газовая горелка зимой

Пишет tourspec, 20.12.2019 09:14

Как известно, температура замерзания самого «замерзающего» газа бутана равняется -130°С, пропан замерзает при -180°С. Казалось бы, любой газ должен «работать» при температурах до -70°С, однако в стандартном режиме эксплуатации газовых горелок этого не происходит.

Проблема работы газовых горелок при низких температурах заключается в температуре кипения газов, так как горят пары газа, газ в жидком виде гореть не может. Температура кипения бутана составляет около 0°С, изобутана около -12°С, пропана около -40°С. Именно эти параметры определяют температурный диапазон работы газовых горелок.
При стандартном режиме эксплуатации и температуре - 5°С бутан находится в баллоне полностью в жидком виде и в работе горелки не участвует. Аналогичным образом при температуре - 15°С ведет себя изобутан. То есть, в том случае, если резьбовой баллон стоит вертикально (или цанговый баллон лежит на "правильном" боку), при температуре воздуха ниже - 12°С и выше -40°С испаряется (и соответственно поступает в горелку) только пропан, другие газы (бутан и изобутан) в горении не участвуют и остаются в баллоне в жидком виде. Другими словами, при температуре ниже -12°С через несколько часов (в зависимости от процентного соотношения пропана) работы горелки пропан полностью вырабатывается, после чего работа горелки прекращается, хотя в баллоне остается «полно» бутана и изобутана (в результате чего на маршруте возникает проблема транспортировки полупустых баллонов).
Существует несколько способов решения проблемы работы газовых горелок при низких температурах (ниже - 20°С). В частности, баллон с газом можно опустить в воду (если снег удалось растопить с помощью другого нагревательного устройства) или подогреть с помощью свечи, сухого спирта, бензиновой каталитической грелки либо другого устройства. Непрерывная тряска баллона также способна оказывать "магическое" воздействие на работу горелки.
После запуска горелки баллон с газом можно положить на крышку котла или подогревать с помощью теплообменника (полоски металла, передающей тепло пламени на корпус баллона).
Существует еще несколько способов обеспечения работы газовых горелок при низких температурах, которые в совокупности расширяют температурный диапазон работы данных устройств до уровня «Оймякона».
Способ 1. Тепловой «колпак» и тепловая «юбка» (которые применяются вместо ветрозащиты).
Если систему «горелка + котелок (на горелке) + баллон (на котелке)» поместить в тепловой «колпак» (то есть накрыть «куском» стеклоткани или полиэтилена, создав условия для притока свежего воздуха и выхода отработанных газов), и нагреть образовавшееся небольшое пространство до слабо положительной температуры с помощью свечи или таблетки сухого спирта, горелку можно «запустить» при любой температуре воздуха во внешней среде.
Ресурсы свечей при обогреве палаток объемом порядка 3 куб.м. демонстрирует следующее типичное для зимних рыбаков сообщение в социальных сетях. "При -20 на улице использую в палатке две свечи. Руки не мерзнут, лунка не замерзает. При -30 надо три свечи".
При нагреве воздуха в тепловом "колпаке" с помощью свечи надо соблюдать определенные правила. В частности, теплопродукция свечи должна соответствовать объему нагреваемого воздуха (то есть, свечи-таблетки при серьезном минусе не подойдут в силу небольшого диаметра фитилей). Теплопотери должны быть существенно меньше теплопродукции. То есть, если материал стеклоткани тонкий или разреженный, "колпак" необходимо дополнительно укрыть полиэтиленом. "Колпак" необходимо накрывать полиэтиленом также при сильном ветре (либо надо строить высокую ветрозащитную стенку). Вход в "колпак" должен располагаться с подветренной стороны.
В начале "разгона" системы вентиляционные "окна" желательно уменьшить, ориентируясь на пламя свечи, которая сразу гаснет, если ей не хватает кислорода.
После выхода горелки на рабочий режим свечу надо убрать, так как положительная температура в пространстве под «колпаком» будет в дальнейшем поддерживаться за счет работы горелки. Кроме того, свечу надо убрать из теплового "колпака" потому, что после прогревания воздуха в тепловом "колпаке" до +40С свеча начинает деформироваться и оплывать.
Тепловая «юбка» функционирует аналогичным способом, она менее эффективна, но более функциональна, чем "колпак". Тепловая «юбка» - это "кусок" стеклоткани, который неплотно оборачивается вокруг котла в его верхней части и скрепляется с помощью булавки (или иным способом), после чего подвешивается на ручках котла с помощью булавок (или иным способом). В отличие от «колпака», преимущества «юбки» заключаются в том, что крышку котла можно легко открывать – закрывать.
Заметим, что в горелке при резко отрицательных температурах возможно образование ледяных "шариков" на основе конденсата, которые способны "закупорить" топливопровод. В том случае, если горелка на морозе, несмотря на нагревание газового баллона, отказывается работать или работает неравномерно (рывками), целесообразно продуть (отдельно) шланг и горелку. Если воздух через горелку не идет, надо просушить топливопровод, сняв жиклер.
Способ 2. Использование сжиженного газа как жидкого топлива (что достигается переворотом газового баллона "вниз головой" - или "вверх ногами") в сочетании с размещением баллона по высоте выше уровня горелки (по принципу "чем выше, тем лучше").
Летняя газовая смесь при использовании данной технологии достаточно уверенно работает в диапазоне температур до -25С без подогревания баллона.
Идея использования сжиженного газа как жидкого топлива не нова. В частности, принцип "перевернутого баллона" уже несколько лет используется в некоторых модификациях джетбойлов и газовых горелок с парогенератором, но в них баллон находится ниже уровня горелки или на её уровне, и поэтому данные устройства не работают при температурах ниже - 20/-25С. Важным свойством технологии "перевернутого баллона" является пропорциональный расход газа, то есть все фракции газа (бутан, изобутан, пропан) расходуются одновременно и пропорционально.
Когда баллон находится на уровне горелки, поступление сжиженного (жидкого) газа в горелку обеспечивается за счет давления паров газа в баллоне. Поэтому при низких температурах (когда давление паров газа в баллоне значительно снижается) вышеназванные устройства не работают, если баллон на старте не подогревается за счет внешнего источника тепла.
Предлагаемая технология основана на том, что сжиженный газ находиться в баллоне (в основном) в жидком виде и подчиняется законам движения жидкости. При этом важно, что сжиженный газ, в отличие от бензина, при температурах ниже -40С сохраняет достаточно высокую текучесть. В бензине при таких температурах при отсутствии специальных присадок начинает образовываться лед. Так, например, температура замерзания бензина Калоша (Галоша), близка к -40С, так как в нем нет специальных антиобледенительных присадок.
Баллон надо расположить на крышке котла или подвесить на что либо (на дугу палатки или штатив фотоаппарата в палатке, на ледоруб или треккинговые / лыжные палки вне палатки), по принципу "чем выше, тем лучше".
При этом складывается следующая ситуация. Соответственно закону сообщающихся сосудов под влиянием гидростатических сил жидкий газ при открытых вентилях перетекает из выше расположенного баллона в расположенную ниже горелку, точнее в парогенератор (при низких температурах это довольно длительный процесс), и далее уже пары газа поступают в жиклер.
Заметим, что когда газовая горелка начинает работать в штатном режиме, газ из баллона (помимо движущей силы в виде гидростатического давления), начинает «подсасывать» горелка. В дальнейшем нагревается баллон, который находится на крышке котла, и на жидкий газ начинают "давить" пары газа.
По мере прогревания баллона проявляется характерная особенность данной технологии: сложность регулировки пламени – горелка всё время «стремится» работать на максимальной мощности (в турбо режиме). С целью решения этой проблемы баллон после прогревания прямо на крышке котла необходимо перевернуть в положение "вверх головой". Либо работающую систему "горелка + баллон" можно осторожно перенести в палатку, где, после прогревания воздуха в палатке, можно перевернуть баллон в положение "верх головой".
В качестве подставки для резьбового газового баллона можно использовать пустую консервную банку без «крышки» объемом около 1 л, вырезав в стенке банки «окно» для шланга.
газовая горелка зимой (Путешествия)
Фото 1.
газовая горелка зимой (Путешествия)
Фото 2.
В этой же банке горелку можно хранить при транспортировке.
газовая горелка зимой (Путешествия)
Фото 3.
Оптимальным вариантом является расположение баллона при "разогреве" системы на крышке котла.
газовая горелка зимой (Путешествия)
Фото 4
На этапе старта (а также, если нет теплового "колпака", то на протяжении всего времени работы горелки) вязкость жидкого газа можно уменьшить, нагрев баллон с газом с помощью свечи-таблетки, поставленной на дно банки, при этом воздействие пламени на пластмассовые детали и соединительные узлы шланга должно быть исключено. Для этого достаточно положить баллон на банку боком.
газовая горелка зимой (Путешествия)
Фото 5
Насколько велика опасность перегрева газового баллона от пламени свечи (этого опасаются многие пользователи газовых горелок)? Одна свеча-таблетка при температуре воздуха -5°С способна нагреть верхнюю (максимально удаленную от свечи) стенку резьбового баллона до 0°С. То есть, при низких температурах одной свечи-таблетки будет мало для разжижения газа, площадь дна банки позволяет использовать три свечи-таблетки.
Температурный диапазон возможности запуска горелки при использовании сжиженного газа как жидкого топлива в описанной технологии определяют следующие параметры:
Бутан, температура вспышки -69 С.
Изобутан, температура вспышки -74 С.
Пропан, температура вспышки - 96 °С.
Другими словами, в сочетании с тепловым колпаком эту технологию можно применять при сверхнизких температурах. При этом функцию нагревания воздуха в пространстве теплового "колпака" помимо свечки выполняет таблетка сухого горючего, с помощью которой производится нагревание трубки парогенератора.
газовая горелка зимой (Путешествия)
Фото 6
газовая горелка зимой (Путешествия)
Фото 7
Немаловажным является следующее свойство данной технологии - можно не опасаться, что, когда давление газа в баллоне упадет и горелка погаснет, то газ при этом будет продолжать выходить из горелки. В данной технологии газ вырабатывается полностью, то есть горелка не погаснет, пока в баллоне есть хотя бы «чуть-чуть» газа. Фактически, использование описанной технологии устраняет проблему полупустых баллонов. Заметим, что после выключения горелки пламя не гаснет в течение приблизительно 1 минуты, это время требуется для того, чтобы полностью выработать газ, оставшийся в шланге.
Прочность корпуса мульти-топливных горелок в сочетании с мульти - функцией делает их весьма привлекательными устройством для зимних маршрутов, если данные горелки параллельно не используются как примус с применением некачественного бензина или дизтоплива, что приводит к коксованию трубки парогенератора и залипанию тросика. Высокооктановый бензин (вследствие наличия коксующихся присадок) обладает аналогичным эффектом, более растянутым во времени, если горелка долгое время используется на максимальной мощности.
Проверить - работает технология газа как жидкого топлива или нет, довольно просто. Для этого нужны -15С или -20С, полупустой цанговый баллон с "летним" газом, горелка с парогенератором и шлангом, переходник, сухой спирт. Выходим на улицу, открываем вентиль (пока баллон с газом еще теплый) и слушаем - газ шипит. Кладем баллон на снег, ждем 20-30 минут, открываем вентиль, газ не шипит. Оставляем вентиль открытым, поджигаем таблетку сухого спирта под парогенератором, поднимаем баллон на максимальную высоту в положении "вниз головой" над горелкой (чтобы баллон попал в зону тепла, излучаемого горящим сухим горючим) и ждем несколько минут.
Либо в комнатных условиях можно положить баллон с летним газом в морозильник (температура -24С) и через 2-3 часа произвести вышеописанные действия.

48


Комментарии:
4
Не знаю как это применимо на практике (может кто из бывалых и найдет слабые места или кому-то это давно известно), но сам факт того что это не копипаст, а личные какие-то идеи и выкладки заслуживают плюса. Спасибо.

4
Я бы не рискнул идти с газом в серьезное мероприятие зимой.
При -30 -40 газ просто кусок льда в болоне. У нас 80 градусный ром замерзал.
Или держи на животе, или клади в костер и то не поможет.
Только на бензине калоша, с дополнительным комплектом резиновых уплотнителей,
через две недели первый комплект начинает травить бензин.

2
Чтобы 80 об. спирта замерзли, нужно -60. Где это вас так?

5
Ром бодяженный был, вот и все дела)

0
Ром был не кусок льда, а скорее ледовая шуга
Температура скорее всего ниже -50 не опускалась
Калоша ни разу даже намека на замерзание не показала,
Интересно почитать, но пробывать, не знаю...

0
Ром был не кусок льда, а скорее ледовая шуга
Температура скорее всего ниже -50 не опускалась
Калоша ни разу даже намека на замерзание не показала,
Интересно почитать, но пробывать, не знаю...


2
Я тоже так раньше думал. Температура замерзания бензина (превращения в желе) от -60 до -70С, температура замерзания жидкого (сжиженного) газа от -130С до -180С (в зависимости от фракции). Поэтому еще вопрос - что надежнее. Проблема в технологиях работы с газом.

Марат, а вопрос такой: у вас что за уплотнители начинает травить и где? Я менял уплотнители на помпе (насосе давления), которым накачиваю воздух в баллон с бензином, но после года использования (в среднем, 10-15 походов в год). Но там кстати, может дело не в уплотнителях? Там ещё надо разбирать, чистить и смазывать внутреннюю поверхность помпы, чтобы резина на уплотнительных кольцах не стиралась. У меня, например, к моей "Ковеа Бустер" даже тюбик идёт со смазкой )

0
Марат, мне кажется что теперь (после рубилова на Риске) вы должны согласится согласится со следующей установкой: до -20С пользуемся газом, от -20С до -45С пользуемся бензином, ниже -45С снова переходим на газ. Или как?

0
Для меня очень полезное повествование, без шуток.
К своему стыду не разу не переворачивал баллон что бы улучшить горение.
Считал что это аварийный режим, ибо начинал очень сильно полыхать.
Оказалось что очень даже рабочий
Спасибо
Насчет до -20-25 возможно работать с газом, газовый баллон 100 гр. легко носится по одеждой и уже дальше можно сделать рабочим большой баллон 200 - 400 гр.
У нас на просторах бывшего союза с "колошей" проблемы, надо специально озадачиваться, не только поиском но и доставкой.


1
При нагревании свечой или чем угодно температура содержимого баллона будет равна температуре замерзания вещества, пока полностью не исчезнет твердое вещество. Только после этого температура сможет расти, но только до температуры кипения. Лишь после испарения всей жидкости температура сможет расти снова.

Если и возможен перегрев, то при использовании мощного источника тепла, при котором пленочное кипение газа изолирует стенку баллона от содержимого и тогда она сможет прогреться значительно сильнее. Свечой такое маловероятно устроить. Все рассуждения теоретические.

0
В плане повышения уровня квалификации
1. как соотносятся понятия "твердое вещество" и "сжиженный газ"?
2. как понимать "испарение всей жидкости" в газовом баллоне, имеющем небольшой замкнутый объем, где газ находится в жидком виде под давлением? Испарение через жиклер?

0
1. Если газ сильно охладить, он превратится в лед. Тут написали про кусок льда в баллоне, и я повелся. На практике такого быть не может, потому что температуры для этого нужны значительно более низкие, чем случаются в горах. Поэтому обсуждать замерзание газа в баллоне мы больше не будем.

2. Если баллон будет закрыт, по мере нагревания баллона и расширения уже испаренного газа будет расти и давление, повышая температуру кипения (как в скороварке). Но перегреть баллон вряд ли получится. Баллоны рассчитаны на давления, соответствующие полному баллону при температуре окружающей среды не менее +40. Довольно сложно прозевать, что баллон стал на ощупь теплым.

Если газ может выходить свободно (не знаю, насколько это жизненно), пока в баллоне будет жидкость, температура выше температуры кипения (для бутана - в районе 0 градусов) может подняться только после ее исчезновения (израсходования газа).

Перегреть баллон мы можем только если поставим его греться и куда-нибудь уйдем. Или будем греть чем-то очень мощным. Три маленьких свечки проблемой быть не должны.

Еще раз. Это все мысленные эксперименты.


0
Идея теплового колпака заимствована у спелеологов: аналогичным образом они греются при длительных «отсидках» на промежуточных станциях, накрывшись полиэтиленом и поставив под ноги свечку. Позже нашел подтверждение технологии теплового колпака у «зимних» рыбаков – у них технология согревания палатки с помощью свечек отработана до совершенства.
Технология «перевернутого баллона» родилась случайно. В лыжном ПВД долго не мог запустить газовую горелку. Поскольку газ «не шел», закрывать вентиль в процессе «танцев с бубнами» смысла не было. Пытался согреть баллон руками и пр. Одной из версий мыслительного процесса в конце рабочего дня на тему «почему горелка не работает» (термометра с собой не было), было «ветер мешает». Решил перенести горелку в другое место. Сделать это в рукавицах, перемещаясь на лыжах по глубокому снегу, довольно непросто. Машинально перевернул баллон верх ногами (так удобнее было его переносить) и начал передвижение, горелка при этом болталась снизу. И вдруг услышал шипение газа. Остальное было делом техники.

12
+++ Технология «перевернутого баллона» родилась случайно. В лыжном ПВД долго не мог запустить газовую горелку......... +++

Технология "перевернутого баллона" родилась давным-давно и применяется всеми кто использует в зимних походах газовые горелки. Сам использую этот способ уже лет 10 после того как искал один раз в библиотеке в старых штатовских журналах инфу совсем по другой теме и случайно натолкнулся на описание финта с переворачиванием баллона зимой, журнал был вроде конца 70-х годов.))

Поищите в Гугл-картинках такое: winter gas cartridge upside down и увидите много фоток с перевернутыми баллонами. Кстати, такой финт советуют и сами производители, видел например у Оптимуса, МСР, Примуса.

1
сейчас есть и вот такие решения, но стоят конечно не мало

0
Я конечно неправильно выразился. Имелся в виду перевернутый баллон, который находится выше уровня горелки

0
Перевернутый баллон, который находится ниже уровня горелки, на морозе не работает - все эти устройства имеют баллон, который находится ниже уровня горелки,

0
Как я понял, там трубка, по которой подаётся газ, в верхней часть проходит над самой горелкой. А так как она по размеру не большая, то думаю, что эта трубка прогревается до самого низа, тем самым обеспечивая хорошее испарение. А ещё, не исключено, что диск, который находится над дном баллона, тоже нагревается и тем самым немного нагревает баллон. Но это только предположение конечно)


0
Если мы будем воспринимать газ в жидком состоянии как жидкое топливо (т.е. как бензин), и применять соответствующие технологии (т.е. прогревать трубку парогенератора и головку горелки с помощью сухого спирта, например), все станет "на свои места" - газ будет надежно работать при низких температурах. Важно подать газ в жидком виде в парогенератор, что и обеспечивается расположением баллона выше уровня горелки (по принципу "чем выше, тем лучше").

4
проблема газа зимой - не в том что он не горит жидкий или что-то еще, а в том что давление газа в баллоне становится равным атмосферному(из-за охлаждения вследствие расширения газа) и в итоге он от туда тупо не идет.
Грей баллон, прогревай патрубок подачи - будет счастье.
Перевернутый баллон - это перевод кипение газа из баллона в патрубок подачи/испаритель(если он есть), который греть значительно проще и безопаснее чем баллон. Газ в баллоне - жидкий, и когда он стоит штатно - фитингом вверх, то выходят пары пропана/бутана, а если перевернутый то не пары, а жидкий.
У вас испаритель на горелке есть по картине видно, благодаря чему перевернутый баллон и работает хорошо.
Всё.


>газ в жидком виде гореть не может
простите, вы точно хотели именно это сказать, иначе это нисусветная глупость...

1
точнее давление газа в баллоне при низких температурах снижается потому, что основная масса газа (бутан и изобутан, т.е. около 80% содержимого баллона) перестает испаряться, а имеющаяся газообразная фракция этих газов переходит в жидкое состояние

1
Температура кипения газа - ниже -20, но работать баллон не будет потому что при выходе газа он совершает работу и охлаждается(и охлаждает баллон), в следствии чего температура баллона падает, в итоге в баллоне давление уменьшается, падает эффективность и в какой-то момент его температура станет не достаточной и для испарения в том числе - топливо перестанет идти.
Если баллон перевернуть и не важно где - выше или ниже горелки, то будет выходить жидкая часть из баллона и газ находящийся в баллоне будет совершать работу меньше(потому что выходящий объем будет меньше на единицу топлива). А испарение надо производить вне баллона - тогда основная потеря температуры пойдет именно в месте где испаряется. В идеале делать это над горелкой, в испарителе.

13
//Перевернутый баллон, который находится ниже уровня горелки, на морозе не работает//

да похоже что это не совсем так:


стырено здесь

кстати на фото, горелка еслине ошибаюсь MSR Whisperlite Universal, у нее в комплекте была такая пластмассовая типа тренога для фиксации газового картриджа в перевернутом состоянии - она как раз и видна на фото. таким образом метод переворачивания картриджа похоже, активно пропагандируется самими производителями)

0
низкие температуры - это ниже -20С, почитайте "сопроводиловку" баллона 450 гр, диапазон работы до -20С

0
судя по структуре снега (оплавление "снежинок") , в вашем случае температура близка к 0 С

6
>>на фото, горелка еслине ошибаюсь MSR Whisperlite Universal, у нее в комплекте была такая пластмассовая типа тренога для фиксации газового картриджа в перевернутом состоянии<<

да, это MSR Whisperlite Universal
и пластиковая подставка под баллон тоже из ее комплекта
перед переворачиванием баллона вверх ногами горелка должна быть прогрета, поэтому в инструкции к ней советуют сперва дать ей погореть примерно 30 секунд а потом уже переворачивать баллон


0
Спасибо "за 5 копеек"
Не сразу понял, что приведенный вами пример говорит о роли горелки как насоса

2
Ряд вопросов по этой теме затрагивался здесь:

Про газовый баллон (инцидент на июльской Ушбе)
Угарный газ и MSR реактор

0
Спасибо. Еще один плюс в пользу предлагаемой технологии. Только теоретически думал о том,
что способность полностью сжигать остатки газа является практически значимым эффектом

0
Точнее так. Первоначально я думал, что 99% проблем с поступлением жидкого газа в горелку определяют гидростатические факторы. Потом провел эксперимент. После запуска и выхода горелки на рабочий режим перекрыл вентиль и "положил" шланг "почти на землю" (конец шланга располагался на уровне горелки). Горелка полностью "высосала" весь жидкий газ из шланга.

Прочитал я этот текст и впал в некоторый ступор:

Вот вы пишите:
"Температура кипения бутана составляет около 0°С, изобутана около -12°С, пропана около -40°С. Именно эти параметры определяют температурный диапазон работы газовых горелок. "

Комментарий. Тогда бы все автомобили на пропан-бутановой смеси отказывались бы работать при температуре ниже -12. Кроме того, если верить надписи на баллоне, туда закачана примерно такая смесь: "пропан (20%)+бутана(80%)". То есть, мы существенной разницы, даже если весь изобутан не будет принимать участия в горении - не заметим, будет горелка работать. Оба газа - горючие!

"Если систему «баллон + горелка + котелок» поместить в тепловой «колпак» (то есть накрыть «куском» стеклоткани), и нагреть образовавшееся небольшое пространство до положительной температуры с помощью таблетки сухого спирта или свечи (следует учесть, что мощность свечи как нагревательного устройства при диаметре фитиля 1 мм невелика), можно «запустить» горелку при любой температуре. После выхода горелки на рабочий режим свечу (таблетку сухого спирта) следует затушить, так как положительная температура в пространстве под «колпаком» будет поддерживаться за счет работы горелки."

А ничего, что:
1. Горелка выработает кислород и затухнет под колпаком.
2. Как готовить еду под таким колпаком? Цель же не работа горелки сама по себе, а добыть кипятка. Поесть, например.
3. Если сесть под таким колпаком с работающей горелкой, то есть вероятность отравится угарным газом. Где-то на риске тема с угарным газом уже мусолилась.

Далее, я читаю:
"Расположение баллона выше уровня горелки в сочетании с переориентацией баллона в пространстве (переворот «вниз головой»)."
Ну у вас горелка на фото - мультитопливная, с трубкой предварительного прогрева бензина и превращения его в пар, затем впрыском через жиклёр (форсунку). А большинство газовых горелок, либо просто накручиваются на баллон, либо не имеют такого прогрева. Например, Ковеа Мунволкер. Я допускаю мысль, что газ попросту выльется через газовую горелку, если человек поднимет баллон повыше, а затем жидкий газ попадая на руки, пол палатки попросту загорится и устроит пожар. Таким образом, хотели вроде чуть-чуть кипятка добыть, а просто сожгли палатку и сорвали поход. Совсем.

А может просто можно сделать по старинке? Поместить баллон за пазуху на какое-то время, а? Ну чесслово! Вообще, текст написан в академическом стиле (сам преподавал и "чую" коллегу). Но вы попробуйте испытать всё это в естественных условиях, а не в комнатных. У вас понятное дело, в комнате, где +20, и где нет ветра, условия для работы горелки просто идеальные! Но всё изменится, если выйти на улицу, с замёрзшим баллоном, при -20. Горелка обязательно НЕмультитопливная, а самая простая, накручивающаяся на баллон. Тогда ваши советы обретут ценность :)

2
+++Прочитал я этот текст и впал в некоторый ступор:
=это нормально, коллега
+++попробуйте испытать всё это в естественных условиях, а не в комнатных.
=Собственно там (в естественных условиях) все и испытывалось. Даже мысли не было проводить испытания при температуре выше -5С.
+++А может просто можно сделать по старинке?
Видимо вы не ходите в одиночные лыжные походы при температуре ниже -20С. Ну запустили вы горелку без парогенератора по обычной технологии, а что дальше? Держать баллон в руках или между ногами? При наличии ветра при -20С бесполезно класть баллон на котелок или использовать теплопровод, все это работает только в палатке. Обычная ветрозащита не помогает.
То, о чем я говорю, конечно "на любителя", в смысле "не нравится - не ешь"

2
+++ Прочитал я этот текст и впал в некоторый ступор:
Пару минут назад мне позвонил приятель, прочитавший нашу дискуссию и сказал, что вы неправильно выразились. Сейчас у молодежи принят в обращение термин "взрыв мозга". Надо было сказать +++Прочитал я этот текст и мои мозги взорвались

0
*Тогда бы все автомобили на пропан-бутановой смеси отказывались бы работать при температуре ниже -12...*

Мое авто на пропане. Вы забываете, что редуктор имеет систему подогрева, принудительную. Без нее он покрывается инеем - и авто глохнет

Редуктор покрывается инеем не потому что мороз и холодно на улице, а потому что происходит адиабатическое расширение газа и редуктор охлаждается ещё ниже. И тогда газ действительно превращается в твёрдое агрегатное состояние.


1
*Тогда бы все автомобили на пропан-бутановой смеси отказывались бы работать при температуре ниже -12...*

Мое авто на пропане. Вы забываете, что редуктор имеет систему подогрева, принудительную. Без нее он покрывается инеем - и авто глохнет. Насколько помню, давление пропана в баллоне около 16 атм.

0
Спасибо за конструктив
ведь "мочат" со всех сторон - и текст не академический, и жидкости не горят (хотя метал горит)


0
+++ если выйти на улицу, с замёрзшим баллоном, при -20. Горелка обязательно НЕмультитопливная, а самая простая, накручивающаяся на баллон. Тогда ваши советы обретут ценность :)
+++А ничего, что:
1. Горелка выработает кислород и затухнет под колпаком.
2. Как готовить еду под таким колпаком? Цель же не работа горелки сама по себе, а добыть кипятка. Поесть, например.
3. Если сесть под таким колпаком с работающей горелкой, то есть вероятность отравится угарным газом.
=Тепловой колпак это и есть то решение, которое позволяет пользоваться обычной горелкой и летним газом в дихлофоснике при -20С
Видимо я невнятно описал технологию, моя вина
Берем допустим треногу фотоаппарата, поднимаем на минимальную высоту, чтобы в пространство под треногой помещалась система "горелка+котелок (сверху)+баллон (на котелке)"
Оборачиваем треногу стеклотканью по типу чума, оставляем сверху вентиляционное отверстие и снизу вентиляционное отверстие. Размер отверстий (должен быть минимальным) надо подбирать ситуативно, так как свечка сразу гаснет если ей не хватает кислорода. Если свечек-малюток три, при нехватке кислорода гаснут одна или две свечи
Если баллон теплый (по старинке из-под куртки), система начинает работать сразу, важно успеть, пока газ в баллоне не остыл, тут и свечки не нужны
Если баллон холодный, надо долго ждать пока он согреется
Но когда горелка запустилась свечи надо сразу отключать, так как возникает опасность пере грева баллона
Варить под колпаком муторно (если только на малом огне, чтобы не пригорело, поэтому лучше супчик чем кашу, и ориентируясь на показатели времени), то есть это решение удобное для доведения воды до кипения

10
//Вообще, текст написан в академическом стиле (сам преподавал и "чую" коллегу). //

тоже мне "преподаватели", в совершенстве владеющие заточенным "академическим стилем" - что первый, что второй ))
не смешите
никакого "академического стиля" в этой теме не было, потому что:

- не было серьезной постановки вопроса
- не было серьезных примеров "неудач"
- не было предложено серьезных вариантов решения
- не было никакого серьезного заключения, то есть выводов, которые читатель мог бы использовать

короче: построение "статьи"- никакое, абы как, все без толку свалено в нечленорздельный комок

но есть и особые достиженьица:

- неправильное понимание физики процессов
- выдумки насчет "я изобрел технологию переворачивать газовый картридж вверх дном ))

скучно, гопода, скучно...

0
вы правы, чем дальше, тем скучнее

Внесу и я свои пять копеек. Тоже интересовался данной темой. И есть у меня газовая горелка, китайская копия MSR windpro 2, оборудованная трубкой предварительного прогрева. Пробовал ее использовать и зимой, с перевернутым баллоном. И все бы хорошо, но как то раз, градусов эдак в -30, у меня банально не пошел газ, хоть как ты его не переворачивай. Хоть и баллон был "зимний", на 450гр, вроде даже из именитых. Благо дело было на балконе, но для себя я решил - что лучше бензина еще ничего не придумали.

1
Если мы говорим о газе как о жидком топливе, то у газа, в отличие от бензина (см. фото "Замерзание бензина на морозе") в земных условиях нет температурных ограничений

источник http://avto-blogger.ru/toplivo/mozhet-li-benzin-zamerznut.html
правда у Марата газ превратился в "кусок льда", но он не признается, где путешествовал

8
""Замерзание бензина на морозе"


это не "замерзание бензина на морозе", а замерзание на морозе той воды, которой разбавляли этот бензин. как вариант: замерзание той ослиной мочи, которой разбавляли этот бензин )


Бензин я и в минус сорок легко использовал. Проблем не испытывал, правда, то была Калоша.

0
Что выбирают якутские автомобилисты зимой - газ или бензин
https://pikabu.ru/story/devushka_avtomobil_moroz_50s_istoriya_avtozimovki_v_yakutske_6447944
якутский юмор
- Как Вы там живёте?
- Живём хорошо,только холодно,бл...!

0
Проверить - работает технология или нет, довольно просто. Нужны -10 или -15С, баллон дихлофосник, горелка с парогенератором и шлангом, переходник, сухой спирт. Выходим на улицу, открываем вентиль (пока баллон с газом теплый) и слушаем, газ шипит. Кладем баллон на снег, ждем 15-20 минут, открываем вентиль, газ не шипит. Оставляем вентиль открытым. Поднимаем баллон на максимальную высоту в положении "вниз головой", ждем 5 минут, поджигаем таблетку сухого спирта и через пару минут смотрим на результат. Для ускорения процесса тросик можно вынуть, но тогда горелка будет гореть неровно.

0
Опишу проблему замерзания газа в баллоне как физический процесс.

Газ в баллоне находится под давлением. Давление в баллоне пропорционально температуре баллона (чем больше температура баллона, тем выше давление в баллоне). При работе баллона в нормальном положении (вентиль сверху) в этом вентиле происходит резкое расширение газа, и за счёт этого охлаждается баллон (в термодинамике этот процесс называется дросселирование или дроссель-эффект). При работе в тёплых условиях тепловой поток от воздуха компенсирует охлаждение баллона за счёт дроссель-эффекта и горелка работает нормально.

Что происходит при низких температурах, когда работает горелка. Давление в баллоне меньше, чем при высоких температурах. Кроме того, за счёт дроссель-эффекта происходит дополнительное охлаждение баллона. Да и ещё при работе горелки в бОльшей степени испаряется высококипящия фракция сжиженного газа. И может создастся момент, когда температура газового баллона опустится до такой точки, когда давление кипения жидкости в баллоне будет равно 1 атмосфере… и газ из баллона просто идти не будет. (Вот поэтому зимой и греют баллон около горелки, чтобы за счёт тепла повысить температуру баллона, и тем самым повысить давление газа в баллоне).

В той схеме, что описано в посте, при работе горелки, когда из баллона идёт жидкая фракция, то нет недостатков, связанные со снижением давления газовой фракции в связи с охлаждением баллона из-за дроссель-эффекта, потому что через вентиль грелки проходит жидкость, а не газ, и нет тут расширения газа. Так что пока в баллоне есть жидкость, то она вся уйдёт в горелку. А чтобы эта жидкость лучше шла, можно подогревать этот баллон.

0
Спасибо

Опишу проблему замерзания газа в баллоне при попытках его использования при низкой температуре.
Подключил горелку, открыл вентиль, газ не пошел. Все, можно хоть закрутиться баллоном.

1
Почему не продают баллоны с чистым пропаном, если у него самая низкая температура кипения?

Рискну предположить о вероятных проблемах при жаркой погоде, или баллоне оставленном на солнце.

Еще, из интересного, на баллоне системы "духлофос", заправленном чистым пропаном, три недели стояла "горелка" системы "паяльная лампа". Теперь, при попытке ее снять, клапан сильно травит. Возможно, клапан говно, но раньше я такого не замечал. Возможно, газ говно - он с ближайшей заправки, которая бензин явно бодяжит и недоливает. Не думаю, что они совсем честны и с газом.


4
**Почему не продают баллоны с чистым пропаном, если у него самая низкая температура кипения?**

сам искал сегодня на эту тему, кое-что обнаруживается в старых форумных обсуждениях на тему "почему смесь "бутан-пропан" и зачем переворачивать баллон зимой"

если правильно понял, то смесь нужна, чтобы горение продолжалось дольше чем на чистом пропане, чистый пропан будет быстро выгорать. и в смеси зимой как раз переворачивание баллона будет на руку

2
супер!
наконец-то докопались до червей (сомненья)
1. насчёт АПБС: она есть летняя 25/75 и зимняя 75/25 (%% могут немного варьироваться в зависимости от региона и его климата). Почему не чистый пропан? потому что крышку с автомобильного баллона сорвёт нафиг давлением чистого пропана летом. ЕМНИП, там рабочее давление 5Атм а испытательное 10. Почему не чистый бутан? потому что не всегда тепло даже летом, а для раскочегаривания нужно чтобы были хоть какие-то пары.
2. Кстати, смесь из пропана и бутана - и в туристических баллончиках разная, нужно всего лишь внимательно читать что на них написано. И тогда поймёте, где там взаправду написано про -25, а где - чистый развод.
3. Ничто не бывает идеальным, в том числе газ в баллонах. Причём, в первую очередь АПБС. Там есть и тяжелые фракции (пентаны и прочие). Угадайте, какая у них температура замерзания и что замёрзнет в первую очередь? :-) А если вы перевернёте такой перезаправленный баллончик - то где будет эта льдинка? (Марат, это тот самый кусок льда) Правильно - внизу, там где выход. И что с ним будет? Правильно, забьётся. Поэтому, неудивительно. Взбалтывать - не пробовали?
4. Вывод: летом, в среднегорье - перезаправленные баллоны вполне работоспособны. Зимой - тем более. А вот летом в высокогорье - могут быть сюрпрайзы, плохого горения летнего АПБС при низких т-рах, а также замерзание и даже закупорка (при определённых условиях, например перевёртывании). Так что, надо это просто понимать и учитывать.
Ничего сложно-мистического, просто физическая химия.
А тем кто хочет подробнее - сюда

0
В плане повышения уровня знаний (без подкола - а вдруг вы правы? вдруг вы химик и более того - специалист в соответствующей области) киньте ссылку на источник информации о том, что лед в жидкой газовой среде находится "правильно внизу". По моему примитивному представлению лед должен находится "наверху". Ведь речь идет о веществах (бутане и т.д., и пентане) со сравнимыми физико-химическими свойствами.
В справочниках температура плавления пентана, то есть кристаллизации, то есть замерзания (или не так?) -129С. Вы думаете что пентан при -45С замерзнет?

0
я лучше кину Вам паспорт на СУГ


1
. Здравствуйте и с Новым Годом !
. В комментариях - теория, а хотелось бы практических советов.
. Новый Год встречал в палатке на Горе.
Газ "Следопыт" летний (зимний в наших аулах не продают).
Не знаю какая была температура, но горелка с баллоном "вверх головой" не работала.
Держать баллон под курткой, - не вариант, - шланг короткий .
Прогревать вентиль пальцами, - примерзают .
Горелка с испарителем - трубка, прогреваемая пламенем.
С перевёрнутым баллоном заработала, но - !
Это реактивный двигатель на форсаже !
Регулировать пламя вентилем невозможно .
Вот если добавить регулятор за испарителем ...
Всем - Хорошего настроения !
- Николай

0
С наступившим!
спасибо за тестирование
+++хотелось бы практических советов
=надо запустить горелку с баллоном "вниз головой" под полиэтиленом и через пару минут (когда пространство под тепловым колпаком основательно прогреется) поставить баллон в обычное положение

0
либо надо перенести работающую горелку (запущенную вне палатки) с баллоном в палатку и там через 2 минуты поставить баллон "вверх головой"

1
Спасибо !

7
если в зимний поход брать с собой только зимний газ, сколько гемороя можно было бы избежать, и не писать такую длиннную ветку, и не изобретать уже давным-давно изобретенные вещи типа переворачивания баллона вниз головой. :)) на зимнем газу ходил до минус 25 градусов, никаких проблем не испытывал. а тут базар какой-то бессмысленный на полтора километра ветки, бугога ))

2
- 35 это норма, - 25 еще тепло
за - 45 уже холодновато
До -25 действительно один 100 гр баллон можно протаскать день на груд-животе.
С ним легко начать, заодно и большие прогреются.
На Денали летом было за -35, коленки на снегу в трех толстых брюках чувствовал как бетон, зимой там же днем -45 а ночью не мерил.
На Приполярном Урале было - 57, умудрился даже в речку в тот день провалится.
Не горел даже бензин и дрова. Какой там газ

-2
Бутан. Температура вспышки -69 С,
Изобутан. Температура вспышки -74 С,
Пропан. Температура вспышки - 96 °С,
То есть, если вы можете подогреть трубку парогенератора, в которой находится жидкий газ (в том числе с помощью цангового баллона и газового резака, которые хранятся во внутреннем кармане куртки), горение газа в тех условиях, о которых вы говорили, неизбежно как восход солнца или наступление ночи
Это же не бензин


1
минус 25 градусов это предел отрицательных температур?

Строго говоря, нет. Если почитать Санина, то у него вариант нормы "72 градуса ниже нуля".

3
Здравствуйте !

Решил отвлечь вас от споров и улыбнуться !

- 1897 год
экспедиция Андре на воздушном шаре "Орёл" к Северному Полюсу
проблема приготовления пищи ( шар заполнен водородом )
кухонный аппарат подвешивался на несколько метров ниже
и дистанционно приводился в действие
горение контролировалось с помощью зеркала -

Всего Доброго !
- Коля

1
Интересное решение - дерзкое, неожиданное и логичное
спасибо

1
готовили на водороде?

0
Керосиновый Примус, в те времена только керосин и использовали .
Руаль Амундсен в Антарктиде тоже использовал керосиновый примус .
Интересно, - сейчас используют керосин в походах ?
Ради интереса заправил "Шмель" керосином из хозмага,
на удивление - заработал и не коптит !
- Коля


5
ПРО ГАЗ, БЕНЗИН и ГОРЕЛКИ

В походы хожу давно и мне приходилось использовать разные горелки, начиная от «Шмелей» и заканчивая современными изделиями.
Сначала немного теории.

ЖИДКОТОПЛИВНЫЕ ГОРЕЛКИ
Жидкое топливо подается в зону горения за счет давления, создаваемого насосом. Оно поступает в испаритель и уже пары сгорают в зоне горения. Для того, чтобы запустить горелку, надо сначала разогреть испаритель и только потом подавать топливо. Давление поддерживается периодической подкачкой насосом, а горение регулируется вентилем.

ГАЗОВЫЕ ГОРЕЛКИ
В горелку поступают пары сжиженного газа за счет давления, создаваемого в баллоне в результате испарения. Интенсивность горения регулируется вентилем.
Топливо для газовых горелок всегда ДВУХКОМПОНЕНТНОЕ (это в основном связано с техникой безопасности, этот вопрос мы здесь не рассматриваем). Причем температуры кипения у этих компонентов РАЗНЫЕ. От этого все неприятности и масса вопросов.

ТОПЛИВО

ГАЗ
По российскому ГОСТ Р 52087-2003 существуют следующие марки сжиженного углеродного горючего:

ПТ пропан технический
ПА пропан автомобильный
ПБА пропан-бутан автомобильный
ПБТ пропан-бутан технический
БТ бутан технический

В ПТ содержание пропана не менее 75%, в ПА не менее 85%, в ПБА не менее 50%. Остальные марки для нас неинтересны, ими баллоны не заправляют.
В баллоны для газовых горелок (например, «Следопыт») заправляют смесь пропана и бутана по ГОСТ Р 52087-2003. Судя по ГОСТу, это смесь ПБА, с содержанием пропан/бутан —50/50. То есть в баллоне смесь жидких пропана и бутана, а над жидкостью пары этих газов. Давление насыщенных паров смеси зависит от температуры этой смеси. Чем выше температура, тем больше давление. И соответственно, чем ниже температура, тем ниже давление. При этом давление насыщенных паров смеси складывается из парциальных давлений компонентов смеси, а это в свою очередь зависит от температуры кипения компонента. Иными словами, более летучий компонент вносит больший вклад в суммарное давление и соответственно быстрее расходуется. Это как в самогонном аппарате, сначала идет первач, а дальше напиток все слабее и слабее. Аналогия грубая, но отражает суть процесса.
Давление в свежем баллоне со смесью ПБА при –10 град. Цельс. равна атмосферному и в процессе горения будет падать, так что вскоре горелка затухнет. А жидкости в баллоне останется еще много — это будет в основном бутан, температура кипения которого около 0 град.
Переворачивание баллона мало что даст, так как давление в баллоне может оказаться ниже атмосферного и газ все равно не будет поступать в горелку. Горелки с возможностью использования перевернутых баллонов сделаны для более полного выжигания содержимого, а не для работы при низких температурах.
Можно перезаправлять баллоны смесью ПА, но для этого нужно иметь ПА и оборудование для заправки. Такой газ будет гореть при более низких температурах, но эксплуатация таких баллонов сопряжена с определенными ограничениями. Ведь газовое оборудование для бытовых нужд рассчитано на максимальное давление 1,6 МПа (16 атм), а давление насыщенных паров пропана при +45 град. Цельс. составляет 1,55 МПа. Баллон, заправленный таким газом, может при перегреве травить, со всеми вытекающими из этого последствиями.

БЕНЗИН
Теперь про бензин. Тут тоже не все просто. В старых горелках сама горелка устанавливалась прямо на бачок и бензин распылялся через жиклер на нагретую чашку и поджигался. Узел распыления был достаточно капризный и горелка требовала нежного обращения. Таковой был «Шмель». Правда, в умелых руках «Шмели» служили верой и правдой многие годы. Особых требований к бензину не было.
Нынешние горелки устроены несколько иначе. Бачок с насосом через шланг соединяется с испарителем, находящимся в зоне горения. Топливо в нем испаряется и уже пары попадают в саму горелку и сгорают. Устройство стало проще. Испаритель — это просто кусок изогнутой трубки, в котором и происходит парообразование. Все бы ничего, но эта трубка имеет обыкновение закоксовываться, если используется не то топливо. А чистка этой трубки — задача нетривиальная, особенно если закоксованность сильная.


ПЛЮСЫ и МИНУСЫ

Плюсы газовых горелок:
• неприхотливы,
• надежно работают при плюсовых температурах,
• нет запахов, баллоны можно носить в рюкзаке, не опасаясь, что одежда и еда провоняют.

Минусы газовых горелок:
• ненадежная и неэффективная работа при минусовых температурах,
• неполное сгорание газа, а следовательно, нужно больше газа и баллонов,
• необходимость таскания пустых баллонов до конца похода (нечего раскидывать везде пустые баллоны!),
• высокая стоимость.

Плюсы бензиновых горелок:
• эффективная работа практически при любых температурах,
• нет проблем с утилизацией тары,
• низкая стоимость топлива.

Минусы бензиновых горелок:
• необходимость носить горелки и бензин отдельно от продуктов,
• запах бензина при разжигании,
• требовательны к обращению и уходу.


ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
С чем я хожу? У меня есть и газовые, и жидкотопливные горелки. Они все известных производителей, надежные и эффективные.
На короткие выезды с небольшой группой я беру газ.
На длительные походы я беру бензиновые горелки. В качестве топлива —бензин «Калоша». Он есть почти во всех хозяйственных магазинах, цена чуть дороже автомобильного, не коксуется, не так сильно пахнет. Заливаю в обыкновенные пластиковые бутылки. Использованная тара просто сжигается.
Обязательно беру ремнабор, что с газом, что с бензином.

Особых танцев с бубном вокруг горелок не доводилось исполнять, чего и вам желаю!

0
мы снова говорим о том, что "этого не может быть, потому что никак не может быть"
+++Переворачивание баллона мало что даст, так как давление в баллоне может оказаться ниже атмосферного и газ все равно не будет поступать в горелку.
=может быть вы хотя бы один раз попробуете? например, достав полупустой цанговый баллон с летним газом (в котором внутреннее давление минимально в виду отсутствия, как вы сами говорите, пропана) из морозильника?
=сообщение кнн от 09.01.2020 15:25 в данной ветке
Не знаю какая была температура, но горелка с баллоном "вверх головой" не работала.
С перевёрнутым баллоном заработала, но - ! Это реактивный двигатель на форсаже !

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru