Новая линия на Туюксу.

Пишет Salnikov, 25.06.2020 10:05

Новый маршрут в Туюксу.Новая линия на Туюксу. (Альпинизм) Восточный склон пика Туюксу 4218м. Фото К. Белоцерковского.

В Туюксу я сходил много чего. Несколько раз ходил соло. Как правило новые линии или варианты. А на пике Туюксу не был! Ходил мимо, буквально в сотне метров от вершины, из Левого Талгара в Мало-Алматинское ущелье. Причём перевал тоже первопроходом получился. Так случайно вышло, хотели по 1Б пройти, но заблудились и кинули 9 верёвок на спуск.
Мне предстояла поездка на Монблан и хотелось как-то не скучно акклиматизироваться. Приехал в район 17 октября 2019 года. Осмотрелся. Погода идеальная, лёгкий мороз без выхода в плюс, солнечно, безветренно. Снега вроде не сильно много. 19 октября ночью вышел с Чёрного камня. К утру протропил до конца ледника Иглы Туюксу. Я хотел идти склон перевала Туюксу (3а) с выходом на вершину Туюксу и последующим траверсом до пиков Погребецкого и Локомотив, но трещины в конце ледника и вид склона меня напряг, и я решил свернуть вправо на восточный склон Туюксу. Чистого льда практически не было. Снега было много, но он был удивительно стабилен! Где-то к полудню я был по середине склона и сильно хотел пить. Доставая Джетбоил я выронил бивакзак, в котором намеревался ночевать. Не приятная и глупая потеря! Согрел чаю, и подумал, что тропить склон мне поднадоело, а скалы смотрятся очень не сложно и притягательно. Свернул на них. Пролез метров 50-70 и в какой-то момент понял, что при всей их простоте, я временами не могу быть уверенным, что я сейчас не навернусь. Так как это в мои планы не входило, я достал верёвку и дюльфернул с ребра назад на склон, тут же провалившись в снег выше пояса! Чем выше я шел, тем глубже становился снег. Перед выходом на гребень, я отвоёвывал сантиметры, проваливаясь по грудь! На гребень я вылез в 16.00 совершенно обессиленный. Идти дальше не хотелось и не моглось. Спускаться - тоже. Ледник я уже не вытропил бы. Бивакзака не было. Стал копать пещеру. За полтора часа работы получилась смесь норы и окопа. Ноги торчали наружу. Так я и провёл вполне комфортную ночь, завернувшись в спальнике в термоплёнку. Утром сходил на вершину и спустившись по 1Б на ледник Туюксу, почти до вечера тропил домой. Линия получилась где-то 3а-3б. Я такие 3б ходил, но на Восточном склоне Туюксу есть загадочный маршрут Демидова, по восточному контрфорсу - 3б. Его никто не ходит, потому-что для 3б смотрится он сложновато. Моя линия явно проще, так что дам ей 3а.

Траверс не получился, полазить лёд тоже не удалось. Количество снега стало очень большим сюрпризом для меня. Потеря важного снаряжения убавила у меня самоуважения. Маршрутом решил особо не хвастать и на классификацию не подавал. Но Белоцерковскому и Рэйджу, как главным краеведам нитки скинул.
Сейчас отошел чуть. Появились приятные воспоминания.