СВЯТАЯ ГОРА

Пишет vladimirz, 27.01.2020 23:38

СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)
СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)СВЯТАЯ ГОРА (Альпинизм)

Давно, в 1983 году эта гора стала моим первым восхождением, конечно потом был и первый альплагерь, новичковая смена и значок....И еще сотни восхождений. Но это восхождение врезалось как необыкновенное приключение, в 15 лет так и должно было быть.
Прошло почти 20 лет с последнего моего посещения этой горы, и я снова здесь.....
Гора БЕШБАРМАК 540м от уровня моря, находится в 95 км на север от Баку Азербайджан. Легендарное и отчасти мистическое место. Уникальное место природы, среди пологих отрогов восточного Кавказа, высится мощная скальная отдельно стоящая гора! Массив сложен как монолитными участками так и непрочными сыпучими скалами. В переводе пять пальцев, но не думайте о знаменитом блюде, это совпадение, а теперь немного истории.
Эта гора хранит много легенд и тайн. Но по мнению ученых название горы не связано с пальцами рук, а имеет совершенно другую этимологию. Дело в том, что вплоть до ХVIII века здесь располагался Бармакский магал, который был одним из семи магалов входящих в состав Губинского ханства. Так же эту гору называют Хызыр-зинда. Согласно другой легенде, пророк по имени Хызыр, искавший эликсир жизни, набрел на источник живой воды именно в этом месте, испив из которого стал бессмертным.
По другому преданию у пророка Хызыра было три сына. Однажды, он хотел совершить намаз, но у него не было воды для омовения. Он послал своих сыновей для поиска воды, но они по истечению времени не пришли. Время молитвы прошло и разгневанный отец попросил творца превратить их в камни. Они превратились в острова в Каспийском море, а сам старик окаменел от горя.
В настоящее время у подножия горы расположено святое место Пир Хыдыр Зинда где останавливаются путники для совершения молитв и поклонения.
Двигаясь от дороги трасса Баку-Ростов по тропе проходя через деревню и небольшую рощу дикорастущего граната и инжира останавливаясь у родника, подымаемся оставляя гору по ходу слева, через час полтора выходим на большую поляну где есть колодец с чистейшей водой, простые строения, навесы и культовые сооружения, отсюда открывается весь западный массив горы где при наличии фантазии можно увидеть кисть с пятью пальцами и силуэты лиц. Подымаясь еще с полчаса к скалам справа по ходу будут видны развалины и остатки крепостной стены построенной в первой половине V века. Это остатки пограничного вала между владениями албанов и гуннов воздвигнута при Сасанидах, вероятно это остатки бешбармакского оборонительного вала разрушенного гуннами. Далее подымаясь по оборудованной тропе непосредственно в скалах выходим к месту источника в скале именуемой слезой Пророка, от истекающей много лет воды осталась только тонкая бороздка в стене. Сам источник почти исчез. Легенда говорит что дошедшего с чистыми помыслами у этого места обязательно исполнится желание. Далее выходим к святому месту Хызыр. Обходя по ходу справа по простым скалам и спустившись вниз на небольшую седловинку можно совершить восхождение на главную вершину 5-й палец, подьем около 50-60 метров троечного лазания.
Долгие годы начиная с 50-х альпинисты г.Баку и Сумгаита оттачивали свое мастерство совершали восхождения по этим скалам где есть огромное количество разнообразных маршрутов. Маршруты конечно не протяженны, но давали необходимые навыки в работе с веревкой, технике передвижения и страховки. Выезды были как правило в пятницу вечером и с возвращением вечером воскресения. Конечно устраивали и разнообразные соревнования. Но к сожалению за всю историю были и несчастные случаи, трое восходителей погибли. Начиная с начала девяностых активность выездов начала уменьшаться.
Да и конечно, изюминка этой горы были 1-й и 2-й пальцы, самые сложные, другие варианты маршрутов пробить пытались энтузиасты, но похоже на сегодняшний день есть только по одному, может в настоящее время кто-то что то и прошел еще, мне не известно. Оригинальный маршрут проходит на первый палец, психологический, сам то он не очень сложен, надо только сделать шаг чтобы перейти с одной стенки на стенку 1-го пальца, шириной около 1 метра, над расселиной разделяющей 1-й и 2-й пальцы глубиной не менее 20-25 метров. А самый интересный маршрут конечно отрицательная 60-метровая южная стена 1-го пальца. Но не пройден. Пробовали как-то пролезть, но не далее 5-7 метров от земли получалось. Да и со всех сторон эти два пальца представляют собой вертикальные с нависанием монолитные скалы с малым количеством зацепок. Под этой стеной было самым нашим любимом местом, дворик, образованный нависающими скалами и остатками крепостной стены, скала под названием тренировочная была нашим излюбленным местом лазания. Ну и если идти вокруг горы то с восточной стороны открывается великолепная панорама побережья Каспия, а у подножия горы отдельного внимания заслуживают отдельно лежащие, огромные, причудливой формы скалы. Продираясь сквозь дикий шиповник и спускаясь по сыпухам, двигаясь далее, видим что восточная и северная сторона горы и отдельные скалы обретают новый разнообразный вид. Здесь прекрасное место для лазания, да и просто приехать походить в этих местах здорово! Идеальное время года для посещения это поздняя осень, летом очень жарко и вполне можно встретить змей! Конечно необходимо учитывать культовость этой горы, особенность в религиозном смысле, уважать чувство верущих. Наверно это место уже не будет для новых восходителей местом тренировок, есть огромное количество в горах Азербайджана достойных объектов для восхождений как скальных так и комбинированных.
Но для нашего поколения на БЕШБАРМАКЕ, кто впервые услышал запах скал, забил здесь свой первый крюк и познал что есть связка и дружба, это ГОРА СВЯТАЯ!!!