Зимний Казбек по 3Б

Пишет GriGri, 01.03.2020 20:51

Восхождение на Казбек 3Б по юго-восточному склону совершено 28.02.2020 двойкой в составе Григорий Кочетков и Константин Смирнов. При планировании восхождения мы ориентировались прежде всего на описание зимних восхождений на Казбек группы Саши Мороза. На штурм брали полный бивак, предполагая ночевку под вершиной.

Зимний Казбек по 3Б (Альпинизм)

На фото указано место нашей заброски (и возможной ночевки) на 4100, место возможной заброски на 4300 и место выхода на лёд на 4700, где мы начали движение в связке

Используемое снаряжение:
8 ледобуров Petzl
4 ледовых инструмента
1 веревка 60м с маркировкой 1/2
Бивак - палатка, горелка, спальники, коврики, лопата

Гибкость по времени восхождения была минимальной. Сразу после завершения Школы ледолазания в Мидграбинском ущелье под руководством Григория 24-го февраля мы выехали в Казбеги. Прогноз погоды на вершине давал нам только один шанс выхода на штурм 27-го февраля, что оставляло лишь один день для акклиматизации на Метеостанции.

Зимний Казбек по 3Б (Альпинизм)

Во время школы ледолазания Григорий находился на высотах 2000-2500 две недели, Константин присоединился на последние два дня школы.

Утром 25-го февраля мы зарегистрировались в местном спасотряде. Получили подтверждение, что Метеостанция открыта. Хозяин гостиницы Генри довез нас на машине к Гергетской церкви, и в 9:30 мы начали подъем на скитуре к перевалу Саберце. Около церкви мы увидели палатку двоих Ростовских альпинистов, которые двинулись за нами вверх. Поскольку они были без скитура, то дойдя до перевала Саберце, они окончательно отстали.

Подъем проходил в пурге как и предполагал прогноз. В 14:00 мы достигли нового приюта Альтихат. Там была открыта зимняя комната в подвале, где мы пообедали и в 15:00 продолжили подъём к Метеостанции. К концу светового дня в 19:00 мы добрались до Метеостанции (3650). Отсутствие тропы и рюкзаки под 25кг не позволяли нам двигаться быстро. К вечеру погода улучшилась и с Гергетского ледника открывался прекрасный вид на наш маршрут.

Зимний Казбек по 3Б (Альпинизм)

На Метеостанции никого не было и мы разместились с максимальным комфортом в лучшей комнате рядом с кухней. На кухне было много оставленных продуктов и газовых баллонов, но мы конечно принесли все своё.

26-го февраля стояла прекрасная погода. В 10 утра мы выдвинулись на акклиматизацию к часовне на 3900 над Метеостанцией и далее по слабовыраженному гребню по остаткам тропы вверх, где аккуратно пересекли окончание ледника налево и далее по снежно-фирновому склону вышли на орографически правую сторону морены. Прямо перед началом подъема в кулуар на высоте 4100 есть площадка для палатки. Там мы оставили в заброске палатку, веревку и ледорубы. Подьем занял у нас два часа. Полюбовавшись видами мы прошли на спуск. Снега на этом участке в этом году почти не было, но движение по морене в скитурных ботинках оказалось легче, чем мы ожидали.

К вечеру на Метеостанцию подошли три француза на скитуре. Они катались в Гудаури и отправились на Казбек в поисках снега. Это был их первый визит в Грузию и мы конечно были удивлены смелостью этих парней. Снега они конечно не нашли и на следующий день, получив яркие впечатления от ночевки на Метеостанции, благополучно уехали вниз.

27-го февраля мы проснулись в 2:00 и в 3:50 вышли на штурм. На Метеостанции дул крепкий утренний ветер, но как только мы отошли под маршрут ветер пропал и стало достаточно комфортно, так что мы даже сняли пуховки. К 5:30 утра мы достигли места заброски и начали заходить в кулуар. Двигались по неглубокому снегу вверх до сужения кулуара, где Гриша решил уходить влево на скалы. Таким образом мы обогнули самое узкое горлышко кулуара, которое растаяло до льда и стало трудно проходимо. Далее вернулись в кулуар и продолжили движение по снегу и фирну до очередного сужения. Там мы встретили рассвет и полетели первые камешки.

Зимний Казбек по 3Б (Альпинизм)

Дальше, прижимаясь правой стороны кулуара по ходу движения вверх, вышли под первый скальный остров, который обошли снизу и справа. Рельеф позволял двигаться одновременно несвязанными, и мы достаточно быстро продвигались вверх.

К 10 утра мы достигли высоты 4700, что давало повод для оптимизма. Уже казалось, что бивак не понадобится, и восхождение можно будет завершить за один день. И тут начался блестящий зимний лёд крутизной порядка 45 градусов. Выше первого скального острова мы связались и продолжили двигаться попеременно с двумя-тремя промежуточными точками на 30-метровой двойной верёвке.

К 14:00 мы вышли на верх второго скального острова, где появился приличный слой снега и фирна, и мы смогли продолжить движение одновременно. В предыдущих описаниях после второго скального острова и до купола (150м по вертикали) движение продолжалось по снегу. Поэтому было странно, когда на высоте 4850 Гриша сказал, что до конца светового дня осталось 4 часа. Поскольку эта зима была бесснежной, нам и под куполом достался лёд - на самом крутом участке до 55 градусов. Это существенно замедлило движение. Казалось, веревки перемороженного слоистого льда никогда не кончатся.

Наконец, в 18:30 мы вылезли на предвершинную полку шириной около 20м прямо под вершиной и нам едва хватило светового времени, чтобы раскопать площадку и закрепить палатку до темноты. На полке серьезно дуло, и мы сильно продрогли пока ставили палатку. Нехватка акклиматизации и общая усталость от неожиданно сложного ледового участка давала о себе знать. Ночёвка прошла относительно спокойно при внешней температуре 20-25 мороза. Спальники у нас были высотные, мы отогрелись и отдохнули, насколько это было возможно. Порывы ветра периодически бросали освежающий спрей из кристалликов льда на лицо. Утренние сборы заняли около трех часов, в том числе из-за неторопливости джетбойла на морозе. Мы плотно позавтракали сублиматами и двинулись на вершину.

Зимний Казбек по 3Б (Альпинизм)

28-го февраля около 11:00 мы стояли на вершине Казбека. Ветер был значительно сильнее, чем на полке, где мы ночевали. Над нами была удивительная акварель зимних слоистых облаков. Они периодически пролетали через нас на огромной скорости. В общем, селфи мы сделали, но палку нужно было крепко держать обоими руками. В приподнятом настроении мы начали спуск по классике на перемычку по явно читающейся тропе влево.

Зимний Казбек по 3Б (Альпинизм)Зимний Казбек по 3Б (Альпинизм)

Однако вскоре тропа пропала, фирн уступил место льду, а склон стал круче. При планировании восхождения мы не предполагали, что на спуске с купола у нас могут возникнуть трудности. При жутком ветре Гриша сделал станцию на одном буре и начал спускать Константина направо к скалам, где видны были дюльферные петли. При этом сам он не смог спуститься лазанием, поскольку в процессе организации станции клюв одного из инструментов Гривель не выдержал дальнейшего насилия и сломался (хорошо, что на спуске). Грохот ветра напоминал близко идущий товарный поезд, что осложнило организацию проушины. В итоге спуск на перемычку занял у нас два часа, и мы порядком замёрзли.

Зимний Казбек по 3Б (Альпинизм)

В 13:00 мы начали спуск с перемычки по классике по хорошо читаемой тропе. Гриша пару раз слегка провалился в трещину одной ногой уже после плато, что судя по рассказам о зимнем Казбеке, редкая удача. Спустившись на плато, мы вышли на ледник и по плохо проглядываемой летней тропе дошли до места, где происходит переход с ледника на морену. Однако, учитывая отсутствие снега, продолжили спуск вдоль левого борта ледника вниз параллельно тропе, идущей по морене. Значительных камнепадов не наблюдалось, но единичные падения слышались на морене вдали от нас. Дойдя до уровня ночёвок у первого креста, мы ушли влево к этим ночевкам и далее по летней тропе спустились к Метеостанции. Путь от седловины до Метеостанции занял 3.5 часа.

На следующий день 29-го февраля мы спустились к Гергетской церкви. Погода окончательно испортилась, что подтверждало правильность нашего выхода на восхождение 27-го числа. Первый участок спуска до ледника мы несли лыжи на себе, т.к. на крутом склоне снега было очень мало. Далее спускались на лыжах при низкой видимости и сильном ветре. Спуск занял 3 часа.

Выводы и рекомендации:
1. Для желающих идти без ночевки крайне рекомендуется предварительная акклиматизация до высоты 4300-4500 с разведкой пути спуска по классике.
2. Рекомендуется в день штурма быть к рассвету на высоте 4300м. От Метеостанции это примерно 2.5 - 3 часа
3. С выходом солнца возможно падение льда и небольших камней по кулуару.
4. Рекомендуется разведать подход под маршрут и занести часть снаряжения под его начало на высоту 4100-4200.
5. На ледовых участках лучше двигаться попеременно на 50-60м, но при наличии снега или фирна можно двигаться со страховкой одновременно.
6. Рекомендуем использовать качественные ледобуры, кошки с вертикальными зубьями и хорошие ледовые инструменты.