газовая горелка зимой
Как известно, температура замерзания самого «замерзающего» газа бутана равняется -130°С, пропан замерзает при -180°С. Казалось бы, любой газ должен «работать» при температурах до -70°С, однако в стандартном режиме эксплуатации газовых горелок этого не происходит.
Проблема работы газовых горелок при низких температурах заключается в температуре кипения газов, так как горят пары газа, газ в жидком виде гореть не может. Температура кипения бутана составляет около 0°С, изобутана около -12°С, пропана около -40°С. Именно эти параметры определяют температурный диапазон работы газовых горелок.
При стандартном режиме эксплуатации и температуре - 5°С бутан находится в баллоне полностью в жидком виде и в работе горелки не участвует. Аналогичным образом при температуре - 15°С ведет себя изобутан. То есть, в том случае, если резьбовой баллон стоит вертикально (или цанговый баллон лежит на "правильном" боку), при температуре воздуха ниже - 12°С и выше -40°С испаряется (и соответственно поступает в горелку) только пропан, другие газы (бутан и изобутан) в горении не участвуют и остаются в баллоне в жидком виде. Другими словами, при температуре ниже -12°С через несколько часов (в зависимости от процентного соотношения пропана) работы горелки пропан полностью вырабатывается, после чего работа горелки прекращается, хотя в баллоне остается «полно» бутана и изобутана (в результате чего на маршруте возникает проблема транспортировки полупустых баллонов).
Существует несколько способов решения проблемы работы газовых горелок при низких температурах (ниже - 20°С). В частности, баллон с газом можно опустить в воду (если снег удалось растопить с помощью другого нагревательного устройства) или подогреть с помощью свечи, сухого спирта, бензиновой каталитической грелки либо другого устройства. Непрерывная тряска баллона также способна оказывать "магическое" воздействие на работу горелки.
После запуска горелки баллон с газом можно положить на крышку котла или подогревать с помощью теплообменника (полоски металла, передающей тепло пламени на корпус баллона).
Существует еще несколько способов обеспечения работы газовых горелок при низких температурах, которые в совокупности расширяют температурный диапазон работы данных устройств до уровня «Оймякона».
Способ 1. Тепловой «колпак» и тепловая «юбка» (которые применяются вместо ветрозащиты).
Если систему «горелка + котелок (на горелке) + баллон (на котелке)» поместить в тепловой «колпак» (то есть накрыть «куском» стеклоткани или полиэтилена, создав условия для притока свежего воздуха и выхода отработанных газов), и нагреть образовавшееся небольшое пространство до слабо положительной температуры с помощью свечи или таблетки сухого спирта, горелку можно «запустить» при любой температуре воздуха во внешней среде.
Ресурсы свечей при обогреве палаток объемом порядка 3 куб.м. демонстрирует следующее типичное для зимних рыбаков сообщение в социальных сетях. "При -20 на улице использую в палатке две свечи. Руки не мерзнут, лунка не замерзает. При -30 надо три свечи".
При нагреве воздуха в тепловом "колпаке" с помощью свечи надо соблюдать определенные правила. В частности, теплопродукция свечи должна соответствовать объему нагреваемого воздуха (то есть, свечи-таблетки при серьезном минусе не подойдут в силу небольшого диаметра фитилей). Теплопотери должны быть существенно меньше теплопродукции. То есть, если материал стеклоткани тонкий или разреженный, "колпак" необходимо дополнительно укрыть полиэтиленом. "Колпак" необходимо накрывать полиэтиленом также при сильном ветре (либо надо строить высокую ветрозащитную стенку). Вход в "колпак" должен располагаться с подветренной стороны.
В начале "разгона" системы вентиляционные "окна" желательно уменьшить, ориентируясь на пламя свечи, которая сразу гаснет, если ей не хватает кислорода.
После выхода горелки на рабочий режим свечу надо убрать, так как положительная температура в пространстве под «колпаком» будет в дальнейшем поддерживаться за счет работы горелки. Кроме того, свечу надо убрать из теплового "колпака" потому, что после прогревания воздуха в тепловом "колпаке" до +40С свеча начинает деформироваться и оплывать.
Тепловая «юбка» функционирует аналогичным способом, она менее эффективна, но более функциональна, чем "колпак". Тепловая «юбка» - это "кусок" стеклоткани, который неплотно оборачивается вокруг котла в его верхней части и скрепляется с помощью булавки (или иным способом), после чего подвешивается на ручках котла с помощью булавок (или иным способом). В отличие от «колпака», преимущества «юбки» заключаются в том, что крышку котла можно легко открывать – закрывать.
Заметим, что в горелке при резко отрицательных температурах возможно образование ледяных "шариков" на основе конденсата, которые способны "закупорить" топливопровод. В том случае, если горелка на морозе, несмотря на нагревание газового баллона, отказывается работать или работает неравномерно (рывками), целесообразно продуть (отдельно) шланг и горелку. Если воздух через горелку не идет, надо просушить топливопровод, сняв жиклер.
Способ 2. Использование сжиженного газа как жидкого топлива (что достигается переворотом газового баллона "вниз головой" - или "вверх ногами") в сочетании с размещением баллона по высоте выше уровня горелки (по принципу "чем выше, тем лучше").
Летняя газовая смесь при использовании данной технологии достаточно уверенно работает в диапазоне температур до -25С без подогревания баллона.
Идея использования сжиженного газа как жидкого топлива не нова. В частности, принцип "перевернутого баллона" уже несколько лет используется в некоторых модификациях джетбойлов и газовых горелок с парогенератором, но в них баллон находится ниже уровня горелки или на её уровне, и поэтому данные устройства не работают при температурах ниже - 20/-25С. Важным свойством технологии "перевернутого баллона" является пропорциональный расход газа, то есть все фракции газа (бутан, изобутан, пропан) расходуются одновременно и пропорционально.
Когда баллон находится на уровне горелки, поступление сжиженного (жидкого) газа в горелку обеспечивается за счет давления паров газа в баллоне. Поэтому при низких температурах (когда давление паров газа в баллоне значительно снижается) вышеназванные устройства не работают, если баллон на старте не подогревается за счет внешнего источника тепла.
Предлагаемая технология основана на том, что сжиженный газ находиться в баллоне (в основном) в жидком виде и подчиняется законам движения жидкости. При этом важно, что сжиженный газ, в отличие от бензина, при температурах ниже -40С сохраняет достаточно высокую текучесть. В бензине при таких температурах при отсутствии специальных присадок начинает образовываться лед. Так, например, температура замерзания бензина Калоша (Галоша), близка к -40С, так как в нем нет специальных антиобледенительных присадок.
Баллон надо расположить на крышке котла или подвесить на что либо (на дугу палатки или штатив фотоаппарата в палатке, на ледоруб или треккинговые / лыжные палки вне палатки), по принципу "чем выше, тем лучше".
При этом складывается следующая ситуация. Соответственно закону сообщающихся сосудов под влиянием гидростатических сил жидкий газ при открытых вентилях перетекает из выше расположенного баллона в расположенную ниже горелку, точнее в парогенератор (при низких температурах это довольно длительный процесс), и далее уже пары газа поступают в жиклер.
Заметим, что когда газовая горелка начинает работать в штатном режиме, газ из баллона (помимо движущей силы в виде гидростатического давления), начинает «подсасывать» горелка. В дальнейшем нагревается баллон, который находится на крышке котла, и на жидкий газ начинают "давить" пары газа.
По мере прогревания баллона проявляется характерная особенность данной технологии: сложность регулировки пламени – горелка всё время «стремится» работать на максимальной мощности (в турбо режиме). С целью решения этой проблемы баллон после прогревания прямо на крышке котла необходимо перевернуть в положение "вверх головой". Либо работающую систему "горелка + баллон" можно осторожно перенести в палатку, где, после прогревания воздуха в палатке, можно перевернуть баллон в положение "верх головой".
В качестве подставки для резьбового газового баллона можно использовать пустую консервную банку без «крышки» объемом около 1 л, вырезав в стенке банки «окно» для шланга.
Фото 1.
Фото 2.
В этой же банке горелку можно хранить при транспортировке.
Фото 3.
Оптимальным вариантом является расположение баллона при "разогреве" системы на крышке котла.
Фото 4
На этапе старта (а также, если нет теплового "колпака", то на протяжении всего времени работы горелки) вязкость жидкого газа можно уменьшить, нагрев баллон с газом с помощью свечи-таблетки, поставленной на дно банки, при этом воздействие пламени на пластмассовые детали и соединительные узлы шланга должно быть исключено. Для этого достаточно положить баллон на банку боком.
Фото 5
Насколько велика опасность перегрева газового баллона от пламени свечи (этого опасаются многие пользователи газовых горелок)? Одна свеча-таблетка при температуре воздуха -5°С способна нагреть верхнюю (максимально удаленную от свечи) стенку резьбового баллона до 0°С. То есть, при низких температурах одной свечи-таблетки будет мало для разжижения газа, площадь дна банки позволяет использовать три свечи-таблетки.
Температурный диапазон возможности запуска горелки при использовании сжиженного газа как жидкого топлива в описанной технологии определяют следующие параметры:
Бутан, температура вспышки -69 С.
Изобутан, температура вспышки -74 С.
Пропан, температура вспышки - 96 °С.
Другими словами, в сочетании с тепловым колпаком эту технологию можно применять при сверхнизких температурах. При этом функцию нагревания воздуха в пространстве теплового "колпака" помимо свечки выполняет таблетка сухого горючего, с помощью которой производится нагревание трубки парогенератора.
Фото 6
Фото 7
Немаловажным является следующее свойство данной технологии - можно не опасаться, что, когда давление газа в баллоне упадет и горелка погаснет, то газ при этом будет продолжать выходить из горелки. В данной технологии газ вырабатывается полностью, то есть горелка не погаснет, пока в баллоне есть хотя бы «чуть-чуть» газа. Фактически, использование описанной технологии устраняет проблему полупустых баллонов. Заметим, что после выключения горелки пламя не гаснет в течение приблизительно 1 минуты, это время требуется для того, чтобы полностью выработать газ, оставшийся в шланге.
Прочность корпуса мульти-топливных горелок в сочетании с мульти - функцией делает их весьма привлекательными устройством для зимних маршрутов, если данные горелки параллельно не используются как примус с применением некачественного бензина или дизтоплива, что приводит к коксованию трубки парогенератора и залипанию тросика. Высокооктановый бензин (вследствие наличия коксующихся присадок) обладает аналогичным эффектом, более растянутым во времени, если горелка долгое время используется на максимальной мощности.
Проверить - работает технология газа как жидкого топлива или нет, довольно просто. Для этого нужны -15С или -20С, полупустой цанговый баллон с "летним" газом, горелка с парогенератором и шлангом, переходник, сухой спирт. Выходим на улицу, открываем вентиль (пока баллон с газом еще теплый) и слушаем - газ шипит. Кладем баллон на снег, ждем 20-30 минут, открываем вентиль, газ не шипит. Оставляем вентиль открытым, поджигаем таблетку сухого спирта под парогенератором, поднимаем баллон на максимальную высоту в положении "вниз головой" над горелкой (чтобы баллон попал в зону тепла, излучаемого горящим сухим горючим) и ждем несколько минут.
Либо в комнатных условиях можно положить баллон с летним газом в морозильник (температура -24С) и через 2-3 часа произвести вышеописанные действия.
При -30 -40 газ просто кусок льда в болоне. У нас 80 градусный ром замерзал.
Или держи на животе, или клади в костер и то не поможет.
Только на бензине калоша, с дополнительным комплектом резиновых уплотнителей,
через две недели первый комплект начинает травить бензин.
Температура скорее всего ниже -50 не опускалась
Калоша ни разу даже намека на замерзание не показала,
Интересно почитать, но пробывать, не знаю...
Температура скорее всего ниже -50 не опускалась
Калоша ни разу даже намека на замерзание не показала,
Интересно почитать, но пробывать, не знаю...
Больше там нигде науки нету. Все остальное сделано чтобы упростить его выход.
И да соляра не горит даже летом если бросить туда окурок, спичку и чего либо еще другого. Стоящая открытая банка с солярой так же не пахнет.
У разных веществ(бензин, солярка) - разные свойства в том числе и энергия испарения.
Газ из баллона выходит в любом случае - либо в газообразном состоянии, либо в жидком (если баллон расположен "вниз головой" выше уровня горелки).
Поэтому проблемы не в выходе газа из баллона, а в передвижении по трубопроводам (т.к. вязкость сжиженного газа при низких температурах резко снижается) и в дальнейшем воспламенении. Это касается не только газа, но и, в большей степени, бензина (при -60С превращается в желе и не парит)
Нет. Проблема не в вязкости газа в системе, а в отсутствии давления в баллоне. Нету разницы давления баллон-атмосфера, вот и не идет газ.
>Поэтому проблемы не в выходе из баллона, а в передвижении по трубопроводам,
Жидкий газ кстати очень текуч. На ютубе тупых видео с ним огромное количество.
Температуры на которых вязкость жидкого газа снижается(если снижается вообще) это уже криоэксперименты. Это не -60С, а сильно ниже, температура замерзания пропана -188С.
Соляра не бензин, а бензин не газ. Поведения их при различных температурах разное.
Мне кажется я уверен что понял вашу ситуацию. Вы совершенно далеки от физики, даже школьной и процессов которые происходят с газами, жидкостями.
>Это вы говорите о газообразном состоянии топлива. С этим никто и не спорит. В нашем случае мы говорим о жидком состоянии сжиженного газа. Почитайте материал о температуре потери текучести сжиженного газа и бензина
Не вижу вообще смысла с вами чтобы либо обсуждать.
Вы говорите несусветные глупости.
То у вас газ жидкий не горит, то солярка не воспламеняется потому что зима(а не потому что когда ниже +50С вообще её фиг подожжешь), то путаете поведение солярки и бензина. То у вас газ меняет текучесть на температурах выше -60. Что дальше? Торсионные поля газа?
многое из того,что вы говорите, правильно, но вы действительно понимаете, что газ хранится в баллоне в состоянии жидкости?
Дискуссия, видимо, близиться к завершению, спасибо за диалог
конечно понимаю, вам в другой ветке об этом же писал.
Если вас интересуют таблицы. Попробуйте найти вязкость пропана/бутана(главное не природного газа - это другое).
Из таблицы плотности и температуры замерзания можно экстраполировать что изменения вязкости на -60С по сравнению с 0С быть не должно. Если вязкость резко падает к -60С значит либо система должна замерзнуть скоро либо был какой-то фазовый переход(2го рода, т.е. когда нет замерзания/плавления/кипения, а происходит "изменение типов связей").
Допустим вот тут можно оценить вязкость газа при -43С
это не жидкий азот, это пропан
Поскольку пропан жидкий при нормальном давлении значит его температура не выше чем температура кипения по таблице т.е. -43С
2. Если вы знаете, что газ храниться в баллоне в виде жидкости (кстати, мы с вами на эту тему говорили), то почему вы говорите, "Проблема в отсутствии давления (в смысле газа) в баллоне", когда мы говорим о движении жидкости под влиянием гидростатических сил?
3. +++ То у вас газ жидкий не горит,
вы правы - я придерживаюсь той точки зрения, что газ в жидком виде (жидкий газ) не горит, и вообще жидкости не горят
Специалисты говорят о каком газе? Если речь о промышленных трубопроводах, то похоже что имеется ввиду природный газ(метан). Если так, то там давления совсем другие(60атм) и свойства тоже.
Найдите данные о бутане, не о метане!
>2. Если вы знаете, что газ храниться в баллоне в виде жидкости (кстати, мы с вами на эту тему говорили), то почему вы говорите, "Проблема в отсутствии давления (в смысле газа) в баллоне", когда мы говорим о движении жидкости под влиянием гидростатических сил?
Речь о проблеме использовании газа зимой в горах. Не в движении жидкого газа в системе - вязкость жидкого бутана на видео выше можете увидеть при -43С. Зимой проблема в выходе газа из баллона. Там бутан сжижен. Быть он жидким может при выполнении одного из условий либо повышенное давление либо низкая температура. При выходе топлива из баллона совершается работа по расширению, в итоге баллон остывает и давление внутри падает(надуйте шарик дома, вынесите на улицу зимой - он сдуется).
В итоге получаем отрицательную обратную связь. Больше вышло - сильнее остыл - меньше выйдет. Об это выше и ниже я уже писал. Проблема в том чтобы повышенное давление баллоне вообще было. Летом баллон успевает нагреваться и в итоге не так сильно остывает из-за выхода газа.
>3. +++ То у вас газ жидкий не горит,
вы правы - я придерживаюсь той точки зрения, что газ в жидком виде (жидкий газ) не горит, и вообще жидкости не горят
Даже металлы горят и жидкие и твердые.
2. В нашем случае мы говорим о температурах ниже - 20С (как вы говорите "либо низкая температура") и соответственно о бутане и изобутане в жидком состоянии
3. +++Зимой проблема в выходе газа из баллона.
Вы же сами говорите, что газ зимой в жидком состоянии движется по трубопроводу "без проблем", а именно на этом основана предлагаемая технология (и давление кроме гидростатического здесь не предусмотрено), или я вас неправильно понимаю?
4. Мне кажется, что вы (не преднамеренно?) снимаете вопросы, которые возникают у рядовых пользователей, не понимающих механизм работы газовых горелок
>Поэтому проблемы не в выходе газа из баллона, а в передвижении по трубопроводам
Вы ставили в утверждение проблему что газ плохо идет из-за вязкости. И более никаких фактов что это так не привели.
Используя ваше предположение о работе горелки не даст в общем случае должного эффекта в работе горелки зимой.
>Вы лучше меня доказали, что при сверхнизких температурах (ниже -40С) сжиженный газ надежнее бензина, Родина должна сказать вам спасибо за это
Какие-то у вас странные умозаключения.
Как минимум это не сверхнизкие температуры. Далеко не сверхнизкие.
И газ не надежнее бензина при -40С, бензин нормально горит лично использовал горелки вплоть до -45С. А вот с газом будут проблемы, ибо баллон придется в спальнике держать. А самое мерзкое это его туда класть вечером.
Но похоже это уже не так важно, и вот почему...
Еще к умозаключениям, еще раз перечитал пост...и не понимаю.
В тексте поста пишете:
> При этом важно, что сжиженный газ, в отличие от бензина, при температурах до - 70 С сохраняет достаточно высокую текучесть.
А потом в комментариях
>Поэтому проблемы не в выходе газа из баллона, а в передвижении по трубопроводам (т.к. вязкость сжиженного газа при низких температурах резко снижается) и в дальнейшем воспламенении.
Это какая-то проблема с логикой... или серьезная ошибка где-то.
= Видимо так, точнее или или так, надо проверить на практике, попробуйте
= А все таки - вы меня по прежнему осуждаете за утверждение, что жидкий газ не горит? И вообще жидкости не горят?
У вас железная логика, вы меня почти убедили в том что земля плоская (круглая) и стоит на трех китах (вертится). Но 1% сомнений все таки остался. Чтобы "убить" этот 1 % предлагаю встретится на "ринге" (то есть провести эксперименты).
Вы готовы?
Хотя представление о вспышке бензина, солярки и керосина имею представление, потому что использую это в подвесных лодочных моторах регулярно. Пришлось в самом начале углубляться в теорию, что мешать это в нужных пропорциях
В баллоны иногда льют весьма грязный газ с большим количество газового конденсата, состоящего из гораздо более тяжёлых углеводородов, которые прекрасно замерзают уже при лёгком минусе. Эту радость в виде жидкости иногда можно наблюдать на дне пустого уже газового баллона, особенно если его много раз перезаправляли.
К своему стыду не разу не переворачивал баллон что бы улучшить горение.
Считал что это аварийный режим, ибо начинал очень сильно полыхать.
Оказалось что очень даже рабочий
Спасибо
Насчет до -20-25 возможно работать с газом, газовый баллон 100 гр. легко носится по одеждой и уже дальше можно сделать рабочим большой баллон 200 - 400 гр.
У нас на просторах бывшего союза с "колошей" проблемы, надо специально озадачиваться, не только поиском но и доставкой.
Но как оказалось 30% из них травят газ, и через месяц уже пустые.
А что, авиакомпании пускают с баллонами, ведь это надо доказывать что он пустой а не полный? Сейчас даже дезодорант или лак для волос не пускают.
Да, около 30% перезаправляемых баллонов не держат газ, это надо выяснять "дома". Это опять таки помогают сделать бытовые электронные весы (настольные).
В Среднюю Азию Российские Авиалинии меня пропустили, что касается других стран не знаю. Это не моя тема, я не готов обсуждать эту проблему
Если и возможен перегрев, то при использовании мощного источника тепла, при котором пленочное кипение газа изолирует стенку баллона от содержимого и тогда она сможет прогреться значительно сильнее. Свечой такое маловероятно устроить. Все рассуждения теоретические.
1. как соотносятся понятия "твердое вещество" и "сжиженный газ"?
2. как понимать "испарение всей жидкости" в газовом баллоне, имеющем небольшой замкнутый объем, где газ находится в жидком виде под давлением? Испарение через жиклер?
2. Если баллон будет закрыт, по мере нагревания баллона и расширения уже испаренного газа будет расти и давление, повышая температуру кипения (как в скороварке). Но перегреть баллон вряд ли получится. Баллоны рассчитаны на давления, соответствующие полному баллону при температуре окружающей среды не менее +40. Довольно сложно прозевать, что баллон стал на ощупь теплым.
Если газ может выходить свободно (не знаю, насколько это жизненно), пока в баллоне будет жидкость, температура выше температуры кипения (для бутана - в районе 0 градусов) может подняться только после ее исчезновения (израсходования газа).
Перегреть баллон мы можем только если поставим его греться и куда-нибудь уйдем. Или будем греть чем-то очень мощным. Три маленьких свечки проблемой быть не должны.
Еще раз. Это все мысленные эксперименты.
Технология «перевернутого баллона» родилась случайно. В лыжном ПВД долго не мог запустить газовую горелку. Поскольку газ «не шел», закрывать вентиль в процессе «танцев с бубнами» смысла не было. Пытался согреть баллон руками и пр. Одной из версий мыслительного процесса в конце рабочего дня на тему «почему горелка не работает» (термометра с собой не было), было «ветер мешает». Решил перенести горелку в другое место. Сделать это в рукавицах, перемещаясь на лыжах по глубокому снегу, довольно непросто. Машинально перевернул баллон верх ногами (так удобнее было его переносить) и начал передвижение, горелка при этом болталась снизу. И вдруг услышал шипение газа. Остальное было делом техники.
Технология "перевернутого баллона" родилась давным-давно и применяется всеми кто использует в зимних походах газовые горелки. Сам использую этот способ уже лет 10 после того как искал один раз в библиотеке в старых штатовских журналах инфу совсем по другой теме и случайно натолкнулся на описание финта с переворачиванием баллона зимой, журнал был вроде конца 70-х годов.))
Поищите в Гугл-картинках такое: winter gas cartridge upside down и увидите много фоток с перевернутыми баллонами. Кстати, такой финт советуют и сами производители, видел например у Оптимуса, МСР, Примуса.
Грей баллон, прогревай патрубок подачи - будет счастье.
Перевернутый баллон - это перевод кипение газа из баллона в патрубок подачи/испаритель(если он есть), который греть значительно проще и безопаснее чем баллон. Газ в баллоне - жидкий, и когда он стоит штатно - фитингом вверх, то выходят пары пропана/бутана, а если перевернутый то не пары, а жидкий.
У вас испаритель на горелке есть по картине видно, благодаря чему перевернутый баллон и работает хорошо.
Всё.
>газ в жидком виде гореть не может
простите, вы точно хотели именно это сказать, иначе это нисусветная глупость...
Если баллон перевернуть и не важно где - выше или ниже горелки, то будет выходить жидкая часть из баллона и газ находящийся в баллоне будет совершать работу меньше(потому что выходящий объем будет меньше на единицу топлива). А испарение надо производить вне баллона - тогда основная потеря температуры пойдет именно в месте где испаряется. В идеале делать это над горелкой, в испарителе.
да похоже что это не совсем так:
стырено здесь
кстати на фото, горелка еслине ошибаюсь MSR Whisperlite Universal, у нее в комплекте была такая пластмассовая типа тренога для фиксации газового картриджа в перевернутом состоянии - она как раз и видна на фото. таким образом метод переворачивания картриджа похоже, активно пропагандируется самими производителями)
да, это MSR Whisperlite Universal
и пластиковая подставка под баллон тоже из ее комплекта
перед переворачиванием баллона вверх ногами горелка должна быть прогрета, поэтому в инструкции к ней советуют сперва дать ей погореть примерно 30 секунд а потом уже переворачивать баллон
Не сразу понял, что приведенный вами пример говорит о роли горелки как насоса
Про газовый баллон (инцидент на июльской Ушбе)
Угарный газ и MSR реактор
что способность полностью сжигать остатки газа является практически значимым эффектом
Вот вы пишите:
"Температура кипения бутана составляет около 0°С, изобутана около -12°С, пропана около -40°С. Именно эти параметры определяют температурный диапазон работы газовых горелок. "
Комментарий. Тогда бы все автомобили на пропан-бутановой смеси отказывались бы работать при температуре ниже -12. Кроме того, если верить надписи на баллоне, туда закачана примерно такая смесь: "пропан (20%)+бутана(80%)". То есть, мы существенной разницы, даже если весь изобутан не будет принимать участия в горении - не заметим, будет горелка работать. Оба газа - горючие!
"Если систему «баллон + горелка + котелок» поместить в тепловой «колпак» (то есть накрыть «куском» стеклоткани), и нагреть образовавшееся небольшое пространство до положительной температуры с помощью таблетки сухого спирта или свечи (следует учесть, что мощность свечи как нагревательного устройства при диаметре фитиля 1 мм невелика), можно «запустить» горелку при любой температуре. После выхода горелки на рабочий режим свечу (таблетку сухого спирта) следует затушить, так как положительная температура в пространстве под «колпаком» будет поддерживаться за счет работы горелки."
А ничего, что:
1. Горелка выработает кислород и затухнет под колпаком.
2. Как готовить еду под таким колпаком? Цель же не работа горелки сама по себе, а добыть кипятка. Поесть, например.
3. Если сесть под таким колпаком с работающей горелкой, то есть вероятность отравится угарным газом. Где-то на риске тема с угарным газом уже мусолилась.
Далее, я читаю:
"Расположение баллона выше уровня горелки в сочетании с переориентацией баллона в пространстве (переворот «вниз головой»)."
Ну у вас горелка на фото - мультитопливная, с трубкой предварительного прогрева бензина и превращения его в пар, затем впрыском через жиклёр (форсунку). А большинство газовых горелок, либо просто накручиваются на баллон, либо не имеют такого прогрева. Например, Ковеа Мунволкер. Я допускаю мысль, что газ попросту выльется через газовую горелку, если человек поднимет баллон повыше, а затем жидкий газ попадая на руки, пол палатки попросту загорится и устроит пожар. Таким образом, хотели вроде чуть-чуть кипятка добыть, а просто сожгли палатку и сорвали поход. Совсем.
А может просто можно сделать по старинке? Поместить баллон за пазуху на какое-то время, а? Ну чесслово! Вообще, текст написан в академическом стиле (сам преподавал и "чую" коллегу). Но вы попробуйте испытать всё это в естественных условиях, а не в комнатных. У вас понятное дело, в комнате, где +20, и где нет ветра, условия для работы горелки просто идеальные! Но всё изменится, если выйти на улицу, с замёрзшим баллоном, при -20. Горелка обязательно НЕмультитопливная, а самая простая, накручивающаяся на баллон. Тогда ваши советы обретут ценность :)
=это нормально, коллега
+++попробуйте испытать всё это в естественных условиях, а не в комнатных.
=Собственно там (в естественных условиях) все и испытывалось. Даже мысли не было проводить испытания при температуре выше -5С.
+++А может просто можно сделать по старинке?
Видимо вы не ходите в одиночные лыжные походы при температуре ниже -20С. Ну запустили вы горелку без парогенератора по обычной технологии, а что дальше? Держать баллон в руках или между ногами? При наличии ветра при -20С бесполезно класть баллон на котелок или использовать теплопровод, все это работает только в палатке. Обычная ветрозащита не помогает.
То, о чем я говорю, конечно "на любителя", в смысле "не нравится - не ешь"
Пару минут назад мне позвонил приятель, прочитавший нашу дискуссию и сказал, что вы неправильно выразились. Сейчас у молодежи принят в обращение термин "взрыв мозга". Надо было сказать +++Прочитал я этот текст и мои мозги взорвались
Мое авто на пропане. Вы забываете, что редуктор имеет систему подогрева, принудительную. Без нее он покрывается инеем - и авто глохнет
>Он (редуктор) покрывается изолирующей его от проникновения тепла ледяной "шубой". А шуба, как известно, не греет, а препятствует квантам тепла (фононам) переходить от атмосферы к внутренностям редуктора. )
оно так не работает
Я совсем не теоретик, но оказывается еще бывает фононый газ и фононная теплопроводность
https://www.ngpedia.ru/id636404p1.html
Не лишним будет напомнить кратко, что колебание атома относительно своего положения в атоме происходит не только от прямого механического воздействия (деформации - оно же, передача акустических фононов), но и от нагрева. Звук есть чисто механическая передача взаимодействия от одного атома к другому, без "набора" энергии в атом и перехода электронов с орбитали на орбиталь. Я же подразумеваю тепловые фононы. Читайте внимательнее )
Что такое тепло? Очень просто. Это колебание атома относительно своей позиции за счёт большего количества энергии, сообщённой ему. Когда веществу сообщается большее количества тепла, то колебание атома относительно кристаллической решётки увеличивается и далее, при сообщении ему определённой энергии, некоторые атомы "вырываются" со своих позиций и начинают напоминать россыпь мячей в ящике. Именно такой переход от одного агрегатного состояния к другому (из твёрдого в жидкое) называется плавлением. Переход из твёрдого состояния в жидкое не относится к так называемым "аморфным" телам, которые ведут себя подобно вязким жидкостям и с сообщением им тепла, постепенно размягчаются. Это: леденец, стекло, смолы, воск и т.п.
Что касается тех людей, которые спорят - не зная вопроса. Сам факт спора состоит, я так понял, в том чтобы не выяснить "как это работает", а скорее просто ради спора - попытка "почмырить". Что можно сказать, вам, ребята дорогие... Я и в физике разбираюсь. ;)
В Киеве дядька... Разве я задавал вопрос о вполне понятных причинах охлаждения и покрытия инеем редуктора? Или о "твердом (тут я промолчу просто) агрегатном состоянии пропана?". Мой коммент о редукторе и наличии системы его подогрева - лишь реакция на
Михаил Шабанов, 22.12.2019 13:42
"Температура кипения бутана составляет ... Комментарий. Тогда бы все автомобили на пропан-бутановой смеси отказывались бы работать при температуре ниже -12."
Потому что такие авто работают и при низких температурах вполне себе.
Мое авто на пропане. Вы забываете, что редуктор имеет систему подогрева, принудительную. Без нее он покрывается инеем - и авто глохнет. Насколько помню, давление пропана в баллоне около 16 атм.
ведь "мочат" со всех сторон - и текст не академический, и жидкости не горят (хотя метал горит)
Для меня познавательно, в силу лени никогда ничего специально не читал давно, а тут
столько полезностей узнал. Может даже с газом научусь ходить....
+++А ничего, что:
1. Горелка выработает кислород и затухнет под колпаком.
2. Как готовить еду под таким колпаком? Цель же не работа горелки сама по себе, а добыть кипятка. Поесть, например.
3. Если сесть под таким колпаком с работающей горелкой, то есть вероятность отравится угарным газом.
=Тепловой колпак это и есть то решение, которое позволяет пользоваться обычной горелкой и летним газом в дихлофоснике при -20С
Видимо я невнятно описал технологию, моя вина
Берем допустим треногу фотоаппарата, поднимаем на минимальную высоту, чтобы в пространство под треногой помещалась система "горелка+котелок (сверху)+баллон (на котелке)"
Оборачиваем треногу стеклотканью по типу чума, оставляем сверху вентиляционное отверстие и снизу вентиляционное отверстие. Размер отверстий (должен быть минимальным) надо подбирать ситуативно, так как свечка сразу гаснет если ей не хватает кислорода. Если свечек-малюток три, при нехватке кислорода гаснут одна или две свечи
Если баллон теплый (по старинке из-под куртки), система начинает работать сразу, важно успеть, пока газ в баллоне не остыл, тут и свечки не нужны
Если баллон холодный, надо долго ждать пока он согреется
Но когда горелка запустилась свечи надо сразу отключать, так как возникает опасность пере грева баллона
Варить под колпаком муторно (если только на малом огне, чтобы не пригорело, поэтому лучше супчик чем кашу, и ориентируясь на показатели времени), то есть это решение удобное для доведения воды до кипения
тоже мне "преподаватели", в совершенстве владеющие заточенным "академическим стилем" - что первый, что второй ))
не смешите
никакого "академического стиля" в этой теме не было, потому что:
- не было серьезной постановки вопроса
- не было серьезных примеров "неудач"
- не было предложено серьезных вариантов решения
- не было никакого серьезного заключения, то есть выводов, которые читатель мог бы использовать
короче: построение "статьи"- никакое, абы как, все без толку свалено в нечленорздельный комок
но есть и особые достиженьица:
- неправильное понимание физики процессов
- выдумки насчет "я изобрел технологию переворачивать газовый картридж вверх дном ))
скучно, гопода, скучно...
источник http://avto-blogger.ru/toplivo/mozhet-li-benzin-zamerznut.html
правда у Марата газ превратился в "кусок льда", но он не признается, где путешествовал
это не "замерзание бензина на морозе", а замерзание на морозе той воды, которой разбавляли этот бензин. как вариант: замерзание той ослиной мочи, которой разбавляли этот бензин )
Температура замерзания топлив
https://chem21.info/info/1617525/
Пять месяцев не глушить двигатель, или Правила зимней автомобильной жизни в Якутии https://www.drom.ru/info/misc/26993.html
https://www.gazeta.ru/auto/2018/01/21_a_11620226.shtml
https://pikabu.ru/story/devushka_avtomobil_moroz_50s_istoriya_avtozimovki_v_yakutske_6447944
якутский юмор
- Как Вы там живёте?
- Живём хорошо,только холодно,бл...!
…
Газ в баллоне находится под давлением. Давление в баллоне пропорционально температуре баллона (чем больше температура баллона, тем выше давление в баллоне). При работе баллона в нормальном положении (вентиль сверху) в этом вентиле происходит резкое расширение газа, и за счёт этого охлаждается баллон (в термодинамике этот процесс называется дросселирование или дроссель-эффект). При работе в тёплых условиях тепловой поток от воздуха компенсирует охлаждение баллона за счёт дроссель-эффекта и горелка работает нормально.
Что происходит при низких температурах, когда работает горелка. Давление в баллоне меньше, чем при высоких температурах. Кроме того, за счёт дроссель-эффекта происходит дополнительное охлаждение баллона. Да и ещё при работе горелки в бОльшей степени испаряется высококипящия фракция сжиженного газа. И может создастся момент, когда температура газового баллона опустится до такой точки, когда давление кипения жидкости в баллоне будет равно 1 атмосфере… и газ из баллона просто идти не будет. (Вот поэтому зимой и греют баллон около горелки, чтобы за счёт тепла повысить температуру баллона, и тем самым повысить давление газа в баллоне).
В той схеме, что описано в посте, при работе горелки, когда из баллона идёт жидкая фракция, то нет недостатков, связанные со снижением давления газовой фракции в связи с охлаждением баллона из-за дроссель-эффекта, потому что через вентиль грелки проходит жидкость, а не газ, и нет тут расширения газа. Так что пока в баллоне есть жидкость, то она вся уйдёт в горелку. А чтобы эта жидкость лучше шла, можно подогревать этот баллон.
Подключил горелку, открыл вентиль, газ не пошел. Все, можно хоть закрутиться баллоном.
Аналогичное по смыслу (не по механизму) залипание, только в клапане баллона, происходит при использовании газового резака (в вашем изложении "паяльная лампа"). То есть, надо отсоединять баллон после окончания работы с устройством.
Теперь надо ждать, когда выработается весь газ. Пока можете использовать резак как горелку - чай вскипятить, суп сварить и т.д.
сам искал сегодня на эту тему, кое-что обнаруживается в старых форумных обсуждениях на тему "почему смесь "бутан-пропан" и зачем переворачивать баллон зимой"
если правильно понял, то смесь нужна, чтобы горение продолжалось дольше чем на чистом пропане, чистый пропан будет быстро выгорать. и в смеси зимой как раз переворачивание баллона будет на руку
наконец-то докопались до червей (сомненья)
1. насчёт АПБС: она есть летняя 25/75 и зимняя 75/25 (%% могут немного варьироваться в зависимости от региона и его климата). Почему не чистый пропан? потому что крышку с автомобильного баллона сорвёт нафиг давлением чистого пропана летом. ЕМНИП, там рабочее давление 5Атм а испытательное 10. Почему не чистый бутан? потому что не всегда тепло даже летом, а для раскочегаривания нужно чтобы были хоть какие-то пары.
2. Кстати, смесь из пропана и бутана - и в туристических баллончиках разная, нужно всего лишь внимательно читать что на них написано. И тогда поймёте, где там взаправду написано про -25, а где - чистый развод.
3. Ничто не бывает идеальным, в том числе газ в баллонах. Причём, в первую очередь АПБС. Там есть и тяжелые фракции (пентаны и прочие). Угадайте, какая у них температура замерзания и что замёрзнет в первую очередь? :-) А если вы перевернёте такой перезаправленный баллончик - то где будет эта льдинка? (Марат, это тот самый кусок льда) Правильно - внизу, там где выход. И что с ним будет? Правильно, забьётся. Поэтому, неудивительно. Взбалтывать - не пробовали?
4. Вывод: летом, в среднегорье - перезаправленные баллоны вполне работоспособны. Зимой - тем более. А вот летом в высокогорье - могут быть сюрпрайзы, плохого горения летнего АПБС при низких т-рах, а также замерзание и даже закупорка (при определённых условиях, например перевёртывании). Так что, надо это просто понимать и учитывать.
Ничего сложно-мистического, просто физическая химия.
А тем кто хочет подробнее - сюда
В справочниках температура плавления пентана, то есть кристаллизации, то есть замерзания (или не так?) -129С. Вы думаете что пентан при -45С замерзнет?
. В комментариях - теория, а хотелось бы практических советов.
. Новый Год встречал в палатке на Горе.
Газ "Следопыт" летний (зимний в наших аулах не продают).
Не знаю какая была температура, но горелка с баллоном "вверх головой" не работала.
Держать баллон под курткой, - не вариант, - шланг короткий .
Прогревать вентиль пальцами, - примерзают .
Горелка с испарителем - трубка, прогреваемая пламенем.
С перевёрнутым баллоном заработала, но - !
Это реактивный двигатель на форсаже !
Регулировать пламя вентилем невозможно .
Вот если добавить регулятор за испарителем ...
Всем - Хорошего настроения !
- Николай
спасибо за тестирование
+++хотелось бы практических советов
=надо запустить горелку с баллоном "вниз головой" под полиэтиленом и через пару минут (когда пространство под тепловым колпаком основательно прогреется) поставить баллон в обычное положение
за - 45 уже холодновато
До -25 действительно один 100 гр баллон можно протаскать день на груд-животе.
С ним легко начать, заодно и большие прогреются.
На Денали летом было за -35, коленки на снегу в трех толстых брюках чувствовал как бетон, зимой там же днем -45 а ночью не мерил.
На Приполярном Урале было - 57, умудрился даже в речку в тот день провалится.
Не горел даже бензин и дрова. Какой там газ
Изобутан. Температура вспышки -74 С,
Пропан. Температура вспышки - 96 °С,
То есть, если вы можете подогреть трубку парогенератора, в которой находится жидкий газ (в том числе с помощью цангового баллона и газового резака, которые хранятся во внутреннем кармане куртки), горение газа в тех условиях, о которых вы говорили, неизбежно как восход солнца или наступление ночи
Это же не бензин
Все что написано теория, а есть практика
Я покупал хороший газ в Америке, и он замерз как кусок льда,
Внизу разожгли костер, грели в нем баллон. Не помогло, оставили
на подходе все баллоны. С бензином проблем не было. Только прокладки у примуса
дней через 20 потрескались, не заметили пожар был. Потом заменили
С появлением 100 граммового баллона
стал класть его на тело. Хотя в общем то в последнее время в
особые холода не совался.
Мне кажется не проблема будет задать вопрос народу что сейчас идет
на Коммунизма, как там у них будет с горелками вне домиков.
Вдруг не повезет и будут сильные морозы.
я проверил технологию на -34С с зимним газом, -25С с летним газом и т.д.
С пиком Коммунизма хорошая идея, если у вас контакты с ними, попросите попросить их проверить технологию на практике
Кстати, низкое давление на высоте только усиливает роль внутреннего давления в баллоне как движущей силы газа
Газ у вас не замерз как кусок льда, а полностью перешел в жидкое состояние
Вы не можете начать воспринимать газ как жидкое топливо, в этом все дело
Попробуйте посмотреть на газ как жидкое топливо (т.е. как на бензин)
Ну не получилось у нас зажечь это газ зимой, ну хоть тресни. К балону руки примерзают и все. Он даже не выходил из форсунки, Его и греть пытальсь и трясти и переварачивать.
Я один раз обжегся и брльше не хочу. Некоторые похождения свои я вспоминаю как билет в один конец. Вероятность возвращения минимальна. А тут еще это газ в первую же ночь не горит. И во вторую и в третью.
Я с вами не спорю, все что написано другими воспринял очень позитивно. Есть чему учится. Но зимой на хорошую гору с газм не пойду.
К Кавказу это не относится, можно и на 6Б идти с газом. Риск минимален. Они домашнии.
=это конечно не так, но заявление смелое
+++Внизу разожгли костер, грели в нем баллон
=это очень интересно; значит была "заноза" на участке между баллоном и жиклером;
=а горелка у вас была со шлангом?
=при выходе в тепло все заработало само по себе?
=американский газ был зимний?
-Горелка была с предподогревом и на шланге, но допускаю что вся была промерзшая. Когда берешь ее в руки звук был своеобразный, зимний
-Покрайней мере гортексовая куртка не гнуласьа ломалась как на дверных петлях, на видео напарник показывает.
- Вернулись мы через 40+ дней и проверять как он работает даже мыслей небыло.
Друг потерял 18 кг, я меньше.
Полезно почитать все что написано выше, можно перепробывать все варианты.
Не пугаться перевернутого баллона и пытаться запустить все это хоть крутя его верх вниз. А ставить на кострюлю и тп это и летом делаешь время от времени на холоде.
Прогрел всю горелку с открытыми вентилями и воздух пошел. Тогда и горелка заработала. Скорее всего у вас была подобная история и виноват не газ.
Когда загорелаь действительно было рывками, то форсаж то тишина.
Идти на маршрут с таким стремно.
Заниматься эксперементами как то лень. Хотя в Спортхите есть морозильная каера -25-30. Можно на день положить и потом пробывать.
=значит проблема была в наличии препятствия в топливопроводе
если в тепле горелка заработала без проблем, это была льдинка
или как потом обстояло дело с горелкой?
= а вы когда просушивали горелку шланг снимали? жиклер выкручивали?
= или вы её просто грели в собранном виде?
чтобы отодрать пальци от ткани надо секунд 5-7 держать не отдирая
Вообще, это забавная ситуация, когда пишешь людям, что вот, было так то и так то. А они тебя убеждают в ответ, что так быть не может потому, что теория это отрицает. Вот например, некоторыми утверждается, что GPS безгрешен. Или по крайней мере почти. А у меня был случай, когда недешевый прибор от компании GARMIN безбожно врал на пол километра. Вранье нивелировалось в ноль, когда я спустился ниже уровня облачности, дело было в горах, на высоте порядка 4 тысяч.
=а как вы убедились в том, что газ из баллона в перевернутом состоянии в жидком виде не идет?
=видимо вы живете в Сибири, если у вас на балконе (на закрытом балконе?) -30С?
Газ из баллона обычно идет с некоторыми звуками, а то и запахами. Если бы что-то потекло, яб тоже заметил.
и проверить - как это коррелирует со звуками и запахами
+++горелок накручиваемых на баллон у меня нет
=тем лучше (для эксперимента)
желательно взять летний газ и полупустой баллон
Если только не промышленный
Покрайней мере испытания ткани на ломкость никогда не получались
Любопытно
Решил отвлечь вас от споров и улыбнуться !
- 1897 год
экспедиция Андре на воздушном шаре "Орёл" к Северному Полюсу
проблема приготовления пищи ( шар заполнен водородом )
кухонный аппарат подвешивался на несколько метров ниже
и дистанционно приводился в действие
горение контролировалось с помощью зеркала -
Всего Доброго !
- Коля
спасибо
Руаль Амундсен в Антарктиде тоже использовал керосиновый примус .
Интересно, - сейчас используют керосин в походах ?
Ради интереса заправил "Шмель" керосином из хозмага,
на удивление - заработал и не коптит !
- Коля
В походы хожу давно и мне приходилось использовать разные горелки, начиная от «Шмелей» и заканчивая современными изделиями.
Сначала немного теории.
ЖИДКОТОПЛИВНЫЕ ГОРЕЛКИ
Жидкое топливо подается в зону горения за счет давления, создаваемого насосом. Оно поступает в испаритель и уже пары сгорают в зоне горения. Для того, чтобы запустить горелку, надо сначала разогреть испаритель и только потом подавать топливо. Давление поддерживается периодической подкачкой насосом, а горение регулируется вентилем.
ГАЗОВЫЕ ГОРЕЛКИ
В горелку поступают пары сжиженного газа за счет давления, создаваемого в баллоне в результате испарения. Интенсивность горения регулируется вентилем.
Топливо для газовых горелок всегда ДВУХКОМПОНЕНТНОЕ (это в основном связано с техникой безопасности, этот вопрос мы здесь не рассматриваем). Причем температуры кипения у этих компонентов РАЗНЫЕ. От этого все неприятности и масса вопросов.
ТОПЛИВО
ГАЗ
По российскому ГОСТ Р 52087-2003 существуют следующие марки сжиженного углеродного горючего:
ПТ пропан технический
ПА пропан автомобильный
ПБА пропан-бутан автомобильный
ПБТ пропан-бутан технический
БТ бутан технический
В ПТ содержание пропана не менее 75%, в ПА не менее 85%, в ПБА не менее 50%. Остальные марки для нас неинтересны, ими баллоны не заправляют.
В баллоны для газовых горелок (например, «Следопыт») заправляют смесь пропана и бутана по ГОСТ Р 52087-2003. Судя по ГОСТу, это смесь ПБА, с содержанием пропан/бутан —50/50. То есть в баллоне смесь жидких пропана и бутана, а над жидкостью пары этих газов. Давление насыщенных паров смеси зависит от температуры этой смеси. Чем выше температура, тем больше давление. И соответственно, чем ниже температура, тем ниже давление. При этом давление насыщенных паров смеси складывается из парциальных давлений компонентов смеси, а это в свою очередь зависит от температуры кипения компонента. Иными словами, более летучий компонент вносит больший вклад в суммарное давление и соответственно быстрее расходуется. Это как в самогонном аппарате, сначала идет первач, а дальше напиток все слабее и слабее. Аналогия грубая, но отражает суть процесса.
Давление в свежем баллоне со смесью ПБА при –10 град. Цельс. равна атмосферному и в процессе горения будет падать, так что вскоре горелка затухнет. А жидкости в баллоне останется еще много — это будет в основном бутан, температура кипения которого около 0 град.
Переворачивание баллона мало что даст, так как давление в баллоне может оказаться ниже атмосферного и газ все равно не будет поступать в горелку. Горелки с возможностью использования перевернутых баллонов сделаны для более полного выжигания содержимого, а не для работы при низких температурах.
Можно перезаправлять баллоны смесью ПА, но для этого нужно иметь ПА и оборудование для заправки. Такой газ будет гореть при более низких температурах, но эксплуатация таких баллонов сопряжена с определенными ограничениями. Ведь газовое оборудование для бытовых нужд рассчитано на максимальное давление 1,6 МПа (16 атм), а давление насыщенных паров пропана при +45 град. Цельс. составляет 1,55 МПа. Баллон, заправленный таким газом, может при перегреве травить, со всеми вытекающими из этого последствиями.
БЕНЗИН
Теперь про бензин. Тут тоже не все просто. В старых горелках сама горелка устанавливалась прямо на бачок и бензин распылялся через жиклер на нагретую чашку и поджигался. Узел распыления был достаточно капризный и горелка требовала нежного обращения. Таковой был «Шмель». Правда, в умелых руках «Шмели» служили верой и правдой многие годы. Особых требований к бензину не было.
Нынешние горелки устроены несколько иначе. Бачок с насосом через шланг соединяется с испарителем, находящимся в зоне горения. Топливо в нем испаряется и уже пары попадают в саму горелку и сгорают. Устройство стало проще. Испаритель — это просто кусок изогнутой трубки, в котором и происходит парообразование. Все бы ничего, но эта трубка имеет обыкновение закоксовываться, если используется не то топливо. А чистка этой трубки — задача нетривиальная, особенно если закоксованность сильная.
ПЛЮСЫ и МИНУСЫ
Плюсы газовых горелок:
• неприхотливы,
• надежно работают при плюсовых температурах,
• нет запахов, баллоны можно носить в рюкзаке, не опасаясь, что одежда и еда провоняют.
Минусы газовых горелок:
• ненадежная и неэффективная работа при минусовых температурах,
• неполное сгорание газа, а следовательно, нужно больше газа и баллонов,
• необходимость таскания пустых баллонов до конца похода (нечего раскидывать везде пустые баллоны!),
• высокая стоимость.
Плюсы бензиновых горелок:
• эффективная работа практически при любых температурах,
• нет проблем с утилизацией тары,
• низкая стоимость топлива.
Минусы бензиновых горелок:
• необходимость носить горелки и бензин отдельно от продуктов,
• запах бензина при разжигании,
• требовательны к обращению и уходу.
ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
С чем я хожу? У меня есть и газовые, и жидкотопливные горелки. Они все известных производителей, надежные и эффективные.
На короткие выезды с небольшой группой я беру газ.
На длительные походы я беру бензиновые горелки. В качестве топлива —бензин «Калоша». Он есть почти во всех хозяйственных магазинах, цена чуть дороже автомобильного, не коксуется, не так сильно пахнет. Заливаю в обыкновенные пластиковые бутылки. Использованная тара просто сжигается.
Обязательно беру ремнабор, что с газом, что с бензином.
Особых танцев с бубном вокруг горелок не доводилось исполнять, чего и вам желаю!
+++Переворачивание баллона мало что даст, так как давление в баллоне может оказаться ниже атмосферного и газ все равно не будет поступать в горелку.
=может быть вы хотя бы один раз попробуете? например, достав полупустой цанговый баллон с летним газом (в котором внутреннее давление минимально в виду отсутствия, как вы сами говорите, пропана) из морозильника?
=сообщение кнн от 09.01.2020 15:25 в данной ветке
Не знаю какая была температура, но горелка с баллоном "вверх головой" не работала.
С перевёрнутым баллоном заработала, но - ! Это реактивный двигатель на форсаже !