МАТТЕРХОРН ПО ГРЕБНЮ ЛИОН

Пишет korets, 26.01.2020 00:00

МАТТЕРХОРН ПО ГРЕБНЮ ЛИОН (Альпинизм, альпы)

Маттерхорн – это красивейшая гора в Пеннинских Альпах и крайне популярный объект для восхождений. Если поискать, то в интернете можно найти множество описаний маршрутов на эту гору. Я хочу попытаться рассказать о своем опыте восхождения на вершину и о маршруте по гребню Лион.

Даты:
06.08.2019 г. – 10.08.2019 г.
Учасники:
Александр Корец
Виталий Шлюпка
Маршрут: по гребню Лион, AD.

Перед Маттерхорном у нас было запланировано восхождение на Монблан с итальянской стороны, через хижину Гонелла. Данное восхождение заслуживает отдельного описания и может быть я о нем напишу. Сейчас просто скажу, что на Монблан мы сходили. После этого, уже будучи достаточно хорошо акклиматизированными, мы отправились в Брейль-Червинью.

Логистика
Спустившись с Монблана в Курмайор (ит. Courmayeur), мы отдохнули несколько дней и побродили по околицам. Отсюда нам надо было уехали в городок Брейль-Червиния (ит. Breuil-Cervinia), где начинается маршрут. Ехали автобусом перевозчика SAVDA, с пересадками в Аосте (ит. Aosta) и Шатийоне (ит. Châtillon). Правда мы доехали не до Червинии, а до коммуны Вальтурнанш (ит. Valtournenche), потому что именно там находится единственный в этом районе кемпинг (кемпинг Glair). От кемпинга до Червинии добираться около часа автобусом. На остановке есть расписание и его лучше сфоткать, что бы потом не провтыкать рейс.
Если ехать с Милана, то тоже на автобусе. Это не составит больших проблем. С автостанции Lampugnano, которая находиться на одноимённой станции метро регулярно отправляются рейсы в нужном направлении.
Хижина Каррель
В кемпинг мы приехали 6 августа под вечер, времени хватило поселиться и купить в маркете еды. Прогноз на следующие два дня был не очень: облачно, дождь, сырость. Это время мы использовали на то что бы съездить в Червинью в гайд офис спросить за хижину Каррель и сам маршрут. Узнали, что места в хижине нужно бронить. Стоимость места 30 евро, а если прийти без брони, то придется отдать смотрителю 50. Скидок ни для кого нет. Сказали, что на наши даты свободные места закончились, но предложили все равно забронить, вдруг кто откажется. Мы ответили, что подумаем и ушли.
По итогу мы приняли тактическое решение идти без брони и как-нибудь по месту договорится. По итогу мы не договорись и спали в кухне на лаке. В принципе, не самый плохой вариант (бесплатный!). Одна парочка поляков, состегнув спальники, перекантовалась на терассе и норм.
Итак, я буду считать, что старт восхождения, начинается в Брейль-Червинии возле отеля Европа на высоте 2000 м. Здесь по серпантину нужно дойти к рюфуджио Абруцци (ит. Rifugio Duca degli Abruzzi ). На серпантине все понятно, идешь вверх и можно срезать по тропинкам. Вообще до Абруцци можно доехать на машине за какие-то деньги, сэкономить силы и два с половиной часа. Примерно столько у нас ушло времени, чтобы прийти к рюфуджио на высоту 2800 м.
МАТТЕРХОРН ПО ГРЕБНЮ ЛИОН (Альпинизм, альпы)
Возле Абруцци стояли палатки, то есть можно обойтись кемпингом и жить себе автономно так сказать. Ну это уже кому как нравиться.
От приюта тропа уходит налево и выводит сразу же под первую стенку с провешенным канатом. Она короткая, скалы простые, мы не связывались. Дальше наверх по плитам и полкам, к правому склону вершины Testa del Leone. На правильность пути будут указывать турики и мемориальная доска.
Не поднимаясь на Testa del Leone, а траверсируя склон вправо, пересекая кулуарчики, нужно выйти к седловине. От седловины вверх по гребню. Здесь уже встречаются шлямбуры и спусковые кольца, которые нам пригодились при спуске. Через короткое время мы подошли к вертикальной стене, где уже образовалась очередь на канате.
МАТТЕРХОРН ПО ГРЕБНЮ ЛИОН (Альпинизм, альпы)
Дальше снова по полочкам мы добрались к хижине Каррель на высоту 3835 м. Из удобств: койко-место с шерстяным одеялом, газовая плита (своя горелка не помешает), возможность оставить ненужное снаряжение (кинуть в удобном месте), защищенный от ветра туалет (дырка). Была проблемка с водой. Большинство несло воду по несколько литров с собой. Нам чтобы добыть воды пришлось дюльферять за снегом. Всего в этот день в хижине собралось человек 30. Возможно из-за того, что в конце июля и начале августа здесь самый пик сезона и гора находится в лучшей кондиции.
Итого, выйдя в 9 утра 8 августа из Червиньи, в хижине мы были около 16 часов дня. Времени хватило чтобы поесть, поспать и отдохнуть перед штурмом, а еще полюбоваться вневременным закатом.
Штурмовой выход

Первое впечатление от Маттерхорна по гребню Лион, такое, что как будто лезешь огромную виа-феррату. Канаты и цепи провешены на вертикальных стенках и сложных траверсах. Маршрут можно условно разделить на две части: от хижины Каррель 3835 м. до пика Тиндаль 4241м., и от пика Тиндаль до вершины 4478 м. Маршрут логичный, но все равно можно заблудиться. Здесь действует правило: если на пути долго не встречались шлямбура, старые крюки и френды, то значит ты идешь не туда. Так один раз вместо того, чтобы полезть вверх на очередную стену, мы начали идти траверсом, но через какое-то время, не обнаружив никаких признаков маршрута вернулись и действительно увидели других альпинистов, идущих на верх.
С приюта мы вышли около 4 часов утра, а самые ранние выходили когда не было еще и 3-х. Толпа собралась не маленькая и сразу же на первом канате образовалась очередь. К слову, продвинутые клаймберы не обращая внимания на то идешь ты по канату или нет, лезли буквально по тебе. Я поначалу удивился такой беспардонной культуре, но потом понял, что это оправдывается. Ведь многие идут медленно, отдыхают, фоткают или просто тупят. Поэтому ждать каждого это так себе решение. При этом не стоит забывать о безопасности.

Ближе к пику Тиндаль нужно идти по левой стороне гребня. Здесь гора напоминала развалюху, камни сыпались под ногами и вынимались руками. На Тиндале мы были уже засветло, отсюда хорошо видно вершину и кажется, что до нее рукой подать. Далее нужно было немного спустится и пройтись по почти горизонтальному гребню. На гребне есть несколько жандармом, какие-то обходятся, а какие-то идутся в лоб. Мы все время шли одновременно, по ходу движения ставили френды, один раз я заложил даже закладку, на сложных участках пристраховывали друг друга с помощью узла UIAA.

На вершинной башне снова появляются перильные канаты, а также висит верёвочная лестница. По пути я ловил себя на мысли, что это все похоже на веревочный парк для взрослых, вот только сил надо побольше и под ногами более двух километром ничего. Часто слышал и читал о большей сложности данного маршрута, которому по слухам присвоена к.т. 4А. Но вот на camptocamp указано сложность AD, что значит максимум 3Б. Возможно я что-то не так понимаю, но непосильных сложностей мной на маршруте не замечено.
Итальянскую вершину Маттерхорна венчает двухметровый крест. Она немного ниже швейцарской, с которой соединяется острым снежно-ледовым гребнем. Мы, понятное дело, хотели сходить обе, но решили обойтись одной и правильно сделали, так как на спуске все затянуло облаками. На вершине мы были около 12 часов, а в 13 начали пошли вниз.

Дорога вниз

Дюльферы на спуске с Маттерхорна я не считал, знаю, что их было очень много. Благо везде есть спусковые кольца и не надо ничего придумывать. Обычно станции расположены в 25-ти метрах друг от друга. Правда разогнаться не получалось из-за очередей и густой облачности. Пришли к хижине около 22 часов. В общем нормально так погуляли. На последних дюльферах на нашей веревке спускалась еще двойка альпинистов. Может если раньше предложили, было бы быстрее. А еще точно было бы быстрее, если бы Виталий не снимал все на камеру. Не знаю правда зачем он это делает, видимо для своего личного архива, ведь на своем ютубе ничего не показывает))

Придя так поздно, брести дальше в ночь уже не хотелось. Мы остались ночевать в приюте, нашли свободные койки и завалились спать. На следующий день погода была нелетная, туман и мокрый снег. На завтрак еды у нас не осталось, но в приютах есть классная опция, если порыться по полочкам, то всегда можно найти что-то вкусненькое. Перекусив какой-то еды, мы покинули приют и заодно мою флиску, недостачу которой я заметил уже по прилету в Киев. Ну что ж, будет повод вернутся.
МАТТЕРХОРН ПО ГРЕБНЮ ЛИОН (Альпинизм, альпы)
От приюта до седловины снова было несколько дюльферов, ну а дальше пешком по пути подъёма. Всего от Карреля вниз до Червиньи неспеша часов пять. К вечеру мы добрели в наш кемпинг, в котором нам любезно разрешили оставить вещи.
На следующий день начался, пожалуй, самый важный этап восхождения – дорога домой.