от нужного направления и ушли на начало ледопада. Вовремя опомнились и повернули назад –трещины там бездонные. Поблуждали ещё немного в районе предполагаемого места схода с ледника и захода на контрфорс Пика ОЖД и вот наконец-то увидели реальный турик, который вывел нас на начало скального участка пути, который почти полностью провешен перилами (где стальные тросы, где верёвочные).

В дополнение к туману начался дождь, а через пару часов подъёма начало смеркаться. Так себе удовольствие: темно, дождь, скользкие камни, мокрые верёвки. Я ушёл вперёд искать стоянку на 3100, а Алексей с Алёной шли своим темпом. На площадку на 3100 вышел уже под свет фонарика. Быстро поставил палатку. Где-то далеко внизу услышал от Лёхи, что Алёна больше не может идти с рюкзаком. Перекрикиваясь приняли решение её рюкзак оставлять пристёгнутым к верёвке прямо на маршруте –утром сходим заберём.

Через минут 40 ребята поднялись ко мне. Поставили вторую палатку. Вода у нас кончилась, искать источник в темноте и при дожде - это не лучшее решение. Ужинали сникерсами и орехами с изюмом – сварить кашу было не на чем. Алёнин спальник и коврик остались висеть на скале. Надо как-то ночевать. Отдал ребятам всю теплую одежду, какая была. Ночевали они на одном коврике и сверху укрывшись одним спальником. Говорят, что не замёрзли. Было пройдено 5,3 км, подъём на 1126 метров.

День третий.

Встали в 7 утра. Новый день нас встретил замечательной погодой: солнце, шум водопадика, курлыкание каких-то куропаток на склоне. Но главное, мы увидели то, что было скрыто туманом в предыдущий день –горы потрясающей красоты и масштабности. Особенно впечатлил ледопад Майли. В довершение к увиденному, мы буквально услышали жизнь этого ледопада –солнце начало прогревать его склоны, лёд начал таять и огромные глыбы стали обрушаться. Когда глядишь на это, ощущаешь всю мощь природы и собственную перед ней ничтожность.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Язык ледника Майли и всё ущелье, как на ладони

При свете дня легко нашли воду. Приготовили завтрак. Алексей сходил вниз за рюкзаком Алёны. Все вещи разложили на солнце на просушку. В 9 выдвинулись. По хорошей погоде и видимости идётся гораздо легче. К обеду пришли на высоту 3500 на стоянку «Крест» (там крест установлен в память о погибших). Ночевать мы там не планировали, поэтому просто пообедали и двинулись дальше.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Сушимся и любуемся видами

Перед нашей конечной в этот день точкой –стоянкой на высоте 3700, переходили снежный кулуар. Только его перешли, как ровно по месту нашего прохода сошёл камень размером с микроволновку. Потом было ещё несколько подобных кулуаров, и мы их пересекали буквально бегом (трудная задача на высоте выше 3,5 тыс. метров).

К 16 часам зашли на 3700. Там всего 2 места под большие палатки и две полочки под двушку и одиночку. Два полноценных места уже были заняты коммерческой группой, так что нам пришлось таскать камни и разравнивать сыпуху, чтобы обеспечить нужную площадь под наши палатки. Строительные работы отняли много сил, да и дождь начал накрапывать, поэтому поужинали и в 7 вечера завалились спать. Пройдено 2,4 км, подъём на 712 метров.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)3700. Палатки коммерческой группы

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Вид на ледник Майли

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Внизу туман

День четвёртый.

Всё стандартно: подъём в 7, завтрак, сбор лагеря, в 8:30 выдвижение на маршрут. По пути ничего примечательного.

К видам заснеженных пиков и ледопада мы уже привыкли. К 12 часам поднялись в штурмовой лагерь на 4200. Мест под палатки достаточно, разместились рядом. Алексей с Алёной для дополнительной акклиматизации ушли на вершину Пика ОДЖ –это плюс 100 метров по вертикали. Я не пошёл, т.к. признаков горняшки у меня не было, и я решил поберечь силы. По мере прибытия других альпинистов выяснили прогнозы погоды на ближайшие дни. Все прогнозы сходятся в одном, что завтрашний день идеален для штурма, а потом грядёт ухудшение –ветер и возможно гроза. Решено штурмовать завтра. Вставать будем в час ночи, а выдвигаться по мере готовности. Ещё раз проверили всю снарягу и тёплую одежду, набрали воды, собрали штурмовые рюкзаки. Время до отбоя ещё много, поэтому провели фотосессию и поиграли в карты. Я остался дважды дураком))). В 6 вечера легли, но сон не шёл, да и лагерь всё никак не мог успокоиться. В общем, уснул часов в 10, да и то как-то не крепко. В этот день было пройдено 1,3 км, подъём 460 метров.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Штурмовой лагерь. Вид на МайлиХох

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Вот он Казбек!!!

День пятый. Штурм.

Встали в час ночи, накипятили в термосы чая, плотно поели. В 2:30 вышли. Большинство восходителей уже ушли и виднелись на склоне в виде цепочек фонариков. Мы связываться не стали и решили идти каждый своим темпом. Я сразу же оторвался от ребят, и весь путь прошёл в одиночестве. Были, конечно, участки, когда в связке было бы спокойнее, но я просто старался быть более сконцентрированным и надёжнее зарубаться кошками и ледорубом.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Косая полка

За всё время перекусывал раза 3. Ничего не лезет кроме сушёных анчоусов. Сладкий чай и солёные анчоусы –это самая тема.

В 7:30 я уже был на седловине. Минут 15 подождал ребят, но их не было. Начал подъём по предвершинному взлёту. На встречу мне попались спускающиеся 3 человека. Таким образом, я стану четвёртым, кто сегодня взойдёт на Гору –не плохо, если учесть во сколько мы вышли и сколько вообще людей шло на верх. В 8:15 я на вершине. Красота!!! Масштаб!!!!

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)С Горой!!!

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Вид с вершины

Стал ждать ребят. Тихонько подмерзают ноги. Солнцезащитный крем и помаду оставил в рюкзаке на седловине, так что лицо постепенно подгорает. Высота даёт о себе знать лёгкой головной болью.

Подтянулись бесчисленные группы со стороны Грузии –в основном иностранцы. Попрактиковал свой английский с одним из них. Обсудили Казбек в сравнении с Эльбрусом.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Обгоняю коммерческую группу

Я на вершине уже 1,5 часа. Наконец показались Алексей с Алёной. Делаем общее фото, ребята записывают какие-то видео и двигаем вниз.

Спуски мне даются хуже подъемов, поэтому идём медленно. При выходе на казбекское плато сделали перекус –вскипятили воды (взяли с собой мини-горелку с баллоном газа и кружку), поели орехов с изюмом.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Спуск

В лагерь пришли к 14 часам. Большинство восходителей уже сняли свои лагеря и ушли вниз. Мы решили остаться и полноценно отдохнуть день. Как прошли его остатки, я не помню, наверное, мы просто их проспали. Пройдено 12 км (туда –обратно), подъём на 967 метров.

Казбек с севера (14-20 августа 2020, Альпинизм)Снова в штурмовом

День шестой.

Встали в 6 утра, быстро позавтракали, собрали палатки и двинули вниз. Наша цель на сегодня- спуститься до радоновых источников, т.е. до высоты 2300 м. Мы опять разделились –я пошёл своим темпом, ребята своим. До ледника спустился без приключений. На морене повстречал женщину в одиноко стоящей палатке. Она из Ростова, ей 59 и она путешествует в одиночку. Говорит, что ещё в молодости излазила все горы вокруг, а сейчас ходит только до перевалов. Очень интересно и много рассказывает. Расспросил её про маршруты на видимые пики Шаухох, Джимару, получил развёрнутые ответы. В будущем можно будет сходить.

Минут через 40 подошли Алёна с Алексеем и мы двинулись переходить ледник. Потом налетел туман и мы опять плутали в нагромождении валунов на морене.

К радоновым ваннам подошли уже в темноте. Поставили палатки, поужинали, а потом наслаждались горячей водой и звёздным небом. В такие моменты, когда трудности позади, цель достигнута и ты лежишь в горячем источнике приходит философское понимание, как мало и одновременно много человеку нужно для счастья!!! И что в данный момент жизнь удалась!!! Прошли в этот день 9 км, спустились с 4200 на 2300 метров.

День седьмой.

В этот день всё было совсем просто. Встали, позавтракали, Алёна с Алексеем ещё раз посетили ванны, собрали палатки и бодрым шагом, под пение птиц и рёв Геналдона двинулись в строну выхода из ущелья. У пограничников снова отметились.

На этот раз вызвали машину повышенной проходимости прямо к шлагбауму и через час уже были во Владикавказе. Потом были ещё несколько незабываемых дней в этом замечательном городе, но это уже совсем другая история.

Всем новых вершин и до встречи в горах!!!!